Государственный заказчик и организация-подрядчик (победитель по итогам конкурса) заключили государственный контракт на выполнение работ по капитальному строительству зданий — объектов капитального строительства, финансируемых за счет средств федерального бюджета

Каким образом следует оформить в указанной ситуации сводный сметный расчет стоимости названных работ, если указанный расчет включает сумму НДС, а подрядчик применяет упрощенную систему налогообложения?

Ответ: При заключении государственного контракта с подрядчиком — победителем конкурса, применяющим УСН, по согласованию с ним государственный заказчик вправе внести изменения в сводный сметный расчет стоимости строительства в пределах определенной по результатам торгов твердой цены государственного контракта, указав в предусматриваемой за итогом сводного сметного расчета графе «Сумма налога на добавленную стоимость»: «Без НДС», что согласуется с официальной позицией финансового ведомства.

Обоснование: В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 94-ФЗ) под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.

В силу ч. 2 ст. 9 Закона N 94-ФЗ контракт заключается в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом РФ и иными федеральными законами с учетом положений Закона N 94-ФЗ.

В соответствии с ч. 4.1 ст. 10 Закона N 94-ФЗ размещение заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, осуществляется путем проведения конкурса или открытого аукциона в электронной форме.

Согласно ч. 1 ст. 20 Закона N 94-ФЗ в целях названного Закона под конкурсом понимаются торги, победителем которых признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения контракта и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.

Как предусмотрено п. 4.1 ч. 4 ст. 22 Закона N 94-ФЗ, конкурсная документация должна содержать начальную (максимальную) цену контракта (цену лота).

При этом на основании ч. 2 ст. 19.1 Закона N 94-ФЗ в конкурсной документации указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), содержащее полученные заказчиком, уполномоченным органом информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети Интернет или иного указания.

Согласно ч. 3 ст. 29 Закона N 94-ФЗ контракт заключается на условиях, указанных в поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, заявке на участие в конкурсе и в конкурсной документации. При заключении контракта цена такого контракта не может превышать начальную (максимальную) цену контракта (цену лота), указанную в извещении о проведении открытого конкурса.

При этом в силу п. 1 ст. 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.

На основании п. 11 ч. 12 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов, в качестве раздела включается в состав проектной документации объектов капитального строительства.

На необходимость наличия сметной стоимости объекта капитального строительства для принятия решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций за счет средств федерального бюджета в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации указывают Правила принятия решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации, не включенные в долгосрочные (федеральные) целевые программы, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30.04.2008 N 324.

В силу п. 13 Порядка подготовки и заключения государственных контрактов на закупку и поставку продукции для федеральных государственных нужд, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 N 594, финансовые условия исполнения государственного контракта на закупку и поставку продукции для федеральных государственных нужд содержат смету, регламентирующую состав и объем прямых и косвенных расходов, общие издержки производства, связанные с реализацией государственного контракта, согласованные цены.

Как следует из п. 30 Положения о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 N 427 (далее — Положение N 427), в случае если после получения положительного заключения, но до начала строительства в проектную документацию были внесены изменения, в результате которых сметная стоимость объекта капитального строительства увеличилась, но не превысила предполагаемую (предельную) сметную стоимость объекта капитального строительства, установленную решением по объекту капитального строительства, проверка сметной стоимости производится повторно в порядке, установленном для проведения первичной проверки.

В то же время согласно п. 2 ст. 346.11 Налогового кодекса РФ организации, применяющие УСН, не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также НДС, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 НК РФ.

В рассматриваемой ситуации в связи с тем что подрядчик — победитель конкурса, с которым заключен государственный контракт, не является плательщиком НДС (применяет УСН), необходимо внесение в сводный сметный расчет изменений в части уменьшения стоимости строительства. Учитывая нормы п. 30 Положения N 427, внесение изменений в сводный сметный расчет стоимости строительства при снижении твердой цены контракта не является основанием для проведения повторной проверки, что подтверждается позицией Минфина России, выраженной в Письме от 02.07.2012 N 02-11-08/2467 (далее — Письмо N 02-11-08/2467).

На основании п. 4 совместного Письма Минэкономразвития России от 19.08.2009 N 13613-АП/Д05, ФАС России от 18.08.2009 N ИА/27690 «О разъяснении отдельных положений Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» после определения победителя торгов на выполнение работ заказчик рассчитывает коэффициент снижения начальной (максимальной) цены контракта к цене контракта, предложенной победителем в ходе проведения торгов. Итоговая цена контракта пересчитывается с учетом указанного коэффициента. При этом общая итоговая цена контракта должна соответствовать предложению о цене контракта победителя торгов.

В соответствии с Письмом Минрегиона России от 03.05.2011 N 8629-08/ИП-ОГ определение начальной (максимальной) цены должно производиться на основании утвержденной заказчиком сметной документации, прошедшей проверку на достоверность определения сметной стоимости строительства.

При этом внесение изменений (переутверждение) в сводный сметный расчет стоимости строительства в пределах твердой договорной цены является прерогативой заказчика строительства.

На основании вышеизложенных положений законодательства, а также учитывая позицию финансового ведомства, выраженную в Письме N 02-11-08/2467, при заключении государственного контракта с победителем процедуры размещения заказа (в том числе конкурса), применяющим УСН, по согласованию с ним государственный заказчик вправе внести изменения в сводный сметный расчет стоимости строительства в пределах определенной по результатам торгов твердой цены государственного контракта, указав в предусматриваемой за итогом сводного сметного расчета графе «Сумма налога на добавленную стоимость»: «Без НДС».

Ю. М.Лермонтов

Советник государственной

гражданской службы РФ

3 класса

26.04.2013

——————————————————————