Правовые аспекты социальной защиты ветеранов боевых действий

(Сабодаш А. Н.) («Российский юридический журнал», 2011, N 6)

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ВЕТЕРАНОВ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ

А. Н. САБОДАШ

Сабодаш Анатолий Николаевич — и. о. начальника отдела по борьбе с коррупцией в органах государственной власти и органах местного самоуправления УВД по Челябинской области, соискатель кафедры трудового и социального права Южно-Уральского государственного университета (Челябинск).

Представлен системный анализ федерального и регионального (на примере Челябинской области) законодательства о социальной защите ветеранов боевых действий. Рассмотрены основные тенденции развития социальной защиты ветеранов, в том числе в нормотворческой, организационно-правовой, правоприменительной, финансовой сферах.

Ключевые слова: социальная защита, ветераны, инвалиды, ветераны боевых действий, компенсация, льготы.

Legal aspects of social protection of war veterans A. N. Sabodash

The systematic analysis of federal and regional (on the example of Chelyabinsk oblast) legislation of social protection of war veterans is presented. The main trends of social protection of veterans, including those in the normative, organizational-legal, law application, finance spheres are considered.

Key words: social security, veterans, disabled, combat veterans, compensation, benefits.

Изучение правовых аспектов социальной защиты ветеранов боевых действий требует разъяснения двух понятий: «социальная защита» и «ветераны боевых действий». Социальная защита граждан данной категории представляет собой часть социальной защиты населения Российской Федерации. В российской юридической науке под социальной защитой понимается деятельность государственных и муниципальных органов и учреждений, негосударственных организаций по реализации основных направлений социальной политики <1>. При этом существование социальной защиты как фактической деятельности государства и других субъектов вытекает из п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, согласно которому в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находится социальная защита, включая социальное обеспечение. Ключ к пониманию содержания социальной защиты дает п. 2 ст. 7 Конституции РФ: в России охраняются труд и здоровье людей, закрепляется гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Детализируются эти положения в ст. 37 Конституции РФ (защита от безработицы), ст. 38 (государственная защита материнства и детства, семьи), ст. 39 (гарантии социального обеспечения по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных предусмотренных законом случаях, установление государственных пенсий и социальных пособий законом, поощрение добровольного социального страхования, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность). С учетом названных норм представляется оправданным широкое понимание социальной защиты как системы мер экономического, социального, правового, организационного характера, направленных на предупреждение или смягчение негативных последствий для человека и его семьи при наступлении определенных социально значимых обстоятельств, а также на сохранение приемлемого уровня их материального и социального благополучия <2>. ——————————— <1> Федорова М. Ю. Социальное страхование как организационно-правовая форма социальной защиты населения: проблемы правового регулирования. Омск, 2000. С. 43; Захаров М. Л., Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения России: Учеб. М., 2005. С. 34 — 35; Миронова Т. К. Право социального обеспечения и современные тенденции правового регулирования отношений в сфере социальной защиты: Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М., 2008. С. 11; Право социального обеспечения России: Учеб. / Под ред. К. Н. Гусова. М., 2009. С. 14 — 15; и др. <2> Миронова Т. К. Право социального обеспечения и современные тенденции правового регулирования отношений в сфере социальной защиты: Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М., 2008. С. 11

Рассмотрим понятие «ветераны боевых действий». В ст. 1 Федерального закона от 12 января 1995 г. «О ветеранах» <3> (в ред. от 2 января 2000 г.; далее — Закон о ветеранах) перечислены следующие категории ветеранов: 1) ветераны Великой Отечественной войны; 2) ветераны боевых действий на территории СССР, Российской Федерации и территориях других государств; 3) ветераны военной службы; 4) ветераны государственной службы; 5) ветераны труда. У различных категорий ветеранов есть общие признаки. В первую очередь это заслуги перед страной (участие в боевых действиях, получение государственных наград) и продолжительная трудовая или служебная деятельность (длительный стаж военной, правоохранительной либо гражданской службы, стаж работы). Существуют и особые признаки, присущие отдельным категориям ветеранов. Так, ветеранами Великой Отечественной войны считаются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий, а также лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны не меньше шести месяцев либо награжденные орденами или медалями за службу и самоотверженный труд в период войны. ——————————— <3> СЗ РФ. 2000. N 2. Ст. 161.

От ветеранов Великой Отечественной войны следует отличать инвалидов этой войны. С одной стороны, инвалиды могут быть участниками ВОВ и, значит, ветеранами войны, а с другой — инвалидами Великой Отечественной войны считаются не любые участники данной войны и ветераны, а лишь те из них, которые стали инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период Гражданской или Великой Отечественной войны в районах боевых действий. Необходимо также отграничивать от ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны ветеранов военной службы (ст. 5 Закона о ветеранах). К ветеранам военной службы относятся военнослужащие, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или РФ, либо награжденные ведомственными знаками отличия, при условии, что общая продолжительность их военной службы составляет 20 лет и более. Кроме того, ветеранами военной службы считаются военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей военной службы. Как видно, признание ветеранами военной службы не связано с участием в Великой Отечественной войне, для них установлено условие наличия наград, почетных званий или ведомственных знаков отличия, а также условие об общей продолжительности военной службы. Наконец, к числу ветеранов военной службы отнесены и инвалиды военной службы. К ветеранам, имеющим отношение к военной службе, причисляются и ветераны боевых действий (ст. 3 Закона о ветеранах). Данная категория граждан обладает специфическими признаками. Во-первых, она неоднородна по составу. Среди ветеранов боевых действий выделяются: 1) военнослужащие; 2) бывшие военнослужащие, уволенные в запас или в отставку; 3) военнообязанные, призванные на военные сборы; 4) лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности; 5) работники органов внутренних дел и органов государственной безопасности; 6) работники Министерства обороны СССР и Министерства обороны Российской Федерации; 7) сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы; 8) другие гражданские лица. Во-вторых, общим для всех перечисленных граждан является их участие в боевых действиях, под которыми понимаются вооруженное столкновение сторон, организованное применение подразделений, частей, соединений и объединений одной из сторон для выполнения боевых задач <4>. В-третьих, эти боевые действия могут иметь место как на территории России, так и на территориях других государств. В-четвертых, в отношении отдельных групп ветеранов боевых действий в законодательстве установлены особые условия признания за ними статуса ветеранов боевых действий. ——————————— <4> Петров М. И. Комментарий к Федеральному закону «О ветеранах» (постатейный). М., 2007. С. 33.

Так, ветеранами боевых действий могут быть признаны военнослужащие, бывшие военнослужащие, военнообязанные, призванные на военные сборы, сотрудники правоохранительных органов, работники Минобороны и правоохранительных органов, если они были направлены в другие страны органами государственной власти СССР, Российской Федерации и принимали участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих странах либо принимали участие в соответствии с решениями органов государственной власти РФ в боевых действиях на территории России. К другой группе относятся военнослужащие, бывшие военнослужащие и сотрудники правоохранительных органов, участвовавшие в операциях при выполнении правительственных боевых заданий по разминированию территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств в период с 10 мая 1945 г. по 31 декабря 1951 г., в том числе в операциях по боевому тралению в период с 10 мая 1945 г. по 31 декабря 1957 г. Следующую группу составляют военнослужащие автомобильных батальонов, направлявшихся в Афганистан в период ведения там боевых действий для доставки грузов. Наконец, из числа военнослужащих к ветеранам боевых действий отнесены военнослужащие летного состава, совершавшие с территории СССР вылеты на боевые задания в Афганистан в период ведения там боевых действий. При этом следует иметь в виду, что в Законе о ветеранах боевыми действиями считаются только те, которые включены в специальный перечень, оформленный в виде приложения к Закону. Кроме военнослужащих, бывших военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов к ветеранам боевых действий отнесены и некоторые гражданские лица. Во-первых, граждане, участвовавшие в операциях при выполнении правительственных боевых заданий по разминированию территорий и объектов на территории СССР и других государств в период с 10 мая 1945 г. по 31 декабря 1951 г., в том числе в операциях по боевому тралению в период с 10 мая 1945 г. по 31 декабря 1957 г. Во-вторых, лица (включая членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, выполнявших полеты в Афганистан в период ведения там боевых действий), обслуживавшие воинские части Вооруженных Сил СССР и Вооруженных сил РФ, находившиеся на территориях других государств в период ведения там боевых действий, получившие в связи с этим ранения, контузии или увечья либо награжденные орденами или медалями СССР либо Российской Федерации за участие в обеспечении указанных боевых действий. В-третьих, лица, направлявшиеся на работу в Афганистан в период с декабря 1979 г. по декабрь 1989 г., отработавшие установленный при направлении срок либо откомандированные досрочно по уважительным причинам. Особую разновидность ветеранов боевых действий составляют инвалиды боевых действий, о которых речь идет в ст. 4 Закона о ветеранах. К ним относятся в первую очередь военнослужащие, находившиеся при исполнении обязанностей военной службы в районах боевых действий в периоды, указанные в Законе. Сюда входят также лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов государственной безопасности при исполнении служебных обязанностей в районах боевых действий. К этой категории относятся и лица, обслуживавшие действующие воинские части Вооруженных Сил СССР и Вооруженных Сил РФ, находившиеся на территориях других государств в период ведения в этих государствах боевых действий. Остальных граждан, перечисленных в названной статье, следует отнести к инвалидам Великой Отечественной войны. Инвалидами ВОВ являются военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и т. д.) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, партизаны, члены подпольных организаций, действовавших в период Гражданской или Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР, рабочие и служащие, работавшие в районах боевых действий, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период Гражданской или Великой Отечественной войны в районах боевых действий, и приравненные по пенсионному обеспечению к военнослужащим воинских частей, входивших в состав действующей армии. К инвалидам Отечественной войны также отнесены военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, полученного при защите Отечества, или исполнения обязанностей военной службы на фронте. Анализ ст. 4 Закона о ветеранах позволяет сделать вывод о том, что не следовало включать в эту статью правовые нормы о ветеранах боевых действий — инвалидах, целесообразнее было бы поместить их в ст. 3, чтобы избежать трудностей с отграничением инвалидов боевых действий от инвалидов Великой Отечественной войны. Ветеранов боевых действий необходимо отличать и от ветеранов военной службы. Для признания ветераном военной службы не требуется участия в боевых действиях на территории СССР или РФ либо на территориях иностранных государств. Однако необходимо иметь государственные награды, либо почетные звания, либо ведомственные знаки отличия, а продолжительность военной службы должна составлять 20 лет и более. С учетом сказанного можно сформулировать следующее определение понятия «ветераны боевых действий». Ветераны боевых действий — это военнослужащие, бывшие военнослужащие, сотрудники правоохранительных органов, другие граждане, направленные в иностранные государства органами государственной власти СССР или РФ и принимавшие участие в боевых действиях на территории СССР или РФ в соответствии с решениями органов государственной власти. Определение круга ветеранов боевых действий позволяет установить место социальной защиты граждан этой категории в системе российской социальной защиты. Социальная защита ветеранов боевых действий является частью социальной защиты населения в целом. В то же время с учетом конкретного правового статуса ветеранов боевых действий (военнослужащие по контракту, военнослужащие по призыву, сотрудники правоохранительных органов, гражданские лица) их социальная защита выступает также частью социальной защиты военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и т. д. Основная масса ветеранов боевых действий — военнослужащие (бывшие военнослужащие), а также сотрудники правоохранительных органов (бывшие сотрудники правоохранительных органов). Следует отметить, что военнослужащие должны выполнять свои обязанности в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья, что определяет специфику социального риска, которому подвержены военнослужащие и члены их семей <5>. Этот риск усиливается за счет невозможности полной реализации некоторых прав в силу ограничений в законодательстве или в результате особенностей развития военно-служебных отношений <6>. Служба сотрудников правоохранительных органов также характеризуется опасностью для их жизни и здоровья. Однако если военнослужащие выполняют задачи по защите государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, обеспечению безопасности государства, отражению вооруженного нападения, соблюдению международных обязательств РФ, то сотрудники правоохранительных органов осуществляют обязанности по сохранению и укреплению законности и правопорядка в стране, обеспечению безопасности граждан, защите их прав и законных интересов. В то же время на сотрудников правоохранительных органов распространяются служебные ограничения. Поэтому социальная защита сотрудников правоохранительных органов имеет целью обеспечить их нормальную служебную деятельность, а также компенсировать повышенные психологические и физические нагрузки, служебные ограничения и неблагоприятные последствия наступления социальных случаев. ——————————— <5> Антипьева Н. В. Социальное обеспечение военнослужащих: проблемы правового регулирования: Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. СПб., 2010. С. 6 — 7. <6> Там же. С. 18.

Общими для военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов являются следующие нормативные правовые акты об их социальной защите: Закон РФ от 12 февраля 1993 г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях уголовно-исполнительной системы, и их семей» <7>, Федеральный закон от 28 марта 1998 г. «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» <8>, Закон о ветеранах, Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» <9> и др. ——————————— <7> Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 9. Ст. 328. <8> СЗ РФ. 1998. N 13. Ст. 1474. <9> СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4563.

Общность правового регулирования отношений по социальной защите военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, в частности ветеранов боевых действий из их числа, выражается и через критерии дифференциации правового регулирования. В области социальной защиты военнослужащих такими критериями выступают: 1) основания поступления на военную службу; 2) гражданство военнослужащего; 3) воинское звание; 4) пол военнослужащего; 5) условия прохождения военной службы; 6) наличие особых заслуг перед Отечеством; 7) общая продолжительность военной службы (выслуга лет); 8) основания увольнения с военной службы; 9) причина повреждения здоровья или инвалидности военнослужащего; 10) тяжесть повреждения его здоровья <10>. В отношении сотрудников правоохранительных органов действуют примерно те же критерии. При этом основным отличительным признаком для ветеранов боевых действий, на наш взгляд, является наличие особых заслуг перед Отечеством. ——————————— <10> Антипьева Н. В. Указ. соч. С. 23.

Различия правового регулирования в этой сфере проявляются в наличии специфических нормативных правовых актов. В отношении военнослужащих действуют Федеральные Законы от 24 апреля 1996 г. «Об обороне» <11>, от 6 марта 1998 г. «О статусе военнослужащих» <12>, от 28 марта 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе» <13>, от 27 декабря 2001 г. «О военном положении» <14> и др., а в отношении сотрудников правоохранительных органов — Закон РФ от 21 июля 1993 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» <15>, Федеральные законы от 17 января 1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации» <16>, от 21 июня 1997 г. «О службе в таможенных органах Российской Федерации» <17>, от 28 декабря 2010 г. «О Следственном комитете Российской Федерации» <18>, от 7 февраля 2011 г. «О полиции» <19> и др. Различия имеют место и в подзаконном регулировании. Так, в Вооруженных Силах РФ выдача удостоверений ветерана боевых действий регулируется Порядком выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, который утвержден Приказом Министра обороны России от 2 ноября 2009 г. <20>, а в системе Минздравсоцразвития России — Инструкцией о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий Министерством здравоохранения и социального развития РФ, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 27 октября 2010 г. <21>. ——————————— <11> СЗ РФ. 1996. N 23. Ст. 2750. <12> СЗ РФ. 1998. N 22. Ст. 2331. <13> СЗ РФ. N 13. Ст. 1475. <14> СЗ РФ. 2002. N 5. Ст. 375. <15> Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 33. Ст. 1316. <16> СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 4472. <17> СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3586. <18> СЗ РФ. 2011. N 1. Ст. 15. <19> Рос. газ. 2011. 8 февр. <20> Бюл. нормат. актов. 2010. N 16. <21> Бюл. трудового и социального законодательства РФ. 2011. N 2.

Меры социальной поддержки ветеранов боевых действий, членов их семей, семей погибших (умерших) ветеранов являются расходными обязательствами Российской Федерации. Согласно ст. 16 Закона о ветеранах ветеранам боевых действий предоставляются следующие меры социальной поддержки: 1) обеспечение жильем; 2) социальная поддержка по оплате жилья; 3) первоочередная установка квартирного телефона; 4) медицинская помощь и др. Отметим, что за рамки мер социальной поддержки выходят названные в статье льготы по пенсионному обеспечению. Статья 23.1 Закона о ветеранах предусматривает право ветеранов боевых действий на ежемесячную денежную выплату, а ст. 6.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» <22> — право на получение набора социальных услуг. Аналогичные меры социальной защиты ветеранов боевых действий и членов их семей предусматривают также Федеральные законы «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» <23>, Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» <24> и др. ——————————— <22> СЗ РФ. 1999. N 29. Ст. 3699. <23> СЗ РФ. 1995. N 32. Ст. 3168. <24> Ведомости СНД и ВС РФ. 1996. N 17. Ст. 1915.

Субъектам РФ и муниципальным образованиям предоставлено право устанавливать дополнительные меры социальной защиты ветеранов боевых действий и членов их семей. Анализ нормативных правовых актов о социальной защите ветеранов боевых действий и практики их применения позволил выявить несколько основных тенденций развития системы социальной защиты граждан этой категории. Первая тенденция — увеличение количества нормативных правовых актов в этой сфере на федеральном уровне. Основные из них были названы. Следует добавить, что значительно больше стало актов по вопросам социальной поддержки. Они касаются предоставления ежемесячной денежной выплаты, медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение, набора социальных услуг и др. Вторая тенденция — формирование нормативных правовых актов о социальной защите ветеранов боевых действий других уровней. Так, в Красноярском крае появилась программа льготного ипотечного кредитования для краевых ветеранов боевых действий. Законопроект, внесенный на рассмотрение в краевой парламент, имеет название «О субсидировании процентной ставки по кредитам, привлеченным ветеранами боевых действий на улучшение жилищных условий». Краевые законодатели, представители исполнительных органов государственной власти считают это необходимой мерой, поскольку в связи с изменениями жилищного законодательства РФ ветераны боевых действий лишены многих жилищных льгот. Кроме того, в силу возраста граждане этой категории не попадают под действие существующих жилищных программ, касающихся в основном молодых людей. В Красноярском крае, включая Таймыр и Эвенкию, по данным краевого агентства соцзащиты, проживает почти 14,5 тыс. ветеранов боевых действий. Больше тысячи из них нуждаются в улучшении жилищных условий (они включены в федеральный регистр). Всего в этом регистре числится почти 5,5 тыс. жителей края; помимо участников боевых действий в него включены инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов. Всем им остро необходимо улучшение жилищных условий. И возможность получить льготный кредит — чуть ли не единственный шанс для них решить эту проблему. Постановлением правительства Челябинской области от 17 декабря 2009 г. N 345-П «Об областной целевой программе «Социальная поддержка инвалидов в Челябинской области на 2009 — 2010 годы» созданы условия для реабилитации инвалидов, к числу которых относятся и потерявшие трудоспособность в период боевых действий <25>. ——————————— <25> URL: http:// www. garant. ru/ hotlaw/ chelyabinsk/ 228433.

Законом Челябинской области от 28 января 2010 г. N 528-20 «О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий» определены меры социальной поддержки в виде предоставления: 1) жилых помещений по договору социального найма; 2) жилищных субсидий на приобретение жилого помещения в собственность на территории Челябинской области; 3) единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилого помещения в размере, установленном Законом о ветеранах <26>. ——————————— <26> URL: http:// www. garant. ru/ hotlaw/ chelyabinsk/ 231461.

В Постановлении правительства Челябинской области от 17 декабря 2009 г. N 350-П «О Территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим в Челябинской области, бесплатной медицинской помощи на 2010 год» учтены интересы ветеранов боевых действий <27>. ——————————— <27> URL: http:// www. garant. ru/ hotlaw/ chelyabinsk/ 228430.

Оказание медицинской помощи финансируется за счет средств обязательного медицинского страхования, а также бюджетных ассигнований бюджетов всех уровней в соответствии с Территориальной программой обязательного медицинского страхования. Постановлением правительства Челябинской области от 17 декабря 2009 г. N 346-П «Об областной целевой программе «Дети Южного Урала» на 2009 — 2010 гг.» <28> намечено за счет средств областного бюджета в размере более 39 млн. руб. оказать реабилитационные услуги детям-инвалидам, детям-сиротам, часть из которых живет в семьях ветеранов боевых действий, семьях погибших (умерших) участников вооруженных конфликтов. ——————————— <28> URL: http:// www. garant. ru/ hotlaw/ chelyabinsk/ 228435.

Законом Челябинской области от 25 декабря 2008 г. N 343-30 «О внесении изменений в некоторые законы Челябинской области в сфере социальной поддержки отдельных граждан» в Закон Челябинской области от 25 января 1996 г. N 16-ОЗ «О дополнительных мерах социальной защиты ветеранов в Челябинской области» добавлены нормы о дополнительных мерах социальной поддержки в виде предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан <29>. ——————————— <29> URL: http:// www. garant. ru/ hotlaw/ chelyabinsk/ 228366.

В Законе Челябинской области от 25 декабря 2008 г. N 344-30 «О внесении изменений в Закон Челябинской области «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке отдельных категорий граждан» <30> определены способы оплаты жилого помещения и коммунальных услуг для многих категорий социально незащищенных граждан, среди которых и ветераны боевых действий. Этим же Законом дополнены права и обязанности губернатора Челябинской области, связанные с осуществлением органами местного самоуправления переданных государственных полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, в новой редакции изложены методики расчета размера субвенций местным бюджетам. ——————————— <30> URL: http:// www. garant. ru/ hotlaw/ chelyabinsk/ 228367.

Губернатором Челябинской области создано специальное подразделение и утвержден должностной регламент государственного служащего — главного специалиста по взаимодействию с военными организациями и работе с ветеранами боевых действий и военной службы Главного управления по взаимодействию с правоохранительными и военными органами Челябинской области. Постановление администрации города Челябинска от 16 апреля 2010 г. N 116-П «Об учреждении порядка выплаты на территории города Челябинска в 2010 году частичной компенсации родительской выплаты на организацию летнего оздоровительного отдыха детей из семей ветеранов и участников боевых действий, участников вооруженных конфликтов» <31> устанавливает условия, размер и порядок организации выплаты на территории Челябинска в 2010 г. названной компенсации. Размер ее составляет 563 руб. Она выплачивается на каждого ребенка в возрасте от 7 до 16 лет, при этом возраст ребенка определяется на дату подачи заявления. Компенсация назначается на ребенка, которому на момент обращения исполнилось 7 лет, но не достигшего 16-летнего возраста. ——————————— <31> URL: http:// www. garant. ru/ hotlaw/ chelyabinsk/ 243929.

Каждый год правительство Челябинской области принимает постановления, касающиеся компенсационных выплат за пользование услугами связи из средств областного бюджета гражданам отдельных категорий. В их ряду — Постановление правительства Челябинской области от 20 ноября 2009 г. N 311-П «О Положении порядке и условиях предоставления инвалидам Великой Отечественной войны I и II групп, инвалидам боевых действий I и II групп, военнослужащим, ставшим инвалидами I и II групп вследствие ранения, контузии, увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), и лицам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда» и не являющимся инвалидами, компенсационных выплат за пользование услугами связи». В соответствии с законодательством Челябинской области инвалиды боевых действий получают компенсационную выплату за пользование услугами местной телефонной связи в размере, равном 100% от тарифа, предусмотренного абонентской системой оплаты услуг местной телефонной связи при отсутствии технической возможности осуществления оператором связи повременного учета продолжительности местных телефонных соединений <32>. ——————————— <32> URL: http:// www. garant. ru/ hotlaw/ chelyabinsk/ 215715.

Третья тенденция — развитие взаимодействия государства и муниципальных образований с общественными объединениями в данной сфере. В развитие решения Челябинской городской думы от 25 октября 2005 г. N 7/15 «Об утверждении Положения о муниципальных грантах — целевом финансировании социально значимых проектов некоммерческих организаций», Постановления главы города Челябинска от 9 февраля 2006 г. N 40-П «О проведении конкурса на соискание муниципального гранта» и решений конкурсной комиссии от 28 февраля 2008 г., 18 апреля 2008 г. было принято распоряжение главы города Челябинска от 28 мая 2008 г. N 1660 <33> о предоставлении финансирования: ——————————— <33> URL: http:// www. garant. ru/ hotlaw/ chelyabinsk/ 224102.

Челябинской региональной общественной организации ветеранов войны, боевых действий и военной службы «Защитник Отечества» (проект «Люблю Отчизну я») в размере 100 тыс. руб. — 25% от максимальной суммы гранта; Общест венной организации «Союз ветеранов боевых действий Центрального района г. Челябинска» (проект «Никто не забыт, ничто не забыто») в размере 100 тыс. руб. — 25% от максимальной суммы гранта; Челябинской областной общественной организации «Тракторозаводская районная г. Челябинска организация» Всероссийского общества инвалидов (проект «Ремонтная мастерская инвалидных колясок») в размере 100 тыс. руб. — 25% от максимальной суммы гранта; Курчатовскому районному отделению Челябинской областной общественной организации Всероссийского общества инвалидов (проект «Оборудование квартир приспособлениями и другими средствами реабилитации, позволяющими инвалиду передвигаться без посторонней помощи и обслуживать себя самостоятельно») в размере 200 тыс. руб. — 50% от максимальной суммы гранта. Такие гранты выделялись и в 2010 г. В Челябинской области с 1991 г. активно взаимодействует с органами государственной власти и органами местного самоуправления Общественная региональная организация ветеранов органов внутренних дел и внутренних войск России. Ее основная цель — содействие решению социальных проблем, возникающих в жизни пенсионеров, ветеранов, членов их семей и в семьях погибших сотрудников и воинов. Механизм достижения этой цели — подготовка предложений по совершенствованию правовой и социальной защиты членов общественной организации и их семей для последующего рассмотрения в исполнительных и законодательных органах государственной власти на уровне как субъекта РФ, так и федерального центра. Участие в реализации региональных программ социальной защиты ветеранов боевых действий, членов их семей, а также семей погибших выражается через аккумулирование средств в Благотворительном фонде «Ветеран МВД РФ», оказание за счет его материальной помощи нуждающимся ветеранам, пенсионерам, членам их семей, а также членам семей погибших сотрудников и военнослужащих. Для оптимального функционирования и финансовой устойчивости Общественная региональная организация ветеранов, в которой насчитывается более 2 тыс. человек, собирает членские взносы, получает доходы от собственной коммерческой структуры ООО «Лепта», занимается реализацией тиражей Всероссийской благотворительной лотереи МВД РФ «За правопорядок», привлекает средства спонсоров. Лекарственные препараты, продукты, одежда, средства личной гигиены ежемесячно выдаются наиболее нуждающимся ветеранам боевых действий, ветеранам МВД и внутренних войск РФ. По инициативе этой организации регулярно проводятся благотворительные акции: «Ветераны Отечественной войны», «Дети погибших сотрудников», «Всемирный день пожилого человека», «Всемирный день инвалидов» и т. д. Четвертая тенденция — формирование обширной судебной практики по вопросам социальной защиты ветеранов боевых действий (как в судах общей юрисдикции, так и в Конституционном Суде РФ). В судах общей юрисдикции в большинстве случаев рассматриваются вопросы признания граждан ветеранами боевых действий, а также предоставления им мер социальной защиты. Таковы дела военнослужащих, выполнявших свой долг в Египте <34>, Таджикистане <35>, Сирии <36>. ——————————— <34> Рос. газ. 2010. 30 сент. <35> Рос. газ. 2 сент. <36> Рос. газ. 10 нояб. См. также: Белов В. К. Судебная практика по применению законодательства о воинской обязанности, военной службе, статусе военнослужащих и об участии военных организаций в гражданских правоотношениях. М., 2004; Сборник судебной практики / Под ред. Р. Н. Гринвальда. М., 2006.

Большое значение в реализации прав ветеранов боевых действий на предоставление им мер социальной защиты имеют решения Конституционного Суда РФ. Речь идет в основном о защите прав ветеранов на меры социальной поддержки в связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ <37>. Характерным примером служит Определение Конституционного Суда РФ от 27 декабря 2005 г. по жалобе С. В. Зимницкого <38>. В нем Суд указал, что, внося изменения в содержание мер социальной защиты, в том числе направленные на ее сужение, федеральный законодатель должен исходить из недопустимости издания в РФ законов, отменяющих или умаляющих права граждан (ч. 2 ст. 55 Конституции РФ), и основывать свои решения на конституционных принципах и нормах, как закрепляющих единый для всех граждан РФ конституционный статус личности, так и устанавливающих специальный статус отдельных категорий граждан — получателей мер социальной поддержки. При этом Суд подчеркнул, что лица, несущие военную службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним. В Определении от 27 декабря 2005 г. содержатся и другие важные положения, касающиеся правового статуса ветеранов боевых действий. ——————————— <37> СЗ РФ. 2004. N 35. Ст. 3607. <38> СЗ РФ. 2006. N 8. Ст. 2006.

Для социальной защиты ветеранов боевых действий в части предоставления им мер социальной поддержки значимы и иные решения Конституционного Суда РФ. Среди них Постановления «По делу о проверке конституционности положений ст. 153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ» <39>, «По делу о проверке конституционности ряда положений ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ» <40>, Определения «По запросу Сормовского районного суда города Нижнего Новгорода о проверке конституционности положений п. п. 9, 10 и 19 ст. 44 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ…» <41>, «По жалобе А. В. Иванова и других на нарушение их конституционных прав отдельными положениями п. 50 ст. 35 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ» <42>, и др. <43>. ——————————— <39> СЗ РФ. N 22. Ст. 2375. <40> СЗ РФ. N 28. Ст. 3117. <41> СЗ РФ. N 23. Ст. 2553. <42> СЗ РФ. 2008. N 40. Ст. 4590. <43> Подробнее см.: Социальные права и практика Конституционного Суда Российской Федерации: Материалы науч. конф. СПб., 2008.

Bibliography

Antip’eva N. V. Social’noe obespechenie voennosluzhashhix: problemy pravovogo regulirovaniya: Avtoref. dis. … d-ra yurid. nauk. SPb., 2010. Belov V. K. Sudebnaya praktika po primeneniyu zakonodatel’stva o voinskoj obyazannosti, voennoj sluzhbe, statuse voennosluzhashhix i ob uchastii voennyx organizacij v grazhdanskix pravootnosheniyax. M., 2004. Fedorova M. Yu. Social’noe straxovanie kak organizacionno-pravovaya forma social’noj zashhity naseleniya: problemy pravovogo regulirovaniya. Omsk, 2000. Mironova T. K. Pravo social’nogo obespecheniya i sovremennye tendencii pravovogo regulirovaniya otnoshenij v sfere social’noj zashhity: Avtoref. dis. … d-ra yurid. nauk. M., 2008. Petrov M. I. Kommentarij k Federal’nomu zakonu «O veteranax» (postatejnyj). M., 2007. Pravo social’nogo obespecheniya Rossii: Ucheb. / Pod red. K. N. Gusova. M., 2009. Sbornik sudebnoj praktiki / Pod red. R. N. Grinval’da. M., 2006. Social’nye prava i praktika Konstitucionnogo Suda Rossijskoj Federacii: materialy nauch. konf. SPb., 2008. Zaxarov M. L., Tuchkova Eh. G. Pravo social’nogo obespecheniya Rossii: Ucheb. M., 2005.

——————————————————————