Правовое просвещение как средство предупреждения коррупции в регионе
(Фалилеев В. А.) («Государственная власть и местное самоуправление», 2012, N 10)
ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КОРРУПЦИИ В РЕГИОНЕ <*>
В. А. ФАЛИЛЕЕВ
——————————— <*> Falileev V. A. Legal education as a means of prevention of corruption in the region.
Фалилеев Владимир Александрович, прокурор Забайкальского края, государственный советник юстиции 2 класса.
В статье освещается проблема правового просвещения при предупреждении региональной коррупции. На основе анализа тенденций и динамики выявленных преступлений коррупционного характера, а также результатов анкетирования и мониторинга обосновывается необходимость активной разъяснительной работы с населением и тесного взаимодействия органов прокуратуры с юридическими вузами и научной общественностью при организации правового просвещения.
Ключевые слова: правовое освещение, коррупция, предупреждение, антикоррупционное законодательство, преступления коррупционного характера, взятка.
The article deals with the problem of legal education in prevention of regional corruption. On the basis of analysis of tendencies and dynamics of detected crimes of corruptional character and also results of questionnaire and monitoring the author substantiates the necessity of active expository work with population and close interaction of agencies of procurator’s office with juridical institutions of higher education and scientific community in organization of legal education.
Key words: legal education, corruption, prevention, anticorruptional legislation, crimes of corruptional character, bribe.
В России уже пятый год действует не имеющий аналогов в ее истории пакет антикоррупционного законодательства. На всех уровнях и во всех сферах деятельности активизируется борьба с коррупцией. Растут и показатели выявленных коррупционных преступлений. Так, в 2011 г. правоохранительными органами Забайкальского края выявлено 453 преступления коррупционной направленности (+32,8%), в т. ч. по ст. 290 УК РФ — 60 (+7%), по ст. 291 УК РФ — 23 (+76%). Кроме того, органами прокуратуры выявляются такие редкие преступления, как преступления по ст. 289 УК РФ. В текущем году тенденции роста основных коррупционных преступлений, отражающих состояние борьбы с преступностью в указанной сфере, сохранились. Так, в 1 полугодии 2012 г. правоохранительными органами края выявлено вдвое больше коррупционных преступлений (505 против 218 в АППГ), в т. ч. по ст. 290 УК РФ (получение взятки) — 41, что на 46% больше АППГ, ст. 291 УК РФ (дача взятки) — 21 (+16%), ст. 291.1 УК РФ (посредничество во взяточничестве) — 18 (АППГ — 0), ст. 286 УК РФ — 59 (+118%), ст. 204 — 9 (+125%). На протяжении последних трех лет в результате надлежащей координирующей роли прокуратуры края сформирована следственно-судебная практика значимых преступлений, имеющих большой общественный резонанс. Однако, к сожалению, как показывают результаты многих научных исследований, количество выявленных преступлений коррупционного характера не отражает действительного положения в сфере коррупции, если учесть, что в целом по России выявляется только около 5% фактов получения взяток. Остальное количество этих преступлений находится в латентном состоянии. Показатели, характеризующие рост или снижение выявленных преступлений, свидетельствуют в основном об эффективности работы правоохранительных органов <1>. ——————————— <1> См., например: Сердюк Л. В. К вопросу о понятии коррупции и мерах ее предупреждения // Российская юстиция. 2011. N 2. С. 41.
Между тем, как известно, Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под противодействием этому крайне негативному явлению подразумевает три вида деятельности: 1) предупреждение; 2) борьбу с коррупцией; 3) минимизацию и (или) ликвидацию ее последствий (п. 2 ч. 1 ст. 1). При этом Закон провозглашает принцип приоритетного применения мер по предупреждению коррупции (п. 6 ч. 1 ст. 3), а также принцип сотрудничества государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами (п. 7 ч. 1 ст. 3). Разумеется, предупреждение коррупции должно иметь безусловный приоритет перед иными мерами противодействия (в частности, мерами так называемой уголовной репрессии). Однако это направление деятельности наиболее трудное, чаще всего не дающее быстрых и явных результатов. Но именно ему отдается приоритет в Национальном плане противодействия коррупции. В нем органам прокуратуры поручено уделять особое внимание вопросам, касающимся именно предупреждения <2>. ——————————— <2> П. 4 «а» Национального плана противодействия коррупции на 2010 — 2011 годы: утв. Президентом РФ от 31.07.2008 N Пр-1568 (в ред. от 14.01.2011).
Между тем проведенный прокуратурой Забайкальского края совместно с учеными-юристами мониторинг показал, что подавляющее большинство граждан, работающих в самых различных организациях, не имеют четкого представления о том, что такое коррупционные правонарушения и как их отличать от правомерных деяний; что такое коррупционные преступления, каковы признаки их совершения и главное — как не допустить вовлечения себя в коррупционные отношения. Специальные научные исследования показывают, что среди причин такого положения — не всегда высокая, а чаще полная некомпетентность граждан в этом вопросе. Так, проведенные учеными во взаимодействии с прокуратурой Забайкальского края опросы и анкетирование показали, что свыше 80% респондентов <3> — государственных служащих и служащих органов местного самоуправления в корне неверно оценивают юридические признаки уголовно наказуемых коррупционных деяний. ——————————— <3> Было опрошено и анкетировано 220 государственных служащих и служащих органов местного самоуправления Забайкальского края.
Специальная анкета предлагала ответить на некоторые самые насущные вопросы разграничения преступных коррупционных посягательств и правомерного поведения. Результаты исследования позволили выявить целый ряд типичных заблуждений, которые очень дорого могут обойтись каждому. Итак, например, большинство опрошенных не знают о том, что: — взятка — это не только деньги, ценные бумаги, но и иное имущество либо незаконное оказание услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав <4>; ——————————— <4> Здесь и далее — исходя из анализа диспозиций ст. 290 — 291 УК РФ и других составов коррупционных преступлений.
— взятка — это не только вознаграждение до предоставления «услуги» («взятка-подкуп»), но и после ее оказания («взятка-благодарность»); — взятка за законные действия по службе, за то, что должностное лицо и так вправе или обязано было сделать, — это тоже преступление; — взятка — это вознаграждение не только за действия, входящие в служебные полномочия должностного лица, но и за то, чему оно может способствовать в силу должностного положения, а равно за общее покровительство или попустительство по службе; — вопреки распространенному заблуждению, у взятки фактически нет минимального размера. Но не все, что передается, дарится, есть взятка. Есть то, что должностное лицо принять вправе, либо это наказуемо, но не по уголовному закону, а, например, в дисциплинарном порядке; — «обычный подарок» — это не взятка. Но никто из опрошенных точно не знает отличия одного от другого; — кроме взяточничества, в Уголовном кодексе предусмотрены наказания за иные коррупционные, иные служебные и притом почти не знакомые гражданам преступления, например: злоупотребив своими полномочиями (ст. 285 УК РФ) или превысив их (ст. 286 УК РФ), можно получить судимость, даже если виновный не имел при этом корыстной заинтересованности; допустив по неосторожности преступную халатность (ст. 293 УК РФ), можно получить судимость, даже не имея умысла, прямого намерения причинить какой-либо вред; стать коррупционером, иным преступником по УК РФ можно не только будучи должностным лицом. Например, как известно только юристам, да и то не всем, субъектом служебного подлога (ст. 292 УК РФ) может быть и должностное лицо, а также государственный служащий, дающим взятку (ст. 291 УК РФ) может стать любой, кому исполнилось 16 лет; стать соучастником (ст. 33 УК РФ) получения взятки, хищения с использованием служебного положения, иного коррупционного и шире — служебного преступления может любое лицо, причем даже если оно не имело корыстный мотив, например, просто выполняло приказ, поручение, просьбу руководителя. Получается, что государство объявило «войну» коррупции, но далеко не все его граждане понимают условия и правила этой войны. Характерно, что в числе опрошенных 220 респондентов 31 человек имел высшее юридическое образование. Однако и они в рамках анкетирования допустили более половины неправильных ответов на вышеуказанные вопросы. Неправильно на них отвечают даже действующие следователи, дознаватели, если у них нет опыта расследования коррупционных преступлений. Что уж тут говорить о лицах, не имеющих юридического образования… Полученные данные лишний раз указывают на то обстоятельство, что для любых категорий граждан, в т. ч. для юристов, просто необходимо периодическое антикоррупционное просвещение. Полагаем, что в широких кругах населения, особенно в таких традиционно криминогенных сферах, как образовательные, лечебные учреждения, органы внутренних дел и многие другие, где коррупционные риски велики, необходимо постоянно проводить занятия по вопросам, связанным с противодействием и прежде всего предупреждением коррупции. В рамках такого рода занятий необходимо как минимум разъяснять: — отдельные нормы антикоррупционного, в том числе, а может и прежде всего, уголовного законодательства; — типичные заблуждения относительно разграничения преступных коррупционных посягательств и правомерного поведения (подобных перечисленным выше); — за какого рода типичные коррупционные деяния привлекаются к юридической ответственности работники именно данной сферы деятельности; — приводить примеры из судебной практики по делам соответствующей категории (желательно данного региона); — как не допустить вовлечение себя в коррупционные отношения в типичных, хорошо знакомых слушателям ситуациях и многое др. Следует также информировать граждан о том, что вокруг должностных лиц государственных органов и учреждений часто разворачивают преступную деятельность различные «мнимые посредники», которые берут взятки «под них» и без их участия, фактически торгуя их полномочиями и услугами. Прокуратура Забайкальского края во взаимодействии с юридическим факультетом Забайкальского государственного университета приступила к реализации предложенных здесь мер предупреждения коррупции. Учеными-юристами в рамках проекта, поддержанного российскими грантами, начато проведение соответствующих обучающих семинаров в государственных органах, учреждениях, муниципальных образованиях. Прокуратура содействует проведению этих занятий, зачастую участвует в них. В рамках реализации проекта: — в университетах, школах, органах МЧС и ряде других организаций проведены серии открытых лекций, иных занятий, круглых столов по вопросам предупреждения коррупции; — совместно с учеными были разработаны и внедрены специальные памятки и электронные базы данных по тематике. Причем для различных профессий, сфер деятельности они существенным образом различаются (врачи, школьные учителя, преподаватели вузов, сотрудники ГИБДД МВД, муниципальные образования и т. п.); — в то же время продолжается процесс проведения занятий по повышению квалификации для следователей, прокуроров, иных сотрудников правоохранительных органов по вопросам как предупреждения коррупции, так и борьбы с ней. Вновь отметим, что профилактические меры, разъяснительная работа, правовое просвещение государственных и муниципальных служащих, широких слоев населения — все это, безусловно, значительно эффективнее, чем методы уголовной репрессии, что и подтверждает приведенный законодательный принцип, закрепленный в Федеральном законе «О противодействии коррупции». Сделано пока немного. Но, как показывают результаты начальной стадии реализации проекта, осознание и глубокое понимание обозначенных проблем и путей их решения уже имеются на всех уровнях и во всех сферах деятельности. При этом взаимодействие с юридическими вузами, научной юридической общественностью в этом направлении, как видим, дает самые положительные результаты.
——————————————————————