Надзор за оперативно-розыскной деятельностью

(Бондаренко В. А.)

(«Законность», 2013, N 2)

НАДЗОР ЗА ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

В. А. БОНДАРЕНКО

Бондаренко Василий Альбертович, прокурор Ленинского административного округа города Омска.

В статье обобщена практика надзора прокуратуры Ленинского административного округа города Омска за оперативно-розыскной деятельностью органов внутренних дел, раскрыта методика проведения проверок законодательства об оперативно-розыскной деятельности.

Ключевые слова: прокурор, оперативно-розыскная деятельность, надзор за законностью, дело оперативного учета, нарушения федерального закона.

About practice of supervision for operatively — the search activity

V. A. Bondarenko

In article practice of supervision of prosecutor’s office of the Lenin administrative district of Omsk behind operational search activity of law-enforcement bodies is generalized, the technique of carrying out verifications of the legislation on operational search activity is opened.

Key words: prosecutor, operational search activity, supervision of legality, business of the operative account, violations of the federal law.

Оперативно-розыскная деятельность занимает значимое место в борьбе с преступностью, и ее роль в раскрытии и предупреждении преступлений все более и более возрастает. Вместе с тем, принимая во внимание, с одной стороны, потребность в повышении ее эффективности, а с другой — необходимость соблюдения при ее осуществлении прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, очевидным представляется и повышение роли прокурорского надзора за деятельностью органов, осуществляющих оперативно-розыскную работу.

Прокуратура Ленинского административного округа г. Омска систематически осуществляет надзор за исполнением требований Федерального закона от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности». Это направление — одно из приоритетных в надзорной деятельности прокуратуры округа.

Надзор осуществляется в соответствии с Приказом Генерального прокурора РФ от 15 февраля 2011 г. N 33 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности», а также Приказом прокурора Омской области от 13 апреля 2011 г. N 14 «О порядке исполнения Приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 15 февраля 2011 года N 33 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности».

Проверки соблюдения требований ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» в поднадзорных органах осуществляются прокуратурой округа два раза в квартал, а по делам оперативного учета, заведенным с целью раскрытия тяжких и особо тяжких преступлений против личности, ежемесячно. По результатам проверок проводится анализ результатов оперативно-розыскной деятельности с конкретными выводами по совершенствованию надзорной деятельности и активизации работы органов, осуществляющих ОРД.

В работе прокуратуры округа и поднадзорных правоохранительных органов есть положительные примеры слаженных действий, когда изучение дел оперативного учета и нераскрытых уголовных дел, а также проведение совместных совещаний привели к раскрытию особо тяжких преступлений прошлых лет — изнасилования 2005 г. и причинения тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть, 2007 г. По этим делам состоялись обвинительные приговоры с определением реальной меры наказания.

Перед проведением проверки соблюдения законодательства об оперативно-розыскной деятельности работники прокуратуры округа изучают статистические показатели работы оперативных подразделений, динамику конкретных видов преступлений и проведенных оперативно-розыскных мероприятий, при необходимости предварительно изучают уголовные дела (в том числе прекращенные и приостановленные), возбужденные по материалам оперативного подразделения по тем направлениям преступной деятельности, которые подлежат проверке.

Время проверки необходимо согласовывать с руководителем оперативного подразделения либо курирующим его начальником. Согласование необходимо потому, что дела оперативного учета (далее — ДОУ) хранятся у оперативных сотрудников в сейфах и по первому требованию не всегда могут быть выданы прокурору в связи с отсутствием сотрудника на рабочем месте. При согласовании также определяются служебное помещение, где будет осуществляться проверка, лица, присутствующие при этом.

Проверки работники прокуратуры округа проводят сплошным методом, в них, как правило, одновременно участвуют 2 — 3 помощника прокурора, заместитель прокурора, в нередких случаях прокурор, чтобы изучить все дела оперативного учета, находящиеся в производстве.

Проверку необходимо начинать с ознакомления с учетно-регистрационной документацией (книга учета сообщений о преступлениях (КУСП), журнал регистрации ДОУ, журнал регистрации сообщений от лиц, оказывающих содействие на конфиденциальной основе, и др.).

Путем сопоставления регистрационных номеров сообщений от лиц, оказывающих содействие на конфиденциальной основе, и дат заведения изучаемых ДОУ, заведенных в анализируемый период, можно выявить нарушение сроков их заведения, а также факты незаконного заведения ДОУ.

Для примера: в одном ДОУ были три сообщения от лиц, оказывающих содействие на конфиденциальной основе, на основании которых оно было заведено, два из них не имели дат и не были зарегистрированы в установленном порядке. При проверке журнала учета сообщений от лиц, оказывающих содействие на конфиденциальной основе, и других оперативно-служебных документов установлено, что сообщений вообще не поступало. Таким образом, ДОУ заведено в нарушение действующего законодательства. По указанному ДОУ прокуратурой округа внесен протест на постановление о его заведении, который рассмотрен и удовлетворен.

При проверке своевременности заведения ДОУ работники прокуратуры округа истребуют сведения информационного центра о нераскрытых тяжких и особо тяжких преступлениях, кроме того, изучают журналы учета уголовных дел следственных органов с целью установления нераскрытых уголовных дел, по которым заведение ДОУ обязательно.

Путем изучения журнала регистрации ДОУ устанавливаются факты незаведения либо несвоевременного их заведения.

При проверке дел оперативного учета, находящихся в производстве, особое внимание необходимо обращать на наиболее распространенные нарушения федерального закона, к которым относятся:

— незаконное заведение дел оперативного учета в целях улучшения статистических показателей (выявляется изучением конкретных дел оперативного учета, проверкой оснований их заведения);

— незаконное проведение оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих или нарушающих конституционные права граждан (отсутствие разрешения суда на проведение ОРМ либо необходимой по закону информации, использование в этих целях возможностей не правоохранительных органов, а например, частных охранных предприятий и прочее);

— сокрытие заявлений, сообщений о преступлениях в ДОУ (без проверки в порядке ст. 144 УПК);

— приобщение к делам оперативного учета подлинников протоколов следственных действий по уголовному делу, протоколов об административных правонарушениях;

— волокита при ведении дела оперативного учета (без продления в установленном порядке срока ведения дела оперативного учета, несвоевременное прекращение дел, по которым нет результатов оперативно-розыскной деятельности, в целях улучшения статистических показателей);

— необоснованная неполнота выполнения запланированных мероприятий;

— представление результатов оперативно-розыскной деятельности следователю, прокурору или суду при отсутствии необходимых документов (без постановления о представлении таких материалов, о рассекречивании, отсутствие утверждающей резолюции руководителя);

— невыполнение или некачественное выполнение отдельных поручений следователя по уголовным делам, требований (поручений) прокурора, недостатки оперативного сопровождения по делу;

— незаконное и необоснованное прекращение ДОУ (когда есть основания для продолжения ведения дела).

Материалы, имеющиеся в ДОУ, оцениваются с учетом своевременности проведения ОРМ, соблюдения условий, предусмотренных ст. 8 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», а также установленного порядка проведения и документирования. Проверяются своевременность и объективность принятых решений (или обстоятельства, требующие принятия решений) о дальнейшем направлении ОРД, о реализации собранных материалов, об использовании результатов ОРД, в том числе о передаче их следователю; о прекращении ДОУ, а также состояние ведомственного контроля и исполнение указаний руководства, требований прокурора и поручений следователя.

При изучении ДОУ необходимо обращать внимание на своевременность предоставления следователю информации о лицах и фактах, имеющих значение для раскрытия преступлений. Этот вид проверки должен осуществляться постоянно, в план работы прокуратуры не включается, так как является текущей надзорной работой.

Выявленные нарушения закона рекомендуется анализировать и обсуждать на оперативных и координационных совещаниях с участием руководителей оперативных подразделений.

В целях проверки законности прекращения дел оперативного учета прокуратурой округа ежеквартально осуществляются выездные проверки в архив информационного центра, где хранятся прекращенные (реализованные) ДОУ. По результатам изучения ДОУ можно выявить факты их незаконного прекращения. Незаконные постановления о прекращении подлежат опротестованию.

Так, по результатам изучения дел за 2010 г. прокуратурой выявлено 10 случаев незаконного прекращения дел оперативного учета (или 10% от общего числа прекращенных), за 2011 г. — 9 (или 7%). Здесь также можно выявить факты фальсификации оперативно-служебных документов с целью улучшения статистических показателей оперативной работы.

Например, в 2010 г. прокуратурой в ходе надзорной деятельности вскрыты факты необоснованного введения в оперативную разработку лиц, которые уже привлекались к уголовной ответственности, с целью дальнейшей реализации ДОУ в связи с привлечением этих лиц к уголовной ответственности и улучшения статистических показателей работы в этом направлении.

С учетом актуальности проблемы достоверности статистической отчетности прокуратура округа особое внимание уделяет результатам оперативно-служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел.

Так, прокуратура округа в 2012 г. проверила достоверность статистической отчетности о результатах оперативно-розыскной деятельности.

В целях проверки достоверности статистической отчетности истребованы сведения из отделов полиции о количестве и основаниях прекращения ДОУ, истребованы сведения информационного центра с указанием номера ДОУ, его условного наименования, основания и даты прекращения, проанализированы ответы на протесты, вносимые прокуратурой округа на постановления о прекращении ДОУ.

В ходе проверки установлены факты нарушения достоверности отчетности об оперативной работе.

В частности, сотрудники полиции на протесты прокуратуры округа давали ответ о том, что в статотчетность внесены корректировки и дело прекращено в связи с неподтверждением данных, на основании которых начата оперативная разработка, фактически корректировки не вносились. По указанным фактам внесено представление об устранении нарушений закона, виновные лица привлечены к дисциплинарной ответственности.

Кроме того, установлено, что по некоторым делам данные по ним требования и протесты не приобщались, мероприятия во исполнение требований не исполнялись, в прокуратуру округа сотрудниками органов внутренних дел давались формальные ответы о том, что требования и протесты удовлетворены и нарушения устранены, а фактически нарушения не устранялись.

По фактам выявленных нарушений прокуратурой округа внесено представление, по результатам которого виновные сотрудники органов внутренних дел привлечены к дисциплинарной ответственности.

Прокуратура округа систематически осуществляет контроль за рассмотрением актов прокурорского реагирования — требований, протестов, представлений. При проведении проверок изучаются ДОУ, по которым прокурором вносились требования и протесты, оценивается полнота проведенных мероприятий.

Вопросы состояния законности при осуществлении оперативно-розыскной деятельности необходимо систематически рассматривать на координационных, оперативных совещаниях с участием сотрудников органов внутренних дел. Так, по результатам проведенного совещания прокуратурой округа выработаны конкретные предложения и требования по совершенствованию оперативно-розыскной деятельности, в том числе особое внимание уделено соблюдению достоверности отчетности о результатах оперативно-розыскной деятельности, контролю за исполнением актов прокурорского реагирования.

С учетом актуальности этого направления надзора представляется возможным внесение изменений в ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», позволяющих прокурору отменять незаконные постановления органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, о заведении и прекращении ДОУ, что позволит более оперативно устранять нарушения закона.

——————————————————————