Роструд: атака на работодателей

(Мошкович М., Завойкина Н., Терешко Ю.)

(«ЭЖ-Юрист», 2007, N 33)

РОСТРУД: АТАКА НА РАБОТОДАТЕЛЕЙ

М. МОШКОВИЧ, Н. ЗАВОЙКИНА, Ю. ТЕРЕШКО

Мария Мошкович, эксперт «ЭЖ-Юрист».

Наталья Завойкина, эксперт «ЭЖ-Юрист».

Юлия Терешко, эксперт «ЭЖ-Юрист».

Приказ Федеральной службы по труду и занятости от 03.07.2007 N 93 «О дополнительных мерах по обеспечению в 2007 году надзора и контроля за соблюдением законодательства об оплате труда» называет меры борьбы за легальную и вовремя выплачиваемую зарплату.

Как сообщает Роструд, ситуация с задержками выплат зарплат не улучшается. Особенно остро эта проблема стоит в организациях сельского хозяйства, оборонно-промышленного комплекса и в организациях, находящихся на различных стадиях банкротства. «Отличились» также следующие субъекты Федерации: Чеченская Республика и Башкортостан; Хабаровский, Алтайский, Приморский, Пермский и Камчатский края; Магаданская, Омская, Новосибирская, Самарская, Тульская и Читинская области. В связи с чем предлагается воздействовать на нерадивых работодателей сразу по нескольким направлениям.

Прежде всего наказать виновных, т. е. должностных лиц хозяйствующих субъектов, ответственных за нарушения законодательства об оплате труда и неправомерную задержку заработной платы. В частности, они могут быть дисквалифицированы (это мера административной ответственности, применяемая в соответствии с ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ к тем, кто уже привлекался к административной ответственности за аналогичное нарушение) либо привлечены к уголовной ответственности по ст. 145.1 УК РФ.

Кроме того, уже к 1 сентября 2007 года должны быть разработаны:

— изменения в КоАП РФ в части усиления ответственности работодателей и работников за соблюдение требований законодательства об оплате труда и предоставления дополнительных полномочий должностным лицам федеральной инспекции труда при осуществлении ими надзора и контроля за соблюдением законодательства об оплате труда;

— проект соглашения с Федеральной налоговой службой России об информационном взаимодействии по вопросам легализации трудовых отношений субъектов рынка труда, в том числе в целях исключения фактов выплаты заработной платы без надлежащего документального оформления (т. е. «из кармана»).

Будет сформирован реестр хозяйствующих субъектов, имеющих задолженность по оплате труда. В него попадут все организации, имеющие задолженность по заработной плате свыше 2 месяцев, а также организации-банкроты, имеющие текущую и (или) кредиторскую задолженность по заработной плате работникам.

Сведения об организациях, имеющих длительную задолженность по зарплате и систематически совершающих иные нарушения законодательства об оплате труда, будут публиковаться в СМИ. Назовут при этом и фамилии привлеченных к ответственности должностных лиц.

Работодатели, письменно отказавшиеся от присоединения к региональному соглашению о минимальной заработной плате в субъекте РФ, разработанному и заключенному в соответствии со ст. 133.1 ТК РФ (данная статья вступит в силу с 1 сентября 2007 года), автоматически попадут в план инспекции труда по комплексным проверкам соблюдения трудового законодательства. Отметим, кстати, что такой отказ вполне законен согласно действующему законодательству.

Особой заботой проверяющих будут охвачены учреждения здравоохранения, задействованные в приоритетном национальном проекте «Здравоохранение», государственные образовательные учреждения субъектов РФ и муниципальные образовательные учреждения.

Таким образом, работодателям, у которых с зарплатой не все в порядке, следует готовиться к неприятностям.

——————————————————————

Вопрос: Облагаются ли ЕСН выплаты муниципальным служащим на санаторно-курортное лечение, предусмотренные законом субъекта Российской Федерации?

(«Налоги» (газета), 2007, N 34)

Вопрос: Облагаются ли ЕСН выплаты муниципальным служащим на санаторно-курортное лечение, предусмотренные законом субъекта Российской Федерации?

Ответ: Подпунктом 4 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 8 «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» муниципальному служащему гарантируется медицинское обслуживание его и членов его семьи.

Например, подпунктом 4 пункта 1 статьи 22 Закона города Москвы от 21 октября 1998 г. N 24 «О муниципальной службе в районах города Москвы» муниципальному служащему гарантируется предоставление ежегодно бесплатной или льготной путевки с оплатой проезда к месту отдыха и обратно или соответствующей компенсации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 27 Закона г. Москвы от 24 марта 2004 г. N 15 «О муниципальной службе в городе Москве» (далее — Закон N 15) муниципальному служащему, в частности, гарантируются бесплатная или льготная путевка с оплатой проезда к месту отдыха и обратно или соответствующая компенсация, предоставляемая ежегодно; медицинское обслуживание, включая членов его семьи; бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) и др.

В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ не подлежат обложению ЕСН все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных в том числе с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.

Согласно статье 164 Трудового кодекса РФ гарантии представляют собой средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений; компенсации — денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.

По мнению Минфина России, изложенному в письме от 21 февраля 2005 г. N 03-05-01-04/43, выплаты муниципальным служащим на санаторно-курортное лечение должны включаться в налогооблагаемую базу по ЕСН.

Финансовое ведомство ссылается на то, что перечень компенсационных выплат, приведенный в подпункте 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ, является исчерпывающим. Поскольку предоставляемая муниципальным служащим в соответствии с вышеуказанным Законом N 15 оплата проезда и медицинского обслуживания не связана с выполнением ими трудовых обязанностей, то подпункт 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ в отношении таких выплат не применяется.

В то же время выплаты, производимые вне рамок трудовых отношений в пользу членов семьи муниципального служащего, по мнению Минфина России, не являются объектом обложения ЕСН.

Иная точка зрения изложена в письме Управления МНС России от 17 июля 2003 г. N 28-05/39903. Поскольку предоставление санаторно-курортного обеспечения, возмещение расходов на приобретение путевок и проезд к месту отдыха и обратно, а также выплата установленных компенсаций, связанных со статусом государственного служащего г. Москвы, предусмотрены законодательным актом субъекта Российской Федерации и не противоречат федеральному законодательству, суммы указанных денежных компенсаций государственным служащим г. Москвы не должны облагаться ЕСН как компенсации, связанные с выполнением работником трудовых обязанностей.

Позиция финансового ведомства расходится также со сложившейся судебной практикой.

Арбитражные суды делают вывод, что выплата муниципальному служащему на санаторно-курортное лечение, установленная законом субъекта Российской Федерации, по существу является компенсационной, связанной с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, и носит целевой характер, направленный на поддержание здоровья служащих, а следовательно, не облагаемой ЕСН на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ.

При этом, по мнению судей, названная выплата не противоречит определению компенсации, данной в статье 164 Трудового кодекса РФ, согласно которой компенсации — денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.

Кроме того, поскольку расходы, связанные с предоставлением указанной гарантии, производятся в силу закона за счет средств бюджета, а не фонда заработной платы, у налогового органа отсутствовали основания для начисления с соответствующих компенсационных выплат ЕСН.

Данные выводы содержатся, например, в Постановлениях ФАС Московского округа от 13.07.2006, 14.07.2006 N КА-А40/6417-06 по делу N А40-73764/05-139-620, от 06.07.2006 N КА-А40/5858-06 по делу N А40-56639/05-75-458, от 05.07.2006 N КА-А40/5860-06 по делу N А40-66858/05-98-537, от 15.06.2006 N КА-А40/5142-06 по делу N А40-68205/05-108-370, от 12.05.2006 N КА-А40/3904-06 по делу N А40-71745/05-4-308, от 03.04.2006, 31.03.2006 N КА-А40/2501-06 по делу N А40-57774/05-76-534, от 25.12.2003 N КА-А40/10704-03, Постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 09.09.2005 N А52/4796/2004/2, от 15.06.2005 N А52/6978/2004/2, от 02.06.2005 N А52/7732/2004/2, от 21.04.2005 N А52/6091/2004/2, Постановлениях ФАС Северо-Кавказского округа от 03.04.2006 N Ф08-1232/2006-521А по делу N А53-27973/2005-С6-37, от 21.12.2005 N Ф08-6121/2005-2410А, от 21.09.2005 N Ф08-4377/2005-1750А по делу N А53-5833/2005-С6-23, Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 27.03.2006 по делу N А29-5151/2005а.

Таким образом, учитывая позицию Минфина России по данному вопросу, выплаты муниципальным служащим на санаторно-курортное лечение, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, должны облагаться ЕСН.

Правомерность иной точки зрения налогоплательщику, очевидно, придется доказывать в суде.

Ю. М.Лермонтов

Советник налоговой службы II ранга

——————————————————————