Электронные образовательные технологии: перспективы развития

(Кочерга С. А.) («Журнал российского права», 2011, N 8)

ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

С. А. КОЧЕРГА

Кочерга Светлана Александровна, проректор по кадровому и правовому обеспечению Московского государственного университета экономики, статистики и информатики, кандидат юридических наук, доцент.

Рассмотрены вопросы правового обеспечения электронного обучения (e-learning) в России. Социально-экономические и политические процессы, происходящие в России, оказывают существенное влияние на систему высшего профессионального образования. Вместе с тем развитие общественных отношений в сфере высшего профессионального образования на основе инноваций и рыночных экономических условий не нашло должного правового закрепления.

Ключевые слова: e-learning, Болонский процесс, модернизация, законодательство в сфере образования, качество образовательных услуг.

Electronic educational technology: development prospects S. A. Kocherga

The article deals with legal issues of electronic learning (e-learning) in Russia. Socio-economic and political processes in Russia have been having a significant impact on the system of higher education. At the same time, we have to state the fact, that the development of public relations in the sphere of higher education on the basis of innovation and market-oriented economic environment did not find sufficient legal consolidation.

Key words: e-learning, Bologna Process, modernization, legislation on education, the quality of educational services.

В эпоху глобализации экономики неуклонно возрастает роль высшей школы в обеспечении устойчивого формирования и эффективного использования научного и инновационного потенциала России. Присоединение России к Болонскому процессу и интеграция в Единое европейское образовательное сообщество вызывают необходимость существенного изменения организации учебного процесса и деятельности преподавателя. Меняется роль научно-педагогических кадров в образовательном процессе. Профессиональное образование должно в полной мере учитывать требования рынка труда XXI в., соответствовать общемировым критериям качества. Президент РФ Д. А. Медведев на пленарном заседании Петербургского международного экономического форума 18 июня 2010 г. следующим образом определил стратегию развития образования: «В течение ближайших десятилетий — это наши планы — Россия должна стать страной, где благополучие и высокое качество жизни граждан обеспечиваются не столько за счет сырьевых источников, сколько интеллектуальными ресурсами: инновационной экономикой, создающей уникальные знания, экспортом новейших технологий, экспортом продуктов инновационной деятельности» <1>. ——————————— <1> URL: http://news. kremlin. ru/news/8093.

Профессиональное образование также должно отвечать современным потребностям общества, таким, как совмещение обучения и профессиональной деятельности, гибкость и доступность, возможность получения непрерывного образования вне зависимости от мест нахождения как учащегося, так и учебного заведения. Для этого необходима соответствующая коммуникативная среда, способствующая решению этих задач. Сегодня вузы России удовлетворяют потребность в кадрах менее чем на 40%. Однако посадить за парты даже половину работающего контингента невозможно. Единственным решением является применение технологии электронного обучения (e-learning). Она дает возможность обучаться автономно с учетом индивидуальных особенностей и быстро корректировать контент. В настоящее время в системе высшего образования наблюдается переход от формально-знаниевой к компетентностной модели, что ведет к кардинальному изменению и подходов к обучению: приоритет отдается, в частности, самостоятельным видам деятельности студентов. Роль преподавателя в образовательной системе изменилась. Следовательно, задачи вуза в развитии и обучении научно-педагогических кадров существенно трансформируются, формируется модель, базирующаяся на компетентностном подходе <2>. ——————————— <2> См.: Тихомирова Н. В., Кочерга С. А. Обучение персонала вуза в условиях перехода к информационному обществу // Инновации в образовании. 2010. N 7. С. 130 — 142.

Требуется создание соответствующей образовательной среды и новых технологий обучения, преподавания и оценивания полученных знаний. Результатом инновационных процессов в науке, в том числе в экономике, стало внедрение в образовательные процессы информационных технологий, использование различных форм дистанционного обучения на основе современных достижений науки и техники в сфере информации и информатизации. Применение информационных технологий требует решения ряда организационно-методических и правовых вопросов. Преимущества электронного обучения бесспорны. Такая форма позволяет повысить профессиональную квалификацию персонала в соответствии с интересами работодателей; получить качественное образование непосредственно по месту жительства; существенно снизить стоимость обучения по сравнению с другими формами образования. Качество электронного образования складывается из совокупности потребительских свойств (качества) образовательной услуги, обеспечивающих удовлетворение комплекса потребностей по обучению и всестороннему развитию личности студента <3>. ——————————— <3> См.: Тихомирова Н. В., Кочерга С. А. Проблемы оценки качества электронного образования // Открытое образование. 2004. N 1. С. 27 — 32.

Внедрение в практику современных коммуникационных и информационных технологий позволяет существенно увеличить возможности получения профессионального образования, удовлетворить растущую потребность в профессионально подготовленных, имеющих современные знания кадрах во всех сферах деятельности общества. Ключевым элементом здесь является специализированная информационно-образовательная среда, посредством которой реализуются технологии дистанционного обучения. Законодателем введен термин «дистанционные образовательные технологии», но при этом пока не определено, что это такое. К тому же отсутствует нормативная правовая база, которая обеспечивала бы эффективное использование дистанционного обучения. Дистанционные образовательные технологии надлежит рассматривать как основной элемент электронного обучения, который должен сопровождаться соответствующими нормативными правовыми требованиями при государственной регламентации процедур оценки условий деятельности образовательных учреждений высшего профессионального образования (лицензирование, аккредитация). Однако в области электронного обучения существует ряд проблем, затрудняющих эффективное использование дистанционных образовательных технологий: недостаточная координация действий по повышению качества электронного обучения, совершенствованию его нормативного, организационно-методического и ресурсного обеспечения; невозможность совершенствования электронного обучения в отрыве от современных информационных коммуникаций и необходимость в связи с этим значительного финансирования; использование вузами программных продуктов, созданных на основе различных стандартов, что затрудняет эффективный информационный обмен между вузами и создает трудности для интеграции в общемировую систему электронного обучения, реализуемого на основе международных стандартов. В настоящее время имеется довольно много наработок, которые позволят электронной форме обучения достойно конкурировать с очной или заочной. Вместе с тем правовые барьеры в России до сих пор не преодолены. Так, можно констатировать отсутствие: государственной поддержки дистанционных образовательных технологий и технологий электронного обучения; нормативного правового оформления инновационных процессов в образовании; соответствующих изменений в законодательных актах; регламентирующих документов, позволяющих обеспечить обучающимся доступ к образовательным ресурсам вуза, освоение и реализацию образовательных программ при использовании учебно-методических баз обособленных структурных подразделений (филиалов, представительств) или других учебных заведений, оснащенных ресурсами площадок в качестве пунктов доступа; регламентации образовательной деятельности вне места нахождения образовательного учреждения и его филиала (по месту нахождения обучающегося); лицензионных нормативов и аккредитационных показателей проверки вуза, использующего дистанционные образовательные технологии; нормативов, регламентирующих организацию труда преподавателей и работников вуза, в том числе нормирование их труда; контрольных нормативов расчета предельной численности обучающихся при использовании образовательных технологий; возможности совместной реализации образовательной программы несколькими образовательными учреждениями (организациями), имеющими лицензии на право ведения образовательной деятельности; права на совместную деятельность учебных заведений, связанную с организацией аттестации обучающихся, включая итоговую. Особую важность электронное обучение приобретает в контексте Болонского процесса, глобальной целью которого было создание Европейского пространства высшего образования (ЕПВО), о чем и было заявлено в марте 2010 г. на конференции министров образования европейских стран. Сегодня наступил новый этап развития отношений стран — участниц ЕПВО, которые направлены: на повышение мобильности (как горизонтальной, так и вертикальной) студентов и преподавателей по всей Европе; повсеместное расширение компетенции граждан Европы в контексте непрерывного образования; сотрудничество в области образования между университетами (совместные магистерские экзамены, семинары, летние школы и т. д.); повышение международной привлекательности и конкурентоспособности европейских высших учебных заведений (также в глобальном контексте); широкий доступ всех жителей Европы к высшему образованию (социальный раздел). Современные вузы нуждаются в новой культуре организации учебного процесса, требуется изменение парадигмы обучения, функций кафедры и преподавателя, способов создания и актуализации учебно-методического комплекса по каждой дисциплине. Стремительно развивающиеся технологии представляют широкий набор инструментов и методов как отдельным авторам, так и творческим коллективам. Наряду с повышением академической мобильности появляются новые возможности и подходы в работе над учебными, учебно-методическими и контрольными материалами, в том числе меняется форма их представления (электронные носители, мультимедиа, видеосъемка, интерактивные технологии и т. п.), сокращается период обновления и актуализации, совершенствуется содержание за счет обогащения знаниями из открытых научных, образовательных и иных источников. Несовершенство нормативной правовой базы российского образования создает препятствия для российских учебных заведений в использовании инновационных образовательных технологий, для экспорта российского образования, учреждения филиалов и представительств за рубежом. Современное российское законодательство не регулирует образовательные отношения, складывающиеся при использовании дистанционных технологий (электронное образование). В связи с этим необходимо внесение в Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» и Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» поправок, касающихся введения дистанционной (электронной) формы обучения. Основным фактором, замедляющим развитие образовательной деятельности, является конфликт между практикой и нормативной правовой базой, а также значительное отставание последней <4>. ——————————— <4> См.: Тихомирова Н. В. Управление современным университетом, интегрированным в информационное пространство: концепция, инструменты, методы. М., 2009. С. 53.

Особенностью правового регулирования отношений, связанных с использованием электронной формы обучения, является необходимость закрепления на законодательном уровне используемой терминологии. Наибольшие сложности возникают, когда техническая терминология не получает должного разъяснения на правовом уровне. Потребность широкого внедрения дистанционных образовательных технологий и их совершенствования объясняется тем, что традиционные формы обучения не успевают за темпами обновления знаний и растущим спросом общества на образовательные услуги. Использование дистанционных образовательных технологий на базе компьютерных, мультимедийных и коммуникационных программ позволяет эффективно решать указанную задачу. В настоящее время в образовательный процесс любого учебного заведения как в России, так и за рубежом внедряются новые средства обучения, так или иначе связанные с информационными технологиями: компьютерные обучающие системы, электронные учебники и справочники, виртуальные коллективные среды, цифровые учебные видеофильмы и звукозаписи. Однако в российском законодательстве на пути создания электронных внутривузовских библиотек не устранены следующие правовые барьеры: не закреплено определение «электронная библиотека»; не урегулирован, с одной стороны, интерес к таким библиотекам общества и государства, с другой стороны, частный интерес авторов и правообладателей; не регламентирован вопрос удаленного доступа к ресурсам библиотек; не сформулирована позиция внутривузовских библиотечных систем; не имеется универсальных программно-аппаратных решений для обеспечения доступа читателей к фондам библиотек и электронным ресурсам вузов; при этом присутствует требование по укомплектации библиотек «твердыми» копиями (т. е. бумажными носителями). Современные знания аккумулируются в основном в ресурсах Интернета, практически не будучи зафиксированными в «твердых» копиях. Российская же система образования построена только на «твердых» копиях. Все нормативные документы, законодательная база обращены лишь к бумажным носителям, хотя объем знаний в книгах сегодня в тысячи раз меньше размещенного на сайтах. Гражданское законодательство устанавливает существенные ограничения на свободное использование произведений, выраженных в цифровой форме. В соответствии со ст. 1274 ГК РФ экземпляры произведений предоставляются библиотеками во временное безвозмездное пользование, в том числе в порядке взаимного использования библиотечных ресурсов, только в помещениях библиотек при условии исключения возможности создать копии этих произведений в цифровой форме. Однако данную статью необходимо дополнить нормой, устанавливающей возможность пользования библиотечными ресурсами в режиме удаленного доступа с соблюдением всех необходимых требований. Следует закрепить на законодательном уровне возникшее новое явление — электронные университеты, которые существенно и принципиально отличаются от традиционных учреждений образования по своей миссии, предназначению в общественном производстве, реализуемым целям, решаемым задачам, организационным моделям, подходам к формированию стратегий развития, используемым механизмам и процессам управления распределенными образовательными системами и получаемым результатам. Необходимо изменение лицензионных нормативов в отношении образовательных учреждений, использующих дистанционные образовательные технологии. Определяя подходы к лицензированию такого образовательного учреждения, необходимо существенно изменить нормативные требования, касающиеся: наличия и оснащенности учебных площадей (нормативы учебных площадей, компьютерного и телевизионного оборудования); количества штатных преподавателей, в том числе имеющих ученую степень; образовательного ценза профессорско-преподавательского состава; требований к материально-техническому и методическому обеспечению; обеспечения модульными учебниками и пособиями по всем учебным дисциплинам. Вопросы инноваций и многосторонней модернизации образования невозможно рассматривать в отрыве от широко обсуждаемого законопроекта «Об образовании в Российской Федерации». Идея систематизировать нормы права в сфере образовательного законодательства, безусловно, актуальна и востребована, поскольку многие положения необходимо привести в соответствие с современными тенденциями и реалиями. С момента принятия Закона РФ «Об образовании» в России произошли существенные социально-экономические изменения, которые характеризуются высоким уровнем развития информационных и телекоммуникационных технологий и их интенсивным использованием гражданами, бизнесом и органами государственной власти. Проект закона вобрал в себя все последние разработки в сфере образования, содержит много нового и прогрессивного. Но вместе с тем имеются и системные ошибки, устранение которых позволит создать законодательный акт, стимулирующий модернизацию системы российского образования и расширяющий его экспорт. Создание правовых условий, содействующих максимальному использованию информационных и телекоммуникационных технологий в сфере образования, является сегодня одним из главных направлений развития законодательства большинства стран мира. Активно вводятся новые понятия, способствующие расширению применения информационных и телекоммуникационных технологий в сфере образования (электронное обучение, мобильное обучение). В то же время в тексте законопроекта правовое регулирование использования информационных и телекоммуникационных технологий реализовано фрагментарно. Не все вводимые понятия соотнесены с законодательством об информации, информационных технологиях и защите информации, электронных библиотеках, электронных документах и электронных изданиях. Вместе с тем не использованы понятия, применяемые в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации (например, понятие «дистанционное образование»), в Государственной программе РФ «Информационное общество (2011 — 2020 годы)», в подзаконных актах. Предложенные в законопроекте нормы (ст. 66) ограничивают использование дистанционных образовательных технологий больше, чем даже действующее российское законодательство <5>. ——————————— <5> См.: Кочерга С. А. Интегрированный законопроект «Об образовании в Российской Федерации»: обсуждение продолжается // Экономика, статистика и информатика: Вестник УМО. 2011. N 1. С. 28 — 32.

К сожалению, приходится констатировать, что развитие общественных отношений в сфере высшего профессионального образования на основе инноваций в рыночных экономических условиях не нашло своего правового регулирования и законодательного закрепления. Современное общество — информационное, основанное на экономике знаний, где ключевую роль играет интеллектуальный потенциал, — предъявляет новые требования к образовательным учреждениям: полнота, доступность и своевременность обновления аутентичного материала (содержание обучения), последовательность его преподнесения, широкий охват аудитории вне зависимости от места и времени обращения, использование современных технологий, индивидуальный дифференцированный подход к выбору удобных форм и методов обучения, практикоориентированность, создание комфортных условий для обучения, обеспечение гарантии качества образования, преемственность уровней и ступеней образования. От эффективного решения данных задач в новом законопроекте «Об образовании в Российской Федерации» напрямую зависят успех всесторонней модернизации нашей страны, масштабность и реализация социальных программ. Новый законопроект должен создать правовые условия для эффективного социально-экономического развития, повышения конкурентоспособности страны на мировом рынке образовательных услуг. Существует еще ряд позиций законопроекта, требующих пристального рассмотрения и внимания образовательной общественности, специалистов, экспертов и общества в целом. Образование — сфера, касающаяся всего населения как нашей страны, так и других стран. Возникает вопрос о прогрессивности предлагаемых новелл. К сожалению, приходится констатировать, что передовые вузы России сегодня вынуждены работать в условиях отставания законодательства от реально существующих правоотношений. Как правило, в такой ситуации законодательство приводится в соответствие с требованиями времени и сложившимися отношениями, что было бы желательно увидеть в законопроекте. Поставленные перед системой образования России глобальные задачи возможно реализовать лишь посредством совершенствования подхода к образовательной системе как со стороны государства, так и со стороны академической общественности в части изменения требований к единой системе стандартизации, лицензионным нормативам и аккредитационным показателям, программ обучения, показателей эффективности деятельности научно-педагогических кадров и изменения вектора развития вуза в сторону не только обучающих организаций, но обучающихся и самообучающихся. И тогда вузы, стратегия которых направлена на решение поставленных обществом задач, смогут предоставлять качественные образовательные услуги, развиваться и успешно конкурировать. Безусловно, важнейшую роль в трансформации университета в условиях информационного общества играют современные образовательные технологии, электронное обучение и их законодательное закрепление.

Библиографический список

URL: http://news. kremlin. ru/news/8093. Кочерга С. А. Интегрированный законопроект «Об образовании в Российской Федерации»: обсуждение продолжается // Экономика, статистика и информатика: Вестник УМО. 2011. N 1. Тихомирова Н. В. Управление современным университетом, интегрированным в информационное пространство: концепция, инструменты, методы. М., 2009. Тихомирова Н. В., Кочерга С. А. Обучение персонала вуза в условиях перехода к информационному обществу // Инновации в образовании. 2010. N 7. Тихомирова Н. В., Кочерга С. А. Проблемы оценки качества электронного образования // Открытое образование. 2004. N 1.

——————————————————————