Взаимодействие Объединенной группировки войск (сил) с МВД по Чеченской Республике
(Бобырев С. В.) («Административное право и процесс», 2011, N 1)
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБЪЕДИНЕННОЙ ГРУППИРОВКИ ВОЙСК (СИЛ) С МВД ПО ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
С. В. БОБЫРЕВ
Бобырев Сергей Викторович , начальник отдела штаба МВД по Чеченской
Республике.
Стабилизация ситуации в Северо-Кавказском регионе, сохранение территориальной целостности России, защита конституционного строя, нейтрализация и уничтожение очагов сепаратизма и терроризма, сглаживание межэтнических и межконфессиональных противоречий, выравнивание социально-экономического уровня субъектов региона находятся в зоне первоочередных интересов России.
Ключевые слова: Северо-Кавказский регион, конституционный строй, межэтнические противоречия, социально-экономический уровень, сепаратизм.
Interaction of the joint force of the Ministry of Internal Affairs in Chechen Republic
S. V. Boby’rev
Stabilization of situation in the Northern Caucasus region, preservation of territorial integrity of Russia, protection of constitutional system, neutralization and liquidation of site of separatism and terrorism, smoothing inter-ethnic and inter-confessional contradictions, alignment of social-economy subjects of the region are in the focus of first priority interests of Russia.
Key words: Northern Caucasus region, constitutional system, inter-ethnic contradictions, social-economy level, separatism.
Указом Президента Российской Федерации от 19 января 2010 г. N 82 создан Северо-Кавказский федеральный округ, который выделяется из состава Южного федерального округа. Согласно данному Указу, в Северо-Кавказский федеральный округ входят Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия — Алания, Чеченская Республика и Ставропольский край. Центром федерального округа определен г. Пятигорск. Данные события со всей очевидностью продемонстрировали значение Северо-Кавказского региона для Российской Федерации как стратегически важного, во многом определяющего состояние ее национальной безопасности. Поэтому стабилизация ситуации в регионе в целом, сохранение территориальной целостности России на ее южных рубежах, защита конституционного строя, нейтрализация и уничтожение очагов сепаратизма и терроризма, сглаживание межэтнических и межконфессиональных противоречий, выравнивание социально-экономического уровня субъектов Северо-Кавказского региона Российской Федерации находятся в зоне первоочередных интересов России. Теоретически неверно и практически ошибочно рассматривать ситуацию на Северном Кавказе в отрыве от процессов, происходящих в Закавказье, а события в Чечне — в отрыве от политики других государств. В процессе длительного пребывания некоторых субъектов России (в данном случае — Чеченской Республики) вне правового поля Российской Федерации, связанном с приходом к власти сепаратистски настроенных лидеров (Д. Дудаев, А. Масхадов. — С. Б.), привели к тому, что Чеченская Республика стала местом сосредоточения террористов и уголовников из многих стран мира. Деятельность террористических организаций имела своей целью не просто обострение и дестабилизацию обстановки в том или ином районе во имя решения каких-то локальных задач, а в конечном счете — захват или передел власти, насильственное изменение конституционного строя. Озабоченность вызывали и негативные тенденции, связанные с ростом религиозного экстремизма, терроризма и наркоторговли, а также потенциальные конфликты, спровоцированные территориальными, этническими и социальными противоречиями. Проблемы безопасности на Юге России переросли в проблемы общегосударственной безопасности и целостности. Очаги конфликтов на Северном Кавказе способны в любой момент разрастись и взорвать обстановку на Юге и России в целом <1>. На Северном Кавказе, вследствие его геополитического положения и национального состава, многие российские проблемы проявляются наиболее остро и имеют определяющее значение для обеспечения национальной безопасности страны. Чеченская Республика превратилась в очаг нестабильности не только всероссийского, но регионального и даже мирового уровня, способный нести угрозу национальной безопасности России. ——————————— <1> См.: Актуальные проблемы политики и политологии в России (некоторые исследовательские итоги): Сборник научных статей / Под общ. ред. В. С. Кемеровского. М., 2003.
В Концепции национальной безопасности Российской Федерации были сформулированы основные угрозы национальным интересам и безопасности Российской Федерации, это: территориальные притязания; незавершенность международно-правового оформления Государственной границы России; проявление национализма, этнического и регионального сепаратизма, противоречий религиозного характера; расширение экономической и демографической экспансии; расхищение национальных богатств Российской Федерации, активизация контрабандной деятельности; массовый вывоз капитала и стратегически важных сырьевых ресурсов и товаров; нестабильность обстановки вследствие снижения жизненного уровня населения, этнических конфликтов и вынужденных миграционных процессов; трансграничная организованная преступность и терроризм; региональные вооруженные конфликты вблизи государственной границы; распространение и накопление оружия и других средств вооруженной борьбы в приграничных с Россией регионах; аварии, катастрофы и стихийные бедствия с трансграничным переносом. Северный Кавказ является сложным регионом с точки зрения геополитической угрозы. Именно здесь происходят самые серьезные вооруженные конфликты и террористические акты. Именно здесь сформировался очаг вооруженного сепаратизма, радикального этнического национализма и религиозного экстремизма. Именно здесь наиболее мощно проявляется феномен массового выхода населения из правового пространства <2>. ——————————— <2> См.: Абдулатипов Р. Г. Национальный вопрос и государственное устройство России. М., 2000.
В этих условиях, в целях обеспечения безопасности граждан Российской Федерации от террористических угроз и преступных посягательств, наведения конституционного порядка на территории Чеченской Республики, в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 1998 г. N 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом» Президентом Российской Федерации было принято решение о начале проведения контртеррористических операций в Северо-Кавказском регионе РФ. Для объединения усилий федеральных органов исполнительной власти по проведению контртеррористических операций в сентябре 1999 г. Указом Президента РФ «О мерах по повышению эффективности контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации» была образована Объединенная группировка войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, с включением в ее состав соединений и частей Вооруженных Сил и внутренних войск МВД России, органов и подразделений Министерства внутренних дел, а также ряда других силовых структур. Для непосредственного руководства специальными силами и средствами по обнаружению и пресечению деятельности террористических организаций и групп, их лидеров и лиц, участвующих в организации и осуществлении террористических акций на территории Северо-Кавказского региона РФ, был создан и ныне действует оперативный штаб. Руководство оперативным штабом по управлению контртеррористическими операциями на территории Северо-Кавказского региона РФ осуществляет Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Чеченской Республике. Оперативный штаб координирует деятельность силовых структур, дислоцированных на территории Чеченской Республики, в том числе Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации. На этапе проведения контртеррористических операций именно ОГВ(с) стала ядром системы безопасности в Северо-Кавказском регионе Российской Федерации. Первый заместитель командующего ОГВ(с), назначаемый от Министерства внутренних дел Российской Федерации, одновременно стал руководителем ВОГОиП МВД России. На командующего Объединенной группировкой возложено выполнять указания оперативного штаба при решении возложенных на штаб задач и по его заявке выделять необходимые силы и средства, в том числе средства материально-технического обеспечения. Все военнослужащие, сотрудники и специалисты, входящие в состав специальных сил, подчиняются руководителю оперативного штаба, который принимает решения об использовании специальных сил и средств <3>. ——————————— <3> Указ Президента РФ «О дополнительных мерах по борьбе с терроризмом на территории Северо-Кавказского региона России» от 30 июня 2003 г. N 715 // СЗ РФ. 2003. N 27 (ч. 2). Ст. 2782.
Основным нормативным правовым актом, определявшим основы организации деятельности органов государственной власти в сфере борьбы с терроризмом в нашей стране, был именно Федеральный закон «О борьбе с терроризмом», принятый в 1998 г., который регламентировал проведение контртеррористической операции на территории Чеченской Республики и прилегающей территории Северо-Кавказского региона. Одним из важнейших условий необратимости процесса нормализации общественно-политической обстановки в Чеченской Республике, успешной работы по ликвидации банд подполья, обузданию общеуголовной преступности является передача функций по нейтрализации остатков бандгрупп от Министерства обороны к Министерству внутренних дел. Так, Указом Президента Российской Федерации от 30 июня 2003 г. N 715, в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 1998 г. N 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом», руководство Оперативным штабом по управлению контртеррористическими операциями на территории Северо-Кавказского региона возложено на Министерство внутренних дел Российской Федерации. Приказом МВД Российской Федерации от 6 июля 2007 г. N 607 утверждено Положение об объединенном пункте управления командующего ОГВ(с) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации. Объединенный пункт управления командующего ОГВ(с) является органом управления Объединенной группировкой войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации и предназначен для: — обеспечения управления соединениями, воинскими частями, органами и подразделениями, входящими в состав Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации; — организации постоянного взаимодействия соединений, воинских частей, подразделений и органов, которые входят в состав ОГВ(с), с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, находящимися в пределах Южного федерального округа. В своей деятельности пункт управления руководствуется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами МВД России, Приказом МВД России, Министра обороны РФ, Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министра юстиции, директора Федеральной службы безопасности, директора Федеральной службы охраны Российской Федерации от 25 октября 2006 г. N 076/058/11с/46с/0353/0234, решениями Национального антитеррористического комитета, Федерального оперативного штаба, оперативного совещания при МВД России, указаниями и решениями руководителя оперативного штаба в Чеченской Республике, нормативными правовыми актами главнокомандующего внутренними войсками МВД России, приказами, указаниями и решениями командующего войсками Северо-Кавказского округа внутренних войск МВД России по организации повседневной служебно-боевой деятельности. Основные задачи пункта управления: 1. Управление соединениями, воинскими частями, подразделениями, органами и силами, входящими в состав ОГВ(с). 2. Поддержание ОГВ(с) в постоянной боевой готовности, разработка и реализация решений на применение сил и средств по различным периодам и зонам проведения контртеррористических операций. 3. Определение состава группировок войск (сил) в зонах проведения контртеррористических операций, постановка им задач. 4. Обеспечение сбора, обработки, хранения и анализа оперативной, разведывательной и иной информации об обстановке в Северо-Кавказском регионе Российской Федерации, принятия управленческих решений и подготовки предложений для руководителя ОШ в ЧР и командующего ОГВ(с). 5. Организация боевой и оперативной подготовки органов управления, воинских частей и подразделений внутренних войск МВД России. 6. Организация всех видов оперативно-служебной, служебно-боевой и боевой деятельности по проведению контртеррористических операций в границах ответственности ОГВ(с). 7. Обеспечение законности применения войск (сил) и средств. 8. Организация работы со средствами массовой информации, общественно-политическими объединениями и организациями, представителями религиозных конфессий. 9. Руководство деятельностью военных комендатур Чеченской Республики по защите населения от террористических акций и минимизации их последствий, взаимодействие в данной области с территориальными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления. 10. Поддержание постоянного взаимодействия между привлекаемыми к контртеррористическим и специальным операциям (мероприятиям) силами и средствами с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. 11. Разработка и осуществление мер по укреплению воинской, служебной и трудовой дисциплины, профилактике правонарушений при выполнении задач в составе ОГВ(с), обеспечению правовой и социальной защиты военнослужащих, сотрудников правоохранительных и иных органов, а также гражданского персонала. 12. Планирование и организация технического, тылового, медицинского, финансового и правового обеспечения ОГВ(с). Ведение учета результатов служебно-боевой деятельности ОГВ(с). 13. Ведение перечня (в регионах, зонах и по направлениям) воинских частей, подразделений и групп, принимающих участие в контртеррористических операциях, времени и мест выполнения ими служебно-боевых задач, ежемесячное их уточнение и согласование с главным штабом ГКВВ МВД России. 14. Подготовка и представление на утверждение руководителя ОШ в ЧР ежемесячных приказов командиров воинских частей, оперативных и иных групп о периодах непосредственного участия каждого военнослужащего, сотрудника правоохранительных и иных органов в контртеррористических операциях в текущем месяце <4>. ——————————— <4> Приказ МВД Российской Федерации за N 607 от 6 июля 2007 г.
Основным документом, регламентирующим деятельность объединенной группировки войск и сил по проведению контртеррористической операции в Северо-Кавказском регионе, был ФЗ «О борьбе с терроризмом» от 25 июля 1998 г. N 130-ФЗ. Однако происходящие изменения криминальной ситуации в стране и мире, возрастание террористической угрозы в целом показали, что данный Закон уже не отвечает в полном объеме реально складывающимся правоотношениям современных реалий. Поэтому было принято решение о разработке нового ФЗ «О противодействии терроризму», который вступил в силу 6 марта 2006 г. за N 35-ФЗ. К числу нововведений нового Закона следует отнести ст. 6 «Применение Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом». Ранее действовавший ФЗ «О борьбе с терроризмом» не содержал отдельной статьи, регламентирующей применение Вооруженных Сил в борьбе с терроризмом, хотя такое их применение предусматривалось в целом. В отличие от Федерального закона «О борьбе с терроризмом», где ст. 7 разграничивались преступления террористического характера, преследующие политические и корыстные цели, Законом от 2006 г. «О противодействии терроризму» такие разграничения не проводятся. И это оправданно, поскольку во многих случаях при совершении террористических актов провести водораздел между политической и корыстной мотивацией чрезвычайно сложно либо невозможно <5>. ——————————— <5> Назаркин М. В., Ожкало В. В. О некоторых новеллах Федерального закона «О противодействии терроризму»: Сборник научных трудов. М.: ВНИИ МВД России, 2007. С. 105.
Задачи по руководству силами и средствами МВД России, входившими в состав ОГВ(с), были возложены на Группу управления Временной оперативной группировки органов внутренних дел и подразделений МВД России, созданную в апреле 2000 г. Реализацию правоохранительных функций и по сей день вместе с органами и подразделениями внутренних дел МВД по Чеченской Республике продолжают осуществлять военные комендатуры, другие воинские части ВВ МВД России, а также подразделения ВОГОиП МВД России. Основной стратегической задачей, которую необходимо решить во взаимодействии всех органов государственной власти и силовых структур, являются: обеспечение гражданского мира и национального согласия, территориальной целостности; создание единства правового пространства и укрепление правопорядка; обеспечение стабильности государственной власти и становление демократических институтов в регионе; нейтрализация причин и условий, способствующих возникновению социальных и межнациональных конфликтов, национального и регионального сепаратизма. Как достойное завершение процесса стабилизации обстановки и успешной оперативно-служебной деятельности ОГВ(с), ВОГОиП МВД России, МВД по Чеченской Республике и других силовых структур в Республике является Приказ Национального антитеррористического комитета от 9 апреля 2009 г. N 022 «Об отмене действия режима контртеррористической операции на территории Чеченской Республики» и вход данного субъекта — Чеченской Республики — в состав Северо-Кавказского региона Российской Федерации.
——————————————————————