Объединение Европы: как свершившееся или желаемое? (Мнение исследователя в ракурсе истории права)

(Смирнова Е. В.) («История государства и права», 2009, N 17)

ОБЪЕДИНЕНИЕ ЕВРОПЫ: КАК СВЕРШИВШЕЕСЯ ИЛИ ЖЕЛАЕМОЕ? (МНЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ В РАКУРСЕ ИСТОРИИ ПРАВА)

Е. В. СМИРНОВА

Смирнова Елена Станиславовна, докторант Института государства и права РАН, заведующая кафедрой правовых дисциплин Института современного права и экономики (г. Москва), кандидат юридических наук.

Мы создаем не коалицию государств, а объединяем людей. Жан Монне

В статье предлагается историко-правовая характеристика этапов объединения европейских государств в Новейшее время, вершиной которого с точки зрения правового регулирования явился Европейский союз.

Наш современный многоликий мир предполагает наличие в арсенале своей истории множество разнообразных примеров союзов государств и народов. На сегодняшний день самым завершенным и совершенным с точки зрения юридической техники выглядит Европейский союз. Кроме институтов, действующих с целью укрепления административной составляющей этого регионального объединения, особое впечатление производит практика реализации идеи торжества прав человека: достаточно высокий и стабильный уровень жизни среднего европейского жителя (всемерно поддерживаемый единой денежной единицей — евро); свобода передвижения населения в пределах Европейского союза; введение единых образовательных стандартов для молодежи; признание в качестве общеевропейской ценности культурного многообразия народов Европы и многое другое. Причины жизненности Европейского союза следует искать в его философии и в его политической практике. Общая европейская культура имеет в своем истоке учения греко-римского античного гуманизма, Возрождения и этики раннего христианства. Данная философская мысль проторяла себе дорогу на протяжении всей цивилизованной истории человечества. Мысль о правах человека-индивида во все времена была непосредственно связана с идеей мира. В целом же история Европы, наполненная войнами, этническими конфликтами и религиозными распрями, свидетельствует о бесконечной борьбе двух начал: хаоса разрушения и духа созидательного единения. В то же время в самые драматичные годы Средневековья среди мыслителей, политиков и деятелей культуры находились люди, которые провозглашали идею объединения Европы в единую семью братских цивилизованных народов. Так, великий итальянский поэт и мыслитель Данте Алигьери мыслил гарантом мира единое государство, империю во главе с монархом, в которой государь должен олицетворять христианские добродетели. Будущее Европы, по мнению Ж.-Ж. Руссо, должно быть связано с республиканской формой правления: «Создайте Европейскую Республику на один только день — этого достаточно, чтобы она существовала вечно: каждый на опыте увидел бы свою личную выгоду в общем благе» <1>. ——————————— <1> Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М., 1969. С. 142 — 147. Ж.-Ж. Руссо называет автором этого проекта аббата де Сен-Пьера, который в 1713 г. добивался превращения «сообщества европейских государств в подлинную, нерасторжимую конфедерацию», обладающую законодательной властью, правом суда и арбитража.

Для Европы XIX в. характерно противостояние идей консерваторов и сторонников революционных методов, интернационалистов и националистов. Как свидетельствует сказанное, к началу XX в. европейцы вплотную подошли в идее объединения <2>. Дилемма заключалась лишь в том, какое из государств может претендовать на первые роли <3>. Дальнейшие события милитаризации Германии, когда Бисмарком было заявлено о ведущей роли Германии, как вершительнице судеб других народов, привели к противостоянию европейских государств. Последующая логика событий — Первая мировая война, перемена политического строя в России, Вторая мировая война — надолго разделили Европу на враждебные друг другу государства. Во время Второй мировой войны идея объединенной Европы с наднациональной политической структурой, федеральной или конфедеральной, стала возрождаться в движении Сопротивления. Идеология и психология конфронтации отошли на задний план, доминирующее положение в общественном сознании заняли идеи гражданского согласия <4>. ——————————— <2> В целом ученые полагают, что авторами идеи Соединенных Штатов Европы являются Дж. Мадзини или К. Каттанео. Проблема федерализма также была рассмотрена П. Ж. Прудоном. Конечным результатом ее должно было стать создание Европейской федерации — союза народов, граждан, а не империй и монархов. <3> Так, немецкий философ Й. Геррес полагал, что Германия является единой силой, способной объединить Европу, — осью, вокруг которой вращается вся система европейских государств. Французские идеологи Т. Жоффруа и А. Ламартин полагали, что центром Европы по праву является Франция. Итальянский философ и теолог В. Джоберти отводил Риму место столицы христианской Европы. Италия виделась ему как продолжательница традиций римской античности и Ренессанса. <4> Борко Ю. А. Общий европейский дом: что мы о нем думаем? М., 1991. С. 90 — 93.

Строительство Сообщества было начато по политическим причинам. Его отцы-создатели — Ж. Монне, Р. Шуман, Дж. Маршалл, А. Спинелли, Ш. де Голль — были озабочены прежде всего необходимостью создать условия, которые сделали бы невозможным возвращение к междоусобным войнам. Стремясь заложить фундамент солидного здания, создатели избрали прагматический путь конкретной общности интересов: уголь и сталь, общий рынок, аграрная политика, конкуренция. Первым шагом по пути реализации предложений Р. Шумана стал подписанный в Париже 18 апреля 1951 г. Договор, учреждающий Европейское сообщество угля и стали (в русском переводе — ЕОУС — Европейского общества угля и стали). Его участниками являлись шесть государств: Франция, ФРГ, Бельгия, Нидерланды, Люксембург и Италия. Это событие служит отправной точкой образования Европейского союза. Начался первый этап европейской интеграции. В дальнейшем участники «шестерки» предприняли попытку форсировать военную и политическую интеграцию. Так, в 1952 г. Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Люксембург и Нидерланды подписали Договор об учреждении Европейского оборонительного сообщества. В то же время предпринимаются попытки заключить Договор, учреждающий европейское политическое сообщество. По причине отклонения в 1954 г. Национальным собранием Франции Договора о ЕОС была приостановлена подготовка второго договора. В 1957 г. те же шесть государств подписали в Риме два договора, учредившие Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом). Ближайшей задачей стало создание к 1970 г. таможенного союза и общего рынка товаров. Договор о ЕЭС также предусматривал введение общей аграрной политики. В 60-е годы XX в. была предпринята попытка устранения всех препятствий на пути передвижения рабочей силы внутри интеграционной группировки. Как подчеркивают западноевропейские ученые, сообщество утверждало свою идентичность не посредством унификации, а путем эффективной координации, взаимодействия и развития многонациональной европейской социокультуры на принципах федерализма <5>. Его высшая ценность — автономия личности других слоев населения, связанных между собой системой договорных отношений, основанных на балансе интересов. Фактором, свидетельствующим о прогрессе европейской интеграции, служит произведенное в 1967 г. слияние высших органов всех трех Сообществ в единый Совет и единую Комиссию, которые вместе с Европейским парламентом и Судом Сообществ образовали общую институционную структуру, а также начавшиеся в 1979 г. переговоры о вступлении в ЕС Великобритании, Дании, Ирландии и Норвегии (которая так и не вошла в ЕС). С 1 января 1973 г. «шестерка» превратилась в «девятку». ——————————— <5> La cohesion sociale: le role de l’Europe face a un nouvel enjeu international // Revue du marche commun et de L’Union Europeenne. 1998. N 423. Nov. — Dec.

Предложенный премьер-министром Люксембурга П. Вернером план перехода к экономическому и валютному союзу по причине начавшегося в 70-е годы в Европе экономического кризиса потерпел поражение. Для Сообществ начался период, который был направлен в большей степени на «выживание». Назвать его бесплодным нельзя в силу того, что даже этот период характерен определенными успехами. В 1974 г. был создан Европейский совет на уровне глав государств и правительств, в 1975 г. Европейский фонд регионального развития. В течение 1978 — 1979 гг. была введена в действие Европейская валютная система. Во второй половине 70-х годов начались переговоры о вступлении в Сообщество Греции, Испании и Португалии, которые последовательно присоединились к этой региональной организации. Для середины 80-х годов XX в. характерно формирование единого внутреннего рынка, правовой базой для которого стал Единый европейский акт, подписанный государствами Сообщества в феврале 1986 г. В Едином европейском акте социальные аспекты интеграции были обозначены как одно из важных направлений деятельности Сообщества. Знаменательной датой стала отмена контроля за передвижением лиц, предпринятая в рамках Шенгенского соглашения 1985 г. между пятью государствами-членами (Франция, страны Бенилюкса и Германия), к которым присоединились в дальнейшем Италия, Греция, Испания и Португалия. С 25 марта 2001 г. список государств — участников Шенгенского соглашения пополнили Дания, Финляндия, Швеция, Норвегия и Исландия <6>. Подписание Соглашения имеет целью взаимное признание визы одного из государств европейских сообществ на территории других, постепенную отмену контроля на внутренних границах, установление режима свободного передвижения для всех граждан стран-участниц Соглашения, а также других государств Сообществ и третьих стран <7>. Великобритания и Ирландия не участвуют в этом Соглашении, так как пожелали сохранить режим визового и пограничного контроля из опасения потерять возможность регулирования миграционных потоков <8>. ——————————— <6> Российская газета. 2001. 24 марта. <7> Конвенция о применении Шенгенского соглашения, определяющая условия реализации свободного передвижения, была подписана этими же государствами в 1990 г. Конвенция получила неофициальное название — второе Шенгенское соглашение. <8> Отмену контроля на внутренних границах предполагалось сочетать с усилением полицейского контроля на внешних границах «шенгенских стран». С этой целью была учреждена Шенгенская информационная система — компьютерная система для обмена информацией между полицейскими ведомствами стран-участниц. С 1 июля 1995 г. были полностью ликвидированы системы контроля на внутренних границах стран «семерки» (Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Франция, Германия, Испания и Португалия). В конце 1996 г. Конвенцию к Соглашению подписали Дания, Финляндия и Швеция, Исландия и Норвегия, имеющие статус ассоциированных стран, в настоящее время сохраняющие Паспортный союз Скандинавских стран. С 1997 г. Италия, а затем Австрия отменили пограничный контроль в аэропортах. В 1998 г. Австрия открыла границы с Германией и Италией.

Последний, завершенный на сегодняшний день интеграционный этап в Европе начал свой отсчет 7 февраля 1992 г. подписанием в голландском г. Маастрихте Договора о Европейском союзе (ЕС), учредившем единое «европейское гражданство» <9>. Эта дата и на сегодняшний день является основным центральным событием интеграционного процесса в Европе <10>. Академиком РАН Б. Н. Топорниным отмечается, что «существование особых правоотношений между гражданином и субъектами федерации дополняет и расширяет правовой статус человека. Гражданство экономического союза имеет и иные обоснования — больше идеологические, чем юридические… если люди будут видеть в Европе сообщество народов, а не только государств, у интеграции появятся прочные корни» <11>. ——————————— <9> О разработке и закреплении идеи интеграции, о необходимости введения единого европейского гражданства было немало сказано учеными Европы — экономистами, юристами, политологами, социологами. Идея, прозвучавшая в труде английского социолога Т. Х. Маршалла Citizenship and Social Class, написанном в послевоенный период, провозгласила гражданство как «наилучший статус для полного объединения народов в сообществе». См.: Marshall T. N. Class, Citizenship and Social Development // University of Chicago Press. London, 1964. P. 92; Held D. Between State and Civil Society: Citizenship // Citizenship. London, 1991. . 21. Гражданство Союза дополняет собой национальное гражданство и не подменяет его (ст. ст. 1 — 10 Конституции ЕС). См.: Конституция ЕС / Отв. ред. С. Ю. Кашкин. М., 2005. С. 99. <10> Следует отметить, что появление этого договора стало реальным благодаря усилиям не только такой организации, как Европейский союз, но и целенаправленному претворению в жизнь идеи европейской интеграции Советом Европы. Оценивая Совет Европы лишь как инструмент межправительственного сотрудничества, не следует недооценивать его вклад в дело европейского единства и солидарности. Впервые идея объединения Европы получила свое логическое оформление в ст. 1 Устава Совета Европы, подписанного 5 мая 1949 г.: «Целью Совета Европы является достижение большего единства между его членами во имя защиты и осуществления идеалов и принципов, являющихся их общим достоянием, и содействие их экономическому и социальному прогрессу». Неоценимым вкладом являются разработанные в рамках Совета Европы такие конвенции, как: Европейское соглашение о режиме передвижения людей между государствами — членами Совета Европы (1957 г.); Европейское соглашение о передвижении молодежи по коллективному паспорту между странами Совета Европы (1961 г.); Европейская конвенция по социальной и медицинской помощи 1953 г.; Европейская конвенция об эквивалентности дипломов, дающих право на поступление в университеты 1953 г.; Европейская культурная конвенция 1954 г; Европейское соглашение об обмене программами телевизионных фильмов 1958 г; Европейская конвенция об усыновлении детей 1967 г.; Европейская конвенция по защите археологического наследия 1969 г.; Европейская конвенция по социальному страхованию 1972 г.; Европейская хартия региональных языков и языков меньшинств 1992 г.; Рамочная конвенция по защите национальных меньшинств 1995 г.; Европейская конвенция об осуществлении прав детей 1996 г. Следует также указать на принятую в рамках Совета Европы в 1950 г. Конвенцию о защите прав человека и основных свободах, которую, исходя из положений Лиссабонского 2007 г. договора, предлагается признать частью правовой системы государств ЕС. См. подробнее о деятельности Совета Европы в период 1949 — 1997 гг. по унификации европейских национальных законодательств: Смирнова Е. С. Европейское гражданство — множественное в едином. М., 2001. <11> Топорнин Б. Н. Европейские сообщества: право и институты. М., 1992. С. 73.

Перемены, произошедшие в странах Центральной и Восточной Европы, в первую очередь в новых независимых государствах, возникших вместо СССР, потребовали дальнейшего укрепления Сообщества, а также открыли новые перспективы в развитии европейской интеграции. Стремление стран Балтии интегрироваться в Сообщества также создало определенные сложности как для самой организации (по причине опасности расширения «вширь», в ущерб программы расширения «вглубь»), так и для России, приобретающей в этом случае опасного соседа — государства, входящие в военный блок НАТО. Ассоциированное членство Латвии, Литвы и Эстонии в ЕС путем подписания в 1991 — 1994 гг. европейских соглашений о партнерстве и сотрудничестве рассматривалось сторонами как подготовка к будущему членству <12>. ЕС превращалось в мощное региональное объединение, с населением почти в 500 млн. человек (вдвое больше, чем в США; в 2,5 раза больше, чем в России вместе с другими европейскими государствами СНГ). ——————————— <12> Например, Турция, Грузия, Украина, что показательно в плане сложностей, связанных с присоединением к европейским организациям, в частности к ЕС. Хотя в 90-е годы Грузия, Армения и Азербайджан (две последние в один день) были приняты в Совет Европы, а государства Средней Азии предполагалось включить в Совет Европы в качестве ассоциированных.

Амстердамский договор 1997 г. наделил органы ЕС правом определять минимальные стандарты социальной защиты всех граждан ЕС, сохранив за государствами право на установление более высоких норм и применение собственных методов решения социальных проблем (ст. 118). Значимым шагом в развитии механизма обеспечения и защиты прав человека является, по мнению В. Д. Зорькина, переход к транснациональному судебному контролю в деятельности наднациональных судебных органов, таких как Европейский суд по правам человека в Страсбурге и Европейский суд правосудия в Люксембурге <13>. В завершение краткой характеристики институционной составляющей Европейского союза необходимо напомнить слова Ж. Монне: «Ничего невозможно достичь без людей, но ничего не будет прочным без создания институтов». По прошествии ряда лет Ж. Монне отмечал, что если бы предстояло вновь переосмыслить весь европейский интеграционный процесс, то он посоветовал бы начать с культуры, а не с угля и стали. Слова, сказанные основателем новой объединенной Европы, имеют особую значимость в настоящее время, когда результаты экономического процветания помимо патетического восхваления получают критические отзывы различных оппонентов <14>. ——————————— —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Статья В. Д. Зорькина «Интеграция европейского конституционного пространства: вызовы и ответы» включена в информационный банк согласно публикации — «Журнал российского права», 2006, N 12. —————————————————————— <13> Зорькин В. Д. Интеграция европейского конституционного пространства: вызовы и ответы // Бюллетень Европейского суда по правам человека. 2006. N 12. С. 124. <14> Европейская политика в области культуры была выделена в отдельное направление Маастрихтским договором, дополнившим Договор о ЕЭС разделом «Культура» (ст. 128). В задачи Сообщества входит содействие культурному сотрудничеству между государствами-членами, а также с третьими странами и международными организациями. Основными институтами являются — Генеральный директорат X и Комитет по культуре Совета ЕС, созданный в 1988 г.

Все ли так благополучно в объединенной Европе? В полной ли мере солидарны в своем желании поддерживать и дальше процесс интеграции граждане Европы? Безусловно, это не совсем так. Европейская интеграция задумывалась всеми ее творцами как преодоление негативных проявлений национализма <15>. Идеологи этого исторического явления сразу разделились на два лагеря. Одни предлагали создание федеративной Европы, лозунгом действий второго лагеря стал принцип — «Европа отечеств». Движение к объединению осуществилось по средней линии, сочетавшей в себе решительные интеграционные убеждения с классическими национально-государственными идеями. Достаточно отметить большую работу, проделанную Комитетом регионов, который на протяжении более чем тридцати лет занимался пропагандой культуры таких своеобразных и претендующих на исключительность регионов, как Ирландия и Страна басков. Были переведены на языки этих регионов лучшие произведения мировой литературы, в свою очередь, труды классиков ирландской и баскской литературы получили право на популяризацию в странах Европы и мира. Финансовые средства, выделяемые коммунитарными структурами ЕС этим отсталым ранее районам, позволили развить в них такое важное направление, как туризм. В настоящее время всеобщим достоянием стали памятники архитектуры и культуры как Ирландии, так и Басконии и других ранее мало посещаемых европейских регионов. ——————————— <15> См.: Резолюция Европейского парламента о борьбе с расизмом и ксенофобией, одобренная Европейским Советом (27 июля 1989 г.); Решение Совета и представительства правительств государств-членов о борьбе с расизмом и ксенофобией (29 мая 1990 г.); Декларация Европейского совета о расизме и ксенофобии (10 декабря 1991 г.); Резолюция Европейского парламента по поводу распространения ксенофобии, расизма и антисемитизма в странах ЕС (30 октября 1992 г.); Декларация Европейского совета в Эдинбурге с осуждением национальной нетерпимости (12 апреля 1993 г.); Резолюция Европейского парламента о возрождении расизма и ксенофобии в Европе и об опасности ультраправого экстремизма (21 апреля 1993 г.) и т. д.

Рассматривая проблемы молодежной политики ЕС, уместно будет вспомнить слова Г. Колля: «В центре наших усилий должно стоять молодое поколение; ему предстоит завершить начатое нами дело создания единой Европы. Оно добьется успеха, если будет не просто понимать европейскую идею, а носить ее в своем сердце» <16>. ——————————— <16> Kohl H. Die Eropaischaft — Bilanz und Perspective // Europa — unsere Zukunft. Herlord, 1990. S. 36.

По мнению итальянского ученого В. Малиа, для создания «первой в мире версии многонациональной демократии» Европе потребуется огромная изобретательность и качественно новый уровень культурно — духовной общности <17>. Господствующее в Европе либеральное учение о правах, согласно которому права трактуются как нечто применимое к каждой отдельной изолированной от группы, личности, обнаруживает свою недостаточность. Оно должно включить в себя рассмотрение прав с точки зрения принадлежности индивидуума к группе для того, чтобы индивидуумы по-настоящему ощутили то, что придает дополнительный смысл их действиям. ——————————— <17> Malia M. A new Europe for the old? / Daedalus. Cambridge, 1997. P. 21.

Ключевой проблемой и главным фокусом всех забот и усилий при решении проблем молодежи остается борьба с безработицей <18>. Тем не менее остается сложное положение непосредственно с молодежной безработицей. В настоящее время мало надежд на получение работы для молодежи в следующих странах: 40% в Испании; 32% в Италии; 28% в Ирландии; 20% в Бельгии; 17% в Великобритании и 15,5% в Голландии. Показатель экономической активности молодежи в возрасте от 15 до 25 лет во Франции составляет менее 20%, в то время как в Германии он достигает 51%, Великобритании — 63,7%, а в США — 57% <19>. Названные цифры свидетельствуют об имеющихся нереализованных возможностях решения проблем молодого поколения граждан ЕС в рамках коммунитарных структур <20>. Даже молодежь в странах, недавно ставших членами ЕС, — Болгарии, Польши, Латвии, Эстонии и других не всегда поддерживает и понимает цели и задачи политической интеграции. Экономический кризис 2008 — 2009 гг. только усилил эти тенденции. ——————————— <18> Молодежная образовательная политика базируется главным образом на ст. 126 (образование) и ст. 127 (профессиональная подготовка), включенных Маастрихтским договором в Договор об учреждении ЕЭС. <19> Majnoni d’Inrignano B. Vers la lutte des ages? // Commentaire. 1998. Vol. 21. N 81. P. 94. <20> Mounicq J.-Ch. Que vont devenir nos chers privileges? // Revue des deux mondes. Ракшы. 1998. N. 6. P. 145.

В связи с этим можно отметить несколько особенностей участия граждан Европы в избирательном процессе в коммунитарные структуры ЕС. Решение и акт Европейского совета от 20 сентября 1976 г. впервые предоставили гражданам Европейского союза прямое избирательное право. Это ознаменовало собой важный шаг в политической интеграции <21>. Несмотря на то что прошло более 20 лет со дня первых выборов в Европейский парламент, исследователями отмечаются сложности в реализации гражданами ЕС своих избирательных прав <22>. В целом следует отметить малую активность граждан государств — членов ЕС в избрании Европейского парламента <23>. Состоявшиеся в июне 2004 г. 6-е выборы в Европейский парламент также показали рекордно низкую явку избирателей (44,6% — потенциальных избирателей, 155 млн. из 350). Провалом назвали в СМИ выборы в новых 10 странах ЕС, где свои голоса отдали только 28,7% избирателей <24>. На уровень абсентизма влияют различные причины, но чаще всего политические и экономические. Избиратель использует свое неучастие в выборах как политическую демонстрацию. Прохладное отношение к Европейскому парламенту объясняется тем, что граждане ЕС видят его явно второстепенное место по сравнению с национальным парламентом. ——————————— <21> Первые прямые выборы в Европейский парламент состоялись 17 июля 1979 г. Необходимо отметить, что в те годы избирательное право гражданам Союза не гарантировалось. Регулирование его осуществлялось национальным законодательством страны проживания. <22> Любин В. П. Институт Европарламента в организационной структуре ЕС и выборы 1999 г. // Европейский союз на рубеже веков. М., 2000. С. 72. <23> Keohane R. O. International institutions: can independence work? // Foreign policy. N. Y., 1998. N 110. P. 86. <24> Российская газета. 2004. 15 июня.

Одной из больших сложностей видится проблема последних лет, связанная с непринятием европейцев так называемой «Конституции для Европы». Договор о Конституции для Европы, который 18 июня 2004 г. приняли руководители 25 государств — членов ЕС, состоит из 448 статей, более чем 400 страниц. Сложный для понимания простого европейца документ не получил поддержки во многих европейских странах <25>. Поступившие в конце июня 2007 г. сведения об исключении из названия документа слова «Конституция» было принято как разумное и обоснованное намерение <26>. Не получив должной ратификации, Конституция была заменена неутомимыми европейскими законодателями новым интеграционным документом. Представленный 13 декабря 2007 г. на Лиссабонском саммите так называемый Договор о реформировании органов ЕС ограничивает соглашение между странами ЕС международно-правовыми рамками <27>. ——————————— <25> Вот пример одного из несоответствий, видимый с сугубо юридических позиций. Применительно к предмету такой темы исследования, как права человека (в частности, институт убежища), следует отметить противоречивость ряда статей Договора, устанавливающего Конституцию для Европы (так называемой Европейской Конституции). Так, при решении вопроса об интеграции граждан третьих стран предполагалось, помимо европейских законов, использование «рамочных законов», которые должны были стимулировать действия государств-участников (по отмеченной проблеме интеграции), «за исключением любых шагов по гармонизации законов и регламентов государств-участников». Последнее положение вступает в прямое противоречие с нормой, где предусмотрено развитие союзного сотрудничества в вопросах гражданского права, которое «может включать в себя меры по приведению во взаимное соответствие законов и регламентов государств-участников». Два указанных положения логически исключают друг друга. Общеизвестно, что требуется кропотливая работа юристов, как практиков, так и теоретиков, для написания понятных и непротиворечивых текстов законов. К тем же правовым документам, которые претендуют на наднациональность, это требование всемерно возрастает. <26> Провал «Европейской Конституции» на референдумах во Франции и Нидерландах, пробуксовка с бюджетом ЕС на 2007 — 2013 гг., явное превалирование национальных интересов над общеевропейскими, теракты в Лондоне, неразбериха вокруг выборов 2005 г. в Германии — все это, по Р. Уитмену, директору европейских программ в Честем-хаусе — Королевском институте международных отношений (RIIA), ввергло ЕС в глубочайший кризис. По мнению ученого, нет даже правового понятия, что такое Европейский союз. См.: Эксперт. 2005. N 42 (488). С. 82 — 83. <27> См.: «Treaty of Lisbon amending the Treaty on European Union and Treaty establishing the European Community, signed et Lisbon, 13 December 2007». URL: www. europa. eu. int publication «official journal» 2007. С. 306.

В настоящее время в 2009 г. Лиссабонский договор также находится в стадии ратификации. Остается пожелать его создателям благополучного завершения этой работы на благо всей Европы и развития добрососедских отношений с соседними странами и регионами, в частности с великой Россией, являющейся своего рода авангардом в таком не менее значимом союзе, как Содружество Независимых Государств.

——————————————————————