Нарушение правил обращения экологически опасных веществ

(Тюрин В.)

(«Законность», N 5, 2000)

НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ОБРАЩЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИ

ОПАСНЫХ ВЕЩЕСТВ

В. ТЮРИН

В. Тюрин, прокурор Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратуры.

В ноябре 1998 г. в Нижегородскую природоохранную прокуратуру из УФСБ по Нижегородской области поступил материал, где содержались сведения о том, что с 1995 г. по весну 1999 г. фирмы ООО «Энергия», ТОО «Импульс» и ООО «Ариэм» (Казань), нарушая правила обращения экологически опасных веществ и отходов, поставили без гигиенического сертификата САО «Нижнекамскнефтехим» Республики Татарстан в Нижегородскую область около 15000 тонн отходов химпроизводства, которые использовались в качестве печного топлива котельных городов и поселков области. Это повлекло загрязнение окружающей среды, причинение вреда здоровью 6 рабочих АБЗ Навашинского ДРСП, получивших отравление, возникновение пожара в котельной пос. Пильна, появились жалобы на ухудшение здоровья от жителей г. Уреня.

11 ноября 1998 г. прокуратурой было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 247 УК РФ, — нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов.

Учитывая сложность и большой объем работы по делу, постановлением прокурора была создана следственная группа, в которую вошли и оперативные работники УФСБ.

Следствие установило, что вещества, являющиеся отходами нефтехимического производства, не предназначены для использования в виде топлива, поскольку они не аттестованы как один из видов топлива и по показаниям качества и характеризующим свойствам не соответствуют стандарту нефтяных жидких топлив ГОСТ.

Обращение, т. е. заключение сделки, перевозка, хранение и использование таких экологически опасных отходов происходило с грубым нарушением Закона «О санитарно — эпидемиологическом благополучии населения», Закона «Об охране окружающей природной среды», Постановления Правительства РФ «Об утверждении перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации» и других нормативно — правовых актов.

Таким образом, в действиях руководителей фирм — поставщиков, предприятий — потребителей и лиц, ответственных за обеспечение топливом городов и районов области, были признаки преступления, предусмотренного ст. 247 УК РФ.

Сложность в расследовании заключалась в том, что нужно было изъять множество документов, подтверждающих доставку отходов под видом печного топлива в Нижегородскую область, дать им правовую оценку, установить причинную связь с действиями (бездействием) должностных лиц. С документами была проведена большая работа, что дало возможность доказать виновность должностных лиц. Отходы нефтехимического производства содержали токсичные вещества, которые способны вызвать острые отравления человека.

24 января 2000 г. Канавинским судом Нижнего Новгорода вынесен приговор. Виновными в совершении преступления признаны 7 человек.

Причиной совершения преступления послужило то, что в области была нехватка топлива, денежные средства на его приобретение отсутствовали, а отходы поставлялись по достаточно низкой цене, имела место личная заинтересованность руководителей. Не на должном уровне проявили себя государственные службы санэпиднадзора и охраны окружающей природной среды. По факту отравления шести рабочих АБЗ Навашинского ДРСП 6 сентября 1996 г. к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 293 УК РФ был привлечен и осужден Б.

Ранее, в 1995 г., в Комитет по охране окружающей природной среды по фактам поставок нефтехимических отходов поступали сигналы, однако принципиальных решений принято не было. Только спустя три года Комитетом был подготовлен проект распоряжения губернатора Нижегородской области «О запрещении использования отходов нефтехимического производства в качестве котельного топлива», но оно принято не было. Лишь после возбуждения уголовного дела и мер прокурорского реагирования распоряжение было подписано.

По имеющимся в материалах уголовного дела данным нефтехимические отходы для использования их в качестве печного топлива развозятся по многим регионам Российской Федерации, поэтому хотелось бы обратить внимание руководителей природоохранных и правоохранительных органов на имеющиеся нарушения.

——————————————————————