Минимальный размер оплаты труда и минимальная заработная плата: новые правила установления и применения
(Рысина Д. Ф.)
(«Кадры предприятия», 2007, N 6)
МИНИМАЛЬНЫЙ РАЗМЕР ОПЛАТЫ ТРУДА И МИНИМАЛЬНАЯ ЗАРАБОТНАЯ
ПЛАТА: НОВЫЕ ПРАВИЛА УСТАНОВЛЕНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ
Д. Ф. РЫСИНА
Д. Ф. Рысина, юрист, эксперт журнала «Кадры предприятия».
20.04.2007 Президент РФ подписал Федеральный закон N 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации». Его нормами с 01.09.2007 принципиально меняется правовое регулирование в сфере оплаты труда, и в частности порядок установления и применения минимального размера оплаты труда.
Наиболее значимые изменения вносятся в Трудовой кодекс РФ.
Прежде всего, законодатель вносит уточнение в понятийный аппарат и четко разделяет понятия «минимальный размер оплаты труда» и «минимальная заработная плата». Так, признается утратившей силу часть вторая статьи 129 Кодекса, содержащая определение понятия «минимальная заработная плата». Однако это не означает, что с сентября текущего года данное понятие перестанет применяться, — изменения направлены на приведение норм Трудового кодекса РФ в соответствие с нормами Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда».
Корреспондирующие изменения также вносятся в статью 133 Трудового кодекса РФ: с сентября текущего года она будет определять механизм установления не минимальной заработной платы, а минимального размера оплаты труда. Согласно новой редакции ее части второй источниками обеспечения минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, в организациях, финансируемых из федерального бюджета, признаются не только средства федерального бюджета, но и внебюджетные средства, а также средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Внебюджетные средства, а также средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, также признаются источниками обеспечения минимального размера оплаты труда в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации (помимо основного источника — средств бюджетов субъектов Российской Федерации), и в организациях, финансируемых из местных бюджетов (наряду со средствами местных бюджетов).
Уточнение части первой статьи 133 Кодекса носит технический характер — согласно новой редакции нормы минимальный размер оплаты труда будет, как и прежде, устанавливаться одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. А вот дополнение части третьей данной статьи представляется существенным — в новой редакции норма предусматривает, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Также принципиальным является признание утратившей силу части четвертой статьи 133 Трудового кодекса РФ, включенной в Кодекс с октября 2006 года (в соответствии с Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации») и предусматривающей увязку размеров тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников с минимальным размером оплаты труда.
Как уже отмечалось, изъятие из статей 129 и 133 Трудового кодекса РФ понятия «минимальная заработная плата» не означает, что законодатель отказывается от его применения для регламентации трудовых отношений в сфере оплаты труда. Редактированием отдельных статей глав 20 и 21 Кодекса он упорядочивает правовое регулирование механизма установления и применения минимального размера оплаты труда и минимальной заработной платы и переносит нормы, определяющие порядок установления размера минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации, из статьи 2 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», одновременно уточняя и развивая их в новой статье 133.1 «Установление размера минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации», включаемой в Кодекс с сентября 2007 года.
Из новой статьи Кодекса следует, что в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации может устанавливаться для работников, работающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета.
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, и обеспечивается:
— организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации, — за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
— организациями, финансируемыми из местных бюджетов, — за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
— другими работодателями — за счет собственных средств.
Разработка проекта регионального соглашения о минимальной заработной плате и заключение указанного соглашения осуществляются трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 47 Трудового кодекса РФ.
После заключения регионального соглашения о минимальной заработной плате руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации предлагает работодателям, осуществляющим деятельность на территории этого субъекта Российской Федерации и не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к нему. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию вместе с текстом данного соглашения. Руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации уведомляет об опубликовании указанных предложения и соглашения федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Если работодатели, осуществляющие деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к региональному соглашению о минимальной заработной плате не представили в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то указанное соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения и подлежит обязательному исполнению ими. К указанному отказу должны быть приложены протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, и предложения по срокам повышения минимальной заработной платы работников до размера, предусмотренного указанным соглашением.
В случае отказа работодателя присоединиться к региональному соглашению о минимальной заработной плате руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта Российской Федерации. Представители работодателя, представители выборного органа первичной профсоюзной организации и представители указанной трехсторонней комиссии обязаны принимать участие в этих консультациях.
Копии письменных отказов работодателей от присоединения к региональному соглашению о минимальной заработной плате направляются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого региональное соглашение о минимальной заработной плате действует в соответствии с частями третьей и четвертой статьи 48 Трудового кодекса РФ или на которого указанное соглашение распространено в вышеизложенном порядке, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).
Федеральным законом от 20.04.2007 N 54-ФЗ также уточнен порядок принятия единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов. Согласно новой редакции части третьей статьи 135 Трудового кодекса РФ единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, как и прежде, будут разрабатываться Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно до внесения в Государственную Думу Федерального Собрания РФ проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной год. Однако если стороны Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений не достигнут соглашения, то указанные рекомендации будут утверждаться Правительством РФ, а мнение сторон Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений — доводиться до субъектов Российской Федерации Правительством РФ.
Стилистические поправки вносятся и в статью 144 Трудового кодекса РФ (в части второй статьи слова «может устанавливать» заменяются словом «устанавливает»; в частях второй и третьей из словосочетаний «профессиональные квалификационные группы работников» изымается лишнее слово «работников»).
Своеобразным итогом пересмотра действующих норм Трудового кодекса РФ, определяющих порядок установления и применения минимального размера оплаты труда, стало изложение в новой редакции статьи 421 Кодекса: как следует из ее содержания, порядок и сроки поэтапного повышения минимального размера оплаты труда до размера, предусмотренного частью первой статьи 133 данного Кодекса, будут устанавливаться федеральным законом.
Принципиальные изменения вносятся непосредственно в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда»:
— во-первых, с 01.09.2007 минимальный размер оплаты труда устанавливается в сумме 2300 рублей в месяц;
— во-вторых, в статье 3 Федерального закона особо подчеркивается, что минимальный размер оплаты труда применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности; применение минимального размера оплаты труда для других целей не допускается.
Уточнение статьи 3 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» обязывает законодателя пересмотреть все нормативные правовые акты, в которых минимальный размер оплаты труда используется в качестве единицы измерения (например, штрафов, других выплат). В основной акт, в котором в качестве расчетной величины используется минимальный размер оплаты труда, — Кодекс РФ об административных правонарушениях — Федеральным законом от 20.04.2007 N 54-ФЗ пока вносятся только изменения в части размера ответственности работодателя за нарушение законодательства о труде и об охране труда: с 5 до 10 минимальных размеров оплаты труда увеличивается нижний предел административного штрафа, налагаемого на должностных лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, в соответствии с частью первой статьи 5.27 Кодекса за нарушение законодательства о труде и об охране труда.
Поскольку, как уже отмечалось, законодатель отказывается от увязки тарифных ставок, окладов (должностных окладов) с минимальным размером оплаты труда, во избежание нарушения прав работников в Федеральном законе от 20.04.2007 N 54-ФЗ предусмотрена специальная статья 5, в которой закреплено, что в связи с принятием данного Федерального закона не допускается снижение тарифных ставок, окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, а также компенсационных выплат (доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иных выплат компенсационного характера), установленных до дня вступления его в силу. Неисполнение данного запрета чревато для работодателя привлечением к административной ответственности по уточненной статье 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Еще раз обращаем внимание работодателей на то, что вышерассмотренные изменения вступают в силу с 01.09.2007.
——————————————————————