Вопросы целевого использования результатов научно-исследовательской практики при подготовке магистерской диссертации
(Уваров А. А.)
(«Юрист», 2011, N 19)
ВОПРОСЫ ЦЕЛЕВОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ
МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ
А. А. УВАРОВ
Уваров Александр Анатольевич, заведующий кафедрой конституционного и муниципального права юридического факультета Оренбургского государственного аграрного университета, доктор юридических наук.
В статье рассматриваются вопросы целевого использования результатов научно-исследовательской практики при подготовке магистерской диссертации. Научные результаты, которые получены в процессе написания диссертации, могут быть применены в различных видах юридической деятельности, предусмотренных государственным образовательным стандартом. Обработка этих результатов должна включаться в содержание научно-исследовательской практики студента-магистра.
Ключевые слова: магистерская диссертация, научный процесс, научный продукт, исследования, государственный образовательный стандарт.
Issues of proper use of results of scientific-research practice in preparation of master’s dissertation
A. A. Uvarov
The article considers the issues of proper use of results of scientific-research practice in preparation of master’s dissertation. The scientific results which were received in the process of writing of dissertation may be applied in various types of juridical activity provided for the state educational standard. Processing of these results must be included into the contents of scientific-research practice of student-master.
Key words: master’s dissertation, scientific procedure, scientific process, scientific product, researches, state educational standard.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 — Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр»), утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2010 г. N 1763, практика является обязательным разделом основной образовательной программы магистратуры. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. Одним из видов такой практики является научно-исследовательская.
В настоящей статье нет необходимости останавливаться на хорошо известных большинству преподавателей юридических вузов процедурных и содержательных аспектах проведения научно-исследовательской практики в сторонних по отношению к вузу организациях. Задачами этой практики являются: анализ, систематизация и обобщение научных данных по теме исследования; отбор и оценка фактического материала; анализ достоверности полученных результатов; фиксация первичного научного материала; сравнение результатов исследования предмета с действующим законодательством, правоприменительной практикой и распространенными научными взглядами по теме исследования; анализ научной и практической значимости проводимых исследований; теоретическое объяснение новых научных фактов и т. д.
Учебным планом подготовки юриста-магистра в период научно-исследовательской практики наряду с практикой в сторонних организациях включается время непосредственной работы над магистерской диссертацией. Представляется, что период работы над магистерской диссертацией наряду с обобщением и систематизацией полученного материала преследует и определенные учебно-практические цели. Следует помнить, что любой научно-исследовательский труд служит не только для признания профессионального уровня исследователя и присвоения ему искомого звания, но и для его использования для каких-то социально значимых целей. Получение определенных научных и практических результатов в диссертации в виде идей, понятий, предложений — это не самоцель. Очень важно, чтобы они были реализованы. Для этого научный результат необходимо подвергнуть определенной обработке и внедрению в реальные жизненные процессы и конструкции. Проблема внедрения научного результата в любой сфере научной деятельности в нашей стране всегда была не простой. В гуманитарной юридической сфере научный продукт в отличие от естественных наук не может фиксироваться в виде патентов, свидетельств об изобретении, открытии и т. п. Сам процесс внедрения научных идей в юриспруденции ничем не регламентирован. Между тем всякий научный процесс, в том числе в области юриспруденции, конечным итогом должен иметь полезный результат, который востребован и воплощается в каком-либо виде юридической деятельности.
Согласно вышеупомянутому стандарту образования такими видами профессиональной юридической деятельности являются: правотворческая, правоприменительная, правоохранительная, экспертно-консультационная, организационно-управленческая, научно-исследовательская, педагогическая.
Исходя из общих требований, предъявляемых к диссертационному исследованию, постараемся определить научный продукт, который мог бы быть создан в ходе диссертационного исследования применительно к каждому виду юридической деятельности. Несомненно, что в правотворческой деятельности это должен быть проект нормативно-правового акта (в том числе проект о внесении изменений и дополнений в действующие нормативно-правовые акты). При этом в случае необходимости надо изменить стиль своего диссертационного предложения, сменив его на более формализованный (канцелярский), выполнить другие требования о сопровождении проекта нормативного правового акта при его представлении в правотворческий орган, предъявляемые действующим законодательством (указание на перечень актов, которые подлежат изменению, дополнению, приостановлению, прекращению действия, принятию для реализации представляемого проекта, финансово-экономическое обоснование проекта, ссылка на органы власти, в чьей компетенции будет находиться его реализация, и др.).
Научный продукт, предназначенный для правоприменительных органов государственной и муниципальной власти, может содержать в себе предложения по совершенствованию системы (структуры), организационных форм, режима реализации полномочий этих органов, форм и видов контроля за их деятельностью со стороны других органов власти или общественных структур. Это могут быть также предложения по совершенствованию взаимоотношений правоприменительных органов с лицами, к которым обращена правоприменительная деятельность, гарантий и защиты последних от возможных нарушений, способов обжалования правоприменительных актов. В свете проводимой в стране административной реформы актуальны будут также предложения о сокращении сроков реализации правоприменительных актов, упрощении механизма правоприменения, других способов оптимизации этой деятельности (изъятия излишних актов правоприменения, устранения бюрократических и коррупционных составляющих и др.).
В широком смысле правоохранительная деятельность — это не только деятельность правоохранительных органов власти. Научный продукт в этой сфере может быть связан с мониторингом правонарушений любыми другими субъектами права в правотворчестве, правоприменении и иной юридической деятельности. Стадиями (уровнями) правоохранительной деятельности могут служить такие ее разновидности, как профилактическая, предупредительная, пресекательная, реализующая юридическую ответственность, правовосстановительная. Конкретные предложения могут касаться совершенствования компетенции субъектов правоохранительной деятельности, установления индикаторов и критериев оценки их эффективности.
Научным продуктом, полученным в результате обработки материала магистерской диссертации в экспертно-консультационной деятельности, могут являться справочник с разъяснениями новых терминов (глоссарий), разъяснения положений действующего законодательства (комментарий), тематический справочник «Вопрос — ответ».
Это может быть также инструкция по применению законодательства для служащих и специалистов органов государственной и муниципальной власти, учреждений, предприятий, организаций.
Применительно к управленческой деятельности актуальны и востребованны предложения по оптимизации структуры и функций управленческого органа, исходя из цели и задач управления, нахождения в системе других управленческих органов, взаимоотношений с объектом управления, предложения по внедрению альтернативных административному методов управления, снижения издержек управления, повышения его эффективности. В качестве конкретного научного продукта здесь могут служить практикум, тесты и другие материалы, необходимые для аттестации управленческих кадров, модель управления в той или иной сфере публичной деятельности и др.
Единственной сферой применения результатов магистерской диссертации, допускающей их использование в чистом виде (т. е. без обработки), является научно-исследовательская. Трудность заключается лишь в том, чтобы отделить действительно новые научные знания от уже известных, опубликованных в научной литературе идей и предложений. Сама научная новизна может выражаться в формулировании новых терминов, категорий, расширении и углублении содержания уже известных и применяемых в действующем законодательстве понятий путем их научного толкования. Научная новизна проявляется также в использовании новых методологических подходов в решении тех или иных проблем, дающих полезный практический результат. Представляется важным и научный результат, благодаря которому возможно решение новых научно-практических задач. Применительно к магистерской диссертации вряд ли необходимо требовать от студента какого-то «прорыва» в юридической науке. Вполне достаточно, если в диссертации хотя бы немного будут устранены многочисленные огрехи и нестыковки в теории и практике юриспруденции.
Инновационная педагогическая деятельность в юридических вузах в настоящее время не может обойтись без научного продукта. Разумеется, этот продукт необходимо обработать и адаптировать применительно к учебным целям и задачам. В этой связи используемый материал диссертации должен быть направлен: а) на углубление и расширение познания учащихся по темам, входящим в программу изучаемой дисциплины; б) находиться в системной связи с другими изучаемыми по дисциплине вопросами; в) изложен доступным для восприятия неспециалистами языком; г) иметь установленную для учебных целей форму издания (учебник, учебное пособие и т. п.). Дополнительным, вспомогательным материалом при этом могут служить различные схемы, слайды, тесты, глоссарии, сценарии деловых игр, практические задания и т. д.
Предлагаемый подход по целевому использованию результатов научно-исследовательской практики при подготовке магистерской диссертации позволит студенту-магистру по-новому взглянуть на свою будущую диссертацию, потребует от него более тщательной и интенсивной работы над ней. В свою очередь, более прозрачными и четкими станут результаты научного труда студента, по которым его будет легче оценить. И наконец, будет достигнута главная цель обучения магистра юриспруденции, заключающаяся в приобретении им общекультурных и профессиональных компетенций, предусмотренных новым федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки «юриспруденция» квалификации «магистр».
——————————————————————