Пенитенциарная система США: особенности организации и современные тенденции
(Ковалев О. Г., Шереметьева М. В.)
(«Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление», 2013, N 4)
ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ СИСТЕМА США:
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
О. Г. КОВАЛЕВ, М. В. ШЕРЕМЕТЬЕВА
Ковалев Олег Геннадьевич, профессор Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова, доктор юридических наук, профессор, академик РАЕН.
Шереметьева Мария Викторовна, студентка первого курса факультета политологии и права Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова.
Анализируются особенности организации и современные тенденции пенитенциарной системы США, классификация тюремных учреждений, институт частных тюрем, особенности управления тюрьмами, гендерное и этническое соотношение заключенных и персонала. Рассматриваются актуальные проблемы пенитенциарной системы, такие, как переполненность тюрем, высокий уровень рецидивизма, и др.
Ключевые слова: пенитенциарная система, государственная тюрьма, частная тюрьма, исправительные учреждения, наказание, заключенный, надзиратель, перенаселение, гендерный, этнический, рецидивизм.
Penitentiary system in the USA: peculiarities of organization and contemporary tendencies
O. G. Kovalev, M. V. Sheremet’eva
The Penal System of the USA is analyzed in the article by representing the range of prisons, scrutinizing private prisons as a recent phenomenon and examining peculiarities of management over jails. We also draw attention at the ratio of males and females among both inmates and prison staff. Such problems as overcrowding, the high level of recidivism and etc. are considered.
Key words: penal system, state prison, private prison, corrective institutions, punishment, prisoners, prison guard, overpopulation, gender, ethnic, recidivism.
Пенитенциарная система США представляет собой комплекс специальных учреждений, реализующих государственную политику в сфере исполнения уголовных наказаний. Изучение авторами статьи литературных источников по проблеме, ознакомление с деятельностью исправительных учреждений позволили сформулировать некоторые особенности организации и современного состояния данной структуры.
В США в ведении федерального министерства юстиции и управлений исправительных учреждений штатов находятся тюрьмы (states and federal prisons, reformatories), исправительные учреждения — тюремные фермы и мастерские (prison farms), центры приема, диагностики и классификации заключенных (reception, diagnostics, and classification centers, correction centers), а также специальные медицинские учреждения: тюремные больницы и центры для лечения алкогольной и наркотической зависимости.
Следственные тюрьмы (jails), а также исправительные учреждения (community based confinement facilities, residential facilities), предназначенные для реабилитации и ресоциализации правонарушителей, подведомственны муниципалитетам и окружным властям. Каждому пенитенциарному учреждению присвоен уровень безопасности от 1 до 4.
Исправительные учреждения местного подчинения (restitution centers, prerelease, work release, study release centers) имеют уровень безопасности 1 или 2. Более 50% находящихся там правонарушителей имеют разрешение без сопровождения на определенное время покидать охраняемую территорию для работы по найму или обучения какой-либо профессии.
Тюрьмы и другие исправительные учреждения четвертого и третьего уровней безопасности находятся под юрисдикцией штатов или федерального правительства. В этих пенитенциарных учреждениях также существуют подразделения с более мягким режимом, соответствующим второму уровню.
В случае отбывания лицами заключения более одного года решение о том, какой уровень безопасности им необходим и в каких реабилитационных программах они будут участвовать, принимается в центре приема, диагностики и классификации заключенных. Если суд приговаривает виновного к сроку заключения до одного года, то для отбывания наказания осужденный водворяется в окружную следственную тюрьму или в одно из местных исправительных учреждений. К ним относятся центры принудительного лечения (Court residential treatment centers, Substance abuse treatment facilities), куда направляют нуждающихся в лечении от алкоголизма и наркомании. В этих центрах действуют образовательные программы и программы социализации, заключенные также проходят курс профессионального обучения, им оказывается квалифицированная помощь в трудоустройстве после освобождения.
Осужденные, впервые совершившие правонарушение, трудоспособные и психически здоровые, не имеющие проблем с наркотиками и алкоголем, по их согласию направляются в центры реституции (Restitution centers), представляющие собой своеобразную альтернативу тюремному заключению. В такие учреждения по решению суда также направляются осужденные, срок тюремного заключения которых подходит к концу. Содержащиеся в этих центрах обязаны пройти курс социализации, посещать занятия по специальной образовательной программе, ходить на работу (по найму, на полный рабочий день) и выполнять бесплатно общественные работы. Из заработанных денег они оплачивают свое проживание в центре, судебные издержки и возмещают ущерб потерпевшим.
В ведении округов находятся также вспомогательные исправительные учреждения (Intermediate sanction facilities), представляющие собой более мягкую альтернативу тюрем. В них содержатся лица, в отношении которых суд принял решение об отмене условного приговора или условно-досрочного освобождения (за уклонение от контроля, совершение других проступков). В названных учреждениях действуют те же программы социализации и образовательные программы и, кроме того, заключенных привлекают к бесплатным общественным работам.
Осужденные, содержащиеся в исправительных лагерях (boot camps), заняты на тяжелых общественных работах (например, постройке дорог). Они также обязаны пройти образовательную программу и курс профессионального обучения. В такие лагеря направляют молодых здоровых мужчин, впервые осужденных на срок от одного до пяти лет за преступления, не связанные с насилием, если они сами выражают такое желание. Срок пребывания в лагере гораздо меньше, чем в тюрьме, но суровая дисциплина и дух коллективизма способствуют перевоспитанию.
Вспомогательные исправительные учреждения и лагеря призваны разгрузить переполненные тюрьмы. Однако численность заключенных растет быстрее, чем число разнообразных пенитенциарных учреждений.
Чтобы облегчить нагрузку на бюджет, в 80-е годы XX века в США началась приватизация тюрем и массовое строительство частных мест заключения. Компании, владеющие и управляющие тюрьмами, лагерями, следственными изоляторами или центрами реституции, подписывают контракт с федеральным правительством, правительством штата или окружными властями. Они обязуются содержать определенное количество заключенных в соответствии с государственными стандартами, обеспечивая соответствующий уровень безопасности. На каждого заключенного управляющая компания получает из бюджета гарантированную сумму денег.
Здесь не бывает забастовок, безработицы, других проблем, связанных с трудоустройством. В указанных учреждениях производится 100% всех военных касок, бронежилетов, рубашек, брюк, палаток, рюкзаков и фляжек. Помимо военного снаряжения и обмундирования, заключенные производят 98% от рынка монтажных инструментов, 36% бытовой техники, 30% наушников, микрофонов, мегафонов и 21% офисной мебели, а также авиационное и медицинское оборудование и многое другое — заключенные занимаются даже дрессировкой собак-поводырей для слепых.
Вместе с тем принято считать, что именно приватизация тюрем привела к росту числа заключенных и, следовательно, удорожанию их содержания, а также переполнению тюрем и изоляторов, злоупотреблениям и небывалому распространению принудительного труда в местах лишения свободы. Согласно данным BJS (Bureau of Justice Statistics of the United States Department of Justice), опубликованным в декабре 2012 г., численность заключенных в государственных и федеральных тюрьмах составила около 1,6 млн. чел., в местных тюрьмах — более 700 тыс. чел. Данная статистика впечатляет, если учесть тот факт, что население США составляет менее пяти процентов мирового населения, а количество заключенных превышает 25% заключенных, содержащихся в пенитенциарных учреждениях всех государств.
Сложившаяся ситуация в пенитенциарной системе США, которую многие ученые и аналитики называют кризисной, является следствием осуществления специфической уголовной политики, а также политики в сфере исполнения уголовных наказаний, когда лица лишаются свободы за совершение малозначительных преступлений (выписывание необеспеченных чеков или употребление наркотиков и др.). Сроки содержания осужденных в США более длительные, чем в других развитых странах. Американские ученые объясняют это тем, что представители правоохранительных органов, реализующие уголовную и уголовно-исполнительную политику, прислушиваются к общественному мнению, склоняющемуся к жестким мерам в отношении преступников.
Постоянный рост тюремного населения влечет за собой негативные последствия. Например, выделенные государством средства на образовательные программы направляются на создание дополнительных спальных мест, тогда как семь из десяти заключенных не имеют даже начального образования.
В условиях перенаселения дополнительные средства расходуются на специальные средства обеспечения контроля и безопасности. Тюрьмы оборудованы металлоискателями, рентгеновскими аппаратами, ножными кандалами, наручниками, психиатрическими экранами, колючей проволокой, сетчатыми заборами, «черными ящиками», оглушающим оружием, перцевым аэрозолем, слезоточивым газом, газовыми гранатами, калибровочными ружьями, винтовками и т. п.
Перенаселение тюрем негативно сказывается и на психологическом состоянии заключенных, они устают от постоянного давления и нажима внешней среды. Они не имеют необходимого личного пространства. Из-за переполненности тюрем заключенным приходится стоять в очередях, чтобы получить работу или начать образовательный курс. По данным BJS, 40% заключенных США не имеют рабочих заданий. Отсутствие возможности работать и учиться, наличие так называемого свободного времени увеличивают вероятность межличностных конфликтов, неповиновения законным требованиям администрации учреждений.
Последнее оказывает сильное влияние и на работу тюрем, где система управления имеет свои специфические особенности. Во-первых, власть администрации там ограничена, т. к. она во многом обусловлена составом лиц, содержащихся под стражей. Заключенные, как правило, не признают законность власти над ними, у них отсутствует чувство долга, которое могло бы заставить их подчиняться. Во-вторых, в тюрьмах распространена непропорциональная система наказаний и поощрений, которая часто зависит от случая и имеет совещательный характер в конкретной ситуации. В-третьих, сотрудники исправительных учреждений вынуждены идти на компромиссы с заключенными, поддерживать установленные ими «негласные правила».
На особенности управления пенитенциарными учреждениями оказывает влияние так называемый гендерный фактор. Так, в них работают 68% мужчин и 32% женщин, из которых 72% белых мужчин и 66% белых женщин, остальные темнокожие. Значительное преобладание мужского пола обусловлено тяжелыми условиями работы, постоянным напряжением, стрессами, угрозой нападения со стороны заключенных, другими эмоциональными факторами. По данным National Institute of Corrections (NIC), у лиц, прослуживших в исправительных учреждениях более 20 лет, продолжительность жизни снижается до 58 лет. Однако интересен тот факт, что согласно опросам 55% женщин выбрали данную профессию, желая понять человеческую сущность, ее многогранность и возможность «преображения». И лишь 20% мужчин преследовали ту же цель.
Интересную классификацию среди заключенных получили тюремные служащие, охранники и другие надзиратели. Весь персонал исправительных учреждений был условно разделен ими на шесть больших групп в зависимости от отношения к своим «подопечным». Первый тип тюремщика — это диктатор, который использует тюремные правила для того, чтобы установить свой собственный режим. Он постоянно держит людей в страхе, является первым объектом для мести осужденных. Второй тип — это друг, который старается стать «своим» среди заключенных путем предоставления им всевозможных поблажек. Зачастую это молодые и неопытные сотрудники. Третий тип — это купец, участвующий в «экономической деятельности» тюрьмы. Он поставляет осужденным наркотики, алкоголь, порнографию и другие запрещенные предметы. Четвертый тип — «под ключ». Это название происходит из тюремного сленга, обозначающего человека, который лишь открывает и закрывает двери камер и не волнуется о том, что происходит внутри них. Такое поведение характерно для сотрудников, готовящихся уйти на пенсию. Пятый тип — это альпинист, тот, кто в первую очередь заинтересован в личном карьерном росте и стремится добиться продвижения по службе. Для этого он устанавливает тесные контакты с заключенными, узнает об особенностях их жизни и использует это в своих целях. Шестой тип — это реформатор. Такой сотрудник, руководствуясь личными идеалами, старается быть неравнодушным к проблемам осужденных и старается помочь им, если не делом, то советом. Некоторые из таких сотрудников — глубоко религиозные люди. Заключенные воспринимают их как наивных и безобидных людей.
Особенностью пенитенциарной системы США является также и расово-этнический состав преступников, который отличается от данной характеристики в целом по стране. Так, доля чернокожих составляет лишь 13% населения США, а среди заключенных — 37%. Расизм в пенитенциарной системе — это одна из актуальных проблем для США. Если анализировать наказания, которым подвергаются белые и чернокожие американцы, то и здесь наблюдаются серьезные диспропорции. Например, по отношению к белым чаще применяется процедура условно-досрочного освобождения. За преступления с применением насилия чернокожие наказываются тюремным сроком в среднем на год длиннее, чем белые американцы. Согласно исследованию, проведенному нью-йоркским отделом федеральной службы уголовного правосудия США, более 30% представителей расовых меньшинств получили бы более короткий срок заключения или вообще не получили бы тюремное заключение, если бы они рассматривались как «белые». Это может быть обусловлено устоявшимися в американском обществе стереотипами и предубеждениями, которые выливаются в соответствующее, часто скрытое, расистское поведение. Представители этнических и расовых меньшинств требуют увеличения доли темнокожего персонала в тюрьмах. Вместе с тем необходимо отметить, что в США большое внимание уделяется этическим вопросам взаимодействия и общения заключенных и персонала пенитенциарных учреждений. Например, создаются специальные службы этического воздействия. Их задачей является формирование адекватных человеческих отношений между надзирателями и их «подопечными» путем применения специальных психологических тренингов. Администрации тюрем стараются избавиться от распространившейся системы вседозволенности персонала, от их чрезмерного доминирования над заключенными. Службы воздействия стремятся установить взаимный надзор между персоналом и заключенными, предоставить последним право обжаловать незаконные действия администрации.
Большое влияние на эффективное управление тюрьмой также оказывают содержащиеся там неформальные лидеры. Значительное число всех заключенных США принадлежит к так называемым тюремным бандам. Этнический состав их представителей выглядит следующим образом: 49% — латиноамериканцы, 34% — афроамериканцы, 10% — представители белых и 6% — выходцы из азиатских государств. В последнее время прослеживается тенденция увеличения числа белых в составе банд. Тюремные банды действуют в режиме строжайшей секретности и осторожности. К их сфере деятельности относится ведение наркотиками, алкоголем, оружием, забастовками и убийствами на территории тюрьмы. Они оказывают давление на все тюремное население, заставляя подчиняться себе. Особенно крупные банды преобразовываются в мафии. Одна из старейших и могущественных банд — Мексиканская мафия «La eMe», которая образовалась в 50-х годах прошлого века в одной из тюрем Калифорнии.
Приверженность заключенных к тюремным бандам непосредственно влияет на увеличение уровня рецидива. В среднем через три года после освобождения лица вновь попадают в места принудительного заключения. Главными факторами данного явления американские социологи называют сложившуюся в сознании заключенного криминальную установку в будущей деятельности, низкий уровень образования, трудность трудоустройства, маленький доход, неблагополучие в семье, употребление наркотиков и алкоголя, а также криминальный круг общения. Однако они считают, что с данными факторами можно бороться, поэтому в местах принудительного заключения создаются заведения со специальными образовательными программами, психологическими тренингами (личностного роста, конфликтологии, лидерства, тайм-менеджмента, стрессоустойчивости), медицинским наблюдением, лечением разного рода зависимостей, направленные на подготовку заключенных к полноценной жизни на свободе.
Рассмотренные в статье некоторые особенности организации и деятельности пенитенциарной системы США, современные тенденции, проявляющиеся в ней, не носят исчерпывающего и всеобъемлющего характера и, безусловно, нуждаются в специальном комплексном исследовании и анализе с учетом уголовно-правовых, организационно-управленческих, этнических, социологических и психолого-педагогических аспектов.
Литература
1. Vacca J. 2006. Educated prisoners are less likely to return to prison. Journal of Correctional Education, 2004.
2. Goldstone Jack A. 2002. «Forging Social Order and Its Break down: Riot and Reform in U. S. Prisons». American Sociological Review. Vol. 67. Pp. 499 — 525.
3. Mrazek P. J., and Haggerty R. J., eds. 1994. Reducing Risks for Mental Academy Press: Frontiers for Preventative Intervention Research. Washington, DC: National Academy Press.
4. Terence P. Thornberry, David Huizinga, and Rolf Loebar (2003). The Causes and Correlates Studies: Findings and Policy Implications. URL: http://www. ncjrs. gov/html/ojjdp/203555/jj2.html.
5. URL: http://www. insideprison. com/.
6. URL: http://www. reentrypolicy. org.
7. Bureau of Justice Statistics. URL: http://www. ojp. usdoj. gov/bjs/.
8. National Institute of Corrections. URL: http://www. nicic. org/.
9. New York State Division of Criminal Justice Services. URL: www. criminaljustice. state. ny. us. htm.
10. Correctional Education Association. URL: www. ceanational. org.
11. Harlow C. (2003). Education and Correctional Populations. Bureau of Justice Statistics (BJS).
12. The Effects of Education in American Prisons: How Inmate Education Benefits Society. URL: www. outofthecube. com.
13. Travis and WauP’s «From Prison to Home». In Charon & Vigilant’s Social Problems: Reading w/Four questions. 2006. CA: Wadsworth.
——————————————————————