Понятие, сущность и основные функции института охраны труда
(Карпова О. Н.) («Адвокатская практика», 2008, N 6)
ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ИНСТИТУТА ОХРАНЫ ТРУДА
О. Н. КАРПОВА
Карпова О. Н., начальник службы охраны труда ООО «ОМЕГА».
Цель представленной статьи — обоснование правомерности утверждения о том, что охрана труда в российском праве представляет собой правовой межотраслевого институт. Характеризуя его основные элементы, автор раскрывает и сущности национальной политики в области обеспечения безопасности трудовой, производственной деятельности. История зарождения института охраны труда, обеспечения безопасных условий различных видов законной деятельности имеет многовековую историю. Определенные его элементы, первичные проявления известны с давних времен, точнее — с начала некоего разделения труда, стремления как можно дольше эксплуатировать раба, пленного, наемного работника, предоставляя ему своеобразные условия «долгожительства» и «работоспособности». Как любой иной правовой институт, так и институт охраны труда складывался, становился постепенно из отдельных элементов, положений, разрабатываемых и принимаемых различными государствами. В своем развитии он прошел три основных этапа: этап зарождения, этап развития и этап совершенствования. Второй этап — этап развития — особенно эффективно и стремительно пополнялся новыми положениями в период интенсивного внедрения в производство техники, технологий, требовавших определенных ограничений, охранных конструкций. Особое место в совершенствовании механизма обеспечения охраны труда, создания безопасных условий для трудовой деятельности вправе отвести периоду существования СССР. Более того, многие гуманные, социально обоснованные положения трудоохранного законодательства Советского Союза использованы Международной организацией труда и к настоящему времени закреплены в конвенциях и декларациях, в силу чего обязательны к исполнению всеми государствами — участниками таких международных правовых актов. Институт охраны труда находится в постоянном противостоянии с главным целевым предназначением предпринимательства, коммерции, производственной деятельности, а именно — получением прибыли. Стремление получить прибыль любой ценой порождает желание экономить абсолютно на всем, и чаще всего на защитно-охранных мероприятиях, предназначенных для обеспечения безопасных условий жизнедеятельности субъектов трудовых правоотношений. Этап совершенствования института охраны труда сопровождается требованиями конкретизации защитных действий со стороны работников различных сфер к работодателям в различных государствах мирового сообщества. Содержание института охраны труда, обеспечения безопасных условий любых видов деятельности составляют: совокупность мероприятий по охране здоровья субъектов трудовых правоотношений и иных граждан, здоровью которых может угрожать производственная, хозяйственная деятельность и совокупность охранных мероприятий правового, социально-экономического, организационно-технического, санитарно-гигиенического, лечебно-профилактического, реабилитационного характера. Содержание охраны труда включает в себя несколько аспектов: общесоциальный, технический, медико-технологический, юридический <1>. Обоснуем, что охрана труда в российском праве представляет собой правовой институт, и при этом межотраслевой. Согласно теории права и государства признаками правового института являются: субъекты, объекты, правосубъектность, правовая база, правоотношение и механизм правового регулирования. ——————————— <1> См.: Трудовое право России: Учебник / Под общ. ред. С. П. Маврина и Е. Б. Хохлова. М.: Норма, 2007. С. 554 — 555.
Важным признаком института охраны труда являются субъекты трудовых правоотношений, которые, как правило, одновременно выступают субъектами института охраны труда. Однако необходимо особо заметить, что кроме субъектов института охраны труда в трудоохранных правоотношениях нередко участвуют и иные лица (физические и юридические), чьи законные интересы могут быть каким-либо образом ущемлены, нарушены либо им причиняется материальный и моральный ущерб. Как свидетельствует практика, субъектами института охраны труда являются юридические и физические лица. Юридическими лицами могут быть: государство, его органы, организации; иные юридические лица и общественные организации, т. е. работодатели либо заказчики каких-либо результатов трудовой деятельности. Физические лица — субъекты института охраны труда значительно многочисленнее, а именно: работники, трудящиеся на основе трудовых договоров; работодатели — юридические и физические лица, без образования юридического лица; представители кооперативов, занимающиеся совместной производственной, хозяйственной деятельностью; студенты и учащиеся различных образовательных учреждений, проходящие производственную и иные виды практик; военнослужащие, направленные на работу в соответствующие организации; граждане, отбывающие наказание по приговору (решению) судов; иностранные граждане, получившие разрешение на осуществление трудовой деятельности. Кроме того, такими субъектами могут быть признаны иностранные граждане, работающие на совместных и иных предприятиях, согласно международным договорам между Российской Федерацией и их государствами. В силу того что производственная деятельность относится к источникам повышенной опасности и в случае, если в процессе ее осуществления физическим либо юридическим лицам причиняется ущерб, наносится вред, производители, работодатели таких предприятий, учреждений обязаны его возместить, ликвидировать, как то предусмотрено гражданским законодательством либо иными нормативными правовыми актами. Потерпевшие в указанных случаях относятся к участникам трудоохранного законодательства. Получается значительное число как субъектов, так и участников трудоохранных правоотношений. Это число может быть пополнено еще и нарушителями трудоохранного законодательства, причинителями вреда и ущерба физическим и юридическим лицам посредством отступления от предписаний трудового законодательства. Составной частью института охраны труда являются объекты трудоохранных правоотношений, число которых также значительно больше. Под объектом любого правоотношения принято понимать то, на что направлено, по поводу чего возникают соответствующие правоотношения, в нашем случае отношения трудоохранного характера, назначения. Руководствуясь практикой обеспечения охраны труда, судебной практикой по поводу нарушений трудового и трудоохранного законодательства, к объектам рассматриваемого правоотношения относятся: физические лица, их здоровье, жизнь; инженерно-технические сооружения, механизмы, предназначенные для обеспечения безопасных условий труда; производственная продукция; средства индивидуальной и коллективной защиты работников; технологические процессы и многое другое. Самое общее понимание объекта любого вида правоотношения сводится к охраняемым законами и подзаконными актами ценностям морального и материального характера. Особое место среди признаков института охраны труда занимает правосубъектность, т. е. правоспособность и дееспособность субъектов трудоохранных правоотношений, если еще точнее — то наличие у них полномочий, прав, свобод, обязанностей, на основе которых они участвуют в трудовой, производственной, хозяйственной деятельности (ст. ст. 219 — 226, 212 — 214, 228 Трудового кодекса РФ <2>). Содержание указанных статей Трудового кодекса РФ свидетельствует о том, что если бы оно постоянно действовало, соблюдалось, контролировалось, то того числа нарушений, полученных травм, заболеваний, случаев утраты трудоспособности, не примененных к виновным обоснованных мер воздействия, а следовательно, и предупреждений отступления от законопредписаний можно было бы избежать, в значительной степени их сократив. ——————————— <2> См.: Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (с изм. от 22 июля 2008 г.) // СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 3; 2008. N 30 (ч. 1). Ст. 3613.
Правовая база настоящего правового института весьма внушительна, ибо в нее входят не только национальные и международно-правовые акты сферы трудовых отношений, но и близких к ним сфер (отраслей): административной, конституционной, гражданской, уголовной <3>. Значительное место в механизме правового регулирования охраны труда, обеспечения безопасных условий трудовой деятельности занимают международные правовые акты, разрабатываемые Международной организацией труда. Так, согласно ст. 4 Конвенции МОТ N 155 «О безопасности и гигиене труда и производственной среде» <4>: ——————————— <3> См.: Проблемы правовой регламентации управления охраной труда в рыночных условиях: Сб. науч. ст. / Под общ. ред. П. П. Глущенко. СПб.: СПбАУЭ, 2007. <4> См.: Конвенция МОТ N 155 «О безопасности и гигиене труда и производственной среде» (Женева, 3 июня 1981 г.) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 — 1990. Международное бюро труда. Т. II. Женева, 1991.
«1. Каждый член Организации в соответствии с национальными условиями и практикой и после консультации с наиболее представительными организациями предпринимателей и трудящихся разрабатывает, осуществляет и периодически пересматривает согласованную национальную политику в области безопасности труда, гигиены труда и производственной среды. 2. Цель такой политики — предупредить несчастные случаи и повреждение здоровья, возникающие в результате работы, в ходе ее или связанные с ней, сводя к минимуму, насколько это обоснованно и практически осуществимо, причины опасностей, свойственных производственной сфере». В ст. 5 закреплены основные сферы деятельности государств по осуществлению национальной политики, направленной на обеспечение безопасности и гигиены труда, производственной среды: разработка, испытание, выбор, замена, монтаж, размещение, использование и обслуживание материальных элементов труда (рабочих мест, производственной среды, инструментов, механизмов и оборудования, химических, физических и биологических веществ, трудовых процессов); связь между материальными элементами труда и лицами, которые выполняют работу или контролируют ее, а также приспособление механизмов, оборудования, рабочего времени, организации труда и трудовых процессов к физическим и психическим свойствам трудящихся; профессиональная подготовка, в том числе необходимая последующая подготовка, квалификация и стимулирование лиц, занятых в том или ином качестве обеспечением соответствующего уровня безопасности и гигиены труда; связь и сотрудничество на уровне рабочей группы и предприятия на любом другом соответствующем уровне до национального уровня включительно; защита трудящихся и их представителей от дисциплинарных мер в результате предпринятых ими надлежащим образом действий в соответствии с политикой. Разрабатывая и проводя национальную политику по обеспечению безопасности и гигиены труда, производственной сферы, Конвенция требует обязательности наделения соответствующими функциями и обязанностями указанной направленности все государственные органы, предпринимателей, работников, других лиц, которые в той или иной степени обязаны осуществлять трудоохранные мероприятия либо в силу различных условий, оснований, с ними связанных. Важную роль в обеспечении охраны труда, безопасных условий любого вида трудовой деятельности играют органы, специально уполномоченные решать множество вопросов, предписанных трудоохранным законодательством. Одним из таких органов Конвенция МОТ N 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» <5> признает инспекции труда, которые обязаны быть создаваемы в различных сферах деятельности. Статья 1 Конвенции гласит: «Каждый член Международной организации труда, в отношении которого настоящая Конвенция вступила в силу, обязуется иметь систему инспекций труда на промышленных предприятиях». Согласно ст. 3 Конвенции в задачу системы инспекции труда входит: обеспечение применения положений законодательства в области условий труда и безопасности трудящихся в процессе их работы, как, например, положений о продолжительности рабочего дня, заработной плате, безопасности труда, здравоохранении и благосостоянии, использовании труда детей и подростков и по другим подобным вопросам, в той мере, в какой инспекторам труда надлежит обеспечивать применение указанных положений; обеспечение предпринимателей и трудящихся технической информацией и советами о наиболее эффективных средствах соблюдения законодательных положений; доведение до сведения компетентного органа власти фактов бездействия или злоупотребления, которые не подпадают под действие существующих законодательных положений. Если инспекторам труда поручаются другие функции, то последние не должны препятствовать осуществлению их основных функций и наносить каким-либо образом ущерб авторитету или беспристрастности, необходимым инспекторам в их отношениях с предпринимателями и трудящимися. ——————————— <5> См.: Конвенция МОТ N 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» (Женева, 19 июня 1947 г.) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919 — 1956. Международное бюро труда. Т. I. Женева, 1991.
Следующим признаком института охраны труда является правоотношение. В нашем случае — трудоохранное правоотношение, т. е. та часть общественных отношений, урегулированных трудовым законодательством, которая возникает и действует в сфере обеспечения безопасных условий труда, способных предотвратить причинение вреда, ущерб жизни, здоровью субъекта трудовых правоотношений. Любое правоотношение, тем более в данной сфере, сфере защиты труда, обеспечения безопасных условий трудовой деятельности, призванных сохранить жизнь, здоровье, трудоспособность трудящегося, имеет ряд определенных особенностей. В их число необходимо включать <6>: обязательность наличия норм, регулирующих правоотношение; наличие воли участника, субъекта правоотношения, в которое он вступает (возможен вариант, когда волю проявляет одна сторона правоотношения (при совершении правонарушения, преступления в любой сфере, в том числе и в трудоохранной)); наличие обусловленности связи между субъектами правоотношений через систему их прав, свобод, законных интересов и обязанностей; обязательность присутствия, наличия индивидуализированной связи между субъектами правоотношения; подконтроль, поднадзорность со стороны государства и обеспечение им их охраны, защиты. ——————————— <6> См.: Морозова Л. А. Теория государства и права: Учебник. 2-е изд., перераб., доп. М.: Эксмо, 2008. С. 317 — 318.
Одним из важных признаков настоящего института охраны труда является механизм его правового регулирования, под которым вправе понимать воздействие правовых средств, закрепленных всем трудовым законодательством, и не только, а также той его частью, которая относится к трудоохранному законодательству, на субъектов и участников трудоохранного правоотношения. Понимание метода правового регулирования любых правоотношений до сих пор не имеет однозначного подхода, более того, порой смешивается с правовым воздействием, в то время как является лишь его составной частью, но специально-юридической <7>. Метод правового регулирования функционирования института охраны труда характерен тем, что: представляет собой государственное воздействие на субъектов трудоохранных правоотношений, основанное на нормативной базе и влекущее возможность применения принуждения, при наличии на то оснований; предназначен для обеспечения результативного, положительного воздействия на субъектов и участников рассматриваемого правоотношения; имеет пределы правового воздействия, а именно используется только в сфере обеспечения безопасных условий труда; преследует цель создать устойчивую, непротиворечивую систему взаимоотношений в процессе использования трудоохранного законодательства, способную обеспечить безопасные условия труда, предотвратить его нарушение; проводится в жизнь посредством системы правовых методов, средств и способов правового регулирования, в том числе и таких, как: императивные, диспозитивные запреты, обязывания и дозволения; осуществляется посредством определенных стадий; представляет собой эффективное средство осуществления функционирования института охраны труда, обеспечения безопасных условий любого вида деятельности. ——————————— <7> См.: Там же. С. 370 — 373.
Исследовав содержание, сущность и особенности института охраны труда, можно представить содержание его социальных функций, назначения, роли и места в соблюдении предписаний ст. 7 Конституции РФ, в ч. 2 которой утверждается: «В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты» <8>. Основными функциями института охраны труда выступают: регулятивная — предназначенная для урегулирования взаимоотношений, прежде всего между работодателем и работником, а также с иными субъектами и участниками трудовых и трудоохранных правоотношений; воспитательная — позитивно воздействующая на правосознание, поведенческую функцию всех субъектов и участников трудовых правоотношений; охранно-принудительная — заключающаяся в том, что он (институт охраны труда) предназначен для обеспечения охраны прав, свобод и законных интересов той части субъектов трудовых и трудоохранных правоотношений, которые добросовестно исполняют свои функции и одновременно служат средством принудительного воздействия на отступающих от правопредписаний нормативных правовых актов национального и международного уровней, призванных обеспечивать безопасные условия труда, охрану здоровья, жизни каждого участвующего в производственной деятельности. ——————————— <8> Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. 25 дек.
Итак, имеются все необходимые признаки для признания правового межотраслевого института — института охраны труда, который сохраняет здоровье, жизнь, трудоспособность людей — субъектов трудовых правоотношений.
——————————————————————
Вопрос: Работникам, находящимся в командировках, предприятием возмещены все расходы, в т. ч. по найму жилого помещения. Согласно НК РФ эти расходы были учтены при налогообложении прибыли. Заказчик принимает расходы по найму жилья в размере 550 руб. В каком размере возмещаются работнику расходы по найму жилого помещения обществом и заказчиком? За счет каких средств акционерное общество должно возмещать расходы, если их размер превышает 550 руб.? («ЭЖ-Юрист», 2008, N 48)
Вопрос: Наше ОАО выполняет работы по государственному контракту в интересах Минобороны России, для чего необходимы выезды в командировки. Работникам, находящимся в командировках, предприятием были возмещены все подтвержденные отчетными документами расходы, в том числе и по найму жилого помещения. В соответствии со ст. 264 НК РФ указанные расходы были учтены при налогообложении прибыли. Однако заказчик принимает расходы по найму жилья в размере 550 руб., ссылаясь на Постановление Правительства РФ от 02.10.2002 N 729, несмотря на то что действие данного Постановления распространяется только на работников организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета. В связи с этим просим разъяснить: 1) в каком размере должны возмещаться обществом работнику, находящемуся в командировках, расходы по найму жилого помещения; 2) в каком размере должны возмещаться заказчиком указанные расходы при выполнении подобных работ; 3) если размер возмещения не должен превышать 550 руб., то за счет каких средств акционерное общество должно возмещать указанные расходы? В. Клочков, Владимирская область
Ответ: По общему правилу размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом организации-работодателя, которая направляет работников в служебные командировки (ст. 168 ТК РФ). Эти затраты в полном объеме учитываются при исчислении налога на прибыль, при условии их документального подтверждения и экономической обоснованности (п. 1 ст. 252, подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ). При этом в отношении работников организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета, установлено особое правило. Им расходы по найму жилого помещения возмещаются в размере фактических расходов, подтвержденных соответствующими документами, но не более 550 рублей в сутки, а при отсутствии таких документов — 12 рублей в сутки (подп. «а» п. 1 Постановления Правительства РФ от 02.10.2002 N 729 «О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории РФ, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета»). Поскольку в данном случае работников в командировку направляет ОАО, то оно обязано руководствоваться нормами ст. 168 ТК РФ независимо от того, для каких целей производится командирование работников — в связи с выполнением ОАО своих обязательств по государственному контракту или для иных. Что же касается ответа на вопрос о том, в каком размере должны возмещаться заказчиком расходы исполнителя при выполнении подобных работ, ответить на него исчерпывающе не представляется возможным. Расчеты между сторонами регулируются положениями госконтракта, и если заказчик действует в рамках этих положений, то, вероятно, его действия правомерны. Порядок заключения госконтракта регулируется положениями ГК РФ, Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», других нормативных актов. Так, п. 4.1 ст. 9 Закона N 94-ФЗ определено, что оплата поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг осуществляется по цене, установленной государственным или муниципальным контрактом. По общему правилу такая цена является твердой и не может изменяться в ходе исполнения госконтракта. Отметим, что цена в договоре подряда (регулирующем выполнение работ) включает компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение (п. 2 ст. 709 ГК РФ). Следовательно, затраты на командирование работников в стоимости выполняемых работ уже учтены. Тот факт, что размеры реальных затрат (понесенных в соответствии с правилами трудового законодательства) расходятся с размером затрат, компенсируемых на основании госконтракта, правового значения не имеет.
Мария Мошкович газета «ЭЖ-Юрист»
——————————————————————