Особенности управления акциями хозяйственных обществ, находящимися в собственности государства
(Федотов П. В.) («Юридический мир», 2011, N 8)
ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ АКЦИЯМИ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОБЩЕСТВ, НАХОДЯЩИМИСЯ В СОБСТВЕННОСТИ ГОСУДАРСТВА
П. В. ФЕДОТОВ
Федотов Павел Викторович, кандидат юридических наук.
В числе имущественных активов, принадлежащих государству на праве собственности, могут находиться акции (доли) в различных хозяйственных обществах (открытые акционерные общества, закрытые акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, товарищества, финансово-промышленные группы и др.).
Ключевые слова: акции, хозяйственное общество, государство, собственность, экономика, предпринимательская деятельность, акционер, акционерное общество, дивиденды, органы государственной власти.
Features of management of actions the economic societies which are in the state property P. V. Fedotov
Among the property actives belonging to the state on the property right, there can be actions (share) in various economic societies (the open joint-stock companies, the closed joint-stock companies, limited liability companies, associations, financial and industrial groups, etc.).
Key words: actions, an economic society, the state, the property, economy, enterprise activity, the shareholder, joint-stock company, dividends, public authorities.
Управление акциями хозяйственных обществ как особый сегмент экономических отношений представляет для общества и государства существенное значение, так как, с одной стороны, значительно обогащает его предпринимательский потенциал и всю сферу финансово-хозяйственной деятельности, а с другой — делает использование государственной и муниципальной собственности наиболее продуктивным. Следует обратить внимание на то, что непосредственное участие государства в деятельности акционерных обществ придает этой деятельности более стабильный и предсказуемый характер. Существенный интерес к вопросам правового обеспечения управления государственными пакетами акций основан на том, что государство в данном сегменте отношений не только уравняло свои права с иными акционерами, но и встраивает через механизм акционирования свои интересы в развитие значительного числа отраслей экономики. Акционерная форма участия государства в предпринимательской деятельности демонстрирует отказ от монопольной роли «государства производящего», предоставляя тем самым широкие возможности в производстве товаров и услуг обширному кругу субъектов с различными формами собственности. При всем многообразии нормативных актов, регламентирующих процесс управления соответствующими имущественными активами государства, все они в той или иной степени направлены на реализацию основополагающих целей государства в указанном сегменте отношений. Среди них: 1) обладание собственностью как стратегическим ресурсом; 2) эффективное использование собственности; 3) извлечение дополнительных ресурсов (дивиденды, доходы, гарантии, арендные платежи и т. п.). Перечисленные цели демонстрируют стремление органов федеральной власти придать процессу управления государственной собственностью на рынке ценных бумаг замкнутый циклический характер, в котором стремление к эффективности использования государственной собственности делает возможным корректировать весь данный процесс. К числу наиболее иллюстративных нормативных актов, положивших начало развитию указанного сегмента федеральной собственности, относятся: Указ Президента Российской Федерации от 5 декабря 1993 г. N 2096 «О создании финансово-промышленных групп в Российской Федерации» (ныне утратил силу) <1>, которым было утверждено Положение о финансово-промышленных группах и порядке их создания, а также Указ Президента Российской Федерации от 11 мая 1995 г. N 478 «О мерах по обеспечению гарантированного поступления в федеральный бюджет доходов от приватизации» <2>. ——————————— <1> URL: www. kodeks-luks. ru/ciws/site7tid…prevDoc. Jistpos. <2> Собрание законодательства РФ. 1995. N 20. Ст. 1776.
Последним из упомянутых Указов Президента РФ предписывалось, что в федеральной собственности должны закрепляться преимущественно акции акционерных обществ, производящих продукцию (товары, услуги), имеющую стратегическое значение для обеспечения национальной безопасности государства. Перечень таких акционерных обществ был утвержден несколько позднее в Постановлении Правительства Российской Федерации от 17 июля 1998 г. N 784 «О перечне акционерных обществ, производящих продукцию (товары, услуги), имеющую стратегическое значение для обеспечения национальной безопасности государства, закрепленные в федеральной собственности акции которых не подлежат досрочной продаже» <3>. ——————————— <3> Утратил силу в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 507 «О признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ по вопросам приватизации федерального имущества» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 32. Ст. 3313.
И наконец, Постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. N 738 было утверждено Положение об управлении находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении открытыми акционерными обществами («золотой акции») <4>. Этим нормативным актом определены основные принципы управления указанным сегментом государственной собственности. ——————————— <4> URL: www. petaref. com/?page=viewref&id;=4030.
В данном случае принятие Гражданского кодекса РФ и Федерального закона «Об акционерных обществах» было многоплановой юридической акцией, имеющей долгосрочное позитивное значение для осуществления корпоративного управления различными формами собственности, включая государственную. Как следует из упомянутых и иных нормативных актов, а также в соответствии с ежегодными экономическими расчетами со стороны специалистов Министерства социального и экономического развития РФ государство стремится максимизировать эффективность использования федеральной собственности. Соответственно количество акций тех или иных предприятий (организаций), поступающих в государственный портфель, рассчитывается в соответствии с точно выверенными экономическими расчетами. Важным дополнением системы управления государственной собственностью стало Постановление Правительства РФ от 11 января 2000 г. N 23 <5>, которым было утверждено Положение о ведении реестра показателей экономической эффективности деятельности открытых акционерных обществ на основе предоставляемых ими экономических программ своего развития. Однако упомянутый нормативный акт до конца не определил порядок расчета данных показателей. Указанное восполнило Постановление Правительства РФ от 10 апреля 2002 г. N 228 (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.03.2006 N 156) <6>. Данным Постановлением определены меры повышения эффективности использования государственного имущества. ——————————— <5> URL: base. garant. ru/181522/. <6> URL: www. novostroy. ru/law/direct. php.
В этих документах делается акцент на меры по повышению эффективности использования государственной собственности. Как правило, большинство основных показателей эффективности деятельности государственных предприятий разрабатывают и корректируют подведомственные органы власти в соответствии со своими программами деятельности. Действующее законодательство, а также сложившаяся правоприменительная практика позволили не только упорядочить процесс управления акциями, находящимися в федеральной собственности, но и придать этому процессу поступательный характер. Процесс управления ценными бумагами, находящимися в собственности государства, объединил ряд обязательных этапов и процедур, позволяющих сделать его в достаточной мере обоснованным и «прозрачным». В частности, Федеральное Собрание Российской Федерации в рамках федерального закона о государственной программе приватизации государственного имущества в Российской Федерации ежегодно определяет прогнозный перечень предполагающихся к продаже акций акционерных обществ, производящих продукцию, имеющую стратегическое значение, а также прогнозный перечень государственных унитарных предприятий, подлежащих преобразованию в открытые акционерные общества. В свою очередь, Президент Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации дает разрешение на передачу в залог, в доверительное управление, в уставные капиталы хозяйственных обществ и иные распоряжения акциями, находящимися в федеральной собственности <7>. ——————————— <7> Исключение составляют продажи акций.
Как показывает практика, государство управляет принадлежащими ему акциями, а также осуществляет свои права участника в хозяйственных товариществах и обществах через институт своих представителей, назначаемых Правительством Российской Федерации. Назначение государственных служащих представителями в хозяйственные товарищества и общества производится при наличии обоснования такого назначения (экономия ресурсов по управлению, в целях безопасности и пр.). Как можно заметить, процесс защиты интересов государства, представленный в виде долей (акций) предприятий (организаций), регламентируется весьма обширной нормативной базой, претерпевшей за последние два десятилетия значительные изменения. В то же время в рыночных условиях хозяйствования именно за акционерными обществами, за вырастающими из их числа и сосуществующими с ними концернами, холдингами, финансово-промышленными группами будущее отечественной экономики. Вот почему особую ценность имеют принятые и совершенствуемые правовые акты, регламентирующие данный сегмент корпоративного управления собственности.
Литература
1. Белов В. А., Пестерева Е. В. Хозяйственные общества. М., 2002. С. 48. 2. Гражданское право России. Общая часть: Курс лекций / Отв. ред. О. Н. Садиков. М.: Юристъ, 2001. Глава 7. 3. Крапивин О. М., Власов В. И. Комментарий к законодательству об акционерных обществах // ГАРАНТ, 2003. 4. Орлова Н. А., Обертышева Л. А. Акционерные общества меняют устав до 1 июля 2002 г. // Библиотечка «Российской газеты». 2002. N 7. 5. Шиткина И. С. Правовое регулирование деятельности акционерного общества внутренними документами // Библиотечка «Российской газеты». 2002. N 7. 6. Предпринимательское право Российской Федерации / Отв. ред. Е. П. Губин, П. Г. Лахно. М.: Юристъ, 2003.
——————————————————————