Общие проблемы правосудия по делам несовершеннолетних
(Нека Л. И.)
(«Уголовное судопроизводство», 2007, N 1)
ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОСУДИЯ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Л. И. НЕКА
Нека Л. И., доцент кафедры уголовно-процессуального права Московской государственной юридической академии, кандидат юридических наук.
В результате проводимых в настоящее время на основе Конституции РФ, международных правовых актов правовых социальных преобразований, направленных прежде всего на обеспечение прав, свобод и законных интересов личности, огромное внимание уделяется совершенствованию правоохранительных органов, созданию общественных организаций и социальных институтов, а также созданию специализированных судов по делам несовершеннолетних и разработке специальных программ по предотвращению преступности. В условиях роста подростковой преступности, которая дает в будущем взрослую преступность, создание ювенальной юстиции в РФ приобретает особую значимость. Одним из элементов ювенальной юстиции является активизация превенции (профилактики) и контроля над преступностью среди несовершеннолетних, что, в свою очередь, требует индивидуального подхода к личности несовершеннолетнего делинквента (правонарушителя), а также выяснение причин и условий совершенствования преступлений.
В центре внимания теоретиков и практиков стоит проблема социальной адаптации несовершеннолетних правонарушителей как до назначения наказания, так и после отбытия его несовершеннолетним. Решению этой проблемы, несомненно, поможет создание целой сети служб социальных программ как на уровне субъекта РФ, так и на федеральном уровне, а также особого института ювенальной юстиции — судов по делам несовершеннолетних.
Существующая система предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних, а также ряд норм УПК РФ, которые, к сожалению, упразднили персональную подследственность уголовных дел в отношении несовершеннолетних, отсутствие координации взаимодействия между различными службами и ведомствами, связанными с производством дел в отношении несовершеннолетних, системная разобщенность правоохранительных органов способствуют узковедомственному подходу, приводят к нарушению основных прав несовершеннолетних.
Все вышеуказанное обусловливает неэффективность самого судебного процесса и, как результат, приводит к карательному подходу и выбору мер уголовно-процессуального воздействия на несовершеннолетних.
В 1998 г. РФ был создан Центр «Судебно-правовая реформа», который проводит в жизнь программы восстановительного правосудия. Надзор за исполнением законодательства о профилактике предупреждений преступлений среди несовершеннолетних необходимо организовать, исходя из индивидуального подхода к их исправлению и дифференциации уголовной ответственности несовершеннолетних в соответствии со Стандартными минимальными правилами ООН, касающимися отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила). В п. 11.1 Пекинских правил говорится, что «при рассмотрении дел несовершеннолетних правонарушителей следует по возможности не прибегать к официальному разбору дела компетентным органом власти». Реализация данного положения способствует возможности освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности в связи с применением принудительных мер воспитательного воздействия (ст. 90 УК РФ, ст. 427 УПК РФ), а также возможности прекращения уголовного дела в связи с примирением сторон (ст. 25 УПК РФ). Механизмом реализации этих норм могут стать программы восстановительного правосудия. Например, в США существуют федеральные программы предотвращения преступности среди молодежи с региональными особенностями.
Общие положения программы федерального правительства, несомненно, оказывают огромное влияние на региональные программы. Порой ряд положений имеет обязательный и ужесточенный характер. Хотя в последнее время в США тенденция идет к независимости федерального закона и процедуры рассмотрения дел, за исключением минимального количества положений, которые реализуются согласно Конституции в судах общей уголовной юрисдикции.
В большинстве штатов федеральные судьи общей уголовной юрисдикции при рассмотрении дел о несовершеннолетних преступниках сохраняют в основном традицию магистратских судов Великобритании.
Каждый штат имеет большую самостоятельность в разработке и реализации своей программы предотвращения преступности среди молодежи. Штаты самостоятельно и гораздо шире используют экспериментальные методы предотвращения преступности. Однако благодаря Детскому федеральному бюро оказывается помощь через свои подразделения (Национальная ассоциация по проблемам уголовного осуждения, Национальная конфедерация судей по делам несовершеннолетних и Национальная конфедерация юношеских ассоциаций) каждому штату без исключений.
Существуют, несомненно, различия между федеральной программой и программой каждого штата, а также сельскими незаселенными районами и промышленными, густонаселенными центрами и городами в каждом штате. Различия носят весьма относительный характер и зависят прежде всего от уровня разрешения социальных проблем, состояния оснащенности различных служб, уровня подготовленности персонала социальных служб и, конечно, от благосостояния штата, который поддерживает деятельность и финансирует эти службы.
Хуже всего оснащены и финансируются сельские районы, маленькие города и деревни, особенно на юге Штатов. Дела о совершеннолетних подлежат рассмотрению в судах общей уголовной юрисдикции, и к ним применяются все исправительные меры как к взрослым преступникам.
Несовершеннолетние чаще всего помещаются в тюрьмы, нежели в другие исправительные институты с учетом их несовершеннолетия. Характерно для этих регионов то, что суды по делам несовершеннолетних, это как одна из составных подразделений общего уголовного или гражданского суда, собирают очень редко: один или два раза в неделю. Ощущается острая нехватка должностных лиц службы (пробации). Местные суды приглашают для работы служебный персонал областных судов, пользуются услугами их социальных служб, клиник и других вспомогательных институтов.
Здесь большую роль играют добровольные, религиозные и другие общественные организации, которые оказывают непрофессиональную помощь детям и их семьям.
Все XX столетие Американский регион представлял собой быстро развивающиеся промышленные и густонаселенные районы, именно в этих регионах росли услуги различных социальных служб, технический и обслуживающий персонал. Как правило, именно в этих крупных центрах, таких как Нью-Йорк, Бостон, Питсбург, Кливлэнд, Детройд, Чикаго, Лос-Анджелес, — развита широкая сеть различных государственных и социальных служб для принятия тех или иных исправительных мер. Созданный недавно в полицейском департаменте штата отдел по борьбе с преступностью среди молодежи оказывает помощь сельским регионам. В маленьких городах и сельских местностях активно действуют местные школы, церкви, общественные и частные агентства, добровольные общества. В детских клиниках больших городов создаются специальные группы по выполнению программы предупреждения преступности среди несовершеннолетних, именно их работа с трудными детьми, еще не совершившими правонарушения, вносит существенный вклад в работу юношеских судов. Меры профилактического характера и план профилактических мероприятий, разрабатываемых этими группами, помогают скрыть истинный механизм преступности и предотвратить его.
Очень эффективно и интенсивно используются различные социальные службы.
В крупных промышленных центрах и в сельских регионах, в крупных густонаселенных городах существует широкая разветвленная сеть специализированных исправительных институтов для несовершеннолетних (служба пробации).
Внедрение новаций в структуру программы с учетом общей картины преступности активно реализуется в исправительных институтах штатов: Калифорния, Миннесота, Массачусетс, Висконсин (четыре штата, где наиболее развита сеть специализированных служб и центров для молодежи), а также Нью-Йорк и Нью-Джерси. Именно в этих штатах наиболее сильно развита система судов прогрессивных уголовных и детских юрисдикций и сильна традиция деятельности различных социальных служб. Именно на уровне штата и на уровне крупных городов огромное внимание уделяется практической реализации программы предотвращения преступности среди молодежи.
Следует отметить факт, что наряду с высокоразвитой структурой государственных и общественных институтов, занимающихся проблемами молодежи, именно в этих штатах очень высокий уровень преступности среди несовершеннолетних, несмотря на самые дорогие усовершенствованные методы исправительного характера. Реальной альтернативы сокращения преступности или уменьшения более опасных преступлений в ближайшее время для жителей крупных городов этих штатов не предвидится, так как по-прежнему профилактические методы оставляют желать лучшего.
Уровень преступности в Американском регионе объясняется еще и определенными различиями среди населения в различных штатах и провинциях, как самый значительный фактор, влияющий на причинный механизм преступности.
Следует отметить, что самый высокий уровень преступности в негритянских и цветных гетто. Именно эта группа населения США чаще всего лишена всех гражданских прав и привилегий, беззаботна и не занята общественным трудом. В этой группе населения чаще всего отмечаются случаи психических заболеваний и умственной отсталости несовершеннолетних, особенно в неблагополучных семьях. Все эти пороки и язвы дезорганизуют негритянское и цветное население. Характерно, что для этих групп преступного риска не хватает услуг клиник, социальных центров, воспитательных и религиозных институтов. Иммиграционная политика, конфликты между культурами различных национальностей и коренных жителей Америки представляют собой благодатную почву для преступности в американском обществе. Сюда следует отнести внутренние конфликты, внутри этих этнических групп. Недостаток методов и средств для борьбы с этими патологическими симптомами сказывается на уровне преступности.
Принятие тех или иных мер, направленных на борьбу против социальной дезорганизации общества, особенно в крупных городах, на решение ряда сложных проблем; расширение же сети социальных служб, несомненно, уменьшает уровень преступности, ослабляет социальные конфликты и смягчает напряженную обстановку и улучшает неблагоприятные условия, в которых живут несовершеннолетние.
Исследования и изучения очень известных американских юристов Шелдона и других поднимают такие вопросы, как внутренние семейные конфликты, которые лежат не в материальном благосостоянии, достатке в семье (этот фактор относителен), а в тех моральных, культурных, духовных, религиозных ценностях, установках и принципах, заложенных в каждой семье.
Проблемы нарушения закона лежат глубоко в этих конфликтах, в каждой семье. Но на это следует обращать внимание полиции, юношеским судам и др. социальным институтам и службам, делая упор на индивидуальную работу с этими семьями. Высокий уровень преступности отмечается в крупных, густонаселенных и промышленных городах.
Что же касается сельской местности, непромышленных районов, то здесь сильны семейные традиции, моральные устои в семье, влияние церкви, уважение самой американской традиции и уважение к закону. Поэтому очень редко требуется помощь социальных служб и судебных услуг. Здесь очень развиты дружеские отношения между семьями, взаимная помощь. Они очень гордятся этими незабываемыми традициями, работой своих благотворительных обществ и верой в Бога.
Это, в свою очередь, сказывается на эффективной деятельности семей, клиник, социальных центров, различных служб агентств и др. воспитательных институтов. Эти институты осуществляют индивидуальную работу с каждым несовершеннолетним из такой семьи. Следует отметить, что программа предотвращения преступности среди молодежи и исправительных мер с учетом каждого района США и населения должна прежде всего включать: максимальную характеристику, индивидуализацию.
В основном США придерживаются строгой тенденции избегать программы из-за большой централизации власти и давления ее на местное управление. Корни преступности уходят глубоко в традиции американской культуры, ее материальную сторону, ее кризис; духовная интенсивная борьба с человеческими ценностями, в свою очередь, ведет к нарушению человеческих норм поведения, социальной дезорганизации, дезорганизации самой личности и формированию антисоциального характера поведения.
В связи с этим следует отметить, что, несмотря на непринятие федеральных превентивно-исправительных проектов, последняя оказывает существенную помощь локальным программам округа и района.
Отсутствие координации связи между программами штата и Федеральной программой наносит удар эффективности воспитательных мер. Роль федеральных органов по проблемам преступности среди несовершеннолетних на уровне штата подчас сводится к минимуму.
Особенности локальных программ с учетом количества населения и расовая его характеристика сочетаются с программой на уровне штата. Более мелкое территориальное деление каждого штата на свои регионы и применение локальных программ, конечно, имеет свои преимущества. Это своего рода сдерживающий фактор роста преступности на территориальном участке, но в целом это не решает полностью проблемы на уровне штата. Следует отметить, что на уровень преступности влияют социальные, экономические и политические проблемы, при решении которых или манипулировании которыми Правительство США старается дестабилизировать рост преступности. Дальнейшее развитие сети социальных служб, клиник направлено прежде всего на работу с каждой личностью индивидуально, с теми, кто оказался в беде.
Несомненно, обращение внимания на эти симптомы весьма необходимо. Очень многие американцы весьма скептически относятся к коренному изменению социального порядка.
Они предпочитают меры улучшения и восполнение пробелов в самом обществе. Отсюда и поверхностное изучение самих проблем, даже если очевидно, что преступность среди несовершеннолетних наследуется и происходит из социально-культурной организации самого общества. Такое американское недоверие к самой власти и Правительству очень характерно для многих ученых-юристов. Предпочтение отдается тем методам, которые стараются извлечь само общество, ликвидировать его пороки. Особое внимание в большей степени, несомненно, уделяется индивидуализации в исправительных и воспитательных мерах. Это действительно выдающаяся заслуга и достижение очень многих ученых-юристов, которые дают наиболее высокий эффект в исправлении несовершеннолетнего делинквента. Они признают, что делинквент — это продукт социальных сил: семьи, церкви, школы, состояние экономики, политики штата и уровня самой американской культуры. Большую роль в этом плане призвана сыграть индивидуальная ориентация в предотвращении преступлений и исправлении делинквента. На это направлена работа американских юношеских коррекционных институтов. Сама личность несовершеннолетнего делинквента берется отдельно, как независимое целое. К ней применяются терапевтические, психологические и эмоциональные методы и средства.
Симптомы преступного поведения коренятся в эмоциональной нестабильности, неуравновешенности, болезни несовершеннолетнего, его конфликтном отношении к самой культуре, ее принципам, тем моральным установкам в семье и в окружающей действительности. Эту задачу в последнее время особенно активно должны решать социальные и воспитательные институты, система протекции, система школьного воспитания.
Недостаток этой формы состоит в том, что несовершеннолетний, сама его личность, берется отдельно, независимо от общества, семьи, школы, церкви. Почти не уделяется внимание его поведению в преступных группах, где он ведет себя наиболее агрессивно.
——————————————————————