Актуальные вопросы соотношения трудового и спортивного права в Беларуси и России

(Томашевский К. Л.) («Спорт: экономика, право, управление», 2007, N 3)

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СООТНОШЕНИЯ ТРУДОВОГО И СПОРТИВНОГО ПРАВА В БЕЛАРУСИ И РОССИИ

К. Л. ТОМАШЕВСКИЙ

Томашевский К. Л., Белорусский государственный университет, доцент кафедры гражданского процесса и трудового права, кандидат юридических наук.

Введение

Проблема соотношения спортивного права с другими отраслями права и законодательства (в том числе с трудовым) является новой и представляет несомненный интерес для правовой науки как России, так и Беларуси. В настоящей работе сделаем акцент на белорусском опыте правового регулирования отношений в области профессионального спорта. Вместе с тем, опираясь на существующие научные разработки российских авторов в данной области, попытаемся выяснить место спортивного права и законодательства в правовой системе Беларуси и России.

1. Определение отраслевой принадлежности норм, регулирующих отношения в сфере профессионального спорта

Законодательство о спорте как в Беларуси, так и в России основывается на базовых (системообразующих) законах. Так, в Российской Федерации (далее — РФ) действует Федеральный закон от 29 апреля 1999 г. N 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), в Республике Беларусь — Закон Республики Беларусь (далее — РБ) от 18 марта 1993 г. N 2445-XII «О физической культуре и спорте» (в редакции от 29 ноября 2003 г. N 251-З и от 19 июля 2006 г. N 150-З). Для целей настоящего сообщения воспроизведем два легальных понятия, закрепленных в ст. 1 Закона РБ «О физической культуре и спорте»: спорт — социально-культурная деятельность, осуществляемая в форме соревнований и подготовки к участию в соревнованиях; спортсмен — физическое лицо, систематически занимающееся избранным видом (видами) спорта, принимающее участие в спортивных соревнованиях. Для сравнения: в Федеральном законе «О физической культуре и спорте в РФ» наряду с понятием «спортсмен» используются и более узкие категории «спортсмен-профессионал», «спортсмен-любитель» и «спортсмен высокого класса», что следовало бы учесть и белорусскому законодателю. Поскольку трудовые отношения со спортсменами характерны прежде всего для сферы профессионального (а не любительского) спорта, основное внимание в сообщении уделим именно этому виду деятельности. Согласно ст. 32 Закона РБ «О физической культуре и спорте» профессиональный спорт — предпринимательская, трудовая и иная не запрещенная законодательством деятельность, направленная на достижение высоких спортивных результатов и получение доходов (вознаграждений) от организации спортивных мероприятий и (или) участия в них. В той же статье закреплена прямая отсылка к регулированию отношений в профессиональном спорте наряду с Гражданским кодексом Республики Беларусь (далее — ГК РБ) также и Трудовым кодексом Республики Беларусь (далее — ТК РБ), то есть распространение трудового законодательства на данную сферу отношений в части трудовой деятельности, осуществляемой спортсменами, тренерами, судьями и иными гражданами. В ст. 2 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» между легальными определениями «профессиональный спорт» и «спортсмен-профессионал» усматривается противоречие в том, что первое понятие именуется предпринимательской деятельностью, а применительно ко второму упоминается заработная плата. Очевидно, что трудовая деятельность, сопровождаемая выплатой заработной платы, не является предпринимательской, поэтому легальная дефиниция профессионального спорта в белорусском Законе представляется более четкой, поскольку относит к нему не только предпринимательскую, но также трудовую и иную не запрещенную законодательством деятельность (например, по гражданско-правовым договорам). На основе и в развитие вышеуказанных базовых законов как в России, так и в Беларуси принят большой массив подзаконных нормативных правовых актов. В Беларуси основным субъектом подзаконного нормотворчества в данной сфере выступает Министерство спорта и туризма Республики Беларусь. В качестве примера приведем совместное Постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусь и Министерства труда Республики Беларусь от 31 января 2000 г. N 1/9, которым были утверждены: Положение о порядке и условиях заключения контрактов со спортсменами-инструкторами и тренерами национальной команды Республики Беларусь по виду спорта (далее — Положение); примерная форма контракта со спортсменом-инструктором национальной команды Республики Беларусь по виду спорта; примерная форма контракта с тренером национальной команды Республики Беларусь по виду спорта. Проанализируем вышеуказанное Постановление на предмет выяснения юридической природы закрепленных в нем норм. Уже сам факт того, что Положение разработано в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. N 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» (далее — Декрет N 29), свидетельствует о том, что возникающие между Министерством спорта и туризма Республики Беларусь, с одной стороны, и спортсменами-инструкторами, тренерами национальной команды Республики Беларусь по виду спорта, с другой стороны, отношения имеют трудоправовой характер. Этот вывод подтверждается и определением контракта между вышеуказанными сторонами. Контракт — это трудовой договор, заключенный в письменной форме на определенный в нем срок, содержащий особенности по сравнению с общими нормами законодательства о труде и предусматривающий конкретную минимальную компенсацию за ухудшение правового положения спортсмена-инструктора, тренера национальной команды Республики Беларусь по виду спорта. Все условия найма спортсменами-инструкторами, тренерами национальной команды также сформулированы в соответствии с нормами ТК РБ и требованиями Декрета N 29 и иного законодательства о контрактах <1>. Кроме того, согласно п. 15 Положения вопросы, не предусмотренные контрактом, регулируются законодательством о труде. Анализ примерных форм контрактов со спортсменами-инструкторами и тренерами национальной команды Республики Беларусь по виду спорта также доказывает их трудоправовую природу. ——————————— <1> См., например: Томашевский К. Л., Войтик А. А. Научно-практический комментарий к законодательству о трудовых контрактах (с приложением примерных форм контрактов и нормативных правовых актов). Мн.: Дикта, 2003; Они же. Трудовые контракты. Укрепление трудовой и исполнительской дисциплины. Мн.: Дикта, 2005; Они же. Трудовые контракты: актуальные вопросы и ответы // Библиотечка журнала «Юрист». 2006. N 7; Они же. Трудовые контракты: заключение, продление и прекращение. Мн.: Дикта, 2007.

Для сравнения отметим, что согласно ст. 25 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» контракт о спортивной деятельности заключается на основе трудового законодательства России, а следовательно, также носит трудоправовой характер. Таким образом, анализ белорусского законодательства о спорте позволяет сделать вывод, что отношения, возникающие между спортсменами, тренерами национальной команды Беларуси носят характер трудовых, а отношения между иными субъектами спортивных отношений могут иметь характер как трудовых, так и гражданско-правовых, поскольку регулируются ТК РБ, ГК РБ и иным законодательством.

2. Место спортивного права в правовой системе Беларуси и России

До сих пор проблемами спорта в науке занимались преимущественно педагоги (И. В. Захарова, В. А. Шалаев, В. В. Шохирев, К. В. Чедов, Б. Г. Тихонов, С. В. Вятлева), в меньшей степени социологи и историки (В. С. Козлова, Б. А. Семибратский). Юристы только начинают осваивать область спортивного права. Приходится констатировать, что в белорусской правовой науке проблемы спортивного права до настоящего времени не получили разработки. В России правовые исследования в данной области ведутся только в последние пять лет. Причем единственный учебник по спортивному праву С. В. Алексеева вышел в свет только в 2005 г. <2>. Некоторые аспекты трудовых отношений со спортсменами затрагивались в публикациях Г. С. Скачковой <3>, В. П. Андреева <4>, В. П. Васькевича, М. Ю. Челышева <5>, Т. Ю. Коршуновой <6> и некоторых других авторов. ——————————— <2> См.: Алексеев С. В. Спортивное право России: правовые основы физической культуры и спорта: Учеб. для вузов / Под ред. П. В. Крашенинникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2005. <3> См.: Скачкова Г. С. Особенности регулирования трудовых отношений в области физической культуры и спорта // Трудовое право. 2002. N 5. <4> См.: Андреев В. П. Особенности регулирования трудовых отношений в профессиональном спорте (на примере футбола) // Спорт: экономика, право и управление. 2003. N 1. <5> См.: Васькевич В. П., Челышев М. Ю. Правовое регулирование профессионального спорта // Российская юстиция. 2001. N 7; Бикеев А. А., Васькевич В. П., Челышев М. Ю. Правовая природа дисквалификации в профессиональном спорте // Трудовое право. 2002. N 12. С. 87 — 94. <6> См.: Коршунова Т. Ю. Развитие законодательства о труде профессиональных спортсменов // Трудовое право. 2006. N 5. С. 56 — 66, N 6. С. 23 — 35, N 7. С. 18 — 30.

Рассмотрим существующие взгляды российских юристов по вопросу о понятии спортивного права и его месте в российской правовой системе. В учебнике по спортивному праву С. В. Алексеев предлагает несколько определений спортивного права в различных аспектах: во-первых, «это новейшее направление российской юриспруденции, охватывающее общественные отношения, возникающие в сфере физической культуры и спорта» <7>; ——————————— <7> Алексеев С. В. Указ. соч. С. 11.

во-вторых, «формирующаяся в настоящее время специализированная комплексная отрасль права, представляющая собой связанную внутренним единством систему взаимосвязанных правовых, а также корпоративных норм, которые закрепляют основные принципы, формы и порядок физическо-спортивной деятельности…». Если с первым определением отчасти можно согласиться (спортивное право действительно представляет собой новое и перспективное направление в юриспруденции), то вторая дефиниция вызывает возражения. Хотя автор пишет о формирующейся отрасли права, вместе с тем до окончательного формирования подобной отрасли, на наш взгляд, еще далеко. В настоящий момент можно вести речь лишь о комплексном правовом институте «спортивное право» и спортивном законодательстве. Рассмотрим подробнее критерии для выделения отрасли спортивного права, предложенные С. В. Алексеевым. Как известно из общей теории права, важнейшими критериями для выделения отрасли права выступают предмет и метод правового регулирования общественных отношений. Под предметом «отрасли» спортивного права С. В. Алексеев понимает «органический комплекс общественных отношений, возникающих в сфере физической культуры и спорта, — трудовых и социального обеспечения, государственно-управленческих, финансовых…» <8>. По мнению того же автора, данные отношения могут рассматриваться в качестве целостного образования и в этом специфика спортивного права. Полагаем, что приведенная позиция несколько противоречива. Автор правильно обращает внимание на регулирование спортивным законодательством разнородных общественных отношений, относящихся к предмету регулирования отдельных отраслей права: трудовому, административному, финансовому и т. д., а затем делает вывод об их качестве целостного образования. Тот факт, что данные общественные отношения, входящие в предмет других отраслей права, возникают в сфере физической культуры и спорта, не выводит их из предмета других отраслей (трудового, административного и других) и не переносит в лоно «формирующейся отрасли спортивного права». Полагаем, что идея автора о том, что «в системе российского права спортивное право как новейшая комплексная отрасль формируется из норм различных отраслей права: конституционного, муниципального, административного…» <9>, несет в себе угрозу целостности предмета других отраслей права, поскольку предполагает выделение из них части норм. ——————————— <8> Там же. С. 131. <9> Там же. С. 149.

Не менее спорно обоснование С. В. Алексеевым отраслевых методов спортивного права. Автор выделяет 16 таких методов, причем перечень этот, по его мнению, не является исчерпывающим <10>. Полагаем, что эти 16 позиций являются не методами спортивного права, а отдельными сторонами (характеристиками) данных общественных отношений и правилами, их регулирующими. Вообще, для отраслей права не характерно выделение такого большого числа методов. На наш взгляд, метод правового регулирования в конкретной отрасли права должен быть один, но способов, приемов регламентации в рамках этого метода может быть большое число. Интересно, что С. В. Алексеев предложил также 16 специальных принципов спортивного права, которые не только по числу, но отчасти и по содержанию совпадают с вышеупомянутыми методами <11>. ——————————— <10> См.: Там же. С. 132 — 133. <11> См.: Там же. С. 140 — 141.

Анализ отношений, возникающих между профессиональными спортсменами и физкультурно-спортивной организацией, проведенный в серии статей Т. Ю. Коршуновой, привел данного автора к выводу о том, что вышеуказанные отношения не могут быть отнесены к категории трудовых отношений, предлагается выделить их в отдельную группу «спортивных правоотношений» <12>. С этим выводом также можно поспорить. Никто не отрицает значительной специфики отношений, сопровождающих профессиональный спорт, но позиция законодателя, распространившего значительный пласт норм на этот вид деятельности, говорит об обратном. Самое важное квалифицирующее значение здесь имеют такие признаки данных отношений, как наличие подчинения спортсмена-профессионала уставам и правилам соответствующих спортивных организаций (клубов, команд), командной дисциплине (единство нормативной и дисциплинарной власти), а также возмездный характер этих отношений, что позволяет относить эти отношения к наемным (трудовым). Полагаем, что вышесказанное не исключает возможности заключения с профессиональным спортсменом гражданско-правового договора (контракта), который будет расходиться с нормами трудового законодательства, хотя и в этом случае целесообразно на законодательном уровне определенный минимум трудоправовых гарантий (в сфере охраны труда, гарантий несовершеннолетним спортсменам и беременным женщинам и некоторые другие) сохранить. ——————————— <12> См.: Коршунова Т. Ю. Развитие законодательства о труде профессиональных спортсменов // Трудовое право. 2006. N 7. С. 28 — 29.

Подводя итог вышеизложенному, можно констатировать, что трудовые и связанные с ними отношения с профессиональными спортсменами, возникающие на основании заключенных с ними трудовых договоров (контрактов), входят в предмет отрасли трудового, а не спортивного права. Недостатком действующего ТК РБ является минимальное число в нем специальных норм, регулирующих особенности трудовых и связанных с ними отношений с участием спортсменов и тренеров, хотя ст. 5 данного Кодекса и позволяет применять к ним правила ТК РБ наряду с нормами специального законодательства. Так, в ч. 2 ст. 319 ТК РБ закреплена единственная отсылочная норма в отношении спортсменов: особенности условий труда спортсменов — членов клубных и некоторых других команд регулируются Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом с учетом норм, установленных настоящим Кодексом. В этом плане заслуживает пристального внимания опыт России. В Трудовом кодексе Российской Федерации (далее — ТК РФ) содержится много специальных правил в отношении этой категории работников (ст. 59, ч. 4 ст. 94, ч. 6 ст. 96, ч. 4 ст. 113, ч. 4 ст. 153, ч. 5 ст. 157, ст. 268 и др.). Важная норма содержится в ст. 351 ТК РФ, согласно которой особенности регулирования труда профессиональных спортсменов и некоторых других категорий работников устанавливаются трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, а в некоторых случаях — и трудовыми договорами. Более того, в настоящее время в Государственной Думе находится на рассмотрении проект Федерального закона, предполагающий дополнение ТК РФ новой гл. 54.1 «Особенности регулирования труда спортсменов и тренеров», которая включает восемь статей (ст. 348.1 — 348.8) <13>. ——————————— <13> Анализ данного законопроекта выходит за рамки настоящей работы.

Избранный российским законодателем подход, допускающий особое регулирование части трудовых и связанных с ними отношений с профессиональными спортсменами, на уровне локальных нормативных актов и трудовых договоров, оправдан в условиях развития рыночных отношений, стимулирования высоких достижений в спорте и необходимости гибкого регулирования отношений с данной категорией лиц. Отступления от общих норм о рабочем времени, времени отдыха во время сборов и в канун важных спортивных соревнований могут быть компенсированы повышенной оплатой и дополнительным временем отдыха в межсезонье. Норма-отсылка в ст. 319 ТК РБ к актам Правительства и профильного министерства более соответствует советской модели трудового права, ориентированной на активную роль государства в регулировании трудовых отношений. Такой подход, полагаем, не удовлетворяет в полной мере потребности развития белорусского спорта и общественных отношений в данной сфере. В заключение выскажем предложение о том, что особенности регулирования труда в сфере профессионального спорта в ТК РБ и ТК РФ должны быть предусмотрены не только в отношении спортсменов-профессионалов, но и тренеров, медицинского персонала, сопровождающего команду во время тренировок, сборов и соревнований.

——————————————————————