Общепризнанные принципы и нормы международного права как составная часть российской правовой системы
(Бабай А. Н., Тимошенко В. С.) («Международное публичное и частное право», 2006, N 6)
ОБЩЕПРИЗНАННЫЕ ПРИНЦИПЫ И НОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ РОССИЙСКОЙ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ
А. Н. БАБАЙ, В. С. ТИМОШЕНКО
Бабай А. Н., кандидат юридических наук, заслуженный юрист России, доцент.
Тимошенко В. С., адъюнкт Дальневосточного юридического института МВД России.
Глобализация и интеграция в правовой и экономической областях деятельности современных государств являются главными тенденциями в современном мире и приводят к формированию иного взгляда на роль международно-правовых норм в функционировании национальных правовых систем, к пересмотру содержания принципа государственного суверенитета, его объема. Самым важным элементом этого процесса для каждого отдельного государства является решение вопроса о соотношении норм международного права и внутреннего (национального) права. С другой стороны, в мире существует масса проблем, связанных с вопросами соблюдения прав и свобод человека. Принципы построения взаимоотношений человека и государства в различных государствах отличаются вплоть до диаметрально противоположных. В связи с этим возрастает значение общечеловеческих ценностей, лежащих в основе общего международного права — комплекса общепризнанных принципов и норм международного права. Современное международное публичное право содержит в своих источниках основные общечеловеческие ценности и способно достаточно эффективно влиять на развитие внутригосударственного права в тех или иных формах. На наш взгляд, эффективно урегулировать вопрос соотношения норм права — элементов различных нормативных систем на государственном уровне способно конституционное право. Именно оно выражает общезначимые публичные интересы, будь то обеспечение безопасности и обороны или экономические интересы государства, его целостность, закрепляет главные публичные институты, основы правовой системы, вводит спектр методов правового регулирования. Конституционное право является базовой отраслью нормативно-целостной ориентации, состоящей из идей, принципов и норм <1>. ——————————— <1> См.: Тихомиров Ю. А. Развитие теории конституционного права // Государство и право. 1998. N 7. С. 6.
До принятия Конституции РФ в 1993 г. как в теории, так и в практике вопрос о соотношении норм международных договоров, общепризнанных принципов и норм международного права, в частности и внутреннего права, в целом решался в пользу последнего. «Национальная правовая система, — отмечал А. М. Васильев, — так же суверенна, как и государство, поэтому на территории страны без санкции (в той или иной форме) национальной государственной власти не могут действовать нормы, созданные помимо ее правотворческих органов» <2>. На протяжении значительного периода времени отечественная общая теория права не уделяла должного внимания международной правовой системе, целиком сосредоточиваясь на вопросах национальной (внутригосударственной) правовой системы. Достаточно обратиться к определениям правовой системы, даваемым советскими, а затем российскими учеными <3>. Существование международного права не принималось в расчет, либо оно трактовалось как отрасль национального права наряду с другими отраслями (например, гражданским, уголовным правом), теоретические разработки проводились без учета особенностей международного права и его норм <4>. ——————————— <2> Васильев А. М. О системах советского и международного права // Советское государство и право. 1985. N 1. С. 69. <3> Например, Ю. А. Тихомиров считает, что понятие «правовая система» включает цели, принципы правового регулирования, основные разновидности правовых актов, системообразующие связи. Л. С. Явич употреблял как взаимозаменяемые понятия правовой системы и системы правовых норм; пирамиду правовой системы составляют в своем единстве нормы, институты права и отрасли. Позднее он расширил подход, рассматривая правовую систему как сочетание трех форм права, где правоотношения представляют собой конкретную, а нормы права и правосознание — абстрактные формы. В то же время, по его мнению, неверно включать в это понятие все без исключения юридические категории, всю правовую действительность. В. Н. Синюков соотносит правовую систему с национальной правовой культурой, основные компоненты которой (право и законодательство, юридическая практика, правовая идеология) составляют правовую систему. В широком значении это целый правовой мир, имеющий свою жизненную организацию, источники, историю и будущее. См.: Тихомиров Ю. А. Правовая система развитого социализма // Советское государство и право. 1979. N 7. С. 33; Явич С. Л. Общая теория права. Л.: Изд-во Ленинград. ун-та, 1976. С. 125 — 126; Он же. Сущность права. Л.: Изд-во Ленинград. ун-та, 1985. С. 40 — 41; Синюков В. Н. Российская правовая система. Введение в общую теорию. Саратов, 1994. С. 4. <4> См.: Марочкин С. Ю. Действие норм международного права в правовой системе Российской Федерации. Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 1998. С. 10 — 11.
Представляется, что приоритет международных норм определяется общими принципами правового государства. Это мнение подтверждается и Постановлением Конституционного Суда РФ от 31 июля 1995 г., в котором говорится: «В соответствии с принципами правового государства, закрепленными в Конституции РФ, органы власти в своей деятельности связаны как внутренним, так и международным правом. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры должны добросовестно соблюдаться, в том числе путем их учета внутренним законодательством» <5>. ——————————— <5> СЗ РФ. 1995. N 33. Ст. 3424.
Проблема соотношения норм общего международного права, общепризнанных принципов и норм международного права, в частности и национального законодательства, носит многоплановый характер. В теории права имеют место многочисленные споры о научной терминологии, о справедливости постановки вопроса вообще, ведь нормы международного публичного права и нормы национального законодательства суверенного государства являются элементами различных правовых систем, с присущими им нетождественными объектами, субъектами, целями, правовой сущностью и пр. В значительной степени такое несоответствие взглядов вызвано известной неопределенностью в существующей терминологии. Так, лаконичность конституционной формулировки не может не вызвать ряд вопросов в связи с практическим применением ее положений. Неясно, что собой представляют общепризнанные принципы и нормы международного права, что является их источниками. Тем не менее в конституционном праве и судебной практике различных государств, и Российской Федерации в том числе, под общепризнанными принципами и нормами международного права понимаются принципы и нормы общего международного права, то есть нормы, признанные большинством государств, включая то, в котором они подлежат применению. Несмотря на их численное меньшинство, состоящее из них общее международное право является фундаментом всей системы современного международного права с его отраслями, подотраслями и институтами. Термин «общепризнанные принципы и нормы международного права», употребленный в Конституции России, — это укоренившийся международно-правовой термин, который получил широкое распространение как в международных нормативных актах, так и во внутригосударственных актах. Будучи влитыми в национальные правовые системы, общепризнанные принципы и нормы международного права становятся специфическим регулятором внутригосударственных отношений. Объявляя общепризнанные принципы и нормы международного права составной частью российской правовой системы, Конституция не проводит различия между принципами и нормами международного права. Общепризнанные принципы и нормы международного права могут иметь обычно-правовую форму, форму международного договора (иного международного нормативного акта) или смешанную форму. Однако, являясь международно-правовыми нормами, общепризнанные нормы и принципы международного права занимают обособленное положение в нормативном массиве правовой системы России, функционируя при этом наряду с российским правом. Толковаться и применяться они должны в соответствии с целями и принципами международного права и конкретного международного договора, с установленными в нем временными, пространственными и субъективными пределами действия, в контексте значения используемых в нем терминов. Общепризнанные нормы международного права устанавливают общеприемлемые правила и не порождают каких-либо критических коллизий в национальных правовых системах. Конституционное право России, являясь ядром национальной правовой системы, тесно взаимодействует с международным общим публичным правом. С одной стороны, Конституция Российской Федерации включает в себя общеправовые принципы, присущие значительному числу правовых систем суверенных государств и воспринятые общепризнанными принципами и нормами международного права, с другой стороны, в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры являются составной частью российской правовой системы, то есть, таким образом, становятся нормами прямого действия на всей территории Российской Федерации. Общепризнанные принципы и нормы международного права, а также ратифицированные международные договоры занимают прочные позиции среди федеральных источников конституционного права, уступая в юридической силе лишь положениям Конституции России, федеральных конституционных законов о поправках к Конституции РФ и иным федеральным конституционным законам. А согласно ч. 1 ст. 17 в области защиты прав человека и гражданина занимают приоритетное положение наряду с конституционными нормами. Правило ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации о приоритете международных договоров над нормами национального законодательства обязательно для правотворческих и правоприменительных органов как Российской Федерации, так и субъектов Федерации. Поэтому важным фактором укрепления российской государственности должно стать проникновение в сознание законодателя и должностных лиц всех уровней идеи о важности норм общего международного права и необходимости имплементации его общих принципов и норм в национальном законодательстве. Из анализа научной литературы и судебной практики можно сделать вывод о том, что существует определенная сложность применения общепризнанных принципов и норм международного права, связанная с тем, что они не зафиксированы в каком-либо едином международно-правовом акте, а «распылены» во всем массиве обычаев и договоров общего международного права. Даже основные принципы международного права не кодифицированы, отчего их число и формулировки в различных международных актах не идентичны. Поэтому общее международное право, а также внутреннее право многих государств находят выход из затруднительных ситуаций в толковании международно-правовых норм судом. Таким образом, по нашему мнению, является целесообразным наделение Конституционного Суда Российской Федерации полномочиями по установлению содержания и источников закрепления общепризнанных принципов и норм международного права. А для более эффективного применения данного рода норм считаем целесообразным издание единого постановления Конституционным Судом Российской Федерации, в котором, опираясь, например, на опыт ФРГ, аккумулировались бы те общепризнанные принципы и нормы международного права, которые Российская Федерация считает частью своей правовой системы. К числу таковых, например, можно отнести следующие принципы и нормы: 1. Недопустимость произвола при толковании закона правоприменителем. 2. Определенность, ясность, недвусмысленность правовой нормы. 3. Принцип поддержки доверия гражданина к закону и действиям государства. 4. Принцип правового государства. 5. Принцип равенства граждан перед законом. 6. Принцип разделения властей. 7. Принцип соразмерности ограничения прав и свобод конституционно значимым целям. 8. Принцип справедливости и соразмерности мер юридической ответственности. 9. Баланс интересов при установлении форм ее применения (юридической ответственности). 10. Принцип уважения достоинства личности как равноправного субъекта во взаимоотношениях с государством. 11. Принцип недопустимости придания обратной силы закону, ограничивающему права граждан, вводящему или ограничивающему налоги, влияющие на уголовную наказуемость деяния. 12. Принцип запрета сверхформализма. 13. Принцип презумпции невиновности <6>. ——————————— <6> См., например: Малеев Ю. Н. Неизвестные, но общепризнанные // Международное право. 2005. N 1. С. 5 — 20.
Помимо этого значительным упущением авторов действующей Конституции РФ, на наш взгляд, является существующий пробел, касающийся определения общих целей и принципов внешней политики государства. Основные принципы международного права конституционно были закреплены в качестве принципов внешней политики СССР и РСФСР. В Конституции Российской Федерации 1993 г., к сожалению, положения о целях и принципах внешней политики отсутствуют. Конституция России в ряде случаев напрямую предписывает руководствоваться общепризнанными принципами и нормами международного права. Таковыми являются положения ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ч. 1 ст. 55, ч. 1 ст. 63, ч. 2 ст. 67, ст. 69. Вместе с тем Конституция умалчивает о других случаях, когда было бы уместно вспомнить о нормах международного права. Так, к совместному ведению Федерации и ее субъектов отнесено выполнение только международных договоров, а не норм международного права вообще (п. «о» ч. 1 ст. 72). Недостаточное внимание уделяется международному праву в нормотворческой деятельности разных уровней. В особенности важным является вопрос по поводу правомочности субъектов Российской Федерации в решении вопросов о правах и свободах человека на местном уровне. Важным аспектом такого рода отношений также является соблюдение основополагающих принципов и правил, заключенных в международных нормах. Например, в Венской декларации и Программе действий, принятых 25 июня 1993 г. Всемирной конференцией по правам человека, говорится, что региональные механизмы играют основополагающую роль в защите прав людей, они должны содействовать укреплению универсальных (международных) стандартов в области прав человека. Там же отмечается, что каждое государство имеет право избирать такие структуры, которые в наибольшей мере соответствуют его конкретным потребностям на национальном уровне. Помимо этого в Конституции России не определен и механизм контроля за соответствием национального права международным обязательствам страны. Конституционный Суд решает дела лишь о соответствии Конституции «не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации» (п. «г» ч. 2 ст. 125). При этом ст. 15 располагается в первой главе Конституции и, следовательно, входит в ряд основ конституционного строя России. Конституция как основа правовой системы государства обладает высшей юридической силой, приматом в отношении всех остальных норм. Международное право учитывает особый статус конституции, определяющей и закрепляющей законодательно социально-политическое устройство страны, ее правовой системы. Утверждая суверенное право каждого государства свободно выбирать и развивать свою правовую систему, оно требует уважения к установленному конституцией правопорядку. Вместе с тем свобода государства в определении характера своей правовой системы не является неограниченной. Принцип суверенного равенства государств, закрепляя их право на свободный выбор политико-правовой системы, в то же время взаимосвязан с другим основополагающим принципом: «…каждое государство обязано выполнять полностью добросовестно свои международные обязательства». Добросовестное выполнение обязательств по международному праву предусматривает, что при осуществлении своих суверенных прав, включая право устанавливать законы и административные правила, государства «будут сообразовываться со своими юридическими обязательствами по международному праву» <7>. ——————————— <7> См.: Лукашук И. И. Конституции государств и международное право. М.: Спарк, 1998. С. 11.
Конституция Российской Федерации 1993 г. затрагивает многие вопросы международного права. Это и права человека, вопросы территории и границ, ратификация международных договоров, дипломатические отношения и многое другое. Одним из важных нововведений является принципиальное решение в ней вопроса о соотношении международного и внутригосударственного права, признании приоритета международных договоров Российской Федерации над ее внутренними законами. В п. 4 ст. 15 Конституции 1993 г. сформулированы две связанные между собой конституционные нормы: о включении общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров России в правовую систему Российской Федерации и о приоритете применения правил международных договоров РФ перед российскими законами. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. «О международных договорах Российской Федерации» законодательно закрепил в преамбуле положение о том, что Российская Федерация выступает за неукоснительное соблюдение обычных и договорных норм. Тем самым открывается возможность прямого действия и применения норм международного права органами власти, включая суды. Заинтересованные физические и юридические лица могут ссылаться прямо на нормы международного права при разрешении споров между собой и с государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями. Конституция закрепила свою высшую юридическую силу и соответственно установила, что «законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации» (ч. 1 ст. 15). И хотя нормы международного права не упомянуты, положение о высшей юридической силе Конституции распространяется на все нормы правовой системы страны. Это положение широко признано как в отечественной, так и в международно-правовой литературе. Так, В. А. Карташкин пишет, что Конституция России, «признавая приоритет международного права над внутригосударственным законодательством, не распространяет это верховенство на Основной закон страны» <8>. К этой же мысли присоединяется и О. Е. Кутафин <9>. Будучи включенными Конституцией в правовую систему страны, нормы международного права обретают способность регулировать внутригосударственные отношения, в том числе и конституционные. А И. И. Лукашук вообще рассматривает возможность изменения Конституции на базе договора <10>. ——————————— <8> См.: Карташкин В. А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. М.: Институт государства и права РАН, 1995. С. 17. <9> См.: Кутафин О. Е. Источники конституционного права РФ. М.: Юристъ, 2002. С. 50 — 67. <10> См.: Лукашук И. И. Указ. соч. С. 68.
Включение Конституцией России общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации в правовую систему нашей страны является важным историческим шагом. Оно коренным образом меняет понятие правовой системы России, структуру системы источников конституционного права, в том числе ставит по-новому вопрос о соотношении, иерархии правовых актов по их юридической силе. Актуальный вопрос, который при этом возникает, заключается в установлении иерархии юридической силы в процессе применения и исполнения этих норм в системе источников конституционного права России. Ведь от того, что указанные международные нормы включены в российскую правовую систему, они не перестают быть нормами международного права, являющегося самостоятельной правовой системой, и каждая из этих систем сохраняет свои особенности в определении иерархии юридической силы соответствующих правовых норм и соотношения актов (норм) международного и российского национального права. Таким образом, в связи с тем что обычная и договорная нормы международного права обладают равной юридической силой, равным правовым статусом, можно утверждать, что общепризнанные принципы и нормы международного права обладают таким же юридическим статусом в рамках российской правовой системы, как и договорные нормы. Если же общепризнанная норма или принцип будут иметь меньшую юридическую силу, чем закон, это может привести к нарушению Россией своих международных обязательств, которые она, как и другие субъекты международного права, берет на себя добровольно. То есть в случае возникновения коллизии между общепризнанной нормой и правилом, предусмотренным в законе, приоритет в применении должен быть за общепризнанной нормой международного права. В своей деятельности данное положение следует применять всем государственным и муниципальным органам, включая и органы судебной власти.
——————————————————————