Гарантии прав личности

(Луковская Д. И.) («История государства и права», 2007, N 16)

ГАРАНТИИ ПРАВ ЛИЧНОСТИ

Д. И. ЛУКОВСКАЯ

Луковская Д. И., доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой теории и истории государства и права Санкт-Петербургского государственного университета.

Гарантии прав человека — это различные способы и формы их обеспечения, охраны, защиты. Обеспечение прав — главная цель правовых систем современных демократических государств. По характеру и уровню гарантированности прав можно судить о реальном состоянии правовой системы как таковой и в ее соотношении с политической, экономической, культурной системами. Различают общие и специальные гарантии прав человека и гражданина. К общим гарантиям в современных условиях можно отнести осуществление в общественно-государственной жизни принципов рыночной экономики, политической демократии, правового социального государства в их взаимосвязи и взаимодействии. Так, принципы социального государства предполагают его активное содействие обеспечению в максимально возможных пределах социально-экономических и культурных прав. Но мера (возможные пределы) такого содействия должна быть сбалансирована с принципом экономической свободы участников гражданского оборота. В противном случае, как уже отмечалось, оказывается под угрозой сама идея прав человека. Принцип верховенства права (прав человека) как принцип правового государства, в свою очередь, останется только формальным, если не реализуются принципы политического плюрализма, разделения властей. Эти общедемократические принципы являются не только гарантией охраны прав от злоупотреблений административной власти, но и способом обеспечения связанности законодателя правами человека. Речь идет о включении в политический процесс интересов и притязаний многих людей, что позволяет формировать общественное мнение в деле защиты прав, контролировать соблюдение приоритета прав в деятельности всех ветвей государственной власти. В основе всех средств и способов обеспечения прав человека и гражданина лежат общие культурные гарантии. Они играют определяющую роль в реализации и защите прав, актуализации заложенных в них нормативных возможностей. Знание человеком своих прав, признание и уважение прав других людей, сознательная ориентация на защиту прав характеризуют тот пласт культуры, который называют культурой прав человека. Она необходимо включает осознание человеком и исполнение своих обязанностей перед другими людьми, обществом, государством, раскрываясь как культура правообязанностей. В культуре прав человека, при всем цивилизационном многообразии культур, общегуманитарный, универсальный смысл имеет идея человеческого достоинства. Взаимное признание и уважение прав означает, что каждый не попытается использовать другого в качестве средства для достижения собственных (или иных) целей. Особенно важно осознание человеком самого себя не только как объекта патримониальных устремлений государства, а как равноправного субъекта своих прав, обязанностей, ответственности, способного отстаивать свои права от чьих бы то ни было посягательств. Особую роль в системе гарантий прав играют институты гражданского общества как относительно самостоятельной сферы общественной жизни. В современном демократическом обществе, в условиях правового государства отношения гражданского общества и государства характеризуются не противостоянием, а строятся на диалоге, стержнем которого являются права человека, уровень их соблюдения и обеспечения. Важнейшим компонентом гражданского общества является правозащитная система. Она объединяет в себе черты (аспекты) правовой, социальной и государственной систем. Различают национальные, региональные и международную правозащитные системы. Понятие правозащитной системы — сравнительно новое в специальной юридической литературе. Чаще применительно к правам человека употребляются понятия: «система (механизм) гарантирования прав», «система (механизм) обеспечения», «система (механизм) охраны». Хотя терминологически и частично по содержанию и объему эти понятия различаются, речь идет во всех случаях о тех или иных гарантиях прав. Однако только понятие правозащитной системы позволяет показать, насколько общие гарантии (включая и культурные), обусловленные взаимодействием гражданского общества и государства на основе принципа верховенства прав человека, тесно переплетены со специальными гарантиями. Специальные гарантии можно разделить на нормативные (нормативно-юридические) и институционные, а каждый из этих видов гарантий — на внутригосударственные и международные. Формирование системы защиты прав человека предполагает признание у человека права на правовую защиту и вытекающих из него правозащитных полномочий, осуществляемых как самостоятельно, так и с помощью компетентных субъектов. Наличие у человека права на правовую защиту возлагает на государства обязанность создавать все необходимые нормативно-правовые и организационные условия осуществления этого права. Нормативной основой внутригосударственных гарантий (национальных правозащитных систем) является прежде всего конституция страны а также текущее законодательство. Так, согласно Конституции РФ 1993 г. важнейшими государственными гарантиями прав и свобод человека и гражданина являются: принцип связанности законодателя правами человека (ч. 2 ст. 55); признание прав непосредственно действующими и обеспеченными правосудием (ст. 18); принцип равенства всех перед законом и судом (ст. 19) и др. Эти и другие конституционные положения, направленные на обеспечение прав человека, конкретизируются в действующем законодательстве. Важнейшее значение в правозащитной системе России имеет закрепленное в Конституции право на судебную защиту прав (ч. ч. 1, 2 ст. 46). Оно непосредственно вытекает из права человека на правовую защиту и является гарантией защиты иных прав, образующих правовой статус личности. Поэтому, как отмечается в литературе, право на судебную защиту носит особый характер <1>. Это наиболее действенный способ защиты нарушенных или оспариваемых прав, в том числе от посягательств со стороны самого государства. Такая роль судов как независимых органов власти обусловлена принципом разделения властей в качестве общей политической гарантии прав в демократическом правовом государстве. ——————————— <1> См., напр.: Жуйков В. М. Судебная защита прав граждан и юридических лиц. М., 1997. С. 302.

Различают суды общей, административной и конституционной юрисдикции. Среди процедур, используемых органами конституционной юрисдикции для защиты прав человека, все большее распространение в разных странах приобретает институт конституционной жалобы. В одних странах защите подлежат посредством конституционной жалобы все права и свободы (например, в Германии), в других — определенный перечень прав — обычно гражданских и политических (Испания). Право на обращение с конституционной жалобой предоставляется обычно физическим лицам (иногда и юридическим лицам), считающим нарушенными свои основные права. В правозащитную систему включаются различные несудебные формы и способы защиты прав. Несудебная защита прав в Российской Федерации осуществляется как государственными органами (прокуратура, органы государственной власти, государственный нотариат), так и негосударственными (частный нотариат, общественные организации, третейский суд), а также самими управомоченными лицами, чьи права нарушены (самозащита). Для некоторых субъектов несудебной защиты эта деятельность является одним из направлений их работы (прокуратура, органы исполнительной власти, нотариат), для других — основой их существования и функционирования (общественные правозащитные организации, третейский суд). Особо следует выделить деятельность Уполномоченного по правам человека. Его функции существенно отличаются от иных форм и способов обеспечения прав человека и направлены на защиту прав человека от злоупотреблений чиновников. Как независимое лицо Уполномоченный по правам человека не имеет властно-принудительных полномочий. Его решения носят рекомендательный характер. Но эти рекомендации — важнейшая составляющая диалога гражданского общества и государства о способах и формах реального обеспечения нарушенных прав. Институт Уполномоченного по правам человека — своего рода связующее звено между гражданским обществом и государством. Уполномоченный по правам человека — это российский омбудсман (омбудсмен). Институт омбудсмана впервые появился в Швеции в начале XIX в. С начала прошлого столетия он учреждался в других странах и только значительно позже, в конце XX в., появился в России и ряде стран Восточной Европы. Должность Уполномоченного по правам человека учреждена в России Конституцией РФ (п. «д» ч. 1 ст. 103), а его деятельность урегулирована принятым в феврале 1997 г. Федеральным конституционным законом «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» <2>. В настоящее время этот институт получил развитие и на региональном уровне (пока — в 20 субъектах Российской Федерации). ——————————— <2> Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 9. Ст. 1011.

Гарантией реальности права на судебную и несудебную защиту прав является принадлежащее каждому право на квалифицированную юридическую помощь (ст. 48 Конституции РФ). Что касается самозащиты прав, то в самом широком смысле она означает конституционно предусмотренную возможность лица выбрать любой правомерный способ (форму) защиты своих прав. В узком смысле самозащита рассматривается в специальной литературе как межотраслевой правовой институт, сопоставляется с «необходимой обороной» и «крайней необходимостью» (либо отождествляется с ними) и т. д. <3>. ——————————— <3> См., напр.: Мальцев М. Н. Понятие «самозащита прав» по российскому законодательству // Закон и право. 2006. N 9. С. 76 — 77.

Международные гарантии прав и свобод человека включают международно-правовые акты, документы; международные органы по наблюдению и контролю за соблюдением прав человека (комиссии, комитеты) и защите прав (суды, трибуналы). Различаются гарантии всего мирового сообщества (в лице Организации Объединенных Наций, ее компетентных органов) и региональные способы и средства защиты прав человека (европейские или, например, латиноамериканские). Международное сотрудничество государств в области защиты прав человека начало складываться после Первой мировой войны (деятельность Лиги Наций). Формирование современной международной правозащитной системы связано с созданием Организации Объединенных Наций и разработкой ее Устава. Образцом сотрудничества государств по проблеме прав человека явилась Всеобщая декларация прав человека 1948 г. Всеобщая декларация прав человека опиралась на имевшийся уже конституционный опыт наиболее развитых государств того времени, начиная с конституционных актов XVII — XVIII вв., и прежде всего с Декларации прав человека и гражданина 1789 г. Концепция прав человека, закрепленная во Всеобщей декларации 1948 г., включала основополагающие принципы прав человека; классификацию прав; соотношение прав человека и общества; соотношение прав личности и государства <4>. Неотъемлемым свойством человека признавалось его достоинство, присущее всем членам человеческой семьи от рождения, определяющее равенство их прав и свобод, поведение в отношении друг друга в духе братства (ст. 1). ——————————— <4> См.: Павлова Л. В. Современная концепция прав и свобод человека и ее трактовка Всеобщей декларацией прав человека 1948 г. // Федеральный правовой портал «юридическая Россия» // http://law. edu. ru/doc/document. asp? docID=1126523 (2005, 19 декабря).

Декларация закрепляла и развивала основные положения классической теории прав человека. Вместе с тем впервые на международном уровне она провозгласила социально-экономические и культурные права в их взаимосвязи с гражданскими и политическими правами. Отдавая приоритет индивидуальным правам личности, Декларация исходила из взаимообусловленности прав личности и ее обязанностей перед обществом на том основании, что только общество может обеспечить «свободное и полное развитие личности» (ст. 29). За Всеобщей декларацией прав человека последовали важнейшие нормативные документы, образовавшие вместе с декларацией Международный билль о правах человека: Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. и два Факультативных протокола к последнему. Эти акты, развивающие и дополняющие положения Всеобщей декларации прав человека, содержат принципы и нормы в сфере прав человека, в основном в условиях мира. К другой группе международных соглашений относят конвенции о защите прав человека в период вооруженных конфликтов. Выделяется также группа международных документов, в которых регламентируется ответственность за преступное нарушение прав человека как в мирное время, так и в период вооруженных конфликтов. Как неоднократно подтверждалось в резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН, основные права человека должны соблюдаться государствами в любых ситуациях, т. е. не только в условиях мира, но и во время вооруженных конфликтов <5>. ——————————— <5> См.: Права человека. Учебник для вузов / Отв. ред. Е. А. Лукашева. М., 2003. С. 493 — 494.

Региональное международное сотрудничество европейских государств в области защиты прав человека развивается на основе целого ряда основополагающих международно-правовых актов. Среди них выделим такие, как Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 1950); Европейская социальная хартия (Турин, 1961 г., Страсбург, 1996 г.); Хартия Европейского союза об основных правах (2000 г.). Созданы и функционируют также международные органы по защите прав и свобод человека: Европейский суд по правам человека, Комиссар Совета Европы по правам человека. Права человека обеспечиваются нормативными и институционными гарантиями в других регионах (Америка, Африка). Так, в Африканской хартии прав человека и народов (1981 г.) впервые закреплено право народов. Международно-правовые акты по правам человека, начиная с Всеобщей декларации 1948 г., исходят из идеи единой человеческой цивилизации. В этом смысле можно присоединиться к мнению о том, что права человека — это те права и свободы, которые благодаря международным способам защиты становятся производными от единой человеческой цивилизации <6>. Российская конституционная система прав человека, форм и способов их защиты сложилась на основе международных стандартов. Вместе с тем она отличается существенным культурно-историческим своеобразием. Осмысление с позиций теории права российской, а также многих других национально-государственных и регионально-цивилизационных моделей прав человека на основе взаимокультурного, интерцивилизационного подхода пока только начинается <7>. ——————————— <7> См.: Гревцов Ю. И. Очерки теории и социологии права. СПб., 1996. С. 78. <8> См.: Глухарева Л. И. Универсальность и социокультурный релятивизм прав человека // Право и права человека. Сборник научных трудов юридического факультета МГПУ. Кн. 5. М., 2003. С. 5 — 24.

——————————————————————