Ядерная и биологическая угроза со стороны террористов
(Брылев В. И., Лях Л. А.)
(«Общество и право», 2011, N 5)
ЯДЕРНАЯ И БИОЛОГИЧЕСКАЯ УГРОЗА СО СТОРОНЫ ТЕРРОРИСТОВ
В. И. БРЫЛЕВ, Л. А. ЛЯХ
Брылев Виктор Иванович, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой криминалистики и правовой информатики Кубанского государственного университета.
Лях Лариса Анатольевна, кандидат юридических наук, доцент кафедры криминалистики и правовой информатики Кубанского государственного университета.
В статье анализируются возможные последствия террористических актов против ядерных объектов.
Ключевые слова: террористы, экология, ядерные объекты, биотерроризм.
This paper analyzes the consequences of terrorist attacks against nuclear facilities.
Key words: terrorists, environment, nuclear facilities, bio-terrorism.
Десять лет назад, после террористических актов, произошедших 11 сентября 2001 г. и уничтоживших башни-близнецы Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, в зарубежных публикациях появились статьи, в которых высказывались опасения по поводу использования террористами самолетов для нападения на ядерные объекты Европы и возможные последствия, связанные с экологией [1. С. 11 — 14; 18 — 19].
Возникает проблема уязвимости атомных электростанций и предприятий по хранению и переработке отработанного ядерного топлива и других токсичных отходов производства от террористических актов не только за рубежом, но и в нашей стране.
В статье, опубликованной в журнале «Business Week», экспертами по терроризму отмечено, что разрушение АЭС террористами было бы равнозначно взрыву ядерной бомбы с последующим радиоактивным заражением [2. С. 30 — 31]. Высказывались также опасения, что наиболее чрезвычайной и непосредственной угрозой является создание террористическими организациями самодельных «грязных» ядерных бомб из похищенных ядерных материалов (обогащенный уран или плутоний).
В статье, опубликованной в журнале «Ecologist», подчеркивается, что, если будет взорван реактор, последствия могут превзойти в долгосрочном плане те, которые имели место при взрыве атомной бомбы в Хиросиме и Нагасаки [3. С. 48 — 50].
Ядерный реактор обладает эквивалентом, превышающим в несколько тысяч раз количество материала, необходимого для инициирования ядерной цепной реакции, и он аккумулирует в своей активной зоне все расщепляющиеся продукты с самого его пуска. В статье отмечается, что в результате аварии в Чернобыле произошла утечка около 3,0% радиоактивного материала и, помимо заражения большой территории вокруг реактора, различные выбросы достигли Европы и Атлантики.
Предприятия по переработке отработанного ядерного топлива (например, расщепляющийся материал цезий-137, радиоактивный йод, стронций, кобальт, плутоний) более уязвимы от террористических актов, чем атомные реакторы, с возможными разрушениями, во много раз превышающими разрушения при чернобыльской аварии. Катастрофа может произойти, если охлаждаемые резервуары будут разрушены вместе со вспомогательными системами после взрыва и в результате пожара, вызванного падением самолета, заправленного большим количеством топлива. Однако резервуары не являются единственной угрозой. Отходы переработки отработанного ядерного топлива, обладающие высокой радиоактивностью, также хранятся в жидком виде в специальных резервуарах-танках, которые также необходимо охлаждать с тем, чтобы снижать высокие температуры, вызываемые радиоактивным распадом. Разрушение только одного бака вместе с охлаждающими системами других баков, сочетающееся с летальным заражением окружающей местности, может привести к выкипанию содержимого всех танков и эмиссии таких летучих веществ, как цезий.
В статье также ставится вопрос: являются ли менее уязвимыми ядерные реакторы с железобетонными противоаварийными оболочками (укрытиями), а также газовые реакторы с семиметровыми оболочками высокого давления? Однако, как отмечается в статье, целостность всех реакторов и отработанного топлива на их территориях в охлаждаемых резервуарах зависит в значительной мере от постоянного наличия внешнего источника электроэнергии для обеспечения функционирования систем безопасности. Кроме того, поднимается вопрос: что делать с расщепляющимися материалами (плутоний, обогащенный уран), которые являются неотъемлемой частью любой программы ядерной энергии? В связи с отмечающимся ростом краж ядерных материалов необходимо учитывать их использование террористическими организациями.
Следует отметить, что ядерные объекты и предприятия по переработке ядерных и иных отходов являются продуктом человеческой деятельности, т. е. имеют искусственное происхождение и относятся к техногенным источникам повышенной опасности [4. С. 10], в том числе в сфере экологии.
Кроме того, в зарубежной литературе приводятся мнения ведущих экспертов о возможной биологической угрозе со стороны террористов [5. С. 3 — 11; 1. С. 14 — 17]. Использование химического оружия (газа зарин) уже осуществлялось в 1995 году сектой «Аум-Синрике» в токийском метро. Возникает вопрос о том, что подобный инцидент может повториться сегодня в значительно большем размере, например, с использованием сибирской язвы, оспы или других болезнетворных микробов. Масштабы опасности сложно переоценить.
В журнале «Business Week» отмечено, что средства, используемые для выращивания биологического оружия, начиная от небольших предприятий до лабораторных стендов, почти невозможно выявить или отслеживать. Кроме того, генетический монтаж делает теоретически возможным создание супервирусов, не существующих в природе [2. С. 28 — 31].
Правительству необходимо предпринять значительные усилия для борьбы с биотерроризмом, поскольку разработки в области биологического оружия постоянно совершенствуются.
В журнале «Orbis» было отмечено, что в 1999 году президент США заявил о своем намерении потратить 10 млрд. долл. на борьбу с терроризмом, включая биологическую и химическую угрозу. Кроме того, было создано десять групп из состава национальной гвардии и пятьдесят более мелких групп на местах для помощи местным властям в проведении ответных действий химическому или биологическому нападению, а за соблюдением гражданской безопасности будет следить специально подготовленная команда [6. С. 207 — 219].
Последствия атомных и биологических террористических актов настолько масштабны, что могут, на наш взгляд, привести к экоциду — массовому уничтожению растительного или животного мира, отравлению атмосферы или водных ресурсов, а также иным действиям, способным вызвать экологическую катастрофу (ст. 358 УК РФ). Поскольку данные преступления относятся к преступлениям против мира и безопасности человечества (глава 34 УК РФ), необходимо придать огромное значение и внимание экологической проблеме со стороны международных и правительственных организаций.
Литература
1. Борьба с преступностью за рубежом (по материалам зарубежной печати) // Ежемесячный информационный бюллетень. 2003. N 2.
2. Business Week. 2001. October 1.
3. Ecologist. 2001. N 9. November.
4. Корма В. Д. Основы криминалистического учения о техногенных источниках повышенной опасности: Автореф. дис. … док. юрид. наук. М., 2006.
5. Борьба с преступностью за рубежом (по материалам зарубежной печати) // Ежемесячный информационный бюллетень. 2001. N 11.
6. Orbis. Spring. 2000.
——————————————————————