Рецензия на учебное пособие Автономова А. С. «Ювенальная юстиция»
(Ключарев Г. А.) («Вопросы ювенальной юстиции», 2010, N 2)
РЕЦЕНЗИЯ НА УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ АВТОНОМОВА А. С. «ЮВЕНАЛЬНАЯ ЮСТИЦИЯ» <*>
Г. А. КЛЮЧАРЕВ
——————————— <*> Автономов А. С. Ювенальная юстиция. М.: Российский благотворительный фонд НАН, 2009.
Ключарев Г. А., заведующий отделом социально-экономических исследований Института социологии РАН, доктор философских наук, профессор.
Можно обоснованно утверждать, что эту работу многие ждали с нетерпением: причем как специалисты, так и неспециалисты. Последние, судя по всему, во многом из-за столь бурной дискуссии в нашем обществе по поводу многочисленных и все усугубляющихся проблем детей и подростков в нашей стране, поиска новых подходов в их решении, в том числе решении проблем детей с девиантным поведением, преступивших закон, вообще молодежи группы риска, как иногда ее называют. Специалисты же главным образом надеялись получить теоретическое подспорье своей работы, поскольку у нас практика зачастую опережала теорию. И это неудивительно. Ведь в условиях отсутствия однозначной позиции руководства относительно необходимости введения ювенальной юстиции в России трудно говорить о том, что ювенальная юстиция — факт состоявшийся. В то же время благодаря осознанию важности таковой, а также энтузиазму неравнодушных людей практическое воплощение ювенальной юстиции шло своими путями в разных регионах России, и часто — весьма успешно. Вместе с тем все это нуждалось в своем обобщении и переосмыслении. И вот теперь с выходом в свет труда А. С. Автономова «Ювенальная юстиция» появилась возможность разобраться в данной для многих новой проблематике на основе комплексного, системного подхода к ювенальной юстиции, глубокого анализа отечественного материала, богатого зарубежного опыта, специальной литературы по теме. В этом плане работа проф., д. ю.н. А. С. Автономова, без сомнения, заслуживает высокой оценки и внимания читателей. Автору, несмотря на различные трактовки и оценки, удалось четко и ясно изложить суть ювенальной юстиции, показать разнообразные модели системы ювенальной юстиции в отдельных государствах, ряде регионов Российской Федерации, что стало возможным во многом благодаря авторским определениям не устоявшихся пока в российской науке понятий ювенальной юстиции, ее системы, ребенка в праве, правового статуса ребенка и др. Это чрезвычайно важно, как представляется, для понимания и самих категорий, и возможных путей внедрения этого демократического института в современной России, и для взятия на вооружение наиболее удачных практик. Собственно, проанализировав имеющийся опыт нашей страны, ознакомившись как с ошибками, так и с лучшими наработками других стран, учтя нынешние условия России и задачи в этой сфере, можно понять, куда надо двигаться, как достичь те или иные цели. Появляется возможность выработки выверенного поэтапного плана решения многих проблем молодежи, соответственно оздоровления российского общества в целом, укрепления нашего государства. Данное исследование примечательно не только новой и актуальной тематикой, четкостью и логичностью изложения, что видно уже из содержания представляемого учебного пособия, но и комплексным, междисциплинарным подходом. Здесь мы видим пример работы на стыке юриспруденции, социологии, психологии, истории, политологии. Конечно, представители тех или иных научных дисциплин хотели бы, чтобы их наработки занимали больше места в данной работе. Это вполне объяснимо, но надо отдавать себе отчет, что ювенология вообще объединяет многие научные подходы, что в одном исследовании невозможно объять необъятное, что есть перспективы для дальнейшего изучения проблематики, связанной с ювенальной юстицией. Есть и еще один важный аспект: работа А. С. Автономова представляет собой одновременно и научное изыскание, и учебник. И это тоже задает определенные рамки в изложении материала. Обращает на себя внимание удачное использование автором компаративистики, что позволяет читателю не только увидеть разнообразие в подходах к решению вопросов, связанных, например, с тем же правоприменением в отношении несовершеннолетних в отдельных странах, причем в конкретно-исторических условиях, но и поразмышлять над тем, как нам самим лучше реформировать эту систему, что можно применить у нас, а что уже используется в отечественной практике. Можно предположить, что данная работа может послужить еще одним аргументом в пользу полноценного внедрения в современной России системы ювенальной юстиции, поскольку этого требует как нынешняя ситуация с молодежью группы риска (и данные социологических опросов это подтверждают постоянно), так и мировой опыт. Стоит сказать также несколько слов о том, что данная работа хорошо структурирована, опирается на широкий круг источников, написана доступно, хорошим литературным языком, несмотря на то, что тематика в силу своей специфики весьма сложна. И в этом большая заслуга автора, как и в том, что ему удалось собрать весьма богатый эмпирический и статистический материал, на котором и строится настоящее учебное пособие.
——————————————————————