О природе агрессии
(Гармаш А.) («ЭЖ-Юрист», 2012, N 38)
О ПРИРОДЕ АГРЕССИИ
А. ГАРМАШ
Анна Гармаш, докторант ФГКУ «ВНИИ МВД России», г. Москва.
В основе совершения террористических актов и иных противоправных действий насильственного характера лежит агрессия. Природа агрессии рассматривается по-разному. Согласно одной позиции, механизмы агрессивного поведения заложены изначально в человека природой, по другой версии, агрессия возникает в процессе развития общества и взаимодействия людей. Ключевым моментом в понимании природы агрессии является осознанное или неосознанное действие, направленное на причинение физического ущерба или морального вреда определенным субъектам или объектам.
Карающие боги
Существующая статистика по совершению агрессивных действий позволяет говорить о том, что агрессия ведет свою историю со времен зарождения жизни на земле. И проявления агрессии всегда были свойственны человеку. Более того, создавая своих богов и идолов для поклонения, человек наградил их не только своими добродетелями, но и всеми своими недостатками: свирепостью, жестокостью, нетерпимостью, коварством и мстительностью. Насылая на землю несчастья и бедствия, боги крушили всех — и виноватых, и тех, кто был прав, потому что и люди поступали так же, когда, например, захватывали чужие города и страны. Учитывая эту важную особенность своих божеств, люди ждали от них не только защиты и помощи, но и злой кары. Так, в известном библейском мифе о всемирном потопе бог Яхве наказал людей: «Но земля растлилась перед лицом Божиим и наполнилась земля злодеяниями. И воззрел Бог на землю, и вот она растленна… конец всякой плоти пришел пред лицо Мое…» (Быт., 6:11-13). Такие мифы имеются у многих народов мира как реакция богов или идолов на прегрешения людей. Однако Д. Фрезер полагал, что подобного рода предания представляют собой не что иное, как преувеличенное описание наводнений, которые фактически имели место <1>. ——————————— <1> Фрезер Д. Д. Фольклор в Ветхом Завете. М., 1985.
Следует отметить, что согласно писаниям бог Яхве представляется очень агрессивным и нетерпимым. Он насылал на людей не только наводнения, но и другие стихийные бедствия, а также постоянно требовал подтверждения веры в него. Так, чтобы проверить, насколько Авраам предан ему, Яхве потребовал у него принесения в жертву своего любимого сына Исаака (потом Исаак был заменен овцой). Авраам, хотя и страдал, но проявил полное послушание <2>. Он чувствовал себя неразрывно связанным с Яхве и обязанным подчиняться ему во всем. Он не понимал смысла деяния, которое требовал от него Яхве, нисколько не сомневаясь в его святости, совершенстве и всемогуществе. Он был рабом своего бога. ——————————— <2> Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1993.
Между тем такое отношение к небесному владыке дало возможность еврейскому народу консолидироваться и устоять перед всеми испытаниями, которые обрушила на него история. Конечно, подражателей Авраама несложно найти в любой религиозной культуре, но уже давно только им их деяния представляются священными, а остальным — преступными. Подражателей Авраама немало среди тех отцов и матерей, которые одобряют самоубийственные террористические «подвиги» своих детей, а после их гибели радуются, что совершили богоугодное дело.
Церковные репрессии против человека
Особой формой агрессии можно назвать церковную агрессию против людей, которая проявилась прежде всего в религиозных войнах. Их было много, особенно в католических странах, например против альбигойцев (XIII век, Франция). Папский престол постоянно стимулировал и направлял так называемые крестовые походы, которые ставили перед собой также и цель колонизации Ближнего Востока. Кроме того, существовали межрелигиозные и внутриконфессионные конфликты. Их тоже было много, причем не только между представителями разных религий, но и внутри отдельных из них. К последним можно отнести Варфоломеевскую ночь (1572), когда в Париже было убито 2000 гугенотов (протестантов), затем в других районах Франции уничтожено еще 30000 гугенотов; в результате в стране началась гражданская война. В современном мире достаточно известны постоянные кровавые столкновения между суннитами и шиитами, террористические акты, учиняемые ими друг против друга. Значимое место среди репрессий церкви против человека занимает инквизиция. Это чудовищное явление не имеет аналогов ни в одной другой религиозной культуре мира, в том числе до утверждения христианства. Оно обнажило наиболее темные и мерзкие влечения человеческой психики. Инквизиция особенно свирепствовала в Испании, Португалии, Италии, Франции, меньше в Германии, Швеции и Англии. Самой «инквизиционной» страной была Испания, инквизицию там уничтожили лишь в 1834 году, в Португалии — в 1821 году. Жертвами инквизиции были и дети, которых сжигали в разных городах Европы. Например, в 1669 году в Швеции после применения пыток 84 взрослых и 15 детей были сожжены. Еженедельно 128 детей у церковных дверей подлежали наказанию плетьми, самые маленькие дети — 20 человек — были избавлены от еженедельной порки: ее заменили троекратной поркой в течение одного дня <3>. ——————————— <3> Лозинский С. Роковая книга средневековья. Предисловие к книге Я. Шпренгера и Г. Инститориса «Молот ведьм». Саранск, 1991.
Известно, что среди жертв инквизиции было особенно много женщин — значительно больше, чем мужчин. Представляется, что данный факт связан с развитием христианского учения о вездесущей, непреходящей и исконной греховности человека с одновременной проповедью аскетизма. Последний был как бы ответом на греховность, способом спасения человека, но в то же время было не менее важно найти источник греховной опасности. Достаточно легко обнаружить его было в женщинах, которых вообще очень плохо понимали мужчины, особенно те, которые были в сутанах, а потому в них видели одну из главных (если не самую главную) причину грехопадения даже образцового, богобоязненного христианина. Красивых женщин казнили чаще, так как считалось, что им было легче соблазнять мужчин. «В христианском пантеоне не было ни одной красивой женщины, ни в коем случае там не могли быть Венера, Афродита, Юнона или Астарта. Они не могли быть в христианстве, в этой религии страдания, в принципе. Христианские аскеты, особенно начинающие, были жалкими сексуальными страдальцами, которые мучились ночью по женщинам, а потому еще больше днем ненавидели их. В этом отношении они ничем не отличались от сегодняшних (и всегдашних) сексуальных маньяков-убийц. Вообще у всего христианства до эпохи Возрождения женщина находилась на темной стороне мира, а темный мир — на стороне женщины» <4>. ——————————— <4> Антонян Ю. М. Агрессия в религиозных представлениях и церковной практике. М., 2012.
Терроризм
Инквизицию можно назвать типичным государственно-идеологическим террором. Однако такой же террор был свойственен и периоду безцерковности в России, когда за непродолжительный период времени было уничтожено огромное количество неповинных людей. Эта схожесть не является случайной, так как марксизм-ленинизм тоже воспринимался как «религия спасения», только светская. Следует отметить, что и среди инквизиторов, и среди последователей марксизма-ленинизма были фанатики веры, но как раз фанатизм обеспечивал им беспощадность и отсутствие угрызений совести. Инквизиция, а затем большевизм убедительно доказали, что казуистическое маневрирование словом вполне может прикрывать массовое истребление людей. Более того, это в полной мере характерно и для современных террористов, осуществляющих свои противоправные действия на территории многих стран. Это негативное явление, которому присуща особая агрессивность, захлестнуло и Россию. В последнее время постоянно сообщается о проведении террористических актов (20 сентября 2012 года был совершен террористический акт в Нальчике). Однако, несмотря на широкое употребление термина «терроризм», суть этого негативного явления до сих пор остается неясной, а само понятие толкуется достаточно вольно. Зачастую террористами объявляются либо представители властных структур, либо стоящие к ним в оппозиции политические силы. Другим примером некорректного подхода к этому вопросу является неправильное формирование общественного сознания россиян средствами массовой информации, которые любые проявления насилия в стране называют террористическими актами. Вместе с тем существуют общие признаки такого негативного социально-политического феномена, как терроризм: 1. Достижение определенной политической и иной цели путем совершения акта насилия либо угрозы его совершения. 2. Основная задача — устрашение. 3. Объектом террористического воздействия могут быть не только физические лица (как заранее определенные, так и неопределенные), но и другие субъекты и объекты, являющиеся базовыми, стратегическими, — существующий конституционный строй и порядок управления, территориальная целостность государства и пр. В сегодняшнем мире агрессии и насилия терроризм прочно занял место регулятора общественных отношений, что приводит к значительным негативным последствиям, в том числе и к формированию соответствующего общественного мнения. И хотя государство последовательно проводит политику противодействия терроризму, большинство положений законов и подзаконных актов остаются чисто декларативными. Это связано со многими факторами, не последним из которых является разрушение прежней системы профилактики преступлений, в том числе политически мотивированных, носящих террористический оттенок. Не идеализируя опыта прежних десятилетий в плане реализации государством, правоохранительными органами и спецслужбами бывшего СССР профилактической функции в сфере борьбы с преступностью (как мы уже говорили, в эти годы агрессивно велась борьба с инакомыслием), институт раннего предупреждения преступлений должен быть восстановлен и взят на вооружение нынешними органами безопасности и правоохраны. Особенно важна эта функция в сфере борьбы с терроризмом, так как негативные политические, экономические, моральные и иные последствия каждой реализованной террористической акции имеют настолько серьезные последствия и вызывают такой общественный резонанс, что их проявления необходимо предупреждать на самых ранних этапах формирования. Говоря о ситуации, складывающейся сегодня в сфере борьбы с терроризмом, следует подчеркнуть, что эта международная проблема в рамках РФ является общенациональной. Значит, в решении задачи такой борьбы должны быть задействованы не только отдельные специально создаваемые для этой цели антитеррористические центры или органы. Для противодействия всеобщей угрозе необходимо объединение усилий всех государственных и общественных структур, ветвей власти, средств массовой информации.
Создание антитеррористического комитета
Значительный шаг в борьбе с терроризмом был сделан с принятием Указа Президента РФ от 15.02.2006 N 116 «О мерах по противодействию терроризму» (с изменениями от 02.09.2012), а также Федеральных законов от 06.03.2006 N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (с изменениями от 08.11.2011) и от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (с изменениями от 20.07.2012). Так, в соответствии с Указом N 116 был образован Национальный антитеррористический комитет (далее — Комитет), который согласно Положению о нем (утв. Указом N 116) является органом, обеспечивающим координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по противодействию терроризму, а также осуществляющим подготовку соответствующих предложений Президенту РФ. Комитет, кроме указанного Положения, руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ. Согласно п. 3 Положения Комитет осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, антитеррористическими комиссиями в субъектах РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, а также с общественными объединениями и организациями. Основными задачами Комитета являются: а) подготовка предложений Президенту РФ по формированию государственной политики в области противодействия терроризму, а также по совершенствованию законодательства РФ в этой области; б) координация деятельности по противодействию терроризму федеральных органов исполнительной власти, антитеррористических комиссий в субъектах РФ, а также организация их взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями; в) разработка мер по противодействию терроризму, устранению способствующих ему причин и условий, в том числе мер по обеспечению защищенности потенциальных объектов террористических посягательств; г) участие в международном сотрудничестве в области противодействия терроризму, в том числе в подготовке проектов международных договоров РФ в этой области; д) подготовка предложений по обеспечению социальной защиты лиц, осуществляющих борьбу с терроризмом и (или) привлекаемых к этой деятельности, а также по социальной реабилитации лиц, пострадавших от террористических актов; е) решение иных задач, предусмотренных законодательством РФ, по противодействию терроризму. Для осуществления своих задач Комитет имеет право: а) принимать решения, касающиеся организации, координации, совершенствования и оценки эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти по противодействию терроризму, а также осуществлять контроль за их исполнением; б) запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы и информацию от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций и должностных лиц (Инструкция, утв. Приказом ФСБ России, МВД России и Минюста России от 30.09.2010 N 465/699/240); в) создавать рабочие органы для изучения вопросов, касающихся противодействия терроризму, а также для подготовки проектов соответствующих решений Комитета; г) привлекать для участия в работе Комитета должностных лиц и специалистов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также представителей общественных объединений и организаций (с их согласия); д) вносить в установленном порядке предложения по вопросам, требующим решения Президента РФ или Правительства РФ. Этот перечень задач Комитета и предоставленные для их выполнения права и полномочия достаточно обширны и, конечно, должны способствовать борьбе с терроризмом. Вместе с тем известный принцип «отвечать террором на террор» хотя и работает, однако не искореняет саму природу агрессии и порождает новый террор. И здесь перед государством стоит очень важная задача определить ту грань, которая отделяет правомерное от преступного, и, выявив преступное, правильно на него реагировать, исключая необоснованную агрессию.
——————————————————————