В организации водители работают по договорам гражданско-правового характера, согласно которым расходы на бензин для автомашин оплачиваются корпоративными картами организации. Может ли организация учитывать данные расходы на ГСМ для целей исчисления налога на прибыль? Какими документами возможно подтвердить экономическую обоснованность указанных расходов?
Ответ: Если в организации водители работают по договорам гражданско-правового характера, согласно которым расходы на бензин для автомашин оплачиваются корпоративными картами организации, то для целей отражения расходов по налогу на прибыль организации необходимо иметь в наличии путевой лист, договор ГПХ с водителем, в котором предусмотрено возмещение расходов на ГСМ.
Указанные расходы организация может учесть в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией. Поскольку в указанной ситуации имеется риск претензий со стороны налоговых органов, в случае возникновения разногласий с контролирующими органами организация может отстоять свою точку зрения в суде.
Обоснование: Согласно п. 21 ч. 2 ст. 255 Налогового кодекса РФ к расходам на оплату труда относятся расходы на оплату труда работников, не состоящих в штате организации-налогоплательщика, за выполнение ими работ по заключенным договорам гражданско-правового характера (включая договоры подряда).
В соответствии с п. 2 ст. 709 Гражданского кодекса РФ цена в договоре подряда включает не только причитающееся подрядчику вознаграждение, но и компенсацию издержек подрядчика. Исходя из буквального прочтения указанных норм оплатой труда работников, не состоящих в штате организации, можно считать не только вознаграждение, но и компенсацию издержек.
Тем не менее контролирующие органы придерживаются иного мнения.
Так, например, в Письме Минфина России от 19.12.2006 N 03-03-04/1/844 был рассмотрен вопрос о возмещении командировочных расходов специалистам, оказывающим услуги по гражданско-правовому договору. В отношении возможности учета таких расходов в уменьшение налога на прибыль сделан вывод, что учет расходов в виде возмещения командировочных расходов по гражданско-правовому договору не предусмотрен налоговым законодательством. Следует отметить, что в вопросе не приводится уточнение, предусмотрено ли такое возмещение гражданско-правовым договором.
Позднее в Письме Минфина России от 30.03.2011 N 03-03-06/4/24 был поднят вопрос о выплате компенсации расходов на проезд преподавателя, не состоящего в штате организации, что предусмотрено договором гражданско-правового характера. Минфин России разъясняет, что компенсация расходов подрядчика не может быть учтена в составе расходов на оплату труда, но все же может быть включена в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, но в качестве прочего расхода, связанного с производством и реализацией, на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ (иные прочие расходы).
Судебная практика подтверждает данную позицию (см. например Постановления ФАС Уральского округа от 19.01.2009 N Ф09-10311/08-С3, ФАС Северо-Западного округа от 01.10.2007 N А05-5368/2006-26).
Исходя из приведенных разъяснений и судебной практики компенсация издержек подрядчика признается прочим расходом, связанным с производством и реализацией. Однако нельзя исключить риска претензий со стороны налоговых органов в случае учета данных расходов при исчислении налога на прибыль. В целях снижения налоговых рисков в договоре необходимо прописать возможность компенсации расходов на бензин.
Согласно ст. 252 НК РФ расходы должны быть экономически обоснованны и документально подтверждены.
По нашему мнению, в случае если организация осуществляет некую компенсацию, лицо, в адрес которого она осуществляется, должно подтвердить свои расходы. Мы полагаем, что в рассматриваемой ситуации целесообразно использовать путевой лист. Указания по заполнению путевого листа утвержденной формы (форма утверждена Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78) не запрещают оформлять его, если водитель состоит не в трудовых отношениях с организацией, а в гражданско-правовых.
Так, путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем для осуществления перевозок грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях (Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов, утвержденные Приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152).
Более того, согласно официальной позиции контролирующих органов организация, не являющаяся транспортной, вправе самостоятельно разработать форму путевого листа (Письма Минфина России от 07.04.2006 N 03-03-04/1/327, УФНС России по г. Москве от 13.10.2009 N 16-15/107268, от 07.07.2008 N 20-12/064123.2).
На основании приведенного анализа можно заключить, что в данной ситуации организации следует предусмотреть возможность компенсации расходов подрядчика в договоре. При этом сумму компенсации можно учесть в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией. В качестве документального подтверждения организация вправе использовать путевые листы.
В случае возникновения разногласий с контролирующими органами организация может отстоять свою точку зрения в суде.
С. А.Почкина
ООО «ИК Ю-Софт»
Региональный информационный центр
Сети КонсультантПлюс
29.07.2011
——————————————————————