Тарифы на подключение и плата за технологическое присоединение к электрическим сетям — разграничение понятий
(Екимова Н. А.)
(«Российская юстиция», 2008, N 10)
ТАРИФЫ НА ПОДКЛЮЧЕНИЕ И ПЛАТА
ЗА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ПРИСОЕДИНЕНИЕ
К ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ СЕТЯМ — РАЗГРАНИЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ
Н. А. ЕКИМОВА
Екимова Н. А., главный специалист — эксперт отдела нормативно-правового регулирования коммунальной сферы Департамента ЖКХ Министерства регионального развития РФ.
В настоящий момент в отношении получения электрической энергии потребителем существует двоякое регулирование: тарифы на подключение и плата за технологическое присоединение. При этом часто возникают конфликтные ситуации, когда смешиваются данные понятия, регулирующие на практике совершенно разные правоотношения.
Тарифы на подключение регулируются в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (далее — Закон N 210-ФЗ).
План развития сетей организаций коммунального комплекса формируют органы местного самоуправления путем разработки комплексных программ на три — пять лет в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (формируют спрос). На их основе организациям коммунального комплекса выдаются технические задания на разработку инвестиционных программ. В технических заданиях указываются площадки, на которых планируется строительство в период реализации инвестиционной программы, и предельные нагрузки этих площадок. То есть где и сколько сетей строить — решают в этом случае органы местного самоуправления, реализуя полномочия, предусмотренные Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Приказом Минрегиона России от 10 октября 2007 г. N 100 утверждены Методические рекомендации по подготовке технических заданий по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса.
В инвестиционных программах организации коммунального комплекса указывают, каким образом и в какие сроки данные площадки будут обеспеченны системами коммунальной инфраструктуры. Здесь могут предусматриваться также мероприятия по модернизации и реконструкции существующих сетей с целью создания дополнительной мощности и увеличения пропускной способности действующих объектов. При этом согласно принципам Закона N 210-ФЗ, процесс обсуждения инвестиционных программ должен быть публичным. Заинтересованные стороны (потребители, застройщики) должны иметь возможность принять участие в обсуждении, а не только быть проинформированными об уже принятом решении.
Таким образом, муниципалитеты создают обязательный план застройки (формируют спрос) через программы комплексного развития, и организации коммунального комплекса могут планировать свою деятельность как минимум на три года вперед, что, в числе прочих положительных моментов, предотвращает появление бесхозных сетей.
За счет производственных программ (тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса) финансируется не строящийся, новый, объект, а уже построенный и введенный в эксплуатацию.
Таким образом, реализация инвестиционных программ предполагает, что развитие коммунальной инфраструктуры осуществляется организацией коммунального комплекса до площадок застройки. Застройщики (не всегда «конечные потребители», заявители) за пределами своих площадок в этом не участвуют (то есть не финансируют строительство новых сетей, их не касающихся).
В соответствии со статьей 10 Закона N 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» выбор способов обеспечения финансовых потребностей организации коммунального комплекса, необходимых для реализации ее инвестиционной программы (за счет надбавок, тарифов на подключение, средств соответствующего бюджета, сочетаний тех или других средств), осуществляется представительным органом муниципального образования исходя из оценки доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса, предельных индексов и оценки результатов реализации инвестиционной программы организации коммунального комплекса.
Таким образом, размер тарифов на подключение может компенсироваться за счет дополнительных источников финансирования в виде надбавки и бюджетных средств.
Кроме того, в соответствии с пунктом 28 Методических рекомендаций по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, утвержденных Приказом Минрегиона России от 10 октября 2007 г. N 99, источниками финансирования инвестиционной программы могут быть также привлеченные средства, средства внебюджетных фондов, прочие источники.
Еще одним плюсом такого регулирования является то обстоятельство, что муниципалитеты создают обязательный план застройки (формируют спрос) через программы комплексного развития и организации коммунального комплекса могут планировать свою деятельность как минимум на три года вперед.
При этом нормативно-правовая база по развитию систем электроснабжения включает следующие документы: Федеральный закон от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Федеральный закон от 14 апреля 1995 года N 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям», Постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 года N 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации», Приказ Федеральной службы по тарифам от 15 февраля 2005 года N 22-э/5.
То есть развитие распределительных электрических сетей осуществляется как путем формирования инвестиционных программ, так и путем получения заявок на присоединение от физических и юридических лиц. Спрос в этом случае не формируется органами местного самоуправления, а зависит от количества соответствующих заявок.
При наличии технологической возможности присоединения организация коммунального комплекса выдает заявителю технические условия и проект договора.
Согласно расчету плата за присоединение, выполнение данных технических условий распределяется между заказчиком и сетевой организацией, однако точный порядок распределения их обязательств действующими нормативными правовыми актами не предусмотрен. Таким образом, заявителю (застройщику) может быть вменена обязанность в рамках договора по строительству линий электропередач, подстанций и пр. за пределами его площадки застройки, то есть тех, которые не имеют к нему никакого отношения.
В то же время, согласно критериям наличия технологической возможности присоединения, в плату за присоединение не должны включаться работы по расширению существующих мощностей и созданию новых. В плату за технологическое присоединение могут включаться только мероприятия по развитию сетей и объектов энергоснабжения, необходимых для присоединения конкретного заказчика к уже существующим сетям.
Создание возможностей присоединения (расширение мощностей и пр.) должно предусматриваться в инвестиционных программах предприятий, утверждаемых и финансируемых в соответствии с Законом N 210-ФЗ.
Кроме того, возникает проблема с прогнозированием спроса на развитие электрических сетей и сетевые организации вынуждены закладывать в плату за присоединение повышенные коэффициенты, призванные компенсировать риски неприсоединения. Следовательно, плата за технологическое присоединение повышает стоимость инфраструктуры в себестоимости строительства, так как потребует больших затрат со стороны застройщиков.
В то же время, обсуждаемая в настоящее время отмена тарифа на подключение (оплачивается застройщиком) и включение его в тариф на передачу энергии (оплачивается потребителем) опосредует увеличение тарифа для конечных потребителей электроэнергии. А в регионах с пиковой нагрузкой, для которых характерно существенное отличие уровня платы за технологическое присоединение от средне-российских показателей (в частности, Москве и Санкт-Петербурге), реализация данного способа может вызвать критический рост тарифа на передачу электрической энергии. Потребитель не сможет платить за электроэнергию в долгосрочной перспективе в таком объеме, что сведет к нулю все возможные положительные моменты такого реформирования.
Более того, тариф на подключение потенциально ниже платы за технологическое присоединение за счет дополнительных источников финансирования в виде надбавки и бюджетных средств.
Анализируя сказанное, можно сделать вывод о том, что только совокупность существующих механизмов может обеспечить и повседневное существование, и планирование развития энергетики.
Окончательный вывод о необходимости отмены тарифа на подключение и включении его в тариф на передачу энергии, а также исключение надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса как источника финансирования инвестиционных программ возможно будет сделать после получения конкретных данных о реализации положений указанных нормативно-правовых актов.
Получению данных сведений будет способствовать реализация положений принятого Приказа Минрегиона России от 14 апреля 2008 года N 48 «Об утверждении Методики проведения мониторинга выполнения производственных и инвестиционных программ организаций коммунального комплекса», который прошел государственную регистрацию в Минюсте России и зарегистрирован 27 июня 2008 года N 11891, разработанного в соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2007 года N 115 «О принятии нормативных актов по отдельным вопросам регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».
——————————————————————