Правовой статус сотрудника полиции: теоретико-правовой аспект

(Дубровин А. К.) («Российская юстиция», 2011, N 12)

ПРАВОВОЙ СТАТУС СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

А. К. ДУБРОВИН

Дубровин А. К., кандидат юридических наук, начальник факультета дополнительного профессионального образования Восточно-Сибирского института МВД России.

Статья посвящена вопросам правового статуса сотрудника полиции.

Ключевые слова: полиция, сотрудник полиции, правовой статус сотрудника полиции.

The article is devoted to the legal status of a police officer.

Принятие Федерального закона «О полиции» требует совершенствования значительного ряда существующих нормативных правовых актов МВД России, приведения их в соответствие с указанным законом, тщательного его изучения сотрудниками органов внутренних дел. С нашей точки зрения, возникают вопросы, связанные с употреблением некоторых базовых понятий, упоминаемых в федеральном законодательстве и нормативных правовых актах МВД России в связи с принятием указанного закона и формированием новых связей между полицией и гражданами, складывающихся в результате правоохранительной деятельности. Наибольший интерес у автора вызывает вопрос применения в научной литературе и упомянутых актах понятия «правовой статус сотрудника полиции». Общение с практическими работниками подчеркивает, что многие из них не имеют специфического видения правового статуса сотрудника полиции в качестве предмета правового познания. Обратимся к научному анализу правового статуса сотрудника полиции в правовой действительности. Основой понятия правового статуса сотрудника полиции является понятие статуса личности. В научной литературе различают общесоциальный статус личности и его разновидности: религиозный, политический, экономический, нравственный, правовой, моральный и т. п. Понятие правового статуса личности исходит из положения личности в обществе, определяемого юридическими нормами, которые опосредуют многообразные связи человека с социальной средой. Понятно, что речь идет о правовом, юридическом выражении данного понятия. Правовой статус личности в научном толковании классифицируется на его составляющие: — общий правовой статус, который определяется Конституцией РФ и является единым, одинаковым для всех; — специальный правовой статус — статус лица, принадлежащего к определенной категории граждан — государственных служащих, сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих внутренних войск, который позволяет осуществлять возложенные на них специальные функции; — особый административно-правовой статус — статус государственных служащих по осуществлению административно-правовых полномочий с целью привлечения лиц, совершивших правонарушения, к ответственности; — индивидуальный правовой статус — это статус конкретного индивида, отражающий совокупность только ему принадлежащих прав и обязанностей, в зависимости от гражданства, семейного положения, возраста, пола и пр. Сотрудник полиции обладает не только общим и индивидуальным правовым статусом, а в ряде случаев, предусмотренных законодательством (Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях <1> и нормативными правовыми актами МВД России <2>), — особым административно-правовым статусом, но и специальным правовым статусом — статусом государственного служащего, который подразделяется на составляющие элементы: права, обязанности, поощрения и гарантии, ответственность. Эти элементы органически связаны между собой, поскольку только в своей совокупности они образуют реальный статус государственного служащего <3>. ——————————— <1> Статья 23.3 КоАП РФ. <2> Приказ МВД РФ от 02.06.2005 N 444 (ред. от 07.07.2010) «О полномочиях должностных лиц МВД России по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях и административному задержанию». <3> Тихомиров Ю. А. Курс административного права процесса. М., 1998. С. 314.

Статус полицейских служащих развивается в соответствии с профессиональными канонами и международными нормами нравственности. Постановление Генеральной ассамблеи ООН от 17 декабря 1979 г. N 34/169 «О морально-нравственном поведении служащих, претворяющих законы» гласит, что «…работники полиции несут международную ответственность по защите людей от незаконных посягательств, исполняют свои функциональные обязанности на высоком профессиональном уровне, уважают честь и достоинство всех людей, защищают их законные интересы, хранят их тайны и уходят от жестокого и бесчеловечного обращения» <4>. ——————————— <4> О морально-нравственном поведении служащих, претворяющих законы: Постановление Генеральной ассамблеи ООН от 17.12.79 N 34/169 // СПС «КонсультантПлюс».

Для оценки правового статуса сотрудника полиции как государственного служащего, исходя из того, что служба в органах внутренних дел является разновидностью государственной службы Российской Федерации, обратимся к понятию государственной службы. Становление института государственной службы в России было предметом исследования А. Н. Поздышева, который отметил, что «…в период с 1917 г. по 1993 г. не было принято ни одного специального законодательного акта о государственной службе, а еще в конце XIX века Ф. А. Брокгауз и И. А. Ефрон утверждали следующее: «служба государственная… есть результат долгого исторического процесса, находящегося в тесной связи с развитием самого государства». Несмотря на отсутствие в советской истории законодательного акта о государственной службе, служебные отношения в органах внутренних дел регулировались специальными правовыми актами, начиная с Декрета Совета народных комиссаров РСФСР от 3 апреля 1919 г. «О советской рабоче-крестьянской милиции» до принятого в 2011 году Федерального закона «О полиции». В соответствии Законом «О милиции», «милиция в Российской Федерации — система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных настоящим Законом и другими федеральными законами. Милиция входит в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации». Что касается Федерального закона «О полиции», он не определяет понятие «полиция», хотя, исходя из положений Закона, можно охарактеризовать это понятие следующим образом: «полиция — составная часть единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел». Но в Законе никак не обусловлено, что другими составными частями данного федерального органа исполнительной власти являются внутренние войска МВД России, Федеральная миграционная служба, Следственный комитет при МВД России. Правовую основу деятельности полиции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Гражданин приобретает правовой статус сотрудника полиции при приеме на службу в органы внутренних дел. Положение о службе в органах внутренних дел, Федеральный закон «О полиции» определяют порядок и условия приема на службу в органы внутренних дел, прохождение испытательного срока, порядок присвоения специальных званий, перемещений по службе и пр. Сотрудник органов внутренних дел является представителем власти. Исходя из понятия полиции, сотрудник полиции, являющийся сотрудником органов внутренних дел, является также представителем власти. Обобщающая дефиниция понятия «представитель власти» содержится в примечании к ст. 318 УК Российской Федерации, где установлено, что «под представителем власти понимается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости». В ст. ст. 12 — 13 ФЗ «О полиции» изложены обязанности и права полиции, причем сотрудник полиции выполняет обязанности и пользуется правами полиции, предусмотренными законом, в пределах своей компетенции, в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией) <5>. ——————————— <5> Там же.

Полиция, в числе прочих субъектов властно-публичной административной деятельности государства, наделена правами применять отдельные меры государственного принуждения (глава 4 ФЗ «О полиции» <6>) в целях выполнения возложенных на нее задач. ——————————— <6> Федеральный закон от 27.05.03 N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003.

Принуждение является одним из атрибутов власти. Единственным легитимным субъектом правового принуждения является государство. Создавая правовые нормы, государственная власть обязывает членов общества к их безусловному исполнению <7>, поскольку любая предписывающая или запрещающая норма права принуждает тех, кому она адресована, к определенному поведению (опираясь на принудительную силу государства) <8>. ——————————— <7> Пункт 2 ст. 27 ФЗ «О полиции». <8> Глава 4 ФЗ «О полиции».

Должностные лица органов внутренних дел для осуществления их деятельности обеспечены необходимыми внешними атрибутами, которые способствуют восприятию гражданами сотрудников полиции, как представителей власти. К таким атрибутам относятся: 1) наличие специальных званий у должностных лиц правоохранительных органов; 2) ношение форменной одежды, образцы которой утверждаются Правительством Российской Федерации, а порядок ношения определяется руководителем Министерства внутренних дел <9>; 3) специальный жетон с личным номером; 4) служебное удостоверение сотрудника полиции. ——————————— <9> Советское административное право: Учебник / Под ред. Ю. М. Козлова. М., 1985. С. 205.

Следующим элементом правового статуса сотрудника полиции являются гарантии: гарантии социальной защиты сотрудников органов внутренних дел, гарантии уголовно-процессуального законодательства — на сотрудников полиции распространяются положения законодательства об обстоятельствах, исключающих преступность деяния: необходимой обороне; причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление; крайней необходимости; физическом и психическом принуждении; обоснованном риске; неисполнении приказа или распоряжения. Последним элементом правового статуса сотрудника полиции является то, что сотрудники полиции в соответствии со ст. 22 Федерального закона «О полиции» несут установленную законом ответственность за противоправные действия или бездействие. Тем самым мы с вами рассмотрели особенности правового статуса сотрудника полиции и приходим к выводу, что правовой статус сотрудника полиции, имеющий вышеперечисленные особенности статуса личности, основным признаком имеет специальный правовой статус — статус государственного служащего, и в него включаются следующие элементы: права, обязанности, поощрения и гарантии, ответственность.

——————————————————————