О некоторых актуальных правовых вопросах пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы на территории государств СНГ, принявших впоследствии гражданство Российской Федерации и выехавших на постоянное место жительства в Российскую Федерацию

(Ефремов А. В.) («Право в Вооруженных Силах», 2012, N 6)

О НЕКОТОРЫХ АКТУАЛЬНЫХ ПРАВОВЫХ ВОПРОСАХ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАЖДАН, УВОЛЕННЫХ С ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ НА ТЕРРИТОРИИ ГОСУДАРСТВ СНГ, ПРИНЯВШИХ ВПОСЛЕДСТВИИ ГРАЖДАНСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ВЫЕХАВШИХ НА ПОСТОЯННОЕ МЕСТО ЖИТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ

А. В. ЕФРЕМОВ

Ефремов А. В., начальник юридического отделения военного комиссариата Чувашской Республики.

Ключевые слова: военные комиссары, юридическое обеспечение деятельности, проблемные вопросы.

Some relevant legal issues pension citizens discharged from military service in the territory of the CIS, later adopted Russian citizenship and left for permanent residence in the Russian Federation A. V. Efremov

Key words: military commissioners, the legal provision of activities of concern.

В соответствии со ст. 64 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» вопросы пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, выехавших на постоянное жительство за границу, решаются в соответствии с законодательством Российской Федерации и договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией или бывшим Союзом ССР с другими государствами. В настоящее время порядок выплаты пенсий гражданам, выезжающим за границу, регулируется Положением о порядке выплаты пенсий гражданам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2002 г. N 510. Гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, которым назначена трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) и (или) пенсия по государственному пенсионному обеспечению (кроме социальной пенсии) в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее — пенсия), перед непосредственным выездом по их желанию выплачивается пенсия в российских рублях за шесть месяцев вперед. А как быть в том случае, если гражданин одной из стран СНГ, например Республики Армения, получал военную пенсию за выслугу лет, а затем в связи с принятием гражданства Российской Федерации и выездом на территорию Российской Федерации на постоянное место своего жительства выплата ему военной пенсии за выслугу лет была прекращена по линии Министерства обороны Республики Армения? Анализируя действующее в настоящее время законодательство в данной области, приходим к следующему «поверхностному» выводу: государствами — участниками Содружества Независимых Государств, в которое входят Республика Армения и Российская Федерация, в сфере пенсионного обеспечения граждан и военнослужащих заключены следующие международные договоры: 1) Соглашение от 14 февраля 1992 г. о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей; 2) Соглашение от 13 марта 1992 г. о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения; 3) Соглашение от 15 мая 1992 г. о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств — участников СНГ. Указанные Соглашения приняты на основе ст. ст. 30, 31 Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 г. и устанавливают социальные и правовые гарантии военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, а в качестве основополагающих принципов предусматривают сохранение уровня прав и льгот, ранее предоставленных военнослужащим, лицам, уволенным с военной службы, и членам их семей законодательством бывшего Союза ССР, и недопустимость их одностороннего ограничения. Государствам — участникам СНГ предоставлено право принимать меры, направленные на усиление социальной защиты, включая пенсионное обеспечение, указанной категории граждан. Соблюдение государствами — участниками СНГ принципа сохранения уровня ранее предоставленных прав и льгот в области пенсионного обеспечения обеспечивает реализацию права на получение пенсии за выслугу лет, возникшего в одном государстве — участнике Соглашения от 15 мая 1992 г., при переезде пенсионера — бывшего военнослужащего на постоянное место жительства в любое из государств — участников данного Соглашения. Данное толкование действующих норм международного права дано в решении Экономического суда СНГ от 6 февраля 2009 г. N 01-1/2-08. На основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законом, суд применяет правила международного договора. В связи с изложенным на первый, «поверхностный», взгляд кажется, что за гражданами Российской Федерации, уволенными с военной службы из Вооруженных Сил государств — участников СНГ и по законодательству этих государств имеющими право на получение военной пенсии за выслугу лет, сохраняется такое же право на выплату пенсии за выслугу лет и на территории Российской Федерации. Однако это верно только в том случае, если указанные граждане имеют выслугу лет, установленную российским законодательством, сохранившим уровень прав и льгот, ранее предоставленных военнослужащим законодательством СССР. Показательным примером в данном случае может служить Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, в котором было указано на следующие обстоятельства гражданского дела. Судом было установлено, что с 1 июня 1993 г. по 4 апреля 2002 г. гр. А. проходила военную службу в … войсковой части … инспектором по личному составу в звании старшего прапорщика в г. … Республики … . С 4 апреля 2002 г. гр. А. была назначена военная пенсия за выслугу лет, которую она получала до 1 марта 2007 г., когда выплата пенсии Республикой Армения истице была прекращена в связи с тем, что гр. А. приняла гражданство Российской Федерации. С указанной даты в Российской Федерации истица является получателем пенсии по инвалидности. После прекращения выплаты пенсии Республикой Армения гр. А. обратилась в Министерство обороны Российской Федерации с заявлением о назначении ей пенсии за выслугу лет, однако ей в этом было отказано ввиду недостаточного стажа военной службы для назначения такого вида пенсионного обеспечения по законодательству Российской Федерации — 8 лет 10 месяцев 3 дня вместо требуемых 20 лет (либо 12 лет 6 месяцев при увольнении с военной службы по отдельным основаниям). Принимая решение о признании данного отказа незаконным и назначении гр. А. пенсии за выслугу лет по линии Министерства обороны Российской Федерации с момента обращения, суд сослался на толкование ст. 7 Соглашения от 13 марта 1992 г. о гарантиях граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения и ст. 1 Соглашения от 15 мая 1992 г. о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств — участников Содружества Независимых Государств, данное в решении Экономического суда СНГ N 01-1/2-08 (г. Минск, 6 февраля 2009 г.). В решении Экономический суд СНГ обратил внимание государств — участников Соглашения от 15 мая 1992 г. на необходимость соблюдения принципа сохранения уровня пенсионного обеспечения военнослужащих не ниже уровня, установленного ранее законодательством бывшего Союза ССР, с учетом которого право на получение пенсии за выслугу лет, назначенной бывшему военнослужащему в одном государстве — участнике Соглашения от 15 мая 1992 г., должно быть сохранено за ним в другом государстве-участнике, избранном в качестве места постоянного жительства, и в том случае, если имеющейся у него выслуги лет по законодательству государства нового места жительства недостаточно для назначения такой пенсии. С такими выводами согласился и суд кассационной инстанции (в настоящее время данный суд называется апелляционным). Судебная коллегия с приведенной позицией суда первой и кассационной инстанций согласиться не может. В соответствии со ст. 2 Соглашения от 13 марта 1992 г. о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного законодательства пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств — участников Содружества и порядок выделения средств на их пенсионное обеспечение регулируются специальными соглашениями. Статьей 1 Соглашения от 15 мая 1992 г. о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств — участников Содружества Независимых Государств предусмотрено, что пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств — участников Содружества и других воинских формирований, созданных законодательными органами этих государств, Объединенных Вооруженных Сил Содружества, Вооруженных Сил и иных воинских формирований бывшего Союза ССР, а также пенсионное обеспечение семей этих военнослужащих осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены законодательством государств-участников, на территориях которых проживают указанные военнослужащие и их семьи, а до принятия этими государствами законодательных актов по данным вопросам — на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены законодательством бывшего Союза ССР. Согласно ст. 2 Соглашения от 15 мая 1992 г. в выслугу лет для назначения пенсий военнослужащим засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в Вооруженных Силах и других воинских формированиях, указанных в ст. 1 данного Соглашения, в порядке, установленном законодательством государств-участников, на территориях которых военнослужащие проходили службу, т. е. в специальном Соглашении устанавливается порядок взаимного зачета в выслугу лет периодов военной службы военнослужащих в составе Вооруженных Сил и других воинских формирований по месту службы гражданина в целях их пенсионного обеспечения, которое, в свою очередь, осуществляется по нормам государства — участника Соглашения по месту его жительства. В решении Экономического суда СНГ от 6 февраля 2009 г. N 01-1/2-08 дается толкование ст. 7 Соглашения от 13 марта 1992 г. и ст. 1 Соглашения от 15 мая 1992 г., согласно которому право на получение пенсии за выслугу лет, назначенной бывшему военнослужащему в одном государстве — участнике Соглашения от 15 мая 1992 г., должно быть сохранено за ним при переезде на постоянное место жительства в другое государство — участник данного Соглашения и в том случае, если имеющейся у него выслуги лет по законодательству другого государства недостаточно для назначения такой пенсии. При этом указано, что сохранение ранее приобретенного права на получение пенсии за выслугу лет основывается на обязательстве государств — участников Соглашения от 15 мая 1992 г. установить в национальном законодательстве уровень пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей не ниже уровня, предусмотренного законодательством бывшего Союза ССР. Указанное решение Экономического суда СНГ было принято в связи с обращением пенсионера Министерства обороны Российской Федерации, имеющего выслугу лет в льготном исчислении 23 года 6 месяцев, пенсионные выплаты которому в Российской Федерации были прекращены в связи с его переездом на постоянное место жительства в Республику Казахстан, где в национальном пенсионном законодательстве не был соблюден принцип сохранения уровня прав и льгот, ранее предоставленных военнослужащим законодательством бывшего Союза ССР. При этом вышеназванное решение Экономического суда СНГ содержит выводы о том, что законодательные акты большинства республик, входящих в состав СНГ, в том числе и Республики Армения, предусматривают назначение пенсии за выслугу лет военнослужащим, имеющим 20 и более лет выслуги на день увольнения со службы, что соответствует условиям Закона СССР от 28 апреля 1990 г. N 1467-1 «О пенсионном обеспечении военнослужащих». Судом установлено, что в Республике Армения гр. А. была назначена военная пенсия за выслугу лет, которую она получала с апреля 2002 г. по март 2007 г., при наличии у нее продолжительности военной службы 8 лет 10 месяцев 3 дня. Данным обстоятельствам в судебном решении правовая оценка не дана. В материалах дела отсутствуют документы и ссылки на нормы права, свидетельствующие о порядке и механизме назначения истице пенсии в Республике Армения, не установлены данные, согласно которым национальным законодательством Республики Армения установлен более льготный либо иной порядок пенсионного обеспечения военнослужащих, чем предусмотренный для военнослужащих законодательством бывшего Союза ССР. Кроме того, принимая решение, суд признал за гр. А. право на назначение пенсии с 3 декабря 2010 г., даты обращения истца к ответчику. Между тем реализация права на пенсионное обеспечение лиц, указанных в ст. 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» производится в заявительном порядке с предоставлением пенсионному органу соответствующих документов, необходимых для решения данного вопроса (ст. ст. 51, 52 названного Закона Российской Федерации). Согласно положениям ст. 54 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) днем обращения за назначением пенсии считается день подачи в соответствующий пенсионный орган заявления о назначении пенсии со всеми необходимыми документами, а при пересылке заявления и документов по почте — дата их отправления. Из материалов дела усматривается, что истица в установленном приведенными нормами Закона порядке в пенсионный орган не обращалась, не подавала заявления с приложенными документами, на основании которого было бы вынесено соответствующее решение, предусмотренное ст. 52 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1. При таких данных у суда отсутствовали правовые основания для удовлетворения иска в рамках заявленных требований. Судом также оставлено без внимания то, что в спорный период истица являлась получателем трудовой пенсии на основании положений Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и до изменения указанных обстоятельств права на одновременное получение пенсии по различным основаниям не имела. Таким образом, принятые по делу судебные постановления нельзя признать соответствующими требованиям закона, поскольку судом не дано надлежащей правовой оценки установленным по делу обстоятельствам, решение не основано на анализе норм права, подлежащих применению к возникшим правоотношениям сторон, в связи с чем в целях исправления судебной ошибки, допущенной при рассмотрении дела судом первой и кассационной инстанций, которая повлекла вынесение неправосудного решения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации признает решение Советского районного суда г. Орла от 27 января 2011 г. и Определение судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 16 марта 2011 г. подлежащими отмене. При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, с учетом всех установленных по настоящему делу обстоятельств и с соблюдением требований материального и процессуального закона разрешить возникший спор. Руководствуясь ст. ст. 387, 390 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила: решение Советского районного суда г. Орла от 27 января 2011 г. и Определение судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 16 марта 2011 г. отменить. Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции <1>. ——————————— <1> Более подробно см.: Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 27 января 2012 г. N 37-в11-7.

Автор настоящей статьи предлагает читателям кратко проанализировать действующее законодательство Республики Армения, которое сводится к следующему. Вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей на территории Республики Армения регулировались Законом «О социальном обеспечении военнослужащих и членов их семей», принятым 27 октября 1998 г. Статья 10 указанного Закона предусматривает условия назначения пенсии за выслугу лет. Так, правом на получение пенсии за выслугу лет пользуются военнослужащие: а) имеющие на момент увольнения со службы в установленном порядке стаж военной службы 20 лет и более; б) имеющие на момент увольнения с военной службы по возрасту, состоянию здоровья или сокращению штатов при достижении ими 50-летнего возраста общий трудовой стаж 25 лет и более, из которых не менее 8 лет составляет военная служба. При отсутствии необходимого стажа военной службы, предусмотренного ч. 1 ст. 10 вышеназванного Закона, пенсионное обеспечение военнослужащих осуществляется в соответствии с Законом Республики Армения «О государственном пенсионном обеспечении граждан Республики Армения». Таким образом, гр. А. была назначена военная пенсия за выслугу лет как отвечающей условиям ее назначения, предусмотренным п. «б» ч. 1 ст. 10 Закона «О социальном обеспечении военнослужащих и членов их семей». Анализируя действующее законодательство на территории Российской Федерации, можно прийти к следующему выводу. В силу ст. 11 ГПК РФ суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Суд разрешает гражданские дела, исходя из обычаев делового оборота в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законом, суд при разрешении гражданского дела применяет правила международного договора. В соответствии со ст. 32 Устава Содружества Независимых Государств, принятого в г. Минске 22 января 1993 г., Экономический суд действует в целях обеспечения выполнения экономических обязательств в рамках Содружества. К ведению Экономического суда относится разрешение споров, возникающих при исполнении экономических обязательств. Суд может разрешать и другие споры, отнесенные к его ведению соглашениями государств-членов. Экономический суд вправе толковать положения соглашений и иных актов Содружества по экономическим вопросам. Экономический суд осуществляет свою деятельность в соответствии с Соглашением о статусе Экономического суда и Положением о нем, утверждаемым Советом глав государств. Российская Федерация в числе других государств — членов СНГ, ратифицировав Устав СНГ Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. N 4799-1, вступившим в силу для Российской Федерации 20 июля 1993 г., и Соглашение о статусе Экономического суда Содружества Независимых Государств, делегировала Экономическому суду право официального толкования, носящего обязательный характер. Таким образом, толкование применения ст. 7 Соглашения от 13 марта 1992 г. о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения и ст. 1 Соглашения от 15 мая 1992 г. о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств — участников Содружества Независимых Государств, данное в решении Экономического суда СНГ N 01-1/2-08 (Минск, 6 февраля 2009 г.), имеет обязательный для Российской Федерации характер. Из решения Экономического суда СНГ N 01-1/2-08 следует, что в соответствии со ст. 1 Соглашения от 15 мая 1992 г. (указанное Соглашение подписано Россией и Арменией) пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств — участников Содружества и других воинских формирований, созданных законодательными органами этих государств, Объединенных Вооруженных Сил Содружества, Вооруженных Сил и иных воинских формирований бывшего Союза ССР, а также пенсионное обеспечение семей этих военнослужащих осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств-участников, на территориях которых проживают указанные военнослужащие и их семьи, а до принятия этими государствами законодательных актов по данным вопросам — на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены законодательством бывшего Союза ССР. Экономический суд СНГ отмечает, что в данной норме закреплен принцип территориальности, означающий осуществление пенсионного обеспечения военнослужащих по законодательству государства — места постоянного жительства. В ст. 1 Соглашения от 15 мая 1992 г., кроме того, предусмотрено: «При этом уровень пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей, устанавливаемый законодательством государств-участников, не может быть ниже уровня, установленного ранее законодательными и другими нормативными актами бывшего Союза ССР». Таким образом, в указанной норме наряду с принципом территориальности зафиксировано требование, предъявляемое международным договором к правовым актам национального законодательства, — сохранение уровня прав и льгот, ранее предоставленных военнослужащим, лицам, уволенным с военной службы, и членам их семей законодательством бывшего Союза ССР. Экономический суд СНГ, исходя из положений ст. 1 Соглашения от 15 мая 1992 г., в решении полагает, что для оценки уровня пенсионного обеспечения военнослужащих имеет значение качественное состояние их прав в сфере пенсионного обеспечения, для определения которого необходимо принимать во внимание условия, нормы и порядок назначения пенсии, установленные национальным законодательством. В связи с этим выслуга лет, будучи условием назначения пенсии военнослужащим во всех государствах-участниках, является одной из составляющих уровня их пенсионного обеспечения. С учетом принципа сохранения уровня прав и льгот, ранее предоставленных военнослужащим законодательством бывшего Союза ССР, условия назначения пенсии за выслугу лет, предусмотренные национальным законодательством, не должны ухудшать правовое положение этой категории граждан по сравнению с условиями, установленными Законом СССР от 28 апреля 1990 г. N 1467-1 «О пенсионном обеспечении военнослужащих». Статья 13 Закона СССР от 28 апреля 1990 г. N 1467-1 «О пенсионном обеспечении военнослужащих», действовавшего до 1 февраля 1993 г., предусматривала, что право на пенсию за выслугу лет имели: а) лица офицерского состава, прапорщики, мичманы и военнослужащие сверхсрочной службы, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе или на службе в органах внутренних дел 20 лет и более; б) лица офицерского состава и лица среднего, старшего и высшего начальствующего состава органов внутренних дел, уволенные со службы по возрасту, болезни, сокращению штатов или ограниченному состоянию здоровья и достигшие на день увольнения 50-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет и 6 месяцев составляет военная служба или служба в органах внутренних дел. Таким образом, по вышеуказанному Закону СССР у гр. А отсутствовало бы право на пенсию за выслугу лет, так как необходимым условием ее назначения для старшего прапорщика являлся стаж военной службы не менее 20 лет либо не менее 12 лет 6 месяцев (при общем трудовом стаже 25 календарных лет и более). К такому же выводу пришел и суд первой инстанции при новом рассмотрении гражданского дела с учетом позиции кассационного суда, изложенной в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 27 января 2012 г. N 37-В11-7, указав при этом на то, что право на получение пенсии за выслугу лет, назначенной гр. А. как бывшей военнослужащей Республики Армения, не сохраняется в России как в государстве, избранном в качестве ее постоянного места жительства. Кроме того, как правильно указал суд первой инстанции в своем решении, вступившем в законную силу, «истица является получателем трудовой пенсии на основании положений Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и до изменения указанных обстоятельств права на одновременное получение пенсии по различным основаниям не имеет» <2>. ——————————— <2> URL: http:// sovetsky. orl. sudrf. ru/ modules. php? name= bsr&op;= show_text&srv;_num= 1&id;= 5760023120327135 6589531000165209.

В заключение настоящей статьи автор хотел бы отметить то обстоятельство, что суды первой и второй инстанций, удовлетворяя требования истицы гр. А., даже не задумались о том, что граждане, уволенные с военной службы, по действующему российскому законодательству имеют право на смешанную военную пенсию только при наличии определенных в совокупности условий, одним из которых является наличие выслуги лет военной службы не менее 12,5 лет. Складывается абсурдная ситуация: иностранный гражданин, получивший впоследствии гражданство Российской Федерации, находится в более благоприятной ситуации при наличии выслуги лет военной службы всего-то 8 лет 10 месяцев 3 дня по сравнению с другими гражданами Российской Федерации, отслужившими такой же период на военной службе в своем родном государстве. Толкование норм закона — вещь тонкая и деликатная, но следует обратить внимание на то, что граждане Российской Федерации не должны ставиться в неравное положение по сравнению с иностранными гражданами, получившими впоследствии гражданство Российской Федерации.

——————————————————————