О трудоустройстве и социальной адаптации лиц, отбывших наказания, в сельском хозяйстве

(Вагин О. А., Кондратюк Л. В.) («Российский следователь», 2007, N 8)

О ТРУДОУСТРОЙСТВЕ И СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЦ, ОТБЫВШИХ НАКАЗАНИЯ, В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

О. А. ВАГИН, Л. В. КОНДРАТЮК

Вагин О. А., заместитель начальника НИИ ФСИН России, кандидат юридических наук, доцент.

Кондратюк Л. В., ведущий научный сотрудник НИИ ФСИН России, кандидат юридических наук.

Произошедшие за последнее десятилетие существенные изменения в состоянии и динамике преступности, социально-психологической характеристике преступников свидетельствуют, что преступность в России все более приобретает характер реальной угрозы национальной безопасности страны. Именно поэтому в Концепции национальной безопасности Российской Федерации <1> криминальная угроза для общества в системе угроз национальной безопасности страны рассматривается в числе ключевых. ——————————— <1> Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. N 1300 (в ред. Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. N 24).

Очевидно, что исход борьбы с преступностью и обеспечение внутренней безопасности страны в конечном счете зависят от того, насколько общество и государство способны снизить уровень криминального потенциала. Эта проблема определяет главную цель уголовной политики и стратегии борьбы с преступностью, в которой уголовно-исполнительной системе отводится весьма важная роль. Нынешнее состояние системы уголовной юстиции таково, что она, не упреждая негативное развитие криминальной ситуации и не влияя на ее причины, в режиме перегрузки лишь по необходимости отвечает на криминальные проявления. Ввиду этого правоохранительным органам не удается стабилизировать криминальную обстановку, остановить обвальный рост преступности, которая только за 2005 г. увеличилась почти на 661 тысячу, или на 22,8%. Тем временем в обществе ускоренными темпами аккумулируется криминальный потенциал — криминализированные слои населения, наиболее активная часть которых уже прошла «университеты» исправительных учреждений. В последнее время 350 — 400 тыс. лиц, отбывших наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы, ежегодно возвращаются в общество и активно формируют криминальный «климат» страны. Об их активности говорит тот факт, что общий рецидив преступлений в условиях рыночных преобразований колеблется в пределах 27 — 30%, а уровень рецидива тяжких и особо тяжких преступлений составляет 40 — 50%. При таких масштабах криминальной патологии единственным эффективным выбором борьбы с преступностью может быть такая стратегия, которая, не уменьшая потенциала репрессивного влияния, позволяет постепенно, в сотрудничестве с общественными организациями, переносить центр тяжести организационных, ресурсных, правовых, воспитательных усилий в сферу предупреждения и пресечения преступлений, на организацию инфраструктуры, способствующей правопослушному поведению граждан. В числе факторов, обусловливающих сложившуюся криминогенную ситуацию, не последнее место занимает бытовая и трудовая неустроенность освобожденных из мест лишения свободы. Социологические исследования последних лет свидетельствуют о том, что почти каждый третий освободившийся из исправительных учреждений утратил социально полезные связи, нуждается в трудовом и бытовом устройстве, материальной, медицинской и иной помощи. Ежегодно из исправительных учреждений освобождается множество лиц, не имеющих какой-либо профессии или специальности. Значительное число осужденных за время отбывания наказания получают специальности, которые оказываются невостребованными на рынке труда по месту их жительства после освобождения. В первую очередь после освобождения перед ними встают вопросы: где жить, куда устроиться на работу, на чью поддержку можно рассчитывать? Оказавшись на свободе, эти лица, обычно полностью или частично утратившие положительные социальные связи, оказываются в экстремальной жизненной ситуации: найти свое место на рынке труда, определиться с жильем, встретить понимание и поддержку у окружающих. Не справившись с ситуацией, часть освободившихся из мест лишения свободы решает свои материальные и бытовые проблемы криминальными методами. Поскольку среди причин роста рецидивной преступности значительное место занимают недостатки в решении социальных проблем лиц, освобожденных из исправительных учреждений, проведение с осужденными социальной работы на стадиях подготовки к освобождению представляется особенно необходимым. Уголовно-исполнительная система является государственной структурой, которая реализует комплекс мер трудового, воспитательного, психологического, педагогического воздействия на осужденных, обеспечивает им социальную помощь. Однако подготовка осужденных к освобождению в рамках пенитенциарного ведомства вне взаимосвязи с социальными институтами, общественными организациями и объединениями, государственными органами, организациями и службами, правоохранительными органами не может быть достаточно эффективной. Пенитенциарная система накопила определенный опыт социальной работы в новых социально-экономических условиях. Вместе с тем требуется качественно новый подход к решению задач социальной адаптации осужденных, дальнейшей оптимизации пенитенциарной деятельности в этой сфере, повышение уровня ее организации и эффективности. Комплексный характер проблем, решение задач социальной адаптации осужденных, достижение дальнейших качественных сдвигов в ее обеспечении невозможны без объединения усилий федеральных, региональных органов власти и органов местного самоуправления, широкого привлечения негосударственных структур, общественных объединений и граждан. С учетом особой сложности задачи оказания помощи осужденным в социальном, трудовом и бытовом устройстве представляются необходимыми разработка и реализация специальной программы, которая предполагает трудоустройство и закрепление бывших осужденных на производстве, их надлежащую социальную и правовую защиту, обеспечение жильем, оказание помощи в решении материально-бытовых вопросов. Одним из частных, но конкретных путей решения задач ресоциализации отбывших наказание лиц является организация их бытового и культурного обустройства в сельской местности с привлечением к труду в сфере сельхозпроизводства. Речь может идти о самых разнообразных формах организации контролируемого труда и быта освободившихся осужденных и их семей. Эти формы могут включать как обеспечение рабочей силой фермерских хозяйств сельхозпредприятий, так и создание трудовых коллективов на началах полной хозяйственной самостоятельности, что обусловлено рядом существенных обстоятельств экономического, социального и этического характера. А) Сельское хозяйство представляет собой рынок труда, на котором спрос определяет предложение. Если в 1990 г. в этой сфере трудилось около 10 млн. человек, то сейчас — лишь около 7. Сельхозпроизводство характеризуется огромной текучестью кадров: ежегодно увольняется почти каждый третий работник и вновь принимается 20 — 25% от штатной численности работающих. Ежегодный кадровый дефицит, разница между числом уволенных и принятых работников — примерно 300 тыс. человек. Особенно велик спрос на сезонную рабочую силу в фермерских хозяйствах (свыше 52% сельхозпроизводства): площадь обрабатываемых этими хозяйствами земель увеличилась на 39 — 40%, производство зерна — более чем в три раза (по сравнению с 1995 г.), хотя численность самих хозяйств уменьшилась. При этом важно отметить то обстоятельство, что в сельском хозяйстве спрос на неквалифицированный труд находится на уровне 15 — 16% от общей потребности в кадрах, а в промышленности — лишь 3,7%. Б) Важным аргументом в пользу предлагаемого проекта сельской ресоциализации являются особенности социальной и профессиональной структуры лиц, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы: — примерно 25 — 30% этих лиц до ареста проживали в сельской местности; — столько же имеют рабочую квалификацию; — 5% по профессии трактористы; — 13% — водители; — 29% — категория «массовых» профессий (слесари, сварщики и т. д.); — 6% — строительные рабочие. В) Вместе с тем контингент осужденных и отбывающих наказание имеет ряд характеристик, которые диктуют необходимость квалифицированного отбора и предварительной корректирующей работы с кандидатами для сельхозресоциализации. В настоящее время здоровыми с медицинской точки зрения считают себя 40,9% заключенных. Кроме того, адаптации к сельхозтруду могут препятствовать психические, психологические, социально-психологические и иные личностные особенности осужденных, контроль за которыми в ряде учреждений ФСИН ведут штатные психологи, а также Межрегиональная психологическая лаборатория (МПЛ). Г) Все это обусловливает прямое функциональное включение учреждений УИС в Программу ресоциализации, так как они в состоянии осуществлять важную подготовительную работу перед этапом ресоциализации: — ориентировать существующую в учреждениях УИС систему профтехобучения на профессиональную подготовку осужденных с учетом потребностей сельхозпроизводства; — в учреждениях УИС, органах исполнительной власти и самоуправления, общественных организациях (школах подготовки осужденных к освобождению, группах социальной защиты, центрах социальной реабилитации, территориальных органах Федеральной службы занятости населения и др.) имеется возможность проведения целенаправленной подготовительной работы (социальной, психологической), предваряющей освобождение осужденных и их трудоустройство в сельской местности. Д) Предлагаемую программу ресоциализации путем привлечения бывших осужденных к сельскохозяйственному труду можно рассматривать как специфический элемент Государственного проекта «Развитие агропромышленного комплекса России». Реализация программы представляется реальной формой привлечения частных инвестиций не только в сферу сельского производства, но и в сферу трудового воспитания и восстановления этической значимости крестьянского труда. Воспитательная роль труда (не только материальная его сторона, но и духовная сущность) общеизвестна. Само лишение возможности трудиться для здорового человека уже может считаться наказанием, а лишение свободы, сопряженное с бездействием, является не только малоэффективной карой, но зачастую и духовно унижающей пыткой. Прогресс «тюрьмоведения» ассоциируется с успехами в области привлечения заключенных к труду, к повышению их профессиональных возможностей и навыков. Современным законодательством России (ст. 103 УИК РФ и др.) устанавливается не только обязанность осужденного трудиться, но и обязанность администрации исправительных учреждений «привлекать осужденных к общественно полезному труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности». Возможность трудиться является также материальной гарантией обеспечения и иных гражданских прав осужденного (более здоровое питание, трудовой стаж, размер пенсии и др.), а также предпосылкой для оказания помощи семье, реализации гражданских обязательств. Проблемы, связанные с профессиональным обучением и трудовым воспитанием осужденных, формированием и закреплением у них трудовых навыков, позитивного отношения к труду, затрагивают интересы не только осужденных, но и различных групп населения (их родственников, потерпевших от преступлений), а также интересы государства, заинтересованного в воспитании правопослушных граждан. Кроме того, организация профессионального обучения осужденных и их последующая трудовая деятельность в период отбывания наказаний способствуют привитию трудовых навыков, являются предпосылкой их последующей социальной адаптации на свободе. Отношение к труду в период отбывания наказания может служить основой для отбора участников программы. Вместе с тем этот процесс должен быть непрерывным и последовательным. Социальный эффект от его реализации заключается в предупреждении (снижении) рецидива преступлений со стороны лиц, участвующих в реализации программы, решении бытовых проблем освободившихся из мест лишения свободы и членов их семей, стабилизации криминальной обстановки в обществе, закреплении лиц в сельской местности, увеличении своеобразных трудовых «инвестиций» в сельхозпроизводство. Основным этико-правовым положением учреждения данного вида ресоциализации, на наш взгляд, должен быть тезис о том, что данная форма организации труда и быта на селе не является еще одним видом наказания или какой-либо его видоизмененной формой. Данный вид организации труда и быта должен определяться как вид социальной помощи в приобщении (адаптации) к сельскохозяйственному труду и быту отбывших наказание граждан России, искренне мотивированных к бытию в сельской местности и способных по своим личностным, социальным и профессиональным качествам стать полноправными крестьянами. Вместе с тем часть лиц, изъявивших мотивированное желание получить социальную помощь в трудоустройстве и бытоустройстве в сельской местности, могут относиться к категории условно-досрочно освобожденных (ст. 79 УК РФ), поэтому вполне справедливо, что на них в соответствии с законом (ч. 5 ст. 73 УК РФ) судом могут быть возложены определенные обязанности ограничительного характера. Поскольку дополнительных правовых предпосылок для участия в программе нет, такие ограничения могут влиять на мотивацию выбора сельского образа жизни и труда после освобождения из учреждений уголовно-исполнительной системы для лиц, отвечающих основным критериям успешности ресоциализации. Успешность рассматриваемой формы адаптации к сельскому быту и труду в решающей степени будет зависеть от ее организационных форм, в частности от того, кто будет руководить коллективом или хозяйством, каковы будут возможности коммуникации с местными жителями, организациями, служителями религии и т. п. В этой связи представляется необходимым первые конкретные организационные формы этой работы осуществить в статусе экспериментальных с соответствующим их изучением и последующей экспертной оценкой. При организации этой работы необходимо учитывать специфику сельского труда, а также следующие обстоятельства. До 30% осужденных не имеет либо полностью утратили профессиональные и трудовые навыки. Около 40% составляют лица в возрасте до 25 лет, как правило, до осуждения нигде не работавшие и не учившиеся. Растет число осужденных с низким образовательным уровнем, неграмотных, не имеющих семьи, постоянного места жительства, страдающих различными заболеваниями <2>. Эти обстоятельства делают проблематичным массовое привлечение лиц, освобождающихся из мест лишения свободы, для работы в сельской местности, а также предполагают высокий уровень текучести привлекаемых к сельскому труду кадров из числа названных лиц, участия их в сезонных сельхозработах, а также необходимость в проведении специальных мероприятий, обеспечивающих закрепление прибывших для работы и проживания в сельскую местность. ——————————— <2> См., например: Мокрецов А. И., Новиков В. В. Личность осужденного: социальная и психологическая работа с различными категориями лиц, отбывающих наказание. М.: НИИ ФСИН России, 2005. С. 18 — 19.

В этой связи представляется важным проводить тщательный отбор осужденных для участия в программе. При этом необходимо учитывать прежде всего их отношение к трудовой деятельности во время отбывания наказания, которое является одним из важнейших критериев исправления и реабилитации осужденных, а также объективным показателем желания и способности трудиться. Следует иметь в виду, что повышенную трудовую активность и стремление к достаточному материальному обеспечению своей семьи, как правило, проявляют лица, проживающие с семьями. О положительном влиянии совместного проживания с семьями на правопослушное поведение осужденных свидетельствуют результаты анализа дисциплинарной практики, а также мнение практических работников <3>. ——————————— <3> См.: Данилин Е. М., Наумов С. А., Поздняков В. И. О проблемах социальной реабилитации осужденных, отбывающих наказание в колониях-поселениях в процессе совместного проживания с семьей / Аналитический материал. М.: НИИ ФСИН России, 2004.

Для целей закрепления участников программы для работы в сельской местности представляется целесообразным в числе программных мероприятий предусмотреть меры по организации досуга лиц — участников программы, в том числе членов их семей. Целесообразно использовать в этих целях развивающие формы проведения свободного времени. Такой подход будет способствовать формированию интереса к полезным видам деятельности, а в итоге — исправлению лиц, их реабилитации, снижению рецидива преступлений с их стороны. Так, из 100 опрошенных руководителей исправительных учреждений более 90% отметили положительное влияние проживания осужденных совместно с семьями на их исправление и социальную реабилитацию. Однако это порождает и отдельные объективные трудности в обеспечении необходимых условий для совместного проживания, обеспечения несовершеннолетним возможности учиться, права на качественную и своевременную медицинскую помощь и др. Отсутствие дошкольных и общеобразовательных учреждений для детей, медицинских учреждений или пунктов, а также возможности трудоустройства членов семей могут оказать решающее влияние если не на привлечение для участия в программе, то на закрепление в сельской местности. Для обеспечения привлечения освобождаемых из мест лишения свободы к участию в программе представляется важным обеспечить их информирование о сути и условиях участия в программе, консультации по вопросам пенсионного, материального, иных видов социального обеспечения. В исправительных учреждениях необходимо организовать справочно-консультационные пункты, деятельность которых должна быть направлена на разъяснение осужденным порядка трудового и бытового устройства после освобождения, законодательства о труде, о социальном обеспечении, наличии медицинских и образовательных учреждений, возможности профессионального обучения, переподготовки и других вопросов. Информирование об участии в мероприятиях программы возможно посредством такой формы социальной работы, как проведение в исправительных учреждениях ярмарок вакансий рабочих мест <4>, изготовление стендов для размещения наглядного и методического материала, привлечения для этой работы лиц, ранее освобожденных из мест лишения свободы и ставших участниками программы. Для этих целей могут быть использованы также радиоузлы, студии кабельного телевидения. ——————————— <4> Об опыте проведения ярмарок вакансий см., например: Аналитический обзор «Анализ проводимой социальной работы с различными категориями осужденных за период 2003 — 2005 гг.». НИИ ФСИН России, 2005.

Проведение ярмарок вакансий позволяет значительно расширить возможности трудоустройства лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, путем оказания им конкретной адресной помощи в трудоустройстве, услуг по психологической поддержке, предоставления информации о состоянии рынка труда и рабочей силы, специальностях, пользующихся спросом на рынке труда. Для подготовки осужденных к условиям жизни на свободе и получения минимума правовых знаний, необходимых для решения вопросов трудового и бытового устройства, во всех исправительных учреждениях организована деятельность «школ подготовки осужденных к освобождению». На занятиях разъясняются конституционные права и обязанности после освобождения, проводятся беседы по вопросам трудоустройства, получения паспорта, регистрации по месту жительства и т. д. Для проведения лекций приглашаются юристы, психологи, работники органов социальной защиты. Для оказания помощи в решении вопросов социальной адаптации в сельской местности следует разработать памятки и справочники для освобождающихся из мест лишения свободы, в которых разъяснить их права, возможность и порядок трудоустройства, сведения о решении материально-бытовых проблем и о том, на каких условиях они могут быть решены, о пенсионном обеспечении. Первоначально программные мероприятия могут быть разработаны исходя из потребностей сельхозпредприятий в рабочей силе и возможностей бытового и трудового устройства лиц, а затем скорректированы исходя из возникающих проблем, накопления опыта по их разрешению, первоначальной экспериментальной проверки эффективности реализации программы.

——————————————————————