Регламентация локального нормотворчества на деле
(Брюховецкий Н.)
(«Трудовое право», 2013, N 7)
РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ЛОКАЛЬНОГО НОРМОТВОРЧЕСТВА НА ДЕЛЕ
Н. БРЮХОВЕЦКИЙ
Брюховецкий Н., начальник юридического отдела ООО «Импрод».
Любая мало-мальски ответственная организация рано или поздно сталкивается с необходимостью бюрократизации своей деятельности: разграничение полномочий и ответственности между структурными подразделениями, определение порядка разрешения тех или иных хозяйственных ситуаций, не говоря уж о правилах внутреннего трудового распорядка. Кроме того, зачастую работники проявляют разумную инициативу, внося предложения по усовершенствованию тех или иных процессов, игнорировать которые работодателю не стоит.
В то же время существует риск ситуаций, когда принятый локальный нормативный акт вызывает претензии (в ряде случаев — обоснованные) со стороны руководителей подразделений, сферу деятельности которых указанный документ уже начал регулировать, но мнение данных лиц учтено не было. К тому же просто поставить таких работников перед фактом введения новых правил поведения — значит проявить неуважение к ним и создать в коллективе конфликтную ситуацию.
Организация, в которой автор трудится, испытала на себе вышеназванную проблему. Результатом оперативного реагирования на нее стало разработанное автором, утвержденное его работодателем и применяющееся в настоящее время положение, имеющее своей целью установку порядка подготовки и согласования локальных нормативных актов.
Автор надеется, что данный небольшой материал будет полезен читателям.
Приложение к приказу ООО «______» от __________ N ___
Положение о локальной нормотворческой инициативе работников
1. Определения, использующиеся в настоящем положении:
а) генеральный директор — единоличный исполнительный орган общества;
б) локальный нормативный акт — акт общества, оформленный в письменном виде и подписанный генеральным директором, не имеющий персонифицированный характер, устанавливающий (изменяющий, прекращающий) обязанности и (или) права всех работников общества либо работников одного или нескольких структурных подразделений общества;
в) локальная нормотворческая инициатива — осуществляемые своей волей и в интересах общества инициативные действия работников, направленные на подготовку проектов локальных нормативных актов в порядке, предусмотренном настоящим положением;
г) общество — Общество с ограниченной ответственностью «_________»;
д) работники — лица, заключившие с обществом трудовые договоры;
е) рабочие дни — дни, составляющие рабочее время работников;
ж) руководители подразделений — работники, занимающие должности руководителей структурных подразделений общества, или работники, в установленном порядке временно исполняющие обязанности руководителей структурных подразделений общества;
з) письменный вид (документа) — изложение информации на бумажном носителе с использованием соответствующих технических средств;
и) электронный вид (документа) — информация, находящаяся в файле типа документ Microsoft Word.
2. Правом локальной нормотворческой инициативы обладают все работники независимо от их должностей, возраста, опыта и срока работы в обществе.
3. Работники в целях осуществления своего права локальной нормотворческой инициативы представляют соответствующие предложения в устном или письменном виде (далее — предложения) руководителям подразделений, которым они подчинены.
4. Если право локальной нормотворческой инициативы реализуется непосредственно руководителями подразделений, то такие предложения представляются прямо генеральному директору.
5. Руководители подразделений в течение ___ рабочих дней обязаны рассматривать предложения и принимать следующие решения:
а) одобрить предложения полностью;
б) одобрить предложения частично или отказать в одобрении предложений полностью, разъясняя при этом работникам причину принятия таких решений; при необходимости руководители подразделений вправе предложить работникам внести изменения и (или) дополнения в предложения, а также оформить их в письменном или в электронном виде.
6. Руководители подразделений в течение ___ рабочих дней со дня полного или частичного одобрения предложений должны доводить их до сведения генерального директора с обязательными пояснениями к ним в письменном и электронном видах.
7. Генеральный директор в течение ___ рабочих дней со дня получения от руководителей подразделений предложений с пояснениями рассматривает их и принимает следующие решения:
а) одобрить предложения полностью;
б) одобрить предложения частично или отказать в одобрении предложений полностью, разъяснив руководителям подразделений причину принятия таких решений.
8. В случае частичного одобрения предложений генеральный директор предоставляет соответствующим руководителям подразделений время, необходимое на внесение в предложения соответствующих изменений и (или) дополнений.
9. Предложения, указанные в п. 8 настоящего положения, после внесения в них изменений и (или) дополнений представляются руководителями подразделений генеральному директору в письменном и электронном видах для принятия решений, указанных в п. 7 настоящего положения.
10. После одобрения предложений генеральный директор:
а) определяет и назначает структурные подразделения общества или работников, которые будут осуществлять непосредственную подготовку проектов соответствующих локальных нормативных актов (далее — исполнители), а также участвовать в подготовке таких локальных нормативных актов (далее — соисполнители);
б) направляет исполнителям и соисполнителям в электронном виде одобренные предложения с пояснениями, указав сроки, необходимые для ознакомления с ними;
в) организует непосредственное обсуждение между исполнителями и соисполнителями одобренных предложений, их взаимодействие на период подготовки, а также определяет сроки подготовки проектов соответствующих локальных нормативных актов (далее — проекты).
11. Проекты, прошедшие согласование между исполнителем и всеми соисполнителями, направляются исполнителями на проверку в юридический отдел в электронном виде.
12. Юридический отдел в течение ___ рабочих дней со дня получения проектов, указанных в п. 11 настоящего положения:
а) осуществляет проверку их соответствия требованиям законов и подзаконных актов, а также локальных нормативных актов;
б) при необходимости вносит в тексты проверяемых проектов исправления, замечания, в том числе не относящиеся к компетенции, указанной в подп. «а» настоящего пункта;
в) уведомляет исполнителей по электронной почте о согласовании проверяемых проектов либо направляет им проверенные проекты в электронном виде с внесенными в них исправлениями, замечаниями.
13. Исполнители в течение ___ рабочих дней со дня получения от юридического отдела уведомлений о согласовании проектов или проектов, в которые юридическим отделом были внесены исправления, замечания, дополнения:
а) при необходимости вносят в проекты соответствующие корректировки;
б) оформляют проекты в письменном виде (далее — итоговые проекты) и визируют каждую их страницу на обратной стороне своими подписями с расшифровкой фамилий и указанием дат;
в) представляют итоговые проекты соисполнителям и юридическому отделу, которые визируют каждую страницу итоговых проектов на обратной стороне своими подписями с расшифровкой фамилий и указанием дат (при наличии замечаний к проекту соисполнители и юридический отдел обязаны указывать их рядом со своими подписями либо прилагать их в письменном виде к итоговым проектам);
г) проверяют наличие в итоговых проектах предусмотренных настоящим положением виз и дат и передают завизированные итоговые проекты на рассмотрение генеральному директору.
14. Генеральный директор в течение ___ рабочих дней со дня получения завизированных итоговых проектов:
а) рассматривает их, при необходимости запрашивает пояснения к итоговым проектам и замечаниям к ним от исполнителей, соисполнителей, юридического отдела;
б) принимает меры к согласованию положений, в отношении которых соисполнителями и (или) юридическим отделом были сделаны замечания;
в) утверждает тексты будущих локальных нормативных актов и передает их в административный отдел.
15. Административный отдел в течение ___ рабочих дней со дня получения утвержденных текстов локальных нормативных актов оформляет их в письменном виде и передает генеральному директору для подписания.
——————————————————————