О международном сотрудничестве в противодействии преступлениям, совершаемым с использованием банковских карт

(Гриб В. Г., Васюков С. В.) («Российский следователь», 2013, N 6)

О МЕЖДУНАРОДНОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ, СОВЕРШАЕМЫМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БАНКОВСКИХ КАРТ <*>

В. Г. ГРИБ, С. В. ВАСЮКОВ

——————————— <*> Grib V. G., Vasyukov S. V. On international cooperation in counteraction of crimes committed with the use of bank cards.

Гриб Владимир Григорьевич, заведующий кафедрой уголовного права и процесса Московского финансово-промышленного университета «Синергия», заслуженный юрист РФ, доктор юридических наук, профессор.

Васюков Сергей Викторович, доцент кафедры гражданского права и процесса ФГОУ ВПО «Орловский государственный университет», соискатель ФГБОУ ВПО МГЛУ.

Статья посвящена актуальной теме, в ней обосновывается значимость международного сотрудничества в сфере предупреждения преступлений. Рассмотрены существующие институты взаимодействия Российской Федерации с иностранными государствами в сфере предупреждения экономических преступлений.

Ключевые слова: международное сотрудничество, предупреждение преступлений, Интерпол, Европол, преступность в банковском секторе.

In article the importance of the international cooperation locates in the sphere of the prevention of crimes. Existing institutes of interaction of the Russian Federation with the foreign states in the sphere of the prevention of economic crimes are considered.

Key words: the international cooperation, the prevention of crimes, the Interpol, Europol, crime in the banking sector.

Криминальные структуры активно вторгаются, зачастую насильственно, в различные сферы и отрасли экономики, в том числе и в сферу финансово-кредитных отношений. Все это в совокупности подрывает международный экономический имидж России, препятствует формированию цивилизованных экономических отношений, дестабилизирует прогрессивное развитие страны. В частности, интернационализация и тенденция транснациональности преступности в банковском секторе в последние годы обусловливают возрастание значения такого направления организации предупреждения экономических преступлений, совершаемых с использованием банковских карт, как совершенствование международного сотрудничества в деле раскрытия и расследования преступлений и изучение передового зарубежного опыта их предупреждения. Неслучайно в своем выступлении директор ЦРУ США Дж. Тенета в Сенате с докладом «Всемирные угрозы в 2000-е годы: глобальная реальность и наша национальная безопасность», подготовленным в рамках реализации стратегии национальной безопасности США в новом веке, уже выражал тревогу по поводу масштаба преступности в России, подчеркнув, что это не только несет угрозу реформам, подрывает авторитет российского руководства, но и затрудняет борьбу с международной преступностью <1>. ——————————— <1> Remarks by John C. Gannon (Chairman, National Intelligence Council). The CIA in the New World Order: Intelligence Challenges Through 2015. 1 February 2000. Internet. URL: http://www. rusglobus. net/Arin/Russia_out/usa_doctrin. htm.

Не привлекателен имидж России в мире в отношении киберпреступности и в банковском секторе. Это стало особенно очевидно в начале 2012 г., когда несколько авторитетных источников опубликовали собственные аналитические расклады. В отчете по киберугрозам за 2011 г. «Лаборатория Касперского» отдала России первое место в рейтинге самых опасных для вирусного заражения стран при веб-серфинге (для сравнения: в 2010 г. Россия была на третьем месте, после Ирака и Омана). «Коммерсантъ» подсчитал оборот киберпреступников: в российском сегменте Интернета — до 1,8 млрд. долл., в русскоязычном — 3,7 млрд. долл. По данным международных экспертов, на Россию в 2011 г. приходилась примерно треть всех спамерских доменов мира и примерно четверть мирового ущерба от киберпреступности для государства <2>. ——————————— <2> Семенов В. Киберпреступники портят имидж России // Росбалт. 19.04.2012.

И хотя противодействие интернет-преступности в банковском секторе в России осуществляется достаточно активно, предпринимаемые меры пока неадекватны сложившейся криминальной обстановке. Ряд принимаемых мер к тому же саботируется частью компаний-регистраторов. Поэтому правоохранительные органы России выступают за еще большее ужесточение цензуры в Сети, а в декабре 2011 г. Россия и несколько других стран не поддержали «Декларацию о фундаментальных свободах в цифровой век». С 2013 г. страны Европы договорились создать единый европейский центр по борьбе с IT-преступностью в структуре Европола с 55 штатными сотрудниками. К подобным идеям международного взаимодействия Россия относится позитивно и даже сама инициирует такую совместную работу. Принципиально договорились Россия, США, Великобритания, Нидерланды, Бельгия, Корея, Бразилия и Новая Зеландия. Заместитель начальника столичного управления «К» А. Журавлев приводит следующие цифры: «99% расследуемых ведомством преступлений имеют экономическую подоплеку — и последние годы преступность в этом секторе стала организованной» <3>. Официальную статистику, позволяющую судить о масштабах кардинга в России, банки не предоставляют. ——————————— <3> Мошенников призовут к ответу // Росфинком. 11.03.2010.

Ярким примером масштабного международного сотрудничества в сфере противодействия преступности в банковской сфере является дело кардеров, разоблаченных в 2008 г. Группировке, в которую входили граждане России, Украины и Армении, удалось провести 350 операций по фальшивым картам и обналичить более 110 млн. руб. Все этапы махинаций — кражу секретных данных кардхолдеров, изготовление карт и сбыт приобретенного по ним товара — осуществляли пять человек. Среди пострадавших — клиенты российских банков, а также восьми кредитно-финансовых организаций зарубежной Европы, США и Бразилии. Кардеры были задержаны с поличным, когда попытались приобрести в одном из московских магазинов дорогостоящую технику, но девять из предъявленных ими к оплате карт не сработали <4>. ——————————— <4> Самофалова О. Карточные мошенники украли из российских банков в 2008 году 1 млрд. рублей // RB. ru. 15.05.2009.

Таким образом, можно сделать вывод, что растут не только масштабы экономической преступности в банковском секторе, повышается интенсивность и степень ее сложности. Преступность угрожает безопасности граждан всего мира и мешает социально-экономическому развитию отдельных стран. Глобализация открывает новые формы и способы совершения экономических преступлений, совершаемых в сфере проведения безналичных расчетов, производимых с использованием банковских карт, как на территории РФ, так и за рубежом. Транснациональные организованные преступные группы становятся все мобильнее и довольно часто преднамеренно используют в своих интересах международные границы, при этом планируя преступления в одном государстве, осуществляя различные преступные операции в другом и вывозя свои преступные доходы в третьи. Думается, что на этот счет надлежащим образом должно быть организовано международное сотрудничество правоохранительных органов государств, которое могло бы способствовать активной борьбе с трансграничными организованными преступлениями <5>. ——————————— <5> См.: Костенко Н. И. Правовые механизмы международного сотрудничества в правоохранительной сфере // Право и политика. 2005. N 8. С. 15.

Следует заметить, что сотрудничество государств в любой области, и тем более в правоохранительной, должно осуществляться при точном и неуклонном соблюдении международно-правовых норм, в первую очередь общепризнанных принципов международного права. При осуществлении взаимодействия в правоохранительной сфере используются две основные правовые формы: 1) договорно-правовая, или конвенционная (заключение и реализация договоров, в которых регулируются отношения в данной сфере); 2) институционная (сотрудничество в рамках международных организаций как всеобщего, так и регионального характера: ООН, Интерпол, Совет Европы, Совет государств Балтийского моря, Организация Черноморского экономического сотрудничества, Координационный совет руководителей органов налоговых (финансовых) расследований государств — участников СНГ и др.). Россия является участником свыше 30 универсальных договоров, заключенных в рамках ООН и ее специализированных учреждений. В этих договорах, в частности, содержатся обязательства государств-участников сотрудничать в вопросах выдачи преступников и оказания правовой помощи в борьбе с указанными в них преступными деяниями. В настоящее время идет интенсивный процесс присоединения России к конвенциям Совета Европы, позволяющим значительно расширить взаимодействие Российской Федерации с другими европейскими государствами в сфере борьбы с преступностью, увеличить возможности оптимизации деятельности правоохранительных органов. Ведущая роль отведена МВД России в реализации межправительственных соглашений (рамочного характера) о сотрудничестве в борьбе с преступностью, на основании которых взаимодействие осуществляют все правоохранительные органы России со всеми правоохранительными структурами государств-партнеров. Основное содержание таких многосторонних договоров составляют обязательства государств-участников признать указанные в них действия преступными и оказывать друг другу правовую помощь в борьбе с ними. Соглашения также определяют основные направления и формы сотрудничества, которые могут детализироваться в межправительственных (по отдельным направлениям борьбы с преступностью) и межведомственных соглашениях. Россией заключены двусторонние соглашения о борьбе с преступностью рамочного характера с Финляндией (1993 г.), Швецией (1995 г.), США (1995 г.), Узбекистаном (1995 г.), Венгрией (1997 г.), Египтом (1997 г.), Великобританией (1997 г.), Норвегией (1998 г.), Ирландией (1999 г.), Испанией (1999 г.), Болгарией (2006 г.), Данией (2010 г.), Латвийской Республикой (2010 г.), а также многосторонние — в рамках Организации Черноморского экономического сотрудничества (1998 г.) и СНГ (1998 г.). Как правило, такие соглашения содержат положения, регламентирующие традиционные формы полицейского сотрудничества (обмен информацией и опытом работы, использование запросов о производстве оперативно-розыскных мероприятий, оказание содействия в подготовке и повышении квалификации кадров, обмен нормативными правовыми актами и пр.). Письменные договоренности с зарубежными партнерами, которые, как правило, более детально определяют механизмы взаимодействия на основе уже заключенных межправительственных и межведомственных соглашений, таких как протоколы о взаимодействии, меморандумы и др. Подобного рода договоренностей, заключенных на различных уровнях системы МВД России, в настоящее время насчитывается свыше 150. Министерство внутренних дел Российской Федерации выполняет в пределах своей компетенции обязательства Российской Федерации по международным договорам в области борьбы с преступностью (п. 2 ст. 32 Федерального закона Российской Федерации от 15 июля 1995 г. «О международных договорах Российской Федерации») <6>. В основу организации сотрудничества подразделений МВД России с зарубежными партнерами положены требования Указа Президента РФ от 30 июля 1996 г. N 1113 «Об участии Российской Федерации в деятельности Международной организации уголовной полиции — Интерпола», а также Приказов МВД РФ: ——————————— <6> Федеральный закон Российской Федерации от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» (с изм. и доп. от 25.12.2012) // Собрание законодательства РФ. 17.07.1995. N 29. Ст. 2757; Собрание законодательства РФ. 31.12.2012. N 53 (ч. 1). Ст. 7579.

— от 31.03.2012 N 305 «Об утверждении Положения о Национальном центральном бюро Интерпола Министерства внутренних дел Российской Федерации»; — от 6 октября 2006 г. N 786 «Об утверждении Инструкции по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола» и др. В настоящее время разработана Концепция совершенствования международного взаимодействия Департамента экономической безопасности МВД России, подразделений по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации. Одним из направлений международного взаимодействия является сотрудничество с международной организацией уголовной полиции (Интерпол), в состав которой входит и Российская Федерация. Интерпол призван способствовать сотрудничеству полиции разных стран, обеспечивать поддержку и оказывать помощь всем организациям, властям и службам, целью которых является борьба с преступностью. Основными задачами Интерпола в сфере обеспечения международного сотрудничества являются: — обеспечение эффективного международного обмена информацией об уголовных преступлениях; — оказание содействия в выполнении запросов международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации; — осуществление наблюдения за исполнением международных договоров по вопросам борьбы с преступностью, участником которых является Российская Федерация <7>. ——————————— <7> См.: Самарин В. И. Интерпол. Международная организация уголовной полиции. СПб.: Питер, 2004. С. 77.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 июля 1996 г. N 1113 «Об участии Российской Федерации в деятельности Международной организации уголовной полиции — Интерпола» установлено, что в России таким органом является Национальное центральное бюро Интерпола МВД России <8>. ——————————— <8> Там же.

Деятельность НЦБ Интерпола регламентирована Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства России, международными договорами, общепризнанными принципами и нормами международного права, Уставом Интерпола, обязательными решениями Генеральной Ассамблеи, Положением о Национальном центральном бюро Интерпола, нормативными правовыми актами Министерства внутренних дел России, Инструкцией по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола, утвержденной Приказом МВД России от 6 октября 2006 г. N 786. Основной системой связи, разработанной для обмена информацией между странами — членами Интерпола, в том числе и при расследовании преступлений, является глобальная телекоммуникационная система I-24/7, в основе которой лежат самые современные информационные технологии. Членство в Интерполе дает возможность доступа ко всем базам данных Генерального секретариата Интерпола, оперативную круглосуточную связь с правоохранительными органами стран — членов Организации, возможность вывести на международный полицейский уровень огромный массив информации по разыскиваемым физическим и юридическим лицам. При этом информационные каналы Интерпола являются на сегодняшний день самыми оперативными и надежно защищенными. В 2009 г. совместно с Генеральным секретариатом Интерпола и Еврокомиссией был реализован проект «Модернизация сети Интерпола в России». Это позволило обеспечить прямой удаленный доступ к базам данных Генсекретариата Интерпола правоохранительным органам в 39 субъектах Российской Федерации (через территориальные подразделения НЦБ Интерпола), а также ФСБ России, Генеральной прокуратуре, Следственному комитету Российской Федерации, аппарату НАК и ряду департаментов МВД России. Другим правоохранительным агентством Европейского союза, предназначенным для оказания информационной поддержки и практического содействия правоохранительным органам стран — членов ЕС в борьбе с транснациональной организованной преступностью, является Европол. Образование Евросоюза и, как следствие, прозрачность границ, свободное перемещение капиталов, возможность беспрепятственного и практически бесконтрольного передвижения граждан различных стран — членов ЕС — все это многократно увеличило потенциал организованной преступности. Таким образом, возникла необходимость в создании полицейской организации, действующей на территории Евросоюза. С 1 января 2010 г. изменился статус Европола. Он стал полицейским агентством Евросоюза. Упрощена процедура внесения будущих изменений в Рамочное решение о Европоле, что позволит данной организации более гибко реагировать на изменения криминогенной ситуации в ЕС. Европол тесно сотрудничает с международными организациями, среди которых можно выделить Интерпол, Всемирную таможенную организацию, Евроюст, Управление по борьбе с наркотиками и преступлениями ООН, Европейское агентство по борьбе с мошенничеством. Кроме этого, Европол наделен полномочиями сотрудничать с третьими странами, т. е. странами, не входящими в ЕС, на основании соответствующих договоров. Один из таких договоров закрепляет сотрудничество Европола с Российской Федерацией. На сегодняшний день сотрудничество с Европолом развивается достаточно динамично. Однако отсутствие соответствующей договорно-правовой базы, прежде всего, имеется в виду соглашение между Российской Федерацией и Европейской полицейской организацией о стратегическом и оперативном сотрудничестве, не позволяет поднять сотрудничество на более высокий качественный уровень. Переговоры по новому соглашению близки к завершению <9>. ——————————— <9> Взаимодействие с Европолом. URL: http://mvd. ru/mvd/structure/unit/interpol/Vzaimodejstvie_s_Evropolom.

Анализ состояния взаимодействия МВД России и с компетентными органами зарубежных стран свидетельствует о том, что в ее организации имеется ряд нерешенных проблем, оказывающих негативное влияние на конечные результаты борьбы с преступностью. Признавая значимость этих соглашений, практические сотрудники тем не менее критически оценивают их качество и возможность полного, неукоснительного и оперативного их применения. В результате различные государства предъявляют друг другу многочисленные претензии, в то время как решение проблемы кроется не во взаимном пренебрежении, а в отсутствии механизмов реализации имеющихся договоренностей. Российская Федерация, являясь постоянным членом Организации Объединенных Наций, Совета Европы, Международной уголовной полиции — Интерпола, других международных организаций, активно участвует в формировании единого правового пространства. С учетом сложившейся международной практики сотрудничества в вопросах оказания правовой помощи по уголовным делам и выдачи нуждаются в соответствующей модернизации положения Европейской конвенции о выдаче 1957 г. и Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г. Необходимо, в частности, упростить процедуру выдачи в случае согласия выдаваемого лица и сократить экстрадиционные процедуры по времени, а также установить сроки исполнения международных поручений, так как зачастую на получение ответа от запрашиваемой стороны уходят многие месяцы, что не позволяет достичь качественных и своевременных результатов в расследовании преступлений <10>. ——————————— <10> См.: Костенко Н. И. Правовые механизмы международного сотрудничества в правоохранительной сфере // Право и политика. 2005. N 8. С. 15 — 16.

Назрела также объективная потребность в выработке самостоятельного международно-правового документа о борьбе с экономическими преступлениями в банковском секторе, в том числе и преступлениями, совершаемыми с использованием банковских карт, призванного закрыть имеющиеся бреши в международном праве в части осуществления профилактических мероприятий на территории европейских государств. Актуальным также представляется рассмотрение вопроса относительно разработки отдельной конвенции о защите участников уголовного судопроизводства, в которой будет детально регламентирован механизм взаимодействия европейских государств. Предпринятые Россией на международном и национальном уровне шаги по укреплению правовых основ противодействия транснациональной преступности, в том числе преступности в банковском секторе, позволят реализовать широкий комплекс совместных мер противодействия транснациональной преступности. Так, например, успешным примером взаимодействия сотрудников МВД России с сотрудниками иностранных государств являются, в частности, результаты скоординированных оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий в рамках проведения иностранными коллегами спецопераций в отношении лиц, подозреваемых в мошеннических действиях с банковскими картами <11>. ——————————— <11> См.: Милякина Е. В. Правовые проблемы взаимодействия подразделений ОВД с компетентными органами иностранных государств по вопросам борьбы с налоговыми и иными экономическими преступлениями // Российский следователь. 2006. N 1.

Важной стороной деятельности по предупреждению экономических преступлений, совершаемых в сфере проведения безналичных расчетов, производимых с использованием банковских карт, в том числе и на международном уровне, является ее надлежащая организация и научная обоснованность. Специфичность задач и содержания международного сотрудничества в области предупреждения экономических преступлений, совершаемых в сфере проведения безналичных расчетов, производимых с использованием банковских карт, определенная самостоятельность этого направления борьбы с преступностью в сфере экономики порождает необходимость в особой группе сведений, которую можно рассматривать как криминологическую информацию, а процесс получения, преобразования, анализа, использования и хранения информации, отражающей реальные явления и процессы, факты и события, происходящие в этой сфере, — как процесс криминологического информирования или обеспечения криминологической информацией. Для целенаправленного и эффективного действия любой сложной системы большое значение имеют постоянные организационно отлаженные функциональные связи как между отдельными блоками, звеньями, так и конкретными ее элементами. Без них она фактически неработоспособна. С учетом того что предупреждением преступлений в банковском секторе занимается значительное число лиц и социально-экономических институтов разноведомственного подчинения, важнейшим условием их эффективного функционирования на международном уровне является научно обоснованная дифференциация и координация их деятельности, обеспечивающая четкое взаимодействие и комплексный подход в осуществлении профилактической работы. Таким образом, взаимодействие при осуществлении предупредительной деятельности в банковском секторе на международном уровне представляет собой совместное участие и связь отдельных лиц, органов, организаций и подразделений зарубежных государств в процессе этой деятельности, осуществляемые на основе общности решаемых задач, разделения компетенции, функций, полномочий, взаимных обязательств. В связи с этим остро встает проблема консолидации усилий правоохранительных органов разных стран в борьбе с экономической преступностью, в том числе в банковском секторе, и возникает необходимость взаимодействия между соответствующими службами различных государств. Вместе с тем получению и реализации информации о нелегально вывезенных капиталах, сосредоточенных в иностранных банках, их аресту, конфискации и возврату в Россию препятствует отсутствие правовой базы по обеспечению такой деятельности в нашей стране и организации взаимодействия с зарубежными правоохранительными органами. Постоянно совершенствуются организационные механизмы по повышению международного сотрудничества в правоохранительной сфере. В этой связи следует отметить создание и успешное функционирование двух координационных органов в рамках СНГ — Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории СНГ (БКБОП) и Совета министров внутренних дел государств — участников СНГ (СМВД). Также создана Объединенная коллегия министерств внутренних дел государств — участников Союза Беларуси и России. Как показывает практика, одной из наиболее эффективных организационных форм обеспечения практического взаимодействия российских правоохранительных органов с зарубежными партнерами в сфере борьбы с экономической преступностью, особенно с ее организованными формами, является получивший большое развитие в мире институт представителей правоохранительных органов, работающих на постоянной основе при посольствах или консульских учреждениях своих стран, так называемые «полицейские атташе» или «офицеры связи». В настоящее время в Российской Федерации (в Москве, Санкт-Петербурге, Хабаровске и Мурманске) работают свыше 60 полицейских атташе из более чем 30 иностранных государств, которые осуществляют ежедневное оперативное взаимодействие с подразделениями органов внутренних дел. В свою очередь, МВД России на основании соответствующих указа Президента Российской Федерации и распоряжения Правительства Российской Федерации направило на работу за рубеж восемь своих представителей, которые работают в следующих странах: Армения, Азербайджан, Израиль, Китай, Палестина, США, Франция, Швейцария. Ранее представители МВД России работали и в ряде других стран — в Германии, Польше, Болгарии, Испании, Финляндии. К сожалению, современная статистика не содержит сведений, прямо указывающих на международный характер совершенных преступлений. Условно к ним можно отнести преступления, связанные с иностранцами (как совершенные в отношении иностранцев, так и совершенные самими иностранцами). Однако к указанной категории могут быть отнесены и другие преступления. Так, например, к последним можно отнести преступления, прямо указывающие на их отношение к международной сфере, или преступления, которые могут совершаться как внутри страны, так и за рубежом (мошенничество, хищение денежных средств, легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем, и др.). В последние годы специалисты обращают внимание на целесообразность создания международного экспертного центра, который бы разрабатывал систему межстрановых банковских стандартов в обращении банковских карт, учитывающих потребности рынка в расчетных отношениях, оптимальные способы их использования при оплате услуг, и необходимость обучения клиентов и сотрудников банка согласованным действиям в целях обеспечения их финансовой безопасности. Подводя итог вышеизложенному, можно сделать вывод, что в последнее десятилетие отчетливо проявилась тенденция расширения и углубления международного сотрудничества в правоохранительной сфере, в первую очередь в борьбе с преступностью. Это обусловлено быстрым развитием интеграционных процессов в мире, расширением политических, экономических, культурных и гуманитарных связей, совершенствованием средств транспорта и связи, упрощением порядка въезда и выезда из стран, пограничных и таможенных формальностей, утверждением в международных отношениях приоритета общечеловеческих ценностей, идей справедливости и солидарности. Сотрудничество государств в области борьбы с преступностью и обеспечения общественной безопасности имеет объективную основу — их тесную взаимосвязь и взаимозависимость, которые влекут качественное изменение самой преступности, в том числе ее интернационализацию, т. е. возрастание в ней удельного веса международных элементов (например, совершение преступления на территории двух и более государств, укрывательство и сбыт похищенного или отмывание доходов от преступной деятельности за границей, попытки преступников скрыться от правосудия за рубежом и т. п.). Борьба же с преступлениями, имеющими транснациональный характер, может быть по-настоящему эффективна только при согласованности действий большинства государств и рациональном сочетании внутригосударственных и международных усилий.

——————————————————————