Асоциальная группа как социально-педагогическая причина, отрицательно влияющая на развитие духовно-нравственных ценностей подростков, совершающих правонарушения
(Вилкова А. В.)
(«Семейное и жилищное право», 2013, N 5)
АСОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРИЧИНА,
ОТРИЦАТЕЛЬНО ВЛИЯЮЩАЯ НА РАЗВИТИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ
ЦЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ, СОВЕРШАЮЩИХ ПРАВОНАРУШЕНИЯ
А. В. ВИЛКОВА
Вилкова Алевтина Владимировна, ученый секретарь ФКУ НИИ ФСИН России (г. Москва), майор внутренней службы, кандидат педагогических наук, доцент.
Под воздействием группового мнения правовые и нравственные взгляды подростков претерпевают существенные изменения в сторону негативного их столкновения, в связи с чем сознание подростков все больше искажается, а противоправные формы поведения становятся для них более приемлемыми.
Ключевые слова: духовно-нравственные ценности, несовершеннолетние осужденные, асоциальная группа.
Asocial group as a social-pedagogy course which negatively influences development of moral values of teenagers committing legal violations
A. V. Vilkova
Vilkova A. V., academic secretary of the Federal Budgetary Institution of the Scientific Research Institute of the Federal Service of Execution of Punishment of Russia, Moscow, mayor of internal service, doctor of pedagogical sciences, assistant professor.
Under the influence of group opinion legal and moral views of teens are undergoing significant changes in the direction of their negative impact, due to the consciousness of the young people are increasingly distorted, and illegal behaviors are becoming more acceptable for them.
Key words: spiritual and moral values, juvenile offenders, antisocial group.
Анализ преступлений несовершеннолетних осужденных показывает, что они преимущественно совершаются группами. Данные исследований свидетельствуют о том, что это, как правило, случайные, неустойчивые или устойчивые группы с отрицательной направленностью, совершающие преступления на основе, с одной стороны, подражания и взаимоподражания друг другу, с другой — под влиянием прямого или косвенного подстрекательства взрослых, под влиянием книг и кинофильмов, пропагандирующих похождения преступников, злоупотребляющих сценами жестокости и насилия.
Попадая в малую группу, несовершеннолетний правонарушитель включается в иную систему взаимодействия и взаимовлияния, которую можно обозначить следующим образом — «неофициальная группа — несовершеннолетний правонарушитель».
Эта система является актуальной для несовершеннолетнего правонарушителя потому, что основные звенья взаимодействия входящих в нее подсистем (мотивы, цели, средства и способы и результат) оказываются не противоречащими друг другу. Действительно, несовершеннолетний правонарушитель охотно принимает мотивы и цели неформальной группы (они у большинства ее членов связаны с удовлетворением потребности в общении и самоутверждении, а также в развлечениях как конечных результатах их деятельности). От членов группы не требуется каких-то особых знаний, умений и навыков, которые превышали бы его возможности в данный момент. Основной результат общения в рамках группы — удовлетворение потребности в общении, самоутверждении, достигаемый без особых усилий, укрепляет мотивацию участия в ней, способствует легкости принятия целей деятельности группы, какими бы объективно отрицательными они ни были.
Важно, что они принимаются субъективно и разделяются в ходе деятельности. Впоследствии по мере углубления связей несовершеннолетнего правонарушителя с группировкой, регулярного участия в негативных действиях у несовершеннолетнего правонарушителя происходит все большее сближение мотивов самоутверждения, общения и мотивов, связанных с сугубо «деловой», отрицательной сферой деятельности группы (включающей нередко преступные действия). Причем большинство правонарушителей в группе нередко являются лишь пассивными исполнителями. Влияние группы для таких правонарушителей — решающий фактор совершения правонарушения. Изучение мотивов совершения ими преступлений в группе позволило сделать вывод, что они руководствуются прежде всего «престижными» мотивами и стремлением быть вместе с группой во что бы то ни стало (даже ценой правонарушений). Группа для этих подростков облегчает и ускоряет начало противоправной деятельности, создает готовность к ее выполнению. Группа усиливает эгоистические проявления личности, побуждает к активным безнравственным поступкам, облегчает принятие решения участвовать в противоправной деятельности.
Группы несовершеннолетних правонарушителей не возникают из ничего. Этому способствуют определенные объективные причины, среди которых важное место занимают недостатки семейного воспитания, формализм воспитательной работы общеобразовательной школы с подростками с отклоняющимся поведением, дефицитарное образование.
Асоциально-криминальные группы имеют другую природу образования по сравнению с социально полезными группами. Они представляют собой стихийно сложившееся неформальное объединение, возникшее вопреки деятельности социально полезных групп, в результате накопившихся деформаций в социальных отношениях и общении, на основе психологических отношений между ее членами. Они вторичны по своему происхождению от формальной организации. Их зарождению предшествует ряд условий, способствующих консолидации разрозненных отчужденных личностей в единое целое. Тщательный анализ этих условий позволил И. П. Башкатову выделить следующее:
1. Прежде всего, это наличие различных деформаций в деятельности, отношениях и общении социально полезных групп, которые формируют те или иные негативные качества у подростков. Сюда относятся деформации в семейных отношениях, недостатки в учебно-воспитательной работе школ, ПУ, производственных коллективах, общественных организациях и других первичных коллективах.
2. Возникающее на основе этих деформаций нарушение нормального взаимодействия подростков с социальной средой, а также появление первых отклонений в деятельности и поведении подростков, отсутствие у них твердых нравственных взглядов и убеждений.
3. Перенос общественно-организаторской и коммуникативной активности подростков в сферу свободного общения, которое носит поисковый характер, и в связи с этим увеличение у них неформальной, стихийно возникающей, неорганизованной асоциальной деятельности и отношений.
4. Постепенное отчуждение подростков от первичных социально полезных групп (семьи, класса, учебной группы, производственного коллектива), что влечет за собой нарушение социализации личности.
5. Появление в рамках социально полезных групп первых признаков асоциальной группы, выражающихся в аморальных взглядах, нормах и ценностях, вступающих в противоречие с установками официальной организации.
6. Наличие за пределами социально полезных групп асоциальных, отчужденных лиц, склонных к антиобщественному поведению, и групп асоциальной направленности. Сюда относятся лица и группы без определенных занятий, ведущие бродяжнический, паразитический образ жизни, злоупотребляющие спиртными напитками, склонные к наркомании и токсикомании, не желающие учиться и работать, нарушающие дисциплину и общественный порядок.
Воздействие группы на подростка будет тем сильнее, чем значимее она для подростка, чем больше сил и усердия проявляет он в групповой деятельности. Для подростков группа становится единственным местом, где они могут компенсировать свои недостатки, получить признание и одобрение сверстников, испытать чувство психологического комфорта и эмоционального благополучия. Их взгляды и привычки, навыки поведения и убеждения, нормы и ценности все больше формируются под воздействием асоциальных групп, которые для подростков становятся референтными. Эта референтность асоциальных групп в ориентации индивидуального поведения подростков выполняет две функции: нормативную и социально-сравнительную.
Нормативная функция асоциальных групп представляет собой процесс, посредством которого группа оценивает ориентированных на нее подростков с позиции пригодности их к асоциально-криминальной деятельности, оказывает на них соответствующее давление, принуждает вести себя в соответствии с групповыми нормами.
Социально-сравнительная функция позволяет использовать группу как своеобразный оценочный эталон. При этом все действия отдельных членов группы оказываются зависимыми от реальных или предполагаемых реакций на их поведение со стороны всей группы.
Таким образом, негативные эталоны поведения, взгляды и привычки, сформированные у подростков в семье и ближайшем бытовом окружении, аккумулируются в асоциальных группах. Здесь у подростков происходит дальнейшее «заражение» асоциальными умениями и навыками, приобретается и передается асоциальный опыт, который не только не осуждается группой, а, наоборот, одобряется и поддерживается ею. Под воздействием группового мнения правовые и нравственные взгляды подростков претерпевают существенные изменения в сторону негативного их столкновения, в связи с чем сознание подростков все больше искажается, а противоправные формы поведения становятся для них более приемлемыми.
Список литературы
1. Башкатов И. П. Психология неформальных подростково-молодежных групп. М.: Информпечать, 2000.
2. Кудрявцев В. Н. Мотивы преступного поведения // Юридическая психология. 2007. N 4.
3. Литвишков В. М. Формирование воспитывающего коллектива несовершеннолетних осужденных. Рязань, 1999.
4. Петин И. А. Основное условие формирования преступной направленности поведения человека // Юридическая психология. 2007. N 3.
5. Шамсунов С. Х., Симакина С. Н. Личность несовершеннолетних осужденных без изоляции от общества // Закон и право. 2012.
——————————————————————