Консолидация антинаркотического законодательства: опыт Китайской Народной Республики
(Колесников К. А.) («Наркоконтроль», 2012, N 1)
КОНСОЛИДАЦИЯ АНТИНАРКОТИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА: ОПЫТ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ <*>
К. А. КОЛЕСНИКОВ
——————————— <*> Kolesnikov K. A. Consolidation of anti-narcotic legislation: experience of the people’s Republic of China.
Колесников К. А., начальник правовой группы ФГБУ» Научно-исследовательский центр ФСКН России» (г. Москва).
Статья посвящена краткому анализу Антинаркотического закона Китайской Народной Республики, принятого 29 декабря 2007 г.
Ключевые слова: консолидация законодательства, Антинаркотический закон Китайской Народной Республики, стратегия Китая в сфере контроля за оборотом наркотиков, контроль за наркотическими средствами и психотропными веществами, наркомания, лечение наркомании, принудительные меры медицинского характера.
The article is devoted to a short analysis of the Anti-narcotic Law of the People’s Republic of China adopted December 29, 2007.
Key words: consolidation of legislation, Anti-narcotic Law of the People’s Republic of China, strategy of China in the sphere of control of turnover of narcotics, control of narcotic means and psychotropic substances, narcotic addiction, treatment of narcotic addiction, compulsory measures of medical character.
Существуют два пути систематизации антинаркотического законодательства — консолидация и кодификация <1>. ——————————— <1> Подробнее об этом см.: Колесников К. А. Кодификация или консолидация антинаркотического законодательства: опыт Китайской Народной Республики и перспективы для России // Антинаркотическая политика: история, современное состояние, перспективы: Международная научно-практическая конференция. М.: Юрист, 2011. С. 198 — 205.
Первый путь связан с консолидацией множества нормативных правовых актов в один укрупненный закон. Примером тому является Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» <2>. ——————————— <2> Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 2. Ст. 219; 2002. N 30. Ст. 3033; 2003. N 2. Ст. 167; N 27 (ч. I). Ст. 2700; 2004. N 49. Ст. 4845; 2005. N 19. Ст. 1752; 2006. N 43. Ст. 4412; N 44. Ст. 4535; 2007. N 30. Ст. 3748; N 31. Ст. 4011; 2008. N 30 (ч. I). Ст. 3592; N 48. Ст. 5515; N 52 (ч. I). Ст. 6233; 2009. N 29. Ст. 3588, 3614; 2010. N 21. Ст. 2525; N 31. Ст. 4192; 2011. N 1. Ст. 16, 29, N 15. Ст. 2039; N 25. Ст. 3532; N 49 (ч. I). Ст. 7019; N 49 (ч. V). Ст. 7061.
Еще одним примером консолидации законодательства в антинаркотической сфере служит Антинаркотический закон Китайской Народной Республики, принятый 29 декабря 2007 г. (далее по тексту — Антинаркотический закон КНР). Данный Закон устанавливает стратегию Китая в сфере контроля за оборотом наркотиков и носит комплексный характер. Он охватывает следующие аспекты: — включение борьбы с наркотиками в программу социально-экономического развития с созданием системы оперативной ответственности правительств всех ступеней; — строгий контроль за потреблением, хранением и расходом наркотических и психотропных веществ, а также химических препаратов, из которых могут быть изготовлены наркотики; предупреждение и наказание преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков; — лечение и восстановление здоровья наркоманов, их ресоциализация; — просветительская деятельность в сфере потребления наркотических веществ и предупреждение потребления наркотиков среди молодежи и подростков; — активное международное сотрудничество в области борьбы с наркоугрозой. Все эти действия предполагают активное участие всего китайского общества, а также дальнейшее совершенствование законодательной базы в данной сфере. Новый Закон четко прописывает механизм руководства действиями по борьбе с наркоугрозой, ответственность за работу которого ложится на Национальный антинаркотический комитет (National Narcotics Control Commission). Народные правительства на уровне уезда и выше, в свою очередь, имеют право учреждать антинаркотические комитеты для организации и координации борьбы с наркотиками на местном уровне. При этом борьба против наркотиков провозглашается обязанностью всего общества, в которой должны быть задействованы как правительство и государственные ведомства, общественные организации, предприятия, так и сами граждане. Закон предполагает включение органами местного самоуправления борьбы с наркотиками в планы социально-экономического развития и внесение соответствующих расходов в местные бюджеты. Большое внимание в новом законе уделяется профилактике наркомании путем образовательной политики и просветительской деятельности на всех уровнях, начиная с народных правительств всех ступеней, профсоюзов, коммунистических объединений, разного рода организаций и предприятий, средств массовой информации и заканчивая местами массового посещения, школами, родителями и опекунами несовершеннолетних. Антинаркотический закон КНР устанавливает строгий государственный контроль за наркотическими и психотропными веществами, используемыми в медицинских целях, а также их прекурсорами, вводит систему лицензирования и инспектирования научно-исследовательских работ с данными веществами, их производства, продажи, использования, хранения и транспортировки, импорта и экспорта. Особой статьей выделено право органов общественной безопасности на проверку граждан, личных вещей, товаров и транспортных средств в приграничных зонах и транспортных узлах, осуществление борьбы с контрабандой наркотиков таможенными органами и пресечение незаконной рассылки наркотических средств и их прекурсоров почтовой службой. Предполагается также формирование особых патрульных систем в местах массового отдыха населения. Эти меры позволяют создать эффективную и всеобъемлющую систему выявления преступлений, связанных с незаконной транспортировкой и распространением наркотических средств и веществ, служащих материалом для их изготовления, значительно снизить наркотрафик через китайскую границу. Большим шагом вперед стало определение наркоманов в рамках Антинаркотического закона КНР как лиц, нуждающихся в особом лечении, реабилитации и ресоциализации, а также гуманизация методов борьбы с наркотической зависимостью. Хотя за органами общественной безопасности сохраняется право проведения тестирования (в том числе принудительного) на наличие наркотических веществ в организме, меры пресечения для лиц, страдающих наркоманией, претерпели изменения. Если ранее, в соответствии с «Порядком принудительного лечения наркомании», все лица, подверженные серьезной зависимости, в обязательном порядке направлялись на лечение в наркологические диспансеры, а в случае рецидива — в исправительно-трудовые учреждения, то согласно новому закону, наркозависимые лица могут проходить курс лечения в домашних условиях по фактическому месту жительства под надзором местных органов общественной безопасности. Срок такого лечения составляет три года. Принудительная изоляция в целях лечения наркозависимости предполагается лишь при условии отказа от реабилитации, серьезного нарушения правил во время прохождения лечения или в случае рецидивирующего употребления наркотических веществ. Закон налагает запрет на принудительную изоляцию беременных женщин, кормящих матерей и подростков, не достигших 16-летнего возраста. Срок принудительной изоляции устанавливается в 2 года с возможностью его продления либо сокращения на 1 год. Помимо собственно лечения наркотической зависимости, новый законодательный акт предполагает оказание психологической помощи наркозависимым, обучение их профессиональным навыкам и вовлечение в производственную работу за особое вознаграждение. Также налагается строгий запрет на применение телесных наказаний по отношению к пациентам исправительно-трудовых учреждений, унижение их достоинства, что имело место быть ранее. Дополнительным шагом на пути гуманизации антинаркотического законодательства стал запрет на дискриминацию лиц, проходящих лечение от наркомании, в плане трудоустройства, доступности образования, социального обеспечения и т. д. Государство также устанавливает требования по отношению к медицинским учреждениям, осуществляющим лечение наркозависимости, проводит инспектирование данных учреждений и надзор за ними. Еще одним аспектом деятельности по борьбе с наркотиками, затронутым в Антинаркотическом законе КНР, стало международное антинаркотическое сотрудничество. Закон постулирует реализацию международного антинаркотического сотрудничества на основе договоренностей, участником которых является Китайская Народная Республика, предполагающую обмен релевантными данными с органами общественной безопасности других стран, регионов и международных организаций. Ответственность за осуществление такого сотрудничества возлагается на Национальный антинаркотический комитет Китая. Антинаркотический закон КНР, помимо прочего, консолидировал правовую базу случаев уголовной ответственности за преступления, связанные с незаконным оборотом и употреблением наркотических или психотропных веществ и их прекурсоров, а также нарушением государственных норм производства, торговли, транспортировки, импорта и экспорта данных веществ, ведения медицинской и реабилитационной деятельности в сфере лечения наркозависимости.
——————————————————————