Основные угрозы безопасности государства в сфере защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации в условиях Таможенного союза
(Кудинов В. В.) («Государственная власть и местное самоуправление», 2013, N 1)
ОСНОВНЫЕ УГРОЗЫ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ И ОХРАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА <*>
В. В. КУДИНОВ
——————————— <*> Kudinov V. V. Basic menaces to security of state in the sphere of defense and protection of the State Border of the Russian Federation in conditions of the Customs Union.
Кудинов Владимир Владимирович, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин юридического факультета Курганского государственного университета, кандидат юридических наук.
В статье рассматривается роль государственной границы в сфере обеспечения безопасности государства, ее место в обеспечении безопасности нашего государства, выделены правовые основы защиты государственной границы, рассмотрены вопросы взаимодействия и деятельности основных участников правовых отношений в сфере защиты Государственной границы Российской Федерации в условиях функционирования Таможенного союза.
Ключевые слова: государственная граница, государство, защита государственной границы, охрана государственной границы, пограничная безопасность.
The article considers the role of state border in the sphere of ensuring security of state, the place thereof in ensuring security of this state, points out legal fundamentals of protection of the state border, considers the issues of interaction and activities of basic participants of legal relations in the sphere of protection of the State Border of the Russian Federation in the conditions of functioning of the Customs Union.
Key words: state border, state, defense of state border, protection of state border, border security.
История развития человечества представляет собой постоянный процесс самоидентификации различных наций, народов, этносов и их борьбы за определение важнейшего параметра (признака) этой самоидентификации — международно-правового признания их суверенных прав на определенную территорию и сферу владения в ее пределах землями, водами, воздушным пространством. Неотъемлемым атрибутом самоидентификации, суверенитета государства с древних времен выступала и выступает до наших дней государственная граница. В настоящее время процесс межгосударственного разграничения с отдельными бывшими республиками Советского Союза полностью не завершен, линия границы между образовавшимися государствами не обозначена на местности соответствующими пограничными знаками. В период радикальных политических, социально-экономических и других изменений в мире в каждом конкретном регионе нашей страны для оценки состояния защищенности интересов личности, общества и государства в пограничном пространстве необходимо выявить степень определенности правового статуса новых участков границы, реализации конституционных основ их защиты, определить участников правовых отношений в сфере защиты Государственной границы Российской Федерации. Согласно Конституции Российской Федерации государственная территория Российской Федерации включает в себя сушу, недра, акваторию (внутренние воды и территориальное море), воздушное пространство над ними. Каждый субъект Федерации обладает собственной территорией, которая является неотъемлемой частью территории Российской Федерации. В основополагающих актах субъектов Федерации констатируется, что их территория не может быть изменена без их согласия. Государство распоряжается своей территорией. Однако использование государством своей территории не является юридически неограниченным. Государство обязано распоряжаться территорией только в интересах проживающего на ней населения. Россия — крупнейшее государство мира. Ее территория — 17,1 млн. кв. км, а протяженность границ составляет более 58 тыс. км, из них примерно 20 тыс. км — сухопутный участок и 38 тыс. км — морской. Площадь территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа, анклавов открытых морей, в пределах которых действуют правовые основы защиты национальных интересов России, составляет 9 млн. кв. км (42% всей континентальной территории Российской Федерации). На нее приходится 90% ежегодного улова рыбы и морепродуктов в нашей стране, превышающего 4,5 млн. тонн. Более 80% запасов нефти, газа, содержащихся в недрах мирового океана, приходится на континентальный шельф северных морей Российской Федерации. В приграничных регионах России и сопредельных государствах проживают более 50 народов и национальностей. Из 83 субъектов Российской Федерации 43 представляют приграничные регионы страны. Сухопутная граница отделяет Россию от Азербайджана, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Китая, Кореи, Латвии, Литвы, Монголии, Норвегии, Украины, Финляндии, Эстонии. С Японией и США у России морская граница. Следует различать сухопутную, водную и воздушную территории государства <1>. ——————————— <1> Сухопутной территорией является вся суша, находящаяся в пределах его границ. Водная территория включает внутренние воды и территориальные воды. Воздушная территория государства — это воздушное пространство, расположенное над сухопутной и водной территориями государства, включая территориальное море; находится под его суверенитетом.
Происходящие изменения в сфере защиты и охраны государственной границы, особенно с учетом образования Таможенного союза, требуют совершенствования нормативной правовой базы, регламентирующей защиту и охрану Государственной границы Российской Федерации. Согласно Закону Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» <2> к внутренним водам относятся прибрежные морские воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, принятых для отсчета ширины территориальных вод Российской Федерации; воды портов, заливов, бухт, губ, лиманов, берега которых полностью принадлежат России, если ширина проходов не превышает 24 морских миль. К этой же категории относятся воды заливов, бухт, лиманов, морских проливов, расположенных на территории России, а также воды рек, озер, иных водоемов, берега которых принадлежат России. ——————————— <2> О Государственной границе Российской Федерации: Закон Российской Федерации (принят 1 апреля 1993 г. N 4730-1) // Российская газета. N 84. 1993. 4 мая. [По состоянию на 30.12.2008.]
Государственная территория — часть (сухопутная, водная и воздушная) земного шара, которая принадлежит определенному государству и в пределах которой оно осуществляет свое территориальное верховенство. Территория — неотъемлемый признак государственности, пространственный предел государственной власти. Конституция Российской Федерации устанавливает, что суверенитет <3> России распространяется на всю ее территорию в рамках государственной границы. Государственной границей Российской Федерации является граница РСФСР, закрепленная действующими международными договорами и законодательными актами бывшего СССР <4>. Границы Российской Федерации с сопредельными государствами, не оформленные в международно-правовом отношении, подлежат их договорному закреплению. ——————————— <3> Суверенитет (от фр. souvrainete — верховная власть; англ. sovereignty; нем. soveranitat) — верховенство и независимость власти. Различают: 1) государственный суверенитет как верховенство государственной власти внутри своей страны и ее независимость во внешнеполитических отношениях. Верховенство и независимость как суверенные свойства государственной власти выражают ее политико-правовую сущность и проявляются в соответствующих формах во внутренней и внешнеполитической деятельности государства; 2) национальный суверенитет как полновластие нации, ее политическая свобода, обладание реальной возможностью определять характер жизни нации, включая прежде всего способность политически самоопределяться вплоть до отделения и образования самостоятельного государства. Полновластие нации проявляется в реальной возможности самостоятельно решать вопросы, относящиеся к ее национальной свободе, государственно-правовой организации, взаимоотношениям с другими нациями и народностям и др. Каждая нация вправе сохранять и свободно развивать свой язык, обычаи, традиции, иметь соответствующие национальные учреждения и т. п.; 3) народный суверенитет как полновластие народа, т. е. обладание народом социально-экономическими и политическими средствами, всесторонне и последовательно обеспечивающими реальное участие всех социальных групп и слоев в управлении делами общества и государства. (См.: Юридическая энциклопедия / Под ред. М. Ю. Тихомирова. М., 1999. С. 431.) Суверенитет — полная независимость государства от других государств в его внутренних делах и внешних отношениях. (См.: Военно-юридический энциклопедический словарь. Серия «Право в Вооруженных Силах — консультант». М., 2008. Вып. 82. С. 321.) <4> Российская газета. 1993. 4 мая.
В основе любой политики, как известно, лежат определенные интересы. Государство стремится создать такие условия, которые позволяют в максимальной степени обеспечить перемещение через границу материальных и духовных ценностей в интересах личности, общества, государства и заключаются в создании и поддержании благоприятных условий для обеспечения территориальной целостности России, осуществления политической, социально-экономической и других видов деятельности на Государственной границе и приграничной территории Российской Федерации, в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации. Они определяют направленность и содержание пограничной политики Российской Федерации и обеспечиваются пограничной деятельностью федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия в сфере защиты и охраны государственной границы. Важнейшей составляющей интересов Российской Федерации в пограничной сфере <5> является надежная защита личности, общества и государства от терроризма, противоправной деятельности организованных преступных группировок, занятых в сферах незаконного перемещения через государственную границу наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, оружия и боеприпасов, товаров и грузов, расхищения национальных богатств Российской Федерации. ——————————— <5> Пограничная сфера Российской Федерации — область жизнедеятельности личности, общества и государства, определяющими факторами которой являются Государственная граница Российской Федерации, приграничная территория, внутренние морские воды, территориальное море и их подводная среда. В морском пространстве у России есть интересы на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
В настоящее время существующие угрозы интересам и безопасности Российской Федерации продолжают оказывать негативное влияние на общественно-политическую обстановку в стране, ход социально-экономических преобразований, развитие и укрепление международных связей Российской Федерации. Н. П. Патрушев отмечает: «Практически все угрозы интересам и безопасности России, которые проявляются на государственной границе и приграничной территории, сегодня носят интернациональный характер и связаны с международным терроризмом и трансграничной преступностью. Для южного направления характерны деятельность международных террористов, а также попытки расхищения водных биологических ресурсов на Каспии и Азовском море. Мощный натиск афганского наркотрафика испытывает казахстанский участок границы. На западном и северо-западном направлениях наибольшую опасность представляет контрабандная деятельность организованной преступности. Дальневосточному направлению присущи незаконная миграция и контрабанда сырьевых ресурсов. На морских направлениях особо опасный характер приобрел незаконный промысел водных биологических ресурсов международными организованными преступными группами» <6>. ——————————— <6> Патрушев Н. П. Откуда начинается страна // Российская газета. 2006. 28 мая.
Наибольшую угрозу представляет деятельность террористических и экстремистских организаций на Северном Кавказе. Действия незаконных вооруженных формирований с территории сопредельных с Россией государств, а также финансовая и материальная поддержка, получаемая ими из-за рубежа, направлены на дестабилизацию ситуации в Северо-Кавказском и других регионах Российской Федерации. Активизируются попытки зарубежных спецслужб и экстремистских организаций использовать территорию сопредельных с Российской Федерацией государств для ведения разведывательно-подрывной деятельности, наносящей ущерб интересам России. Угрозу интересам и безопасности Российской Федерации представляет продолжающееся расширение НАТО. «Продолжающееся расширение НАТО, создание военной инфраструктуры на территории новых членов, кризис вокруг ДОВСЕ, Косово, планы размещения в Европе элементов ПРО США — все это не работает на укрепление предсказуемости и доверия в нашем сотрудничестве и отнюдь не способствует его переходу к новому качеству, — подчеркнул В. В. Путин. — Поэтому появление на наших границах мощного военного блока, действия членов которого регулируются в том числе статьей 5 Вашингтонского договора, будет воспринято в России как прямая угроза безопасности нашей страны» <7>. Фактическое расширение НАТО ведет к созданию сплошного военно-силового поля НАТО вдоль российских границ: от стран Балтии на северо-западе, через Польшу, Чехию и Словакию в Центральной Европе до Болгарии, Греции, Румынии и Турции на юге. Таким образом, происходит расширение геополитического и геостратегического пространства Североатлантического альянса во главе с Соединенными Штатами Америки, которое уже практически граничит с Россией. Трансформация НАТО отражает стремление США сохранить контроль над странами Европы, ограничить их суверенитет и экономические интересы. В связи с этим расширено Европейское командование. В его зону ответственности дополнительно включены Эстония, Латвия, Литва, Молдова, Украина, Белоруссия, Грузия, Армения и Азербайджан. Сейчас на европейском континенте НАТО имеет преимущество над Россией в масштабах 3:1 по бронетанковой технике, 3:1 по артиллерии, 2:1 по боевым самолетам и вертолетам <8>. В зону ответственности Центрального командования НАТО попали государства Персидского залива и Каспийского моря, в т. ч. Туркменистан, Казахстан, Киргизия и Таджикистан, поэтому необходимо по-особому учитывать основные угрозы интересам и безопасности Российской Федерации в пограничном пространстве в тех новых геополитических условиях, в которых она оказалась. Возможными военно-политическими целями военных конфликтов, развязанных против России, могут быть: разрешение спорных проблем в пользу ведущих стран Запада и их союзников; максимальное ослабление военного потенциала России и дружественных стран СНГ и подрыв их международного авторитета как государств, способных влиять на развитие ситуации в регионе и мире, а также решительно отстаивать свои жизненно важные интересы. Зонами наибольшей потенциальной опасности могут стать приграничные районы со Скандинавскими странами, странами Балтии, Калининградская область, Причерноморский регион на западе, Кавказский регион на юго-западе. Вооруженный конфликт на Кавказе в августе 2008 г. между Грузией и Южной Осетией наглядно продемонстрировал позицию НАТО в отношении агрессии Грузии. ——————————— <7> Путин В. В. Из выступления на пресс-конференции по итогам саммита Россия — НАТО // РИА «Новости». Бухарест, 2005. 4 апреля. <8> Военная безопасность Российской Федерации в XXI веке: Сб. науч. статей / Под общ. ред. А. В. Квашнина. М., 2004. 456 с.
Транснациональными преступными группировками предпринимаются активные попытки создания на отдельных участках государственной границы, прежде всего на юго-восточном, западном и южном направлениях, устойчивых каналов контрабанды и наркотрафика. В последние годы территория России стала объектом широкомасштабной экспансии международного наркобизнеса. Наркобизнес служит финансовым источником и высокодоходным резервом деятельности террористических организаций и организованной преступности. Мировым лидером по производству наркотиков остается Афганистан. По данным Управления ООН по наркотикам и предупреждению преступности, площадь посевов опиумного мака в 2006 г. в Афганистане увеличилась на 30%. Для доставки наркотиков из Афганистана в Россию используется так называемый северный маршрут. По оценкам ООН, по «северному маршруту» из Афганистана переправляется до 65% опия и около 80% контрабандного героина. Некоторая часть афганских наркотиков попадает в Российскую Федерацию через территории Ирана и Азербайджана. Основным барьером на пути наркотрафика из Центрально-Азиатского региона в Россию и далее в страны Европы остается граница с Казахстаном. Серьезную угрозу безопасности Российской Федерации представляет незаконная миграция. Наибольшая активность незаконных мигрантов отмечается: на въезд в Россию — на российско-китайском и российско-казахстанском участках государственной границы, на выезд из России — на российско-финляндском, российско-украинском участках государственной границы и на государственной границе со странами Балтии. Угрозой экономической безопасности России являются расхищение ее природных богатств, а также противоправная деятельность трансграничных преступных группировок, занятых в сферах незаконного перемещения через государственную границу товаров и грузов. Значительный ущерб экономике Российской Федерации наносится незаконным промыслом водных биологических ресурсов и их вывозом за пределы страны. Сохраняется стремление ряда государств мира усилить свое влияние в районах Тихого и Северного Ледовитого океанов, перспективных для разработки сырьевых, продовольственных, энергетических и других ресурсов. Продолжает оставаться сложной санитарно-эпидемиологическая, ветеринарная и фитосанитарная обстановка на центрально-азиатском, забайкальском и дальневосточном направлениях. Существует реальная угроза проникновения на территорию Российской Федерации и распространения возбудителей особо опасных болезней людей и животных, вредителей и возбудителей болезней растений, сорняков карантинного значения. Социально-экономическое развитие приграничной территории Российской Федерации отстает от развития приграничных территорий ряда сопредельных государств. Наблюдается преимущественный вывоз за границу сырья и природных ресурсов. Высокий уровень безработицы в приграничных районах способствует формированию в приграничных районах преступной среды, представители которой пытаются наладить через государственную границу каналы противоправной деятельности. На фоне демографического роста в сопредельных государствах происходит отток населения из приграничных регионов России, что создает реальную угрозу демографической экспансии <9>. ——————————— <9> Концепция формирования системы обеспечения интересов Российской Федерации в пограничной сфере: утв. решением Государственной пограничной комиссии от 28 января 2005 г. М., 2005.
Основным субъектом обеспечения безопасности является государство. Надежное обеспечение безопасности <10> — одно из важнейших условий политической стабильности и экономического прогресса в России, ее устойчивого демократического развития. В системе обеспечения безопасности Российской Федерации особая роль принадлежит органам федеральной службы безопасности <11>. При этом Государственная граница Российской Федерации остается звеном в системе национальной безопасности России. Ее укрепление необходимо для адекватного реагирования на современные угрозы безопасности, такие, как международный террор, трансграничная преступность, наркотрафик, незаконная миграция <12>. ——————————— <10> Безопасность — состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. См.: О безопасности: Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. N 2446-1 // ВСНД РФ и ВС РФ. 1992. N 15. Ст. 769. [По состоянию на 26.06.2008.] <11> Патрушев Н. П. Предисловие к книге: ФСБ России. Правовое регулирование деятельности Федеральной службы безопасности по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации: Науч.-практич. комментарий / Под ред. В. Н. Ушакова, И. Л. Трунова. М.: Эксмо, 2006. 592 с. (Комментарии к российскому законодательству). <12> Путин В. В. Ключ безопасности // Красная звезда. 2008. 23 декабря.
Пограничное пространство Российской Федерации охватывает государственную границу Российской Федерации, пункты пропуска через Государственную границу и связанные с ними объекты внутри страны, приграничную территорию, воздушное пространство, трансграничные (пограничные) водные объекты, акватории территориального моря и внутренних вод, подводную среду, континентальный шельф и исключительную экономическую зону Российской Федерации. Среди угроз безопасности Российской Федерации особо выделены возникновение и эскалация конфликтов вблизи Государственной границы Российской Федерации и притязания на территорию Российской Федерации. С учетом изложенного одной из важных составляющих в обеспечении безопасности нашего государства является обеспечение пограничной безопасности <13>. ——————————— <13> Пограничную безопасность можно определить как «состояние защищенности Государственной границы и приграничной территории Российской Федерации, жизненно важных интересов личности, общества и государства от всего спектра потенциальных и реальных внешних и внутренних угроз в пограничной сфере». См.: Пограничная политика Российской Федерации: Монография / Под общ. ред. А. И. Николаева. М., 1998. С. 96.
Для реализации обеспечения пограничной безопасности Российской Федерации разработана Концепция формирования системы обеспечения интересов Российской Федерации в пограничной сфере, которая является частью системы обеспечения национальных интересов и безопасности Российской Федерации и представляет собой определенные законодательством Российской Федерации порядок и содержание деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, направленные на обеспечение интересов личности, общества и государства на Государственной границе и приграничной территории Российской Федерации. Концепция отвечает современным требованиям и направлена на установление способности государства обеспечивать эффективную защиту интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, проявляющихся в пограничной сфере России <14>. ——————————— <14> Концепция формирования системы обеспечения интересов Российской Федерации в пограничной сфере: утв. решением Государственной пограничной комиссии от 28 января 2005 г. М., 2005.
Защита государственной границы является частью системы обеспечения безопасности Российской Федерации и реализации государственной пограничной политики. Она представляет собой совокупность мер политического, правового, организационного, дипломатического, экономического, оборонного, пограничного, разведывательного, контрразведывательного, оперативно-розыскного, таможенного, природоохранного, санитарно-эпидемиологического, экологического и иного характера, осуществляемых федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях прогнозирования, выявления, локализации и ликвидации внутренних и внешних угроз безопасности Российской Федерации для обеспечения ее интересов в пограничной сфере, заключается в их согласованной деятельности по осуществлению полномочий в сфере защиты и охраны государственной границы, предусмотренных законодательством Российской Федерации <15>, и направлена на обеспечение жизненно важных интересов личности, общества и государства в пограничном пространстве. ——————————— <15> Там же.
Меры по защите государственной границы принимаются в соответствии со статусом государственной границы. Защита государственной границы понимается как часть системы обеспечения безопасности Российской Федерации и реализации государственной пограничной политики Российской Федерации, заключается в согласованной деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляемой ими в пределах своих полномочий. В этой деятельности в установленном порядке участвуют организации и граждане <16>. ——————————— <16> Российская газета. 1993. 4 мая.
Она обеспечивает жизненно важные интересы личности, общества и государства на границе в пределах пограничной территории (пограничной зоны, российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, где установлен пограничный режим, пунктов пропуска через государственную границу, а также территорий административных районов и городов, санаторно-курортных зон, особо охраняемых природных территорий, объектов и других территорий, прилегающих к государственной границе, пограничной зоне, берегам пограничных рек, озер и иных водоемов, побережью моря или пунктам пропуска) и осуществляется всеми федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями, установленными российским законодательством <17>. ——————————— <17> Чебаев В. Н. Становление государственной границы между Российской Федерацией и Украиной // Международно-правовые чтения / Под ред. П. Н. Бирюкова. Воронеж: Издательство ВГУ, 2003. Вып. 1. С. 42 — 48.
Нормы ст. 3 Закона Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации» устанавливают соотношение понятий «защита» и «охрана», их взаимосвязь и взаимообусловленность применительно к исследуемому правовому явлению. Понятие «охрана государственной границы» <18> исследовалось некоторыми учеными, в то время как понятие «защита Государственной границы Российской Федерации» как объект конституционно-правового регулирования в сфере обеспечения безопасности государства остается наименее изученным. ——————————— <18> Охрана Государственной границы Российской Федерации — составная часть защиты Государственной границы Российской Федерации. Представляет собой комплекс пограничных мер, осуществляемых пограничными органами федеральной службы безопасности в пределах приграничной территории, Вооруженными Силами Российской Федерации в воздушном пространстве и подводной среде и другими силами (органами) обеспечения безопасности Российской Федерации, предназначенными для недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы Российской Федерации, обеспечения соблюдения режима государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через государственную границу, борьбы с разведывательно-подрывной деятельностью спецслужб иностранных государств против России, задержания нарушителей границы, пресечения попыток незаконного перемещения через государственную границу средств, которые могут быть использованы для террористической деятельности, наркотических средств, товаров и грузов, а также проникновения нелегальных мигрантов.
Поэтому защита государственной границы в системе обеспечения безопасности государства выступает ее самостоятельной частью, включающей функции выявления угроз, предупреждения их проявления на территории страны или по отношению к ней, противодействия реализации этих угроз по отношению к государству, личности, обществу, территории и др. По мнению автора, защита Государственной границы Российской Федерации в системе обеспечения безопасности Российской Федерации выступает как функция выявления и предупреждения проявления угроз жизненно важным интересам личности, общества и государства <19>. ——————————— <19> Кудинов В. В. Государственная граница Российской Федерации как объект конституционно-правового регулирования в сфере обеспечения безопасности государства // Конституционное и муниципальное право. 2008. N 21. С. 17 — 20.
В понятие «защита государственной границы» вкладывается весь комплекс мер защиты российской границы и приграничных территорий, который включает: добывание и обработку информации; прогнозирование и оценку возможных последствий угрозы безопасности; отражение вооруженного вторжения, разработку пограничной политики; правовое регулирование в сфере защиты государственной границы и приграничных территорий и др. Российское законодательство определяет меры по защите государственной границы, наиболее важными из которых являются правовые гарантии. Их суть заключается в совокупности правовых норм, регулирующих деятельность на границе, устанавливающих механизм их реализации. Таким образом, защита Государственной границы Российской Федерации является одной из наиболее важных составляющих в сфере обеспечения безопасности Российской Федерации, в которой непосредственное участие принимают федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления <20>. ——————————— <20> Там же. С. 17 — 20.
В соответствии с законодательными полномочиями и выполняемыми задачами основными формами сотрудничества с органами местного самоуправления можно считать: подготовку и проведение совместных мероприятий культурного, духовного, спортивного и иных планов; совместную разработку межведомственных нормативных актов; взаимный обмен информацией; оказание содействия друг другу; совместные действия по предупреждению и локализации чрезвычайных происшествий (ситуаций) на государственной границе и приграничных территориях; рассмотрение наиболее актуальных проблем развития приграничных территорий. Взаимодействие в сфере охраны Государственной границы представляет собой сложное общественное явление, многоплановый вид правоприменительной, управленческой деятельности Федеральной службы безопасности Российской Федерации и иных взаимодействующих субъектов (прежде всего, органов публичной власти различного уровня). В основе взаимодействия — обширная нормативно-правовая база. Будучи функцией управленческой деятельности, в Российской Федерации взаимодействие базируется на определенных принципах, обладает рядом обязательных признаков, характерных свойств, осуществляется в различных формах и различными методами. От согласованного взаимодействия и деятельности по осуществлению полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, основных участников правовых отношений в сфере защиты Государственной границы Российской Федерации зависят, во-первых, выявление, локализация и ликвидация внутренних и внешних угроз безопасности Росси йской Федерации; во-вторых, обеспечение экономической безопасности нашего государства и его интересов в пограничной сфере в условиях функционирования Таможенного союза.
——————————————————————