Особенности реализации положений Конвенции ООН о правах инвалидов в законодательных актах Российской Федерации
(Шестаков В. П., Свинцов А. А.)
(«Социальное и пенсионное право», 2013, N 4)
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛОЖЕНИЙ
КОНВЕНЦИИ ООН О ПРАВАХ ИНВАЛИДОВ
В ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В. П. ШЕСТАКОВ, А. А. СВИНЦОВ
Шестаков Владимир Петрович, первый заместитель генерального директора Федерального государственного бюджетного учреждения «Санкт-Петербургский научно-практический центр медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов им. Г. А. Альбрехта», директор института проблем медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, доктор медицинских наук, профессор.
Свинцов Александр Анатольевич, руководитель Отдела мониторинга соблюдения прав инвалидов, проблем организации медико-социальной экспертизы и реабилитации Института проблем медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов Федерального государственного бюджетного учреждения «Санкт-Петербургский научно-практический центр медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов им. Г. А. Альбрехта», кандидат медицинских наук.
В данной статье авторы обозначают особенности реализации положений Конвенции ООН о правах инвалидов в законодательных актах Российской Федерации.
Ключевые слова: инвалид, Конвенция о правах инвалидов, реализация положений Конвенции, законодательные акты.
Peculiarities of realization of provisions of the UN Convention on the Rights of Persons with Disabilities in legislative acts of the Russian Federation
V. P. Shestakov, A. A. Svintsov
In this article authors designate features of implementation ofprovisions of the Convention of the UN about the rights of disabled people in acts of the Russian Federation.
Key words: disabled person, Convention on the rights of disabled people, implementation ofprovisions of the Convention, legal acts.
Основополагающим международным правовым актом, закрепляющим международно-правовые подходы к решению проблем инвалидности и инвалидов, в настоящее время следует считать Конвенцию ООН о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г. [2] (далее — Конвенция).
В 2008 г. Российская Федерация подписала [4], а в 2012 г. ратифицировала [14] указанную Конвенцию, что является показателем готовности страны к формированию условий, направленных на соблюдение международных стандартов экономических, социальных, юридических и других прав инвалидов.
Положения ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации [3] обозначают верховенство международных правовых актов перед правовыми актами Российской Федерации в случае возникновения коллизий.
Это означает прежде всего, что Российская Федерация должна привести свое законодательство в соответствии с положениями Конвенции.
Полнота урегулированности различных аспектов социальной защиты инвалидов нормами отечественного законодательства достаточно вариативна и детерминирована прежде всего определенными совокупностями статей Конвенции, призванных регламентировать те или иные общественные отношения.
Прежде всего необходимо выделить ряд статей общего характера. Основной чертой последних следует признать характерные особенности их реализации в Российской Федерации. Нормы российского законодательства в данном случае, устанавливая те или иные права и свободы, не акцентируют внимание на реализацию прав именно инвалидов.
Таковы, например:
— равенство и недискриминация (ст. 5);
— право на жизнь (ст. 10);
— ситуации риска и чрезвычайные гуманитарные ситуации (ст. 11);
— равенство перед законом (ст. 12);
— доступ к правосудию (ст. 13);
— свобода и личная неприкосновенность (ст. 14);
— свобода от пыток и жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (ст. 15);
— свобода от эксплуатации, насилия и надругательства (ст. 16);
— защита личной целостности (ст. 17);
— свобода передвижения и гражданства (ст. 18);
— свобода выражения мнения и убеждений и доступ к информации (ст. 21);
— неприкосновенность частной жизни (ст. 22);
— уважение дома и семьи (ст. 23);
— участие в политической и общественной жизни (ст. 29).
На реализацию следующей совокупности статей Конвенции направлены отдельные правовые акты.
Положения ст. 9 «Доступность» и ст. 20 «Индивидуальная мобильность» реализуются в правовых актах в области технического регулирования.
Положения ст. 24 «Образование» реализуются в нормах:
Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [7];
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [15] в части:
установления государственных гарантий реализации права инвалидов на образование в Российской Федерации;
создания необходимых условий для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в т. ч. посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;
организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;
предоставления льгот.
Положения ст. 25 «Здоровье» реализуются в Федеральном законе от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [13].
Положения ст. 26 «Абилитация и реабилитация» реализуются в:
Федеральном законе от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
Федеральном законе от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;
Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральном законе от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [12].
Положения ст. 27 «Труд и занятость» реализуются в нормах:
Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
Трудового кодекса Российской Федерации [5];
Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 20 апреля 1996 г. N 36-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации») [1].
Положения Конвенции акцентируют свое внимание на отдельных категориях инвалидов:
женщинах-инвалидах (ст. 6);
детях-инвалидах (ст. 7).
Женщины-инвалиды могут реализовать свои права в контексте реализации прав и свобод всех женщин. Речь в данном случае идет прежде всего о трудовом, семейном, жилищном законодательстве.
Дети-инвалиды могут реализовывать свои права как в рамках реализации прав и свобод всеми детьми на основании:
Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» [9];
Федерального закона от 28 июня 1995 г. N 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» [6];
так и в рамках реализации прав и свобод отдельными категориями детей на основании:
Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [8];
Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [10];
Федерального закона от 16 апреля 2001 г. N 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» [11].
Список литературы
1. Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 20 апреля 1996 г. N 36-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации») // СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1915.
2. Конвенция ООН о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г. // СЗ РФ. 2013. N 6. Ст. 468.
3. Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. 25 дек.
4. Распоряжение Президента Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 450-рп «О подписании Конвенции о правах инвалидов» // СЗ РФ. 2008. N 32. Ст. 3785.
5. Трудовой кодекс Российской Федерации // СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. I). Ст. 3.
6. Федеральный закон от 28 июня 1995 г. N 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» // СЗ РФ. 1995. N 27. Ст. 2503.
7. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4563.
8. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // СЗ РФ. 1996. N 52. Ст. 5880.
9. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3802.
10. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // СЗ РФ. 1999. N 26. Ст. 3177.
11. Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. N 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» // СЗ РФ. 2001. N 17. Ст. 1643.
12. Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2007. N 50. Ст. 6242.
13. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2011. N 48. Ст. 6724.
14. Федеральный закон от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» // СЗ РФ. 2012. N 19. Ст. 2280.
15. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2012. N 53 (ч. I). Ст. 7598.
——————————————————————