Понятие и значение привлечения населения к расследованию и профилактике преступлений

(Локтионова Ю. Ю.)

(«Общество и право», 2009, N 3)

ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ПРИВЛЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

К РАССЛЕДОВАНИЮ И ПРОФИЛАКТИКЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Ю. Ю. ЛОКТИОНОВА

Локтионова Юлия Юрьевна, адъюнкт кафедры организации следственной работы Волгоградской академии МВД России.

Статья рассказывает о взаимодействии милиции и населения. Автор исследует прошлое и современность.

Ключевые слова: население; общественность; привлечение; допущение; информация; профилактика; расследование; вовлечение; милиция; преступление.

The article tells about interaction of militia and population. The author investigates the past and the present.

Key words: population; public; attraction; assumption; information; preventive maintenance; investigation; involve; militia; crime.

В своем обращении к сотрудникам органов внутренних дел и военнослужащим внутренних войск МВД России от 25.08.2005 Министр внутренних дел РФ Р. Г. Нургалиев потребовал установить, что «повседневная деятельность органов внутренних дел является публичной, доступной для общественного контроля, понятной для граждан и необходимой для общества», а повышение открытости общества сегодня немыслимо без использования новейших средств массовой коммуникации.

Прежде чем исследовать вопросы такой обширной сферы, как привлечение населения к расследованию и профилактике преступлений, необходимо определить значение и происхождение используемых понятий. Термины «профилактика», «предупреждение», «превентивность» некоторые исследователи, такие как В. С. Устинов или Г. А. Аванесов, считают самостоятельными и различными по смыслу, однако, учитывая их общую этимологию, мы считаем, что их вполне приемлемо взаимозаменять и использовать в одном и том же контексте. Словосочетание «привлечение населения» к расследованию и профилактике преступлений также использовано нами не случайно. Прежде всего, в работах правоведов 80-х — 90-х гг. XX в. при исследовании взаимодействия органов внутренних дел и социума в направлении профилактики и расследования преступлений, как правило, употреблялся термин «общественность», что согласно корифею русской словесности С. И. Ожегову означает «передовая часть общества» [1. С. 797].

Исследователь В. Т. Томин в юридической литературе определял общественность как «различные общественные организации и трудовые коллективы, полномочные представители, а также отдельные граждане» [2. С. 122 — 127].

Так же как вышеупомянутые термины «профилактика» и «предупреждение», в широком смысле термины «общественность», «граждане», «население» допустимо употреблять как равнозначные. Но учитывая изменения, которые привнесли в современную социальную жизнь информационные технологии и рассматриваемый нами аспект деятельности правоохранительных органов, касающийся профилактики и расследовании преступлений, нам сегодня гораздо уместнее и удобнее говорить именно о населении как о неком чрезвычайно важном и необходимом партнере уполномоченных органов в борьбе с криминалом. В настоящий момент это признано и на официальном уровне. Так, в состав органов внутренних дел сегодня входят подразделения «по взаимодействию с органами государственной власти, общественными, политическими объединениями и населением».

Население — это совокупность жителей (области, страны и т. п.). Мы не дифференцируем его системные составляющие, так как полагаем, что оказать помощь в расследовании и предупреждении преступлений при нынешнем техническом развитии средств массовой коммуникации реально способна и нередко осуществляет не только «передовая часть общества», общественные организации, их представители и т. п., а абсолютно любой гражданин. От несовершеннолетнего, который, к примеру, зафиксировал обстоятельства совершения преступления с помощью портативной видеокамеры сотового телефона, до человека с ограниченными физически возможностями, который не имеет возможности покинуть пределы жилища, но способен через Интернет представить уполномоченным структурам предложения по повышению эффективности профилактики правонарушений. Ранее в работах авторов-правоведов данный вопрос рассматривался несколько с другой стороны. Внимание уделялось преимущественно самому средству осуществления контактов с населением большей частью средствам массовой информации, о том, как их использовать в процессе расследования и предупреждения преступлений. Например, об этом говорится в учебном пособии А. Н. Тюменцева «Использование средств массовой информации при расследовании и профилактике преступлений», в диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук В. Ю. Наумкина «Использование органами внутренних дел средств массовой информации в предупреждении наркомании и связанных с ней преступлений», в кандидатской диссертации А. М. Ишина «Использование средств массовой информации при установлении и розыске лиц, совершивших преступления, в ходе предварительного следствия». Также на данную тему писали такие исследователи, как Ф. К. Рябыкин, А. В. Федоров и др.

Сегодня приоритетной является идея самой организации контактов органов внутренних дел с гражданами, сделан упор на инициативу правоохранительных органов в вопросе взаимодействия с населением с помощью определенных сил — средств массовой коммуникации и именно поэтому нами применяется формулировка «привлечение населения к расследованию и профилактике преступлений». Термин «привлечь» несет в себе признаки активности, убеждения и означает «побудить, вызвать желание или заставить принять участие в чем-либо, заняться чем-либо, примкнуть к кому — чему-либо» [3. С. 585].

Впрочем, идея раскрыть значение активной позиции власти в целях борьбы с преступностью не нова. Еще в 1972 г. был издан труд одного из ведущих советских ученых-юристов В. Т. Томина «Привлечение трудящихся к расследованию преступлений». Исследованные этим автором факторы активности населения, на наш взгляд, существенно изменились. Одна из основных причин, естественно, — смена государственно-правового режима в стране. В. Т. Томин говорил об общественной обязанности трудящихся бороться с преступностью. В демократическом обществе о каких-либо «общественных обязанностях» говорить не приходится. Оказание помощи милиции и другим правоохранительным органам — это право граждан, которое они зачастую реализуют не так охотно, как следовало бы.

Осознав, что сегодня средства массовой коммуникации не просто доводят информацию, которая вообще очень редко носит нейтральный характер, а пропагандируют, преобразовывают все стороны жизни общества, правоохранительные органы обязаны более активно включаться в коммуникационный обмен и использовать его результаты для повышения эффективности своей деятельности.

Также, для того чтобы лучше обосновать применяемую нами формулировку «привлечение» населения к расследованию и профилактике преступлений в названии темы работы, целесообразно уделить внимание характеристике практически идентичного термина «вовлечение». Данное понятие неоднократно употребляется в УК РФ, а именно в ст. 150 «Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления», в ст. 151 «Вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий», в ст. 240 «Вовлечение в занятие проституцией» и также означает побуждение, склонение, принуждение [4. С. 598]. Наиболее развернуто определила этот термин в своих исследованиях социолог Г. В. Лысенко. По ее мнению, вовлечение означает тип воздействия, предполагающий единство коммуникатора и аудитории, соучастие и сотворчество, требует высокой активности от коммуникатора, при этом сохраняется собственная позиция реципиента [5. С. 73]. Перенеся данную модель на процесс контактирования правоохранительных органов с населением в сфере расследования и профилактики преступлений, мы можем получить представление о характере современных взаимоотношений между ними. Информация (от слова information — разъяснение, изложение, истолкование) в наиболее употребляемом смысле означает сведения о чем-либо, передаваемые людям прямо или опосредованно [6. С. 3]. Ее предоставление, распространение, сохранение в тайне является краеугольным камнем в вопросе о том, как население может быть привлечено к расследованию и профилактике преступлений. В целом мы полагаем, что процесс приложения сил и возможностей населения к оказанию помощи правоохранительным органам сегодня, хотя достаточно условно, можно разделить на два основных вида: допущение и привлечение. В качестве примера можно сравнить две ситуации.

1. В пункт к участковому уполномоченному милиции является местная жительница с жалобой на то, что ее соседи нарушают общественный порядок, сбывают фальсифицированную алкогольную продукцию. Сотрудник органа внутренних дел фиксирует сообщение и проводит проверку. Здесь мы имеем дело с допущением населения к оказанию помощи правоохранительным органам.

2. Руководство органа внутренних дел совместно с представителями различных служб: управлением государственной инспекции безопасности дорожного движения, управлением собственной безопасности и другими выезжает на автомобильную трассу, размещает временный штаб на посту дорожно-постовой службы и проводит встречи с водителями транспортных средств по личным вопросам (подобная практика уже неоднократно применялась, в том числе начальником ГУВД по Волгоградской области в августе 2006 г. на 16 километре трассы Волгоград — Москва). На этот раз граждане — от водителей-транзитников до спортсменов — велосипедистов, которые изначально не планировали контактировать с правоохранительными органами, воспользовались предоставленной милицией возможностью решить какие-либо проблемы, связанные с организацией дорожного движения, предложить новые способы ее оптимизации, сообщить о нарушениях со стороны сотрудников ГИБДД и т. п. В этом случае можно говорить о целенаправленном, активном привлечении населения к решению вопросов, связанных с деятельностью органов внутренних дел.

Таким образом, мы хотим подчеркнуть, что своего рода пассивного использования помощи общества в расследовании и профилактике преступлений современному государству недостаточно, необходимо активно создавать, развивать и распространять условия сотрудничества населения и правоохранительных органов в практической деятельности по защите законности и охране правопорядка, применяя при этом широчайшие возможности традиционных и новейших СМК.

Итак, на наш взгляд, привлечение населения к профилактике и расследованию преступлений означает осуществление деятельности правоохранительными органами по охране законности и правопорядка при инициативном создании специальных взаимовыгодных условий для получения необходимой информации от граждан, допущение населения к расследованию и профилактике преступлений означает — осуществление деятельности правоохранительными органами по охране законности и правопорядка с учетом уже имеющейся информации, поступающей от граждан, без дополнительного задействования сил и средств.

Литература:

1. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1987.

2. Томин В. Т. О понятии «общественность» и круге задач, решаемых в уголовном процессе с ее помощью // Проблемы борьбы с преступностью. Иркутск — Омск, 1973.

3. Современный толковый словарь русского языка / РАН «Институт лингвистических исследований», 2004.

4. Комментарий к Уголовному кодексу РФ / Под общей ред. д. ю.н., профессора Ю. И. Скуратова и д. ю.н. В. М. Лебедева. М., 2000.

5. Лысенко Г. В. Средства массовой коммуникации в современном обществе: Учебное пособие. Волгоград, 2005.

6. Тавокин Е. П. Информация как научная категория // Социологические исследования. 2006. N 2.

——————————————————————