Формирование баланса экономической безопасности в условиях открытости экономики Беларуси иностранным инвестициям
(Козловская З. Н., Дадалко С. В., Дадалко А. В.) («Безопасность бизнеса», 2013, N 4)
ФОРМИРОВАНИЕ БАЛАНСА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВИЯХ ОТКРЫТОСТИ ЭКОНОМИКИ БЕЛАРУСИ ИНОСТРАННЫМ ИНВЕСТИЦИЯМ <*>
З. Н. КОЗЛОВСКАЯ, С. В. ДАДАЛКО, А. В. ДАДАЛКО
——————————— <*> Kozlovskaya Z. N., Dadalko S. V., Dadalko A. V. Formation of balance of economic security in conditions of openness of the economy of Belarus for foreign investments.
Козловская Зоя Николаевна, заведующая кафедрой международных экономических отношений Белорусского национального технического университета, кандидат технических наук, доцент.
Дадалко Светлана Викторовна, доцент кафедры международных экономических отношений Белорусского национального технического университета, кандидат экономических наук, доцент.
Дадалко Александр Васильевич, кандидат экономических наук.
В статье затронута тема влияния иностранных инвестиций на экономическую безопасность Республики Беларусь, которая является актуальной для проведения научных исследований. Авторы рассматривают иностранные инвестиции в тесной взаимосвязи с категорией «национальная безопасность» и «экономическая безопасность» страны.
Ключевые слова: Республика Беларусь, национальная безопасность, индикаторы экономической безопасности, иностранные инвестиции, инвестиционно-инновационная активность.
The article touches upon the topic of influence of foreign investments on the economic security of the Republic of Belarus which is topical for carrying out scientific research. The authors consider foreign investments in close relation to the category of «national security» and «economic security» of the country.
Key words: Republic of Belarus, national security, indicators of economic security, foreign investments, investment-innovation activities.
Степень защищенности государства характеризует национальная безопасность, которая интегрирует в себе ряд частных видов безопасности, что позволяет на данной основе более полно оценивать состояние обеспечения безопасности интересов государства не только от отдельных, но и от системных угроз, возникающих в результате взаимодействия нескольких негативных факторов. С позиции национальной безопасности и экономической безопасности как ее составляющей необходимо рассматривать и вопрос о привлечении в национальную экономику иностранных инвестиций. При определенных условиях они могли бы послужить подъему в некоторых областях промышленности и сельского хозяйства, а следовательно, и экономического положения в целом, способствуя тем самым укреплению общих основ экономической безопасности страны и в целом ее национальной безопасности. В современном мире иностранным инвестициям и прежде всего прямым иностранным инвестициям отводится одна из основных ролей среди факторов, влияющих на экономическое развитие страны-реципиента, инвестиций и ее экономическую безопасность. Это связано с тем, что в сформировавшихся экономических условиях прямые иностранные инвестиции несут с собой новые знания, технологии, новые методы организации бизнес-процессов, возможность модернизации производства, которые позволят значительно ускорить экономический рост, качественно изменить промышленный и человеческий капитал. Для четкого представления наиболее важных факторов, определяющих условия привлечения иностранных инвестиций с точки зрения улучшения инвестиционного климата страны, расставим приоритеты политики привлечения инвестиций в страны с переходной экономикой (таблица 1).
Таблица 1. Основные приоритеты привлечения инвестиций
Признак фактора Основные приоритеты
Отраслевые — высокотехнологичные отрасли приоритеты (атомная промышленность, ИТ)
— специфические отрасли — «свободные ниши»
— отрасли, направленные на развитие экспорта (машиностроение, энергетика, металлургия, нефтяная промышленность)
Бизнес — стимулирование инвестиций крупных компаний
— привлечение инвестиций мелких и средних инвесторов
Страновые — диверсификация притока иностранных инвестиций приоритеты за счет привлечения инвестиций экономически развитых стран
Региональные — использование ресурсного потенциала региона приоритеты с учетом развития инфраструктуры и административного управления
В соответствии с международной практикой важным средством реализации приоритетов может стать создание специфических стимулов для прямых инвестиций. Расширение круга льгот должно происходить только в рамках соблюдения принципа режима наибольшего благоприятствования (РНБ). Льготы должны предоставляться исключительно на основе закона, а не на индивидуальной основе. В законе должны быть четко прописаны сроки, размер и условия предоставления льгот. Целесообразно, чтобы льготы предоставлялись на заранее определенный срок и не менялись в течение этого времени. Политика в отношении ПИИ должна быть сфокусирована на ликвидации формальных ограничений и административных барьеров на пути иностранного капитала, на использовании системы гарантий, ориентированных на специфику иностранного инвестирования и призванных компенсировать негативные последствия сложившегося инвестиционного климата. В настоящее время в Республике Беларусь сформированы благоприятные правовые условия для деятельности инвесторов. По мнению Международной финансовой корпорации (IFC — International Financial Corporation), занимающейся анализом инвестиционного климата в разных странах, белорусское инвестиционное законодательство заслуживает высокой оценки и является одним из лучших среди стран СНГ. Проанализируем динамику иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь (таблица 2).
Таблица 2. Потоки иностранных инвестиций в Республику Беларусь за 2005 — 2012 гг. (млн. долл. США)
2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012
Всего иностранных 1816,2 4036,1 5421,9 6525,9 9303,7 9085,5 18878,6 14329,8 инвестиций, млн. долл. США
в т. ч. прямых 451,3 748,6 1313,5 2279,8 4821,1 5569,4 13248,02 10358,4
Источник: [5]
Основную долю дополнительных инвестиционных средств государственные предприятия получают через кредитные линии, открытые в различных банках, действующих на территории страны. Очевидно, данный инструмент до определенного времени в целом выполнял свою функцию, т. к. в стране имел место существенный и устойчивый рост промышленного производства и экономики в целом. Однако со второй половины 2008 г. в реальном секторе Беларуси стали проявляться серьезные негативные явления, связанные с резким снижением доступности и удорожанием банковского кредитования. Далее выделим следующий фактор угрозы экономической безопасности относительно иностранных инвестиций — нерациональное отраслевое распределение иностранных инвестиций. В таблице 3 представлены поступления иностранных инвестиций в реальный сектор экономики по видам экономической деятельности (млн. долл. США) за 2003 — 2011 гг.
Таблица 3. Поступления иностранных инвестиций в реальный сектор экономики по видам экономической деятельности (млн. долл. США)
2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Всего 1306,5 1517,4 1816,2 4036,1 5421,9 6525,9 9303,7 9085,5 18878,6
в т. ч.:
промышленность 347,1 423,5 806,0 894,0 2371,2 2802,2 2816,8 2071,1 1822,8
сельское хозяйство 6,8 12,8 2,8 11,5 29,4 31,6 24,2 14,9 26,5
транспорт и связь 237,3 279,8 213,5 340,8 748,2 678,2 3725,9 5037,3 5849,0
строительство 11,8 17,4 16,2 31,3 52,3 103,9 67,6 84,4 78,1
Источник: [5, 6]
Проведенный анализ отраслевой структуры привлеченных иностранных инвестиций в Республику Беларусь показал, что наибольшую долю инвестиций составляют инвестиции в сферу транспорта и связи, на втором месте — промышленность, инвестиции в другие сферы незначительны. Быстрое развитие мирового транспорта стало возможным в значительной степени благодаря созданию его мощной инфраструктуры. Исключением не стала и Республика Беларусь. Транспортные коммуникации, учитывая географическое положение страны, по сути, являются стратегически важным объектом, в т. ч. и в процессе инвестирования. Модернизация транспортной инфраструктуры является на современном этапе одной из наиболее насущных проблем. Большая часть оборудования, используемого в производстве основных валообразующих предприятий, физически и морально устарела, и половина средств, инвестируемых государством, а также привлекаемых иностранными инвесторами, направляется, как правило, на ее поддержание, а не на покупку, освоение или внедрение новых технологий. Отсюда же вытекает следующий фактор угрозы экономической безопасности Республики Беларусь — низкий технологический (или инновационный) уровень производства. Известны случаи, когда возводимые иностранными предпринимателями заводы хотя и редко, но отличаются невысоким технологическим уровнем и использованием устаревших методов производства, поскольку в условиях дешевизны рабочей силы механизация производства представляет собой ненужную роскошь. Потоки иностранных инвестиций следует направлять на разработки совершенно новых видов продукции, не забывая при этом об интеллектуальных продуктах, которые в современной мировой экономике обладают более высокой стоимостью и конкурентоспособностью, чем другие продукты, не требуя, с другой стороны, таких капитальных затрат (материальных, сырьевых, трудоемких). Исследования показали существенное влияние иностранных инвестиций на экономическую безопасность Республики Беларусь. Выявленные угрозы и направления минимизации выявленных угроз в контексте иностранных инвестиций представлены на рисунке 1.
Влияние иностранных инвестиций на экономическую безопасность Республики Беларусь
Выявленные факторы угрозы Направления по минимизации экономической безопасности > выявленных угроз
падение объемов привлекаемых либерализация инвестиционной > прямых иностранных инвестиций > политики по привлечению прямых в Республику Беларусь и портфельных инвестиций
неравномерное отраслевое определение транспортной сферы > распределение иностранных > как одной из приоритетных инвестиций в привлечении инвестиций; привлечение инвестиций в наукоемкое производство, инновации
низкий технологический < направление иностранных инвестиций > (или инновационный) на создание инновационных уровень производства > продуктов
неравномерное региональное > формирование инвестиционных > распределение иностранных предложений инвестиций инвестиций и льготных условий
неравномерное развитие < внедрение новых технологий > регионов > производства, характерных именно для данного региона
Рисунок 1. Влияние иностранных инвестиций посредством выявления различных угроз экономической безопасности и направления по минимизации этих угроз
На формирование системы обеспечения экономической безопасности в условиях открытости экономики прямым иностранным инвестициям как составной части инвестиционной политики в условиях реформируемой национальной экономики влияют две противоположные тенденции. С одной стороны, система должна строиться с учетом максимизации позитивных результатов, а также минимизации и предупреждения развития негативного влияния ПИИ, которое уже либо имеет место, либо может проявиться в будущем. С другой стороны, принятие некой оборонительной позиции в отношении ПИИ не приведет к положительному результату для экономики, поскольку именно через привлечение прямых иностранных инвестиций, которые несут с собой новые знания, технологии, новые методы организации бизнес-процессов, многие страны смогли ускорить экономический рост, качественно изменить промышленный и человеческий капитал и связывают свои экономические неудачи скорее не с тем, что можно нанести вред, допустив иностранцев в национальную экономику, а с тем, что можно оказаться обойденными вниманием инвестиционных потоков мирового рынка, что инвестиции не будут вложены в их экономики. И, таким образом, будет закреплено отставание этих стран от мирового лидерства, которое будет еще больше увеличиваться со временем и приводить к ослаблению государства, ухудшению экономического, социального положения граждан, что, в свою очередь, плохо сказывается на национальной безопасности. Учитывая эти две разнонаправленные тенденции в политике обеспечения экономической безопасности в условиях открытости экономики прямым иностранным инвестициям, необходимо найти тот баланс интересов между государством и иностранным инвестором, чтобы, с одной стороны, не отпугнуть инвестора, создав слишком жесткие условия, и с другой — учесть собственные интересы экономического развития и интересы национальных субъектов. Необходимым условием нейтрализации внутренних источников угроз национальной безопасности в экономической сфере, на наш взгляд, является поддержание долгосрочной макроэкономической стабильности посредством структурной перестройки экономики Республики Беларусь на основе прямых иностранных инвестиций, роста производительности труда и инновационной активности всех субъектов хозяйствования, сокращения отрицательного сальдо внешней торговли, снижения импортоемкости, материалоемкости, себестоимости и повышения качества производимой продукции. На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы и предложения. 1. Экономическая безопасность является составной частью национальной безопасности государства, основанной на независимости, эффективности и конкурентоспособности экономики. Для снижения или ослабления влияния факторов риска система соотношений экономических индикаторов национальной безопасности должна стать объектом специального исследования. 2. Государственная экономическая политика и стратегия экономической безопасности — категории и инструменты регулирования, находящиеся в тесном взаимодействии друг с другом. Понятие экономической безопасности имеет конкретно-историческое содержание. Структурирование ее составляющих без определенного контекста не имеет смысла. Необходим «конкретный анализ конкретной ситуации», который и позволяет выявить, в каких областях возникают опасности для страны, какова степень их остроты, в чем взаимосвязь между ними и т. д. 3. При определении состояния экономической безопасности необходимо объективно оценивать реальную социально-экономическую ситуацию страны, тенденции ее развития, ее место на мировом рынке. Чем более совершенна самооценка страны, ее противоречий и дисбалансов, тем более возможна выработка правильных стратегических направлений снятия этих угроз и, соответственно, увеличивается способность к выживанию в кризисных ситуациях. Данное состояние выражается системой экономических показателей, пороговыми значениями, за которыми наступает состояние угрозы экономической безопасности страны. Пороговые значения — предельные величины, несоблюдение которых приводит к формированию негативных, деструктивных, разрушительных тенденций в сфере экономической безопасности. 4. Иностранные инвестиции являются значимым инструментом, влияющим на экономическую безопасность государства и фактором, способствующим экономическому росту в стране. Для повышения качества процесса привлечения прямых иностранных инвестиций представляется целесообразным: 1. Повышение качества базовых экономических факторов принимающей страны, или «формирование благоприятного инвестиционного климата» является вполне достаточным условием для активизации притока иностранных инвестиций. Однако опыт показывает, что улучшение инвестиционного климата — важное, но не единственное условие улучшения качества иностранных инвестиций. Формированию позитивного имиджа страны — «благоприятного инвестиционного климата» — за рубежом должно способствовать развитие сотрудничества с международными финансово-экономическими и торговыми организациями, интеграционными объединениями, а также участие в международных договорах, направленных на устранение дискриминации и развитие внешней торговли, стабилизацию позиции отечественных товаропроизводителей на внешних рынках. 2. Направление ориентиров на более плодотворное сотрудничество со средними и малыми транснациональными компаниям (ТНК). Они способны быстро заполнить недостающие ниши на национальном рынке, и их действия имеют менее выраженный монополистический характер. Стратегия малых ТНК направлена обычно на инвестирование «с нуля» и предполагает кооперацию с местными производителями. Более того, инвестиции малых и средних ТНК прежде всего нуждаются в политической стабильности, предсказуемости законодательства, обеспечении прав собственности, эффективности судебной системы. 3. Создание положительного образа (имиджа) страны, привлекающего инвестиции; создание стимулирующих механизмов, например в виде налоговых льгот, продвижение страны «маркетинговым» способом. Однако важно учитывать, что применение системы стимулов должно быть увязано со стратегией развития республики, их применение не должно носить несвязанный и нестабильный характер. 4. Одним из ключевых элементов стратегии привлечения инвестиций является более качественное обустройство конкретных районов страны и их «маркетинг» среди потенциальных инвесторов в конкретных областях деятельности. Разумеется, общие экономические и политические характеристики и особенности режима регулирования в стране также имеют значение, поскольку они сказываются на эффективности комплексов в пределах ее территории. Но ключом к успеху в таких новых стратегиях поощрения инвестиций является то, что они призваны воздействовать на один из основных экономических факторов, определяющих приток ПИИ, который основывается на учете меняющегося характера стратегии ТНК в области размещения своих производств. Таким образом, политика привлечения ПИИ должна быть сфокусирована на точечном поиске и создании возможностей задействования внешнего потенциала стран, вывозящих ПИИ, потенциала ТНК и внутреннего потенциала страны, принимающей иностранные инвестиции для реализации поставленных целей экономического развития и минимизации внешних и внутренних угроз экономической безопасности, что должно повысить степень экономической безопасности страны в целом. 5. Политика в области иностранных инвестиций должна становиться важной составной частью промышленной политики. Когда государство имеет четкий план развития тех или иных отраслей, производств, районов, такая поддержка может осуществляться в числе прочих мер и по каналам привлечения прямых иностранных инвестиций. Это могут быть специальные льготы, гарантии в конкретных областях, меры по развитию инфраструктуры.
Список литературы
1. Акулич В. А., Сушкевич Д. В. Мониторинг индикаторов экономической безопасности Республики Беларусь. URL: http://www. ekonomika. by. 2. Болкунец Д. Беларусь вступает в период возврата долгов. URL: http://www. balkunets. livejournal. com/ 34021.html. 3. Инвестиции и строительство в Республике Беларусь: Статист. сб. Минск: Нац. статист. комитет, 2012. 4. Куприянов Д. Влияние иностранных инвестиций на экономический рост: Опыт зарубеж. стран // Инвестиции в России. 2005. N 7. С. 19 — 21. 5. Официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь. URL: http://belstat. gov. by/ homep/ru/struct/main. php. 6. Официальный сайт Национального банка Республики Беларусь. URL: http://nbrb. by. 7. Петрушкевич Е. Н. Структура и характер прямых иностранных инвестиций в Республике Беларусь // Банковский вестник. 2010. N 16. С. 20 — 27. 8. Удовенко С. П. О преодолении узкопрофессиональных подходов к исследованию проблематики экономической безопасности // Проблемы современной экономики. 2012. N 2. С. 108 — 110. 9. Указ Президента Республики Беларусь от 9 ноября 2010 г. N 575 «Об утверждении Концепции национальной безопасности Республики Беларусь». 10. Указ Президента Республики Беларусь от 11 апреля 2011 г. N 136 «Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 — 2015 годы».
——————————————————————