Организация и оплата труда в ночное время

(Щур-Труханович Л. В., Щур Д. Л.) («Трудовое право», 2006, N 6)

ОРГАНИЗАЦИЯ И ОПЛАТА ТРУДА В НОЧНОЕ ВРЕМЯ

Л. В. ЩУР-ТРУХАНОВИЧ, Д. Л. ЩУР

Щур-Труханович Л. В., главный редактор журнала «Кадры предприятия».

Щур Д. Л., начальник консультативного отдела издательско-консультационного центра «Дело и сервис».

Основным мотивом, которым руководствуется работодатель при привлечении работников к работе в ночное время, является стремление достичь высоких экономических результатов: роста производства, увеличения его эффективности, повышения производственного потенциала, снижения потребностей в капитальных вложениях и т. д. С точки зрения загрузки производственных мощностей работодателю необходимо, чтобы физический износ применяемого оборудования преобладал над его моральным старением. Кроме того, применение ночного труда может обусловливаться и иными причинами: например, необходимостью обеспечения непрерывного производственного процесса, когда технология не позволяет работодателю остановить производство на ночь (например, обслуживание доменной печи), длительностью производственного процесса, превышающей дневную норму работы, необходимостью обеспечения охраны имущества работодателя, обязательностью круглосуточного контроля за работой оборудования и т. п. Таким образом, в большинстве случаев цели введения ночного режима работы имеют свое обоснование. Однако поскольку выносливость человеческого организма все же несравнима с износоустойчивостью оборудования, а также ввиду социальных, этических и иных аспектов государство на законодательном уровне устанавливает ограничения по использованию работодателями ночного труда работников.

Организация труда работников в ночное время

В соответствии с международной классификацией термин «ночной труд» означает любую работу, которая осуществляется в течение периода продолжительностью не менее 7 часов подряд, включая промежуток между полуночью и 5 часами утра. Так определяет термин «ночной труд» Международная организация труда в Конвенции N 171 (статья 1) <*>. Часть 1 статьи 96 Трудового кодекса РФ предусматривает более четкие рамки ночного времени — это период с 22 часов до 6 часов. ——————————— <*> Конвенция 1990 г. о ночном труде (N 171) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 — 1990. МБТ. Женева, 1991. Т. 2. С. 2233. Несмотря на то что Конвенция пока не ратифицирована Российской Федерацией, сотрудникам, организующим работу персонала в ночное время, следует знать ее положения.

Частью 2 названной статьи Кодекса установлено правило, согласно которому продолжительность работы (смены) в ночное время сокращается на 1 час. Такой подход объясняется прежде всего биологическими причинами: ночная смена является наиболее тяжелой с точки зрения физиологического привыкания, сна и самочувствия. В ночную смену особенно учащаются ошибки при выполнении работ, аккумулируется усталость. Исследования свидетельствуют о том, что после нескольких ночных смен подряд обычно накапливается дефицит сна, что оказывает влияние на производительность труда и увеличивает вероятность несчастных случаев. Также, по данным исследований, число ярко выраженных «жаворонков» и «сов» составляет только 5% населения. Большинству же работников требуется более 1 недели для того, чтобы их организм полностью привык к ночной работе. Любое частичное привыкание теряется в выходные дни, следующие за ночной сменой. Таким образом, биоритмы постоянных ночных работников всегда находятся в состоянии нарушения <*>. Именно поэтому законодатель сократил продолжительность работы (смены) в ночное время на 1 час — с целью улучшения переносимости ночной работы. ——————————— <*> Peter Knauth. Продолжительность работы // В кн.: Международная организация труда: Энциклопедия по безопасности и гигиене труда: Пер. с англ. 4-е изд. М.: Издание Министерства труда и социального развития РФ, 2001. Т. 2. С. 309.

Примечательно, что в ближайшее время законодатель планирует дополнить часть 1 статьи 96 Трудового кодекса РФ уточнением, что продолжительность работы (смены) в ночное время сокращается на один час «без дополнительной отработки» <*>. По его мнению, такая редакционная правка нормы должна исключить возможности для принуждения работников отрабатывать «ночной» час (на который была сокращена ночная смена) в следующую дневную смену. ——————————— <*> Проект Федерального закона от 9 февраля 2006 г. N 329663-3 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании недействующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации», подготовленный ко второму чтению в Государственной Думе РФ.

Под действие указанного правила не подпадают работники, которым уже установлена сокращенная продолжительность рабочего времени (например, работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и пр.), а также работники, которые приняты специально для работы в ночное время (часть 3 статьи 96 Трудового кодекса РФ) — для них работа в ночное время не сокращается, если только иное не предусмотрено коллективным договором. Согласно части 4 статьи 96 Трудового кодекса РФ продолжительность работы в ночное время уравнивается с продолжительностью работы в дневное время в тех случаях, когда это необходимо по условиям труда, а также на сменных работах при 6-дневной рабочей неделе с 1 выходным днем; список указанных работ может определяться коллективным договором, локальным нормативным актом. Для работников некоторых отраслей законодательством предусмотрено уточнение приведенного правила, в частности Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников связи, имеющих особый характер работ, утвержденным Приказом Минсвязи России от 8 сентября 2003 г. N 112, установлено, что при непрерывной круглосуточной работе средств связи продолжительность работы в ночное время уравнивается с продолжительностью работы в дневное время, когда это необходимо по условиям труда. Как следует из Постановления Совета министров СССР от 12 февраля 1987 г. N 194 «О переходе объединений, предприятий и организаций промышленности и других отраслей народного хозяйства на многосменный режим работы с целью повышения эффективности производства» (с изменениями на 19 ноября 2003 г.), применяющегося в части, не противоречащей Трудовому кодексу РФ, введение указанного режима, при котором работа (смена) в ночное время сокращается на 1 час, осуществляется организацией без уменьшения заданий по объему производства и по производительности труда. То есть в данном случае работодатель сам должен быть заинтересован в обеспечении наиболее благоприятных условий для высокопроизводительного труда и полноценного отдыха работников. Для того чтобы в полной мере задействовать потенциал персонала, к решению всех сопутствующих производственных и социальных вопросов необходимо приступить уже на этапе планирования перевода производства на многосменный режим работы. При перераспределении работников по сменам следует в максимальной степени учитывать предложения и пожелания коллектива, используя для этого опросы, анкетирование и другие формы выявления общественного мнения. По такому же пути идет и мировая практика: до введения рабочих графиков, требующих использования ночного труда, предприниматель проводит консультации с представителями заинтересованных трудящихся относительно конкретного содержания таких графиков и форм организации труда в ночное время, которые наиболее приспособлены к предприятию и его персоналу, а также относительно необходимых мер по гигиене труда и социально-бытовым службам <*>. Точно так же статья 103 (часть 3) Трудового кодекса РФ прямо предписывает работодателю при составлении графиков сменности учитывать мнение представительного органа работников. ——————————— <*> Статья 10 Конвенции МОТ 1990 г. о ночном труде (N 171).

Ночная работа может иметь негативное воздействие на семейную жизнь, участие в жизни общества и социальные контакты. Глубина проблем может зависеть от многих факторов, таких как тип сменной системы, пол, возраст, семейное положение, состав семьи работника и др. По сравнению с другими системами смен постоянная ночная смена оказывает наиболее негативный эффект на членов семьи, которые должны подстраивать свой образ жизни под это расписание, на способность работника выполнять свои семейные функции. Однако некоторые работники видят определенные преимущества в ночной работе. Так, в ночную смену работники обычно чувствуют больше независимости ввиду ослабления контроля со стороны начальства. Кроме того, ночная смена может выбираться и из экономических соображений — работа в ночное время означает увеличение дохода благодаря повышенной оплате ночных часов. Вместе с тем при решении вопроса о составе ночных смен следует не только руководствоваться соображениями целесообразности использования тех или иных работников, но и учитывать обстоятельства работников с семейными обязанностями и иных категорий работников. Тем более что законодатель требует особого подхода к этим работникам в соответствующих статьях Трудового кодекса РФ. Так, согласно части 5 статьи 96 Кодекса, к работе в ночное время не допускаются: — беременные женщины; — работники, не достигшие возраста 18 лет (за исключением лиц, участвующих в создании и (или) исполнении художественных произведений, и других категорий работников в соответствии с Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами). Установление данного запрета обусловлено психофизиологическими и возрастными особенностями указанных категорий работников и является реализацией государственной политики по охране материнства и детства, обеспечения здоровья молодежи. Причем, как было разъяснено Пленумом Верховного Суда РСФСР в Постановлении от 25 декабря 1990 г. N 6 «О некоторых вопросах, возникающих при применении судами законодательства, регулирующего труд женщин» (с изменениями на 15 января 1998 г.), отказ беременной работницы от работы в ночное время не может рассматриваться как нарушение трудовой дисциплины независимо от характера трудовых обязанностей даже в том случае, когда на ночное время приходится только часть рабочей смены. Определенную защиту от произвольного привлечения к работе в ночное время законодатель установил и в отношении иных категорий работников, перечисленных в части 5 статьи 96 Трудового кодекса РФ: — женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет; — инвалидов; — работников, имеющих детей-инвалидов; — работников, осуществляющих уход за больными членами их семей в соответствии с медицинским заключением; — матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до 5 лет, а также опекунов детей указанного возраста. Перечисленные категории работников могут привлекаться к работе в ночное время только с их письменного согласия и при условии, что такая работа не запрещена им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением. Объясняется это тем, что при уходе за ребенком или иным членом семьи у таких работников по объективным обстоятельствам сокращается количество свободного времени и продолжительность сна. В целях создания благоприятных условий, позволяющих сочетать труд с общественной жизнью, трудовым законодательством им предоставляется право на работу в ночное время по собственному усмотрению. Что касается инвалидов, то их право выбора ночного режима труда ограничивается в зависимости от состояния здоровья. Надо сказать, что первая редакция статьи 96 Трудового кодекса РФ устанавливала еще более жесткий запрет на привлечение инвалидов к работе в ночное время. Он устанавливался вне зависимости от того, противопоказана инвалиду или нет работа в ночное время. Между тем не всякая инвалидность препятствует нормальной работе в ночное время, например, этому, как правило, не препятствует расстройство функций органов зрения и слуха, а в ряде случаев — и опорно-двигательного аппарата. Кроме того, существует множество работ, выполнение которых в ночное время требует от работника меньшего физического и эмоционального напряжения. Поскольку запрет на привлечение к выполнению таких работ в ночное время ухудшал положение работников-инвалидов, Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 97-ФЗ «О внесении изменения и дополнения в статью 96 Трудового кодекса Российской Федерации» он был оставлен только для инвалидов, имеющих медицинские противопоказания; что же касается других работников-инвалидов, которым ночной труд не противопоказан, то их труд в ночное время было разрешено использовать, однако же, только при наличии их письменного согласия. Согласно части 5 статьи 96 Трудового кодекса РФ при решении вопроса о привлечении к работе в ночное время вышеперечисленные работники должны быть в письменной форме ознакомлены со своим правом отказаться от работы в ночное время. Данное требование предопределяет особый подход к документальному оформлению привлечения персонала к работе в ночное время. Наиболее распространенная форма — получение от каждого работника заявления о согласии на работу в ночное время. Такое заявление может быть составлено в произвольной форме или на трафаретном бланке, разработанном кадровой службой. В ряде организаций практикуется оформление отдельных документов, именуемых «Согласие на работу в ночное время». Наименование данного документа не имеет принципиального значения — важно, чтобы он содержал явно выраженное согласие работника выполнять свои трудовые обязанности в ночное время, указание на отсутствие медицинских противопоказаний и подтверждение, что работник был ознакомлен со своим правом отказаться от работы в ночное время. Представляется, что работодатель должен запрашивать такое согласие в каждом случае, когда он намерен привлечь работника к работе в ночное время, а также в письменной форме знакомить работника с его правом отказаться от работы в ночное время. Данный способ приемлем для оформления привлечения к работе в ночное время уже работающих в организации работников (например, при постановке работника в ночную смену и пр.). Что же касается порядка оформления согласия на ночной труд при поступлении работника на работу, то здесь необходимо отметить следующее. Часть 5 статьи 96 Трудового кодекса РФ предусматривает получение согласия работника в качестве условия не только для включения работника в ночную смену, привлечения его к разовой работе и т. д., но и для приема специально на работу в ночное время (например, ночным сторожем). В этом случае документирование договоренностей между работником и работодателем не может быть ограничено только заявлением работника о согласии на ночной труд. Прежде всего условие о работе в ночное время должно быть включено в трудовой договор — как особенность режима труда и отдыха, которая согласно части 2 статьи 57 Трудового кодекса РФ должна быть отражена в договоре в качестве существенного условия договора, если этот режим отличается от общих правил, установленных в организации. Согласие работника может быть выражено и в отдельном документе (например, в заявлении о приеме на работу), реквизиты которого вместе с реквизитами медицинского заключения, свидетельствующего о том, что работа ночью не запрещена работнику по состоянию здоровья, указываются в трудовом договоре. На практике возникают определенные сложности при решении вопроса о том, может ли работодатель привлечь работника к работе в ночное время, основываясь на его устном сообщении о том, что ночной труд не запрещен ему по состоянию здоровья. Исходя из того что законодатель сформулировал его в качестве отдельного, но непременного условия привлечения к работе в ночное время, работодатель не вправе полагаться только лишь на слова работника, и ему следует попросить последнего представить медицинское заключение, из которого следовало бы, что противопоказаний для работы в ночное время не имеется. Вместе с тем нужно отметить, что указание на этот факт в заявлении работника о согласии на работу в ночное время лишним не будет. Часть 6 статьи 96 Трудового кодекса РФ предусматривает возможность отклонения от общеустановленных правил в отношении творческих и иных категорий работников: согласно указанной норме порядок работы в ночное время творческих работников организаций кинематографии, теле — и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков, средств массовой информации и профессиональных спортсменов в соответствии с перечнями категорий этих работников, утверждаемыми Правительством РФ, может определяться коллективным договором, локальным нормативным актом либо соглашением сторон трудового договора. На сегодняшний день Правительство РФ так и не утвердило указанный перечень, ссылаясь на необходимость внесения в Трудовой кодекс РФ соответствующих изменений. В отношении остальных работников следует иметь в виду, что в том случае, если режим труда и отдыха является существенным условием трудового договора и не предполагает работы в ночное время, регулярное привлечение к работе в ночное время таких работников должно осуществляться по правилам, предусмотренным частью 1 статьи 72 Трудового кодекса РФ (индивидуальные случаи) или частями 1 и 2 статьи 73 Кодекса (например, введение сменного режима, предусматривающего работу в ночное время). При выборе системы смен (разработке графика) работодателям необходимо руководствоваться следующими положениями. Переход из одной смены в другую рекомендуется проводить регулярно, через определенное число рабочих дней, в соответствии с графиком сменности. При этом допускается прямой (дневная, вечерняя, ночная, дневная, вечерняя и так далее «по кругу») порядок чередования смен или обратный (дневная, ночная, вечерняя, дневная, ночная и т. д.). Межотраслевые рекомендации по разработке рациональных режимов труда и отдыха <*> признают более предпочтительным прямой порядок чередования смен (дневная, вечерняя, ночная, дневная, вечерняя и т. д.), поскольку он соответствует естественному суточному ритму природных процессов человека. В любом случае предпочтение следует отдавать ротации смен, а не постоянной ночной работе. ——————————— <*> Межотраслевые рекомендации по разработке рациональных режимов труда и отдыха. 2-е изд., доп. М.: Экономика, 1975.

Стоит подумать и о том, как уменьшить количество времени ночного труда и его негативное воздействие на работников — например, за счет: — сокращения индивидуальных непривычных часов работы; — сокращения ненужной части ночной работы (какие-то виды деятельности могут быть перенесены на утро или на вечер при пересмотре производственного процесса и технологии); — использования смешанного графика смен (например, хотя бы 1 месяц в году без сменной работы); — перехода от 2-сменной системы на 3-сменную или от 3-сменной на 4-сменную; — введения дополнительных сменных бригад и пр. Решая вопросы организации труда работников в ночное время, при составлении графиков сменности также следует помнить о требованиях статьи 103 Трудового кодекса РФ, устанавливающей помимо прочего запрет на работу в течение двух смен подряд (часть 5) и обязанность работодателя довести графики сменности до сведения работников не позднее чем за 1 месяц до введения их в действие.

Обеспечение условий для отдыха, питания и проезда работников

Ночные смены должны в обязательном порядке предусматривать время перерывов в работе (это следует из статьи 100 Трудового кодекса РФ), несмотря на то что некоторые работодатели считают такие перерывы «непродуктивным прерыванием рабочего времени». Время работы и отдыха в течение смены должно находиться между собой в оптимальном соотношении в целях минимизации усталости. Нельзя забывать и о социальном аспекте периода отдыха (имеется в виду общение между работниками). Перерыв нужен и для приема пищи, для чего работодателю следует позаботиться об организации горячего питания работников, установлении удобного для них режима работы столовых и буфетов на производстве или скоординировать время перерыва с временем работы сторонних предприятий питания. Необходимо учитывать, что работа ночью ведет к изменению последовательности часов приема пищи (ночью желудок не справляется с составом и качеством типичной дневной пищи). Поэтому во время ночной работы время приема основной пищи рекомендуется устанавливать до 1 часа ночи. Эта пища должна быть богата белками, а не углеводами, и иметь низкое содержание жира. Примерно в 4.00 — 4.15 специалисты по питанию советуют перекусить свежими фруктами или молочными продуктами <*>. ——————————— <*> Peter Knauth. Продолжительность работы // В кн.: Международная организация труда: Энциклопедия по безопасности и гигиене труда: Пер. с англ. 4-е изд. М.: Издание Министерства труда и социального развития РФ, 2001. Т. 2. С. 317.

График и общая продолжительность перерывов должны учитывать нагрузку, которую несут работники в связи с особенностями ночного труда. Общеизвестно, что производительность труда в ночную смену снижается, если работа состоит из скучных, повторяющихся, монотонных заданий. Поэтому нужно постараться предусмотреть в производственном процессе перерыв для занятия физкультурными упражнениями, которые повысят переносимость ночной работы. При введении ночного режима работы работодателю также следует учесть социально-бытовые факторы и провести ряд следующих организационных мероприятий: 1) скоординировать начало и окончание ночных смен с графиками и маршрутами движения наземного пассажирского транспорта общего пользования с целью создания максимальных удобств для работников, работающих в ночное время; 2) принять меры с целью ограничения или сокращения продолжительности времени, затрачиваемого работниками, работающими в ночное время, на проезд между местом работы и местом жительства, а также исключения или сокращения дополнительных затрат, связанных с их проездом, и повышения их безопасности при ночных переездах; 3) предоставить коллективные средства транспорта для лиц, работающих в ночное время, если в это время суток общественный транспорт не функционирует; 4) предусмотреть соответствующую компенсацию за дополнительные транспортные расходы в ночное время.

Учет времени работы в ночные часы

Согласно части 3 статьи 91 Трудового кодекса РФ, работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником. Норма рабочего времени на определенные периоды исчисляется по расчетному графику 5-дневной рабочей недели с 2 выходными днями исходя из следующей продолжительности ежедневной работы (смены): — при 40-часовой рабочей неделе — 8 часов; — при продолжительности рабочей недели менее 40 часов — количество часов, получаемое в результате деления установленной продолжительности рабочей недели на 5 дней; — накануне нерабочих праздничных дней производится сокращение рабочего времени на 1 час. Исчисленная в указанном порядке норма рабочего времени распространяется на все режимы труда и отдыха <*>. ——————————— <*> Письмо Минтруда России от 9 августа 2002 г. N 1202-21 «О нормировании труда».

Как отмечалось, продолжительность работы (смены) в ночное время сокращается на 1 час. Трудовой кодекс РФ не содержит положения о том, уменьшает ли сокращение продолжительности работы в ночное время установленную норму рабочего времени (40 часов в неделю), и не регламентирует обязательность отработки этих часов. Однако законодательством еще в 1987 г. было установлено, что общее количество рабочих дней в году при сокращении ночной работы на 1 час в условиях 3-сменного режима для большинства организаций (промышленности, транспорта, связи, перерабатывающих отраслей агропромышленного комплекса и др.) не должно превышать общего числа рабочих дней при 1-сменной и 2-сменной работе (пункт 10 Постановления Совета министров СССР от 12 февраля 1987 г. N 194 «О переходе объединений, предприятий и организаций промышленности и других отраслей народного хозяйства на многосменный режим работы с целью повышения эффективности производства» (с изменениями на 19 ноября 2003 г.). Кроме того, в разъяснении Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 7 мая 1987 г. N 14/14-38 «О порядке применения доплат и предоставления дополнительных отпусков за работу в вечернюю и ночную смены, предусмотренных Постановлением ЦК КПСС, Совета министров СССР и ВЦСПС от 12 февраля 1987 г. N 194» (утверждено Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 7 мая 1987 г. N 294/14-38) было указано, что сокращение времени работы в ночной смене отработке не подлежит <*>. Практика показывает, что в настоящее время большинство организаций при ведении учета рабочего времени ночных смен придерживаются именно такого подхода. ——————————— <*> Бюллетень Госкомтруда СССР. 1987. N 9. С. 35.

Для учета времени, фактически отработанного и (или) неотработанного каждым работником организации, для контроля за соблюдением работниками установленного режима рабочего времени, а также для получения данных об отработанном времени применяется унифицированная форма N Т-13 «Табель учета рабочего времени», утвержденная Постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. N 1. При раздельном ведении учета рабочего времени и расчета с персоналом по оплате труда допускается применение раздела 1 «Учет рабочего времени» табеля по форме, утвержденной тем же Постановлением Госкомстата России — N Т-12 «Табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда» — в качестве самостоятельного документа (без заполнения раздела 2 «Расчет с персоналом по оплате труда»).

Оплата труда в ночное время

Из статьи 154 Трудового кодекса РФ следует, что каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных законами и иными нормативными правовыми актами; конкретные же размеры повышения устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников, коллективного договора, трудового договора. Надо сказать, что единого нормативного правового акта, устанавливающего нижний предел размера доплаты за работу в ночное время, в настоящее время не существует. Так, для предприятий и организаций промышленности, строительства, транспорта и связи, а также в перерабатывающих отраслях агропромышленного комплекса доплата за работу в вечернюю смену составляет 20%, а за работу в ночную смену — 40% часовой тарифной ставки (должностного оклада) за каждый час работы в соответствующей смене (пункт 9 вышеуказанного Постановления Совета министров СССР от 12 февраля 1987 г. N 194). В 2002 г. Верховный Суд РФ признал это положение незаконным. При этом в своем решении от 21 мая 2002 г. N ГКПИ2002-353 Суд исходил из того обстоятельства, что в настоящее время в соответствии с Трудовым кодексом РФ конкретные размеры повышенной оплаты работы в ночное время устанавливаются работодателями с учетом мнения представительного органа работников, коллективного договора, трудового договора, а следовательно, указанные вопросы (о размерах доплаты за работу в ночное время) должны разрешаться в ином порядке, чем это предусмотрено пунктом 9 вышеуказанного Постановления. Однако Президиум Верховного Суда РФ Определением от 19 ноября 2003 г. N 48пв-03 указанное решение Верховного Суда Российской Федерации в части установления доплаты в размере 40% часовой тарифной ставки (должностного оклада) за каждый час работы в ночную смену и 20% часовой тарифной ставки (должностного оклада) за каждый час работы в вечернюю смену отменил. Президиум обратил внимание на то, что, согласно статье 423 Трудового кодекса РФ, постановления Правительства бывшего СССР применяются на территории Российской Федерации в части, не противоречащей Трудовому кодексу РФ. В силу названной нормы к действующему законодательству относится и Постановление ЦК КПСС, Совета министров СССР и ВЦСПС от 12 февраля 1987 г. N 194 «О переходе объединений, предприятий и организаций промышленности и других отраслей народного хозяйства на многосменный режим работы с целью повышения эффективности производства». Статьей 154 Трудового кодекса РФ регулируется оплата труда за работу в ночное время. Это время определено Трудовым кодексом РФ как время с 22 часов до 6 часов (статья 96). Исходя только из этих норм Верховным Судом РФ был сделан вывод о том, что размеры оплаты за работу в ночные и вечерние смены в статьях Трудового кодекса РФ не определены, и, следовательно, доплаты за многосменный режим работы не должны производиться. Между тем статья 103 Трудового кодекса РФ устанавливает режим работы в 2, 3 и 4 смены, следовательно, предусматривает вечерние и ночные смены. Условия работы в вечерние и ночные смены являются отклонением от нормальных условий труда и требуют повышенной оплаты. Доплаты за работу в ночную смену и за работу в вечернюю смену, связанные с режимом и условиями труда, относятся к выплатам компенсирующего характера, которые в силу статьи 149 Трудового кодекса РФ определяются как выплаты за работу, отклоняющуюся от нормальной, и подлежат повышенной оплате. Президиум также установил, что ссылка на часть 2 статьи 154 Трудового кодекса РФ, в соответствии с которой конкретные размеры повышения в настоящее время устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников, коллективным договором, трудовым договором, была сделана Верховным Судом РФ без учета положения части 1 той же статьи Кодекса о том, что указанные размеры повышения должны быть не ниже размеров, установленных законами и иными нормативными правовыми актами. Названное Постановление и является таким нормативным правовым актом, в пункте 9 которого установлены конкретные размеры повышения доплат за работы в многосменном режиме. Между тем Президиум оставил в силе все остальные выводы Верховного Суда РФ относительно рассматриваемого пункта Постановления. Так, в частности, норма, указывающая на то, что доплата за работу в ночную смену производится в случае, если не менее 50% ее продолжительности приходится на ночное время (с 10 часов вечера до 6 часов утра), все же была признана противоречащей современному трудовому законодательству, поскольку статья 154 Трудового кодекса РФ устанавливает, что в повышенном размере подлежит оплате каждый час работы в ночное время, независимо от того, какая доля рабочей смены приходится на работу в ночное время. То есть вне зависимости от того, как называется смена, оплате в повышенном размере подлежат только часы, приходящиеся на время с 22 до 6 часов. Работодателям следует обратить внимание на то, что приведенные выше положения пункта 9 Постановления Совета министров СССР от 12 февраля 1987 г. N 194 о 40-процентной доплате за работу в ночную смену распространяются на работников, работающих в двух — и трехсменном ре жиме в организациях промышленности, строительства, транспорта и связи, а также в перерабатывающих отраслях агропромышленного комплекса. Что касается иных отраслей экономической деятельности, то порядок оплаты труда их работников в ночное время устанавливается отраслевыми нормативными правовыми актами, перечисленными в табл. 1.

Таблица 1

N Работники / служащие Размер оплаты Нормативный правовой акт п/п

1 Рабочие текстильной и 50% часовой Постановление Совета министров хлебопекарной тарифной СССР от 16 ноября 1972 г. N 822 промышленности ставки «О повышении работникам промышленности дополнительной оплаты труда за работу в ночное время»

2 Работники гостиниц 35% ставки Постановление Госкомтруда СССР от (оклада) 21 февраля 1990 г. N 66/3-138 «О совершенствовании организации заработной платы и введении новых тарифных ставок и должностных окладов работников за счет собственных средств предприятий (объединений) и организаций жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения (непроизводственные виды услуг)»

3 Работники жилищно — 35% часовой Постановление Госкомтруда СССР от коммунального тарифной 19 июня 1990 г. N 242/10-9 «Об хозяйства, включая ставки установлении дополнительной спасательные службы, (оклада) оплаты труда работникам и бытового обслуживания предприятий (объединений), населения организаций и подразделений жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения за работу в ночное время»

4 Работники 35% часовой Постановление Госкомтруда СССР военизированной, тарифной от 6 августа 1990 г. N 313/14-9 профессиональной ставки «Об оплате труда работников пожарной и сторожевой (оклада) охраны в ночное время» охраны

5 Медицинский персонал, 100% часовой Постановление Минтруда России занятый оказанием тарифной от 8 июня 1992 г. N 17 «О экстренной, скорой и ставки размерах надбавок и доплат неотложной помощи, (оклада) работников здравоохранения и выездной персонал и социальной защиты населения» работники связи станций (с изменениями на 19 февраля отделений скорой и 2004 г.) неотложной медицинской помощи

6 Работники, занятые в 40% часовой Приказ МПС России основной деятельности тарифной от 15 декабря 1997 г. N 24Ц железных дорог ставки «О совершенствовании системы (оклада) организации заработной платы работников, занятых в основной деятельности железных дорог» (с изменениями на 21 сентября 2003 г.)

7 Медицинский персонал и 100% часовой Постановление Минтруда России другие работники тарифной от 14 июля 1999 г. N 23 «Об выездных бригад, ставки условиях оплаты труда принимающих (оклада) гражданского персонала непосредственное Всероссийского центра экстренной участие в оказании и радиационной медицины помощи в чрезвычайных Министерства Российской Федерации ситуациях по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (с изменениями на 14 апреля 2000 г.)

8 Медицинский персонал, 50% часовой Постановление Минтруда России а также водители тарифной от 14 июля 1999 г. N 23 санитарного транспорта ставки «Об условиях оплаты труда (оклада) гражданского персонала Всероссийского центра экстренной и радиационной медицины Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (с изменениями на 14 апреля 2000 г.)

9 Работники учреждений 50% часовой Приказ Минздрава России от здравоохранения, в том тарифной 15 октября 1999 г. числе водители ставки N 377 «Об утверждении Положения санитарного (должностного об оплате труда работников автотранспорта, оклада) здравоохранения» (с изменениями состоящие в штате на 8 сентября 2005 г.) автотранспортных предприятий и других организаций

10 Работники таможенных 35% часовой Приказ ГТК России от 30 ноября органов тарифной 2000 г. N 1082 ставки (оклада) «Об утверждении Инструкции об оплате труда работников таможенных органов Российской Федерации на основе Единой тарифной сетки» (с изменениями на 8 сентября 2004 г.)

11 Члены избирательных Двойной размер Постановление Центральной комиссий субъектов избирательной комиссии РФ от 16 Российской Федерации, декабря 2003 г. N 68/608-4 территориальных, «О размерах и порядке выплаты участковых компенсации и дополнительной избирательных комиссий оплаты труда (вознаграждения) с правом решающего членам избирательных комиссий голоса, работники субъектов Российской Федерации, аппаратов избирательных территориальных и участковых комиссий в период избирательных комиссий с правом подготовки и проведения решающего голоса, работникам выборов Президента РФ аппаратов избирательных комиссий, а также выплат гражданам, привлекаемым к работе в этих комиссиях в период подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации»

12 Служащие и рабочие 40% часовой Постановление Правительства РФ Государственной тарифной ставки от 13 февраля 2004 г. N 78 «Об фельдъегерской службы (оклада) условиях оплаты труда служащих и Российской Федерации рабочих Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации»

13 Работники 35% часовой Приказ МЧС России от Государственной ставки (оклада) 14 марта 2005 г. N 140 противопожарной службы «Об условиях оплаты труда МЧС России работников Государственной противопожарной службы МЧС России»

14 Работники Службы 35% тарифной Приказ начальника Главного специальных объектов ставки (оклада) управления специальных программ при Президенте РФ Президента РФ от 3 ноября 2005 г. N 33 «Об утверждении размеров увеличения тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы Службы специальных объектов при Президенте Российской Федерации по категориям гражданского персонала, перечня надбавок, компенсационных доплат и повышений ставок (окладов), связанных с особенностями деятельности Службы специальных объектов при Президенте Российской Федерации»

Доплаты за работу в ночное время также устанавливаются отраслевыми соглашениями. Так, например, Отраслевым тарифным соглашением по строительству и промышленности строительных материалов Российской Федерации на 2005 — 2007 гг. предусмотрено, что в строительной промышленности и при осуществлении строительных работ за работу в ночное время производится доплата в размере не менее 45% тарифной ставки. По общему правилу часовые тарифные ставки для определения дополнительной оплаты труда за работу в ночное время исчисляются: — работникам, труд которых оплачивается по дневным тарифным ставкам путем деления дневной ставки на соответствующую продолжительность рабочего дня (в часах); — работникам, труд которых оплачивается по месячным ставкам (окладам) путем деления месячной ставки (оклада) на количество рабочих часов по календарю в данном месяце <*>. ——————————— <*> Разъяснение Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 27 декабря 1972 г. N 12/35 «О порядке исчисления часовых тарифных ставок работникам, труд которых оплачивается по дневным и месячным ставкам (окладам), для определения дополнительной оплаты труда за работу в ночное время» // Бюллетень Госкомтруда СССР. 1973. N 6. С. 10 — 11.

Кроме вышерассмотренных доплат локальными нормативными актами могут быть предусмотрены и иные, дополнительные формы материальной компенсации за труд в ночное время, например вознаграждение за общие результаты работы по итогам за год, бесплатное или по сниженным ценам горячее питание для лиц, работающих в ночную смену. В заключение следует отметить, что одна лишь система материального стимулирования не может быть достаточной для того, чтобы компенсировать работникам труд в ночное время. Службам организации и оплаты труда предприятий необходимо больше внимания уделять и моральным стимулам, таким как первоочередное предоставление путевок для отдыха тем работникам, кто отработал наибольшее число ночных смен, преимущественное предоставление им отпуска в удобное время, оказание других социальных услуг.

——————————————————————