Административная деликтология в вузах системы МВД России

(Дерюга А. Н.) («Административное право и процесс», 2010, N 5)

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ДЕЛИКТОЛОГИЯ В ВУЗАХ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ <*>

А. Н. ДЕРЮГА

——————————— <*> Derjuga A. N. Administrative delictology in system of adjacent scholastic discipline, taught in Russian Federation Far East Home Ministry educational institutions.

Дерюга Артем Николаевич, доцент кафедры административного права и АСД ОВД Дальневосточного ЮИ МВД России, кандидат юридических наук, доцент.

В статье рассматривается возможность включения в учебные планы вузов МВД России новой учебной дисциплины — с целью формирования знаний об административной деликтности, практических навыков социально-правового противодействия административным правонарушениям.

Ключевые слова: административная деликтология, административное правонарушение, учебная дисциплина, причины и условия совершения административных правонарушений.

In article considered possibility of the cut-in is in curriculums Russian Federation Far East Home Ministry educational institutions of new scholastic discipline, for the reason shaping the know ledges about administrative delictnosty, practical skill social-legal reluctance to administrative offenses.

Key words: administrative delictology, administrative offense, scholastic discipline, reasons and condition of completion of the administrative offenses.

Современная концепция подготовки специалистов для работы в органах внутренних дел предполагает использование в учебных планах образовательных учреждений МВД России дисциплин, изучение которых дает не только теоретическое представление об основных правовых категориях, знание гражданских и служебных прав и обязанностей, но и умение использовать их на практике. Подтверждением тому может служить мнение Министра внутренних дел Р. Г. Нургалиева после посещения Дальневосточного юридического института МВД России во время саммита, проходящего 21 — 22 мая 2009 г. в г. Хабаровске, обратившего особое внимание на практическую направленность подготовки курсантов, с сожалением отмечая обнаруженный пробел. Круг практических задач, выполнение которых ставится в прямую зависимость от деятельности органов внутренних дел, определяется ст. 2 Закона РФ «О милиции». Это обеспечение безопасности личности, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, выявление и раскрытие преступлений, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, а также оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов. Очевидно, указанные задачи рассчитаны на деятельность всей системы милиции — криминальной и общественной безопасности. Тем не менее реальное состояние правопорядка указывает на доминирующую роль в этом милиции общественной безопасности. Однако уровень практической подготовки курсантов и слушателей вузов МВД прямо противоположный. Это связано с тем, что криминальная милиция, задачи которой в большей степени увязаны с выявлением и раскрытием преступлений, имеет достаточно стройную систему основных нормативных правовых актов, например УК РФ, УПК РФ, разработанных соответствующих учебных курсов, а также оперативно-розыскную деятельность и криминалистику, традиционно, на протяжении десятков лет, преподаваемые в вузах системы МВД России. На этом фоне административная практика милиции обеспечена гораздо слабее. Причиной этому является большое количество постоянно изменяющихся и дополняющихся подзаконных нормативных правовых актов, лишь недавнее отделение в самостоятельный учебный курс административной ответственности как итог развития научного направления административно-деликтного права. Наконец, более сложное в усвоении двухуровневое административно-деликтное законодательство, КоАП РФ, процессуальные нормы которого до сих пор не отражены в примерных формах процессуальных документов. Включенная в учебные планы дисциплина «Предупреждение преступлений и административных правонарушений ОВД» не способствует улучшению ситуации, так как обслуживается лишь одним учебником <1>, который к тому же имеет ярко выраженный криминологический уклон. Все это и многое другое делает сложным практическую направленность подготовки курсантов и слушателей для административной деятельности милиции. ——————————— <1> Кикоть В. Я., Лебедев С. Я. Предупреждение преступлений и административных правонарушений ОВД: Учебник. М., 2009. 496 с.

Рассматривая арсенал учебно-методических средств подготовки курсантов к выполнению вышеуказанных задач, необходимо отметить наличие таких учебных курсов, как: «Административное право», «Административная деятельности ОВД», «Административная ответственность», а также «Предупреждение преступлений и административных правонарушений ОВД». На первый взгляд достаточно, чтобы помочь учащимся постепенно освоить механизм государственного управления, формы и методы его регулирования, особенности административно-правовой охраны отдельных общественных отношений, процессуальное оформление административных правонарушений. Действительно, это возможно при условии использования практических задач, привлечения работников практических органов, выезда в подразделения милиции общественной безопасности в рамках ознакомительной, учебной и других видов практики. Однако, какой бы ни была развитой практическая сторона подготовки, за кадром остается важная составляющая деятельности милиции — профилактика административных правонарушений. Механизм выявления и устранения причин и условий совершения административных правонарушений не изучается ни одной из вышеуказанных учебных дисциплин. Заполнение этого пробела видится в одном из двух решений. Первое — это включение в тематические планы существующих учебных дисциплин тем или вопросов лекций, семинарских и практических занятий, нацеленных на изучение причин и условий совершения административных правонарушений, принятых региональных программ профилактики отдельных видов административных правонарушений <2>. ——————————— <2> См., напр.: Постановление губернатора Хабаровского края от 12.09.2006 N 145-ПР «О краевых программных мероприятиях «Профилактика правонарушений и усиление борьбы с преступностью на территории Хабаровского края на 2007 — 2009 годы» // Собрание законодательства Хабаровского края от 12.09.2006 N 9(50).

Второе решение связано с включением в учебный план вуза специальной дисциплины — «Административная деликтология», задачи которой видятся в изучении механизма административно-деликтного поведения, понимании причин и условий совершения административных правонарушений на макро — и микроуровне, в выявлении и анализе причин и условий совершения отдельных видов административных правонарушений, в конечном итоге — в формировании навыков применения адекватных мер правового и социального реагирования на них. Очевидно, второй путь более сложный и требует создания единой, связанной друг с другом системы априорных знаний, отраженных в лекционных материалах, методических рекомендациях для подготовки к семинарским и практическим занятиям. В конечном итоге — создания на этой базе единого учебно-методического комплекса. Но при этом такой подход наиболее оптимален, так как дает возможность достигнуть целостного представления о предмете административно-деликтологического исследования, постичь весь комплекс теоретических и практических знаний о количестве, структуре, динамике административных правонарушений, особенностях совершения их отдельных видов в зависимости от наличия детерминирующих и антидетерминирующих факторов, влияющих на динамику административных правонарушений. Непрерывность цепочки получения знаний о социальных особенностях административной деликтности, через общетеоретические представления о предмете административной деликтологии до формирования навыка выявления, а главное — устранения причин и условий совершения конкретных видов административных правонарушений важнейшее условие будущей результативной работы в правоохранительных органах. Однако создание учебного курса «Административная деликтология» может столкнуться с критикой, основанием которой являются уже читаемые учебные курсы. Речь идет о таких документах, как «Административная ответственность» и «Предупреждение преступлений и административных правонарушений ОВД», предмет изучения которых также связан с административными правонарушениями. Указанные учебные курсы рассматривают административное правонарушение с двух сторон. Учебный курс «Административная ответственность» нацелен на изучение понятия административного проступка с позиции права, где рассматриваются признаки административного правонарушения, отраженные в его официальном понятии (ст. 2.1 КоАП РФ), понятие состава административного правонарушения, принципы административной ответственности, виды административных наказаний, особенности состава отдельных видов административных правонарушений и регламент административно-юрисдикционного процесса. Учебный курс «Предупреждение преступлений и административных правонарушений ОВД» стоит на идее о том, что предупреждение является частью мер государственного принуждения и применяется уполномоченными должностными лицами. Применение таких мер основано на ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, согласно которой какие-либо меры, ограничивающие права граждан, возможны на основании федерального законодательства. Если речь идет о предупреждении административных правонарушений, то важно исследовать круг федерального законодательства на предмет наделения им государственно-властными полномочиями органов государственной власти (их должностных лиц). Исследовать подзаконные акты в виде указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, подзаконных нормативных правовых актов органов исполнительной власти специальной компетенции, детализирующие механизм применения мер административного принуждения конкретными службами (например, службами милиции общественной безопасности) и их должностными лицами. Таким образом, учебные курсы «Административная ответственность» и «Предупреждение преступлений и административных правонарушений ОВД» нацелены на исследование административного правонарушения пусть и разным путем, но одним основанием — правовым <3>. Однако административное правонарушение — это, прежде всего, антисоциальное поведение, корни которого находятся сначала в общественном, а уж потом в правовом пространстве. Следовательно, необходимо изучать особенности структуры общества, его среду обитания и многие другие свойства социума, откуда, собственно, и вытекает разнообразие форм поведения людей. Очевидно, что изучение неправовой стороны административных правонарушений также является частью необходимой работы правоохранительных органов, если последние действительно хотят снизить количество совершаемых противоправных деяний. Этому может научить спецкурс «Административная деликтология». ——————————— <3> Образовательный стандарт ВПО по специальности «Правоохранительная деятельность» учебного курса «Предупреждение преступлений и административных правонарушений ОВД» предусматривает лишь анализ социальной стороны преступности, фактически расширяя курс криминологии применительно к специфике деятельности ОВД. Изданный учебник по содержанию отражает образовательный стандарт.

В целом использование в учебном плане вуза сразу трех вышерассмотренных учебных дисциплин предполагает достаточно высокую квалификацию преподавателей, способных уловить тонкую грань, отделяющую предметы исследования спецкурсов «Административная ответственность», «Предупреждение преступлений и административных правонарушений ОВД» и «Административная деликтология». Авторское решение этой проблемы наглядно показано в ниже прилагаемой табл. 1. За основу взято административное правонарушение, совершенное путем мелкого хулиганства (ст. 20.1 КоАП РФ).

Таблица 1

Учебные курсы

«Административная «Предупреждение «Административная деликтология» ответственность» или преступлений «Административно — и административных деликтное право» правонарушений ОВД»

1 2 3

Понятие мелкого Понятие мелкого Понятие мелкого хулиганства хулиганства хулиганства и его внешние выражения

Состав мелкого Правовые акты, Анализ количества хулиганства устанавливающие административных правонарушений (определение компетенцию органов в виде мелких хулиганств, объективных элементов (их должностных совершенных за один, два, три состава лиц) выявлять года, пять лет. Определение административного и принимать решения динамики роста (снижения) этого правонарушения) по различным видам количества на последний год проявления мелкого хулиганства

Состав мелкого Изучение правовой Выявление особенностей личности хулиганства специфики выявления лиц, совершивших мелкое (определение и пресечения хулиганство (средний возраст, субъективных мелкого хулиганства пол, уровень образования, элементов состава в деятельности ППС семейное положение, место административного проживания) правонарушения)

Определение вида Изучение правовой Социальные причины мелкого диспозиции, вида специфики выявления хулиганства, условия, санкции и вида и пресечения способствующие совершению этих состава этого мелкого хулиганства правонарушений административного в деятельности правонарушения участковых по конструкции уполномоченных

Определение органа Изучение правовой Какие меры социального административной специфики характера могут быть юрисдикции, имеющего реагирования на предприняты для снижения право рассматривать мелкое хулиганство количества мелких хулиганств дела по мелкому курсантов учебных (СМИ, разъяснения в школе, хулиганству заведений системы внедрение в учебный процесс МВД РФ специальных программ, лекций, семинаров и т. д.)

Особенности Взаимодействие ОВД Генезис криминального поведения квалификации мелкого с другими их административного хулиганства в связи государственными правонарушения в виде мелкого с совершением других и иными органами в хулиганства (например, по административных деле предупреждения составу ст. 167 УК РФ, ст. 213 правонарушений мелких хулиганств УК РФ) (например, по составу ст. 19.3 КоАП РФ или ст. 20.20 — 20.22 КоАП РФ)

Анализ таблицы показывает, что полноценное исследование мелкого хулиганства в рамках спецкурса «Административная деликтология» возможно только после получения и обработки статистической информации. К сожалению, такую информацию получить очень сложно. Еще более сложно исследовать социальный портрет лица, совершившего мелкое хулиганство. Дело в том, что, в отличие от учета преступлений, административные правонарушения учитываются по очень скудным социальным параметрам, которые не дают полноценной картины о лице — административном делинквенте, месте совершения административного правонарушения, условиях внешней среды и других объективно-субъективных параметрах, существовавших до и в момент совершения противоправного события. В этой связи лишь скрупулезная работа заинтересованных лиц может восстановить указанные пробелы. Данные, приведенные в таблице, опираются на практическую (а значит, полезную на практике) сторону изучения учебно-правового материала. Однако начало любой учебной дисциплины связано с исследованием априорных знаний, к которым относятся объект и предмет исследования изучаемой дисциплины, методы, используемые при этом, понятийный аппарат, межпредметные связи. Указанные знания являются элементами общей части структуры рассматриваемых учебных курсов, которая у каждой также своя. Если речь идет об учебном курсе «Административная ответственность», то это теоретические знания о понятиях «административная ответственность», «административное правонарушение», «административное наказание» и все то, что связано с изучением раздела I КоАП РФ. Начало изучения учебного курса «Предупреждение преступлений и административных правонарушений ОВД» (в рамках предупреждения административных правонарушений) предполагает ознакомление с общими задачами и функциями милиции, структурой милиции общественной безопасности и криминальной милиции, анализ законодательства и подзаконных актов, определяющих правовые основания применения мер правового принуждения ОВД. Наконец, учебный курс «Административная деликтология» предполагает изучение объекта и предмета одноименного научного направления, ее соотношения с другими близкими по предмету исследования науками, знакомство с понятийным аппаратом, анализ макро — и микропричин административных правонарушений, региональной структуры и динамики административной деликтности. Разработка и внедрение учебно-методического обеспечения рассматриваемых спецкурсов в учебные планы вузов МВД России, на взгляд автора, позволит повысить эффективность подготовки будущих сотрудников практических органов внутренних дел, успешно решать задачи, связанные с защитой прав и свобод граждан, собственности, интересов общества и государства. Однако если спецкурсы «Административная ответственность» и «Предупреждение преступлений и административных правонарушений ОВД» основаны на уже имеющемся правовом материале, то полноценное развитие спецкурса «Административная деликтология» зависит от многих объективных и субъективных факторов. Но главное препятствие, на наш взгляд, заключается в отсутствии общероссийской межотраслевой статистики административных правонарушений, без которой невозможна полноценная разработка особенной части научного направления, изучающего особенности социальной профилактики совершения административных правонарушений. Следовательно, развитие административной деликтологии как учебной дисциплины в настоящее время зависит от количества полноценных научных исследований в виде монографий, диссертаций, научных статей <4>, где на основе обширных теоретических и эмпирических исследований анализируется материал, пригодный после соответствующей обработки для включения в общую и особенную части рассматриваемой учебной дисциплины. ——————————— <4> См., напр.: Мышляев Д. Н. Административно-деликтологические проблемы борьбы с нарушениями общественного порядка: Дис. … канд. юрид. наук. 12.00.14. М., 2001; Дерюга А. Н. Актуальные вопросы развития науки административной деликтологии: Дис. … канд. юрид. наук. Хабаровск, 2002; Мышляев Н. П. Теоретические и прикладные основы административной деликтологии: Дис. … д-ра юрид. наук. 12.00.14. М., 2004; Власова С. А. Административная ответственность за мелкое хулиганство: Автореф. … канд. юрид. наук. М., 2006 и т. д.

——————————————————————