Право ВТО в контексте диверсификации международного права
(Митин А. Н.) («Российский юридический журнал», 2013, N 4)
ПРАВО ВТО В КОНТЕКСТЕ ДИВЕРСИФИКАЦИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
А. Н. МИТИН
Митин Александр Николаевич, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и практики управления Уральской государственной юридической академии (Екатеринбург).
Дается краткий анализ права ВТО и его влияния на фрагментацию (диверсификацию) международного права.
Ключевые слова: международное право, фрагментация международного права, международная правовая система, право ВТО.
WTO law in the context of diversification of international law A. N. Mitin
The brief analysis of WTO law and its impact on the fragmentation (diversification) of international law is given.
Key words: international law, fragmentation of international law, international legal system, law of WTO.
Исследователями высказано мнение, что с середины XX в. и по настоящее время в системе международного права происходят изменения, выражающиеся в увеличении количества отраслей, возникновении специальных режимов. Действительно, в результате глобализации международных отношений появились международное космическое право, международное экономическое право, международное экологическое право и др. Как представляется, это закономерный процесс, связанный с развитием международных отношений. Современное международное право не подвержено стагнации, в международной правовой системе неизбежны изменения, особенно на основе экономических факторов. Императивом развития государств в XXI в. становится интеграция. Как общемировая тенденция она уже влияет на смену социально-экономических доктрин, на создание международных интеграционных центров, на частичный отказ от суверенитета в пользу конкурентоспособности национальной экономики при образовании таких центров, на появление новых механизмов регулирования отношений между интеграционными образованиями с применением норм международного права. Согласно теории автаркии больших пространств Ф. Листа перспективой полноценного экономического развития обладает только крупное, экономически интегрированное пространство с численностью около 200 млн. человек <1>. Следует напомнить, что все страны во внешнеэкономической политике, конечно же, исходят из национальных интересов, но вынуждены учитывать и групповые интересы тех торгово-экономических или интеграционных союзов, в состав которых они входят. Здесь необходимы компромиссы, единообразное регулирование внешней торговли отдельными странами и их экономическими группировками. Международным посредником является Всемирная торговая организация. ——————————— <1> Лист Ф. Национальная система политической экономии // URL: http://www. samoderjavie. ru/book/export/html/489.
Правовой комплекс, лежащий в основе ВТО, определяет те правовые условия, на основе которых должна осуществляться мировая торговля товарами и услугами. Правительства стран — участниц ВТО, взяв на себя жесткие обязательства, одновременно создают для своих экспортеров и импортеров, предпринимателей и потребителей более открытые, универсальные (с точки зрения охвата ими многих стран) и предсказуемые правила поведения. Этот правовой комплекс по организующему значению для регулирования мировой торговли сравним с международно-правовым регулированием политических межгосударственных отношений в рамках ООН, а по воздействию на мирохозяйственные отношения не имеет аналогов в мире. Принципы и нормы, содержащиеся в нем, представляют собой в совокупности правовую систему регулирования межгосударственных отношений в области торговли с высокой степенью обязательности, включая возможность применения санкций за нарушения норм <1>. ——————————— <1> Григорян С. А. Международно-правовая система Всемирной торговой организации и интересы России: Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М., 2000.
Одним из важнейших в ВТО является принцип обязательности норм соглашений ВТО для ее членов (п. 2 ст. II Соглашения об учреждении Всемирной торговой организации). Это предполагает необходимость решения вопроса о коллизии с нормами внутригосударственного права. В соглашениях о вступлении в ВТО предусмотрен «тест на необходимость» для национальных законов. Национальные законы могут «ограничивать торговлю не более, чем необходимо» <1>. Страна, вступившая в ВТО, уже не сможет, как суверенное государство, просто изменить свою политику, отказаться от обязательств в одностороннем порядке. Изменение условий либерализации торговли возможно только через три года после вступления в силу договоров и лишь после выплаты компенсаций торговым партнерам, понесшим убытки, а также возможных огромных штрафных санкций в случае национализации какого-то сектора экономики. ——————————— <1> WTO Secretariat: Necessity in the WTO // URL: http://ictsd. org/downloads/2008/04/nectest. pdf; WTO Secretariat: Application of the necessity test // URL: http://www. ratical. org/co-globalize/gatsdocs. pdf.
Государство не вправе регулировать уровни валютных расходов и предписывать инвесторам, какую часть прибыли они должны инвестировать в стране, а какую — вывозить на зарубежные территории. Государствам запрещено обязывать инвесторов использовать продукты, произведенные в стране, или обязывать их принимать на работу население этой страны. Для бизнеса выгоднее транспортировать в страну на полгода дешевую, но уже профессионально подготовленную рабочую силу, чем обучать людей на месте или везти сырье для обработки в другие страны. Правовая природа ВТО такова, что она в корне отличается от европейского и российского права. Очень долго оставался дискуссионным в международном праве вопрос о правовой природе решений органов ВТО. Исследователи склонялись к тому, чтобы считать их вспомогательными, неосновными источниками международного права, но влияющими на его фрагментацию. Однако в ВТО общепринятой остается позиция, что решения органов этой организации, которые дают официальное толкование нормам ВТО, являются источниками права, а потому создают права и обязанности для членов ВТО и обязательны для исполнения <1>. В соответствии с п. 2 ст. IX Соглашения об учреждении ВТО исключительные полномочия по толкованию положений ВТО принадлежат Конференции министров и Генеральному совету ВТО. Такие решения принимаются большинством в три четверти голосов членов ВТО. Толкование, которое дают данные органы, принято рассматривать как официальное толкование норм ВТО <2>. ——————————— <1> Bossche P. The law and Policy of the World Trade Organization. Text, Cases and Materials. Cambridge, 2005. <2> Ehlerman C., Ehring L. The Authoritative Interpretation under Article IX(2) of the Agreement Establishing the WTO: Current Law, Practice and Possible Improvements // Journal of International Economic Law. 2005. N 8. P. 803 — 824.
Представители органов ВТО уверены, что право ВТО складывается как вполне самодостаточная, иерархически выстроенная система норм права, как часть международного права, при этом необходимо учитывать влияние иных международных договоров, международных обычаев, общих принципов права и правовую доктрину. Обеспечение национальных интересов при нахождении в ВТО требует знания норм ВТО и положений национального законодательства, соприкасающихся в области производства и торговли товарами, в том числе норм технического регулирования, качества, стандартов и др. Эти знания создают основу для развития конкуренции, овладения технологиями разрешения споров по праву ВТО. Их основная особенность в том, что участниками ВТО и, соответственно, спорящими сторонами являются государства, а не отдельные предприниматели, хотя во всех случаях споры возникают именно в связи с нарушением прав конкретных хозяйствующих субъектов, по инициативе которых страна — участница ВТО начинает спор. В выступлении на IX международной научно-практической конференции «Проблемы участия России в ВТО» юрист консультационного центра по праву ВТО Ф. Пьерола <1> отметил важность налаживания в России механизма доведения существа спора до правительственного органа, который сможет отстаивать нарушенные права обратившихся хозяйствующих субъектов. Сама же процедура состоит из трех этапов: 1) консультации; 2) расследования; 3) применения (исполнения). В половине случаев, по словам Ф. Пьеролы, споры решаются в ходе консультаций спорящих стран-участниц. Что касается способов исполнения решений ВТО, то все зависит от исхода спорной ситуации, а сама процедура занимает около 3 — 4,5 лет. В этом плане важно отметить одну особенность. Если в международном праве «слабым звеном» остается его недостаточная обеспеченность механизмами принуждения <2>, то в праве ВТО такой проблемы почти не существует. ——————————— <1> URL: http://www. law. msu. ru/node/24034. <2> Энтин М. Л. Европейское право в глобальном правопорядке // Материалы Московского юридического форума. М., 2004. С. 214 — 215.
Рассматривая роль права ВТО и его влияние на международное право в контексте фрагментации последнего, нельзя не отметить противоречивый характер этого процесса. С одной стороны, дезинтегрированный характер международного права усугубляется уменьшением базы универсально используемых ценностей <1>, а с другой — в международных отношениях с развитием иных отраслей права усиливается принцип господства права, что все же имеет позитивное значение. ——————————— <1> Хафнер Г. Риски, проистекающие из фрагментации международного права // Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи, пятьдесят седьмая сессия. Дополнение N 10 (A/57/10).
Российская правовая система в сфере внешнеэкономической политики уже претерпевает изменения после вступления страны в ВТО. Правовые нормы, действующие в России (право Российской Федерации, нормы международного и иностранного права, санкционированные государством), подлежат пересмотру: для иностранной конкуренции должны быть открыты следующие сферы: деловые услуги, услуги в сфере коммуникаций, все виды строительства, образование, финансовые услуги, медицинские и социальные услуги, туризм, отдых, культура и спорт, транспортные услуги, энергетика; нужно обеспечить участие иностранных фирм на российском рынке в тендерах на госзаказы с получением налоговых льгот и государственных субсидий наравне с российскими компаниями; следует принять меры для дерегулирования торговли по правилам ВТО, сопровождаемого расширением защиты прав интеллектуальной собственности. Это только краткий перечень тех изменений правовых норм, которые необходимо произвести. Что касается правовых идей, представлений, теорий, взглядов, доктрин (правосознания в широком смысле), то этот компонент российской правовой системы находится в состоянии развития, а исследователи внимательно изучают право ВТО, судебную практику этой международной организации, экономические, правовые и социальные последствия нахождения в ней стран-участниц. К сожалению, несмотря на то что в стране неуклонно возрастает роль права, «в российском обществе сильны тенденции развития неправовых практик, которые составляют значимую альтернативу существующему правопорядку. Противоборство правовой и неправовой модели социальных отношений связано с теми негативными тенденциями, которые существуют в правосознании граждан» <1>. Действительно, изменения в правосознании предопределяют будущее правовой системы, а само правосознание приобретает черты одного из важнейших управленческих ресурсов. ——————————— <1> Жикривецкая Ю. В. Правосознание россиян в переходный период развития общества: социально-философский анализ: Автореф. дис. … канд. филос. наук. Нальчик, 2004.
Устранить фрагментацию международного права невозможно, но управлять этим процессом с помощью неукоснительного соблюдения принятых международно-правовых стандартов целесообразно, равно как и противодействовать распространению «двойных стандартов», противопоставлению того же права ВТО и международного права. Но важно и другое. Современное международное право является продуктом западной цивилизации, поэтому в условиях глобализации неизбежно вовлечение исследователей из других стран, в том числе России, в формирование представлений о фрагментации международного права в контексте развития универсальных международных организаций.
Bibliography
Bossche P. The law and Policy of the World Trade Organization. Text, Cases and Materials. Cambridge, 2005. Ehlerman C., Ehring L. The Authoritative Interpretation under Article IX(2) of the Agreement Establishing the WTO: Current Law, Practice and Possible Improvements // Journal of International Economic Law. 2005. N 8. Ehntin M. L. Evropejskoe pravo v global’nom pravoporyadke // Materialy Moskovskogo yuridicheskogo foruma. M., 2004. Grigoryan S. A. Mezhdunarodno-pravovaya sistema Vsemirnoj torgovoj organizacii i interesy Rossii: Avtoref. dis. … d-ra yurid. nauk. M., 2000. List F. Nacional’naya sistema politicheskoj ehkonomii // URL: http://www. samoderjavie. ru/book/export/html/489. Xafner G. Riski, proistekayushhie iz fragmentacii mezhdunarodnogo prava // Oficial’nye otchety General’noj Assamblei, pyat’desyat sed’maya sessiya. Dopolnenie N 10 (A/57/10). Zhikriveckaya Yu. V. Pravosoznanie rossiyan v perexodnyj period razvitiya obshhestva: social’no-filosofskij analiz: Avtoref. dis. … kand. filos. nauk. Nal’chik, 2004.
——————————————————————