Рецензия на диссертацию Александра Вячеславовича Здольника «Административная ответственность за правонарушения в сфере безопасности дорожного движения»
(Дугенец А. С.) («Транспортное право», 2011, N 4)
РЕЦЕНЗИЯ НА ДИССЕРТАЦИЮ АЛЕКСАНДРА ВЯЧЕСЛАВОВИЧА ЗДОЛЬНИКА «АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ» <*>
А. С. ДУГЕНЕЦ
——————————— <*> Здольник А. В. Административная ответственность за правонарушения в сфере безопасности дорожного движения: Дис. на соискание ученой степени канд. юр. наук по специальности 12.00.14 (Научный руководитель — кандидат юридических наук, доцент Юрий Николаевич Мильшин) / Диссертационный совет при Академии управления МВД России.
Дугенец Александр Сергеевич, профессор, доктор юридических наук, заслуженный юрист Российской Федерации.
Характеризуя теоретическую и практическую значимость темы диссертации Александра Вячеславовича Здольника, следует отметить, что реализация административной ответственности за правонарушения в сфере безопасности дорожного движения является одним из средств укрепления правовых институтов государства, в этой связи выбор темы исследования в данной постановке вопроса представляется весьма интересным. Высказанные уважаемым автором идеи, суждения и выводы по исследуемым проблемам избранной темы диссертационной работы основываются на анализе объемного научного и фактического материала. В научном плане вопросы административной ответственности за правонарушения в сфере безопасности дорожного движения неоднократно являлись предметом диссертационных исследований; заслуга автора состоит в том, что он сумел рассмотреть проблемы недостаточной разработанности вопросов квалификации административных правонарушений в сфере безопасности дорожного движения, в частности, наличие в практике применения норм об административной ответственности за правонарушения в сфере безопасности дорожного движения; проблемы применения сроков давности; проблемы привлечения к административной и материальной ответственности работников, управляющих транспортным средством работодателя, за нарушения Правил дорожного движения, не содержащие признаков составов административных правонарушений в сфере безопасности дорожного движения; проблемы квалификации административных правонарушений в сфере безопасности дорожного движения по объективным и субъективным признакам. Объектом исследования являются отношения, возникающие в процессе совершения административных правонарушений в сфере безопасности дорожного движения, и практика применения материальных и процессуальных норм об ответственности за нарушения в сфере безопасности дорожного движения. Предметом исследования являются нормативно-правовые акты и другие источники, отражающие механизм административно-правового регулирования правонарушений в сфере дорожного движения, а также данные правоприменительной практики об ответственности за подобные правонарушения. Целью рецензируемого диссертационного исследования является проведение научного анализа проблем реализации административной ответственности за правонарушения в сфере безопасности дорожного движения, правовых пробелов производства по делам об административных правонарушениях в сфере безопасности дорожного движения, разработка на этой основе предложений по совершенствованию норм административного законодательства, регулирующих отношения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, устанавливающих основание, условия и процедуру привлечения к административной ответственности за совершение административных правонарушений в сфере дорожного движения, а также выработка рекомендаций, связанных с правильной квалификацией административных правонарушений в области дорожного движения. Структура диссертации включает в себя введение, три главы, объединяющие восемь параграфов, заключение, список использованной литературы и приложения. В теоретической части исследования — первой главе «Безопасность дорожного движения как правовая категория» — исследуется сущность и содержание безопасности дорожного движения; развитие института административной ответственности за правонарушения в сфере безопасности дорожного движения; административно-правовой режим обеспечения безопасности дорожного движения. Вторая глава «Проблемы реализации административной ответственности за правонарушения в сфере безопасности дорожного движения» посвящена исследованию признаков и оснований административной ответственности за правонарушения в сфере безопасности дорожного движения, а также проблем привлечения к административной ответственности за правонарушения в сфере безопасности дорожного движения. Автором сформулированы предложения по совершенствованию правовых норм об административной ответственности за нарушение безопасности дорожного движения и рекомендации по практике их применения. В третьей главе «Проблемы производства по делам об административных правонарушениях в сфере безопасности дорожного движения» анализируются проблемы применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в сфере безопасности дорожного движения, стадии производства по делам об административных правонарушениях в сфере безопасности дорожного движения. Автор проделал значительную работу по выявлению, сбору, систематизации и необходимому изучению большого массива нормативных правовых актов по рассматриваемой теме. Им была определена предметная область исследования, раскрыта суть проблемы, использована достаточно широкая эмпирическая база, проведено необходимое социологическое исследование. Работа представляет собой исследование вопросов, связанных с административной ответственностью за правонарушения в сфере безопасности дорожного движения, системный анализ проблемы юридико-технического конструирования регулятивных и охранительных административно-правовых норм, регулирующих отношения обеспечения безопасности дорожного движения, проблем квалификации административных правонарушений в сфере дорожного движения по объективным признакам. Достоинством диссертационного исследования А. В. Здольника является то, что автор детально исследует заявленные вопросы и выявляет общие закономерности правового регулирования проблем установления административной ответственности за правонарушения в сфере безопасности дорожного движения, характерных для современного государственного устройства Российской Федерации. В числе использованных методов исследования уважаемым диссертантом на должном уровне применяется системный подход. По своему содержанию, объему выполненной работы, положениям, вынесенным на защиту, а также сформулированным научным выводам диссертация А. В. Здольника является самостоятельным, обладающим достаточной новизной, цельным и законченным научным исследованием монографического характера, имеющим теоретическое и практическое значение. Научная новизна данного диссертационного исследования заключается в раскрытии актуальных проблем административной ответственности за правонарушения в сфере безопасности дорожного движения. Проведенное исследование дополняет имеющийся теоретический материал. Уважаемый автор разработал ряд научно обоснованных предложений по совершенствованию административно-правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности дорожного движения в части оптимизации использования технических средств при организации дорожного движения, законодательного закрепления оснований остановки транспортных средств, а также норм, регламентирующих основания, условия и процедуру привлечения к административной ответственности за административные правонарушения в сфере безопасности дорожного движения; сформулировал предложения по изменению положений Постановлений Пленумов Верховного Суда Российской Федерации, разъясняющих отдельные аспекты применения административно-правовых норм об ответственности за правонарушения в сфере безопасности дорожного движения. Не вызывает сомнения, что сформулированные в работе выводы и предложения могут быть применены в законотворческой деятельности в целях совершенствования административного законодательства, а также в правоприменительной практике органов внутренних дел, прокуратуры и суда. Материалы рецензируемой диссертации могут быть использованы в учебном процессе образовательных учреждений юридического профиля, в системе первоначальной подготовки, повышения квалификации и переподготовки работников, осуществляющих правоприменительную деятельность в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Обращает внимание, что основные положения проведенного исследования докладывались на всероссийских и межвузовских научно-практических конференциях. Автореферат диссертации отражает ее содержание, включает в себя все необходимые для такого рода работ атрибуты, концентрированно объясняет сущность проведенного автором исследования. Публикации автора отражают основное содержание работы и отвечают предъявляемым к подобного рода работам требованиям. Рецензируемая работа полностью соответствует требованиям, предъявляемым к диссертациям на соискание ученой степени кандидата юридических наук, изложенным в Положении о порядке присуждения ученых степеней. В заключение представляется возможным отметить, что Александром Вячеславовичем самостоятельно выполнена актуальная, результативная, ценная в научном плане работа, характеризующаяся высоким, значимым для современной науки административного права потенциалом. Она является научно-квалификационной работой, в которой содержится решение задач, имеющих существенное значение для дальнейшего развития науки современного российского административного права. Автор диссертации — Александр Вячеславович Здольник — заслуживает присуждения искомой ученой степени кандидата юридических наук по специальности 12.00.14 — административное право, финансовое право, информационное право.
——————————————————————