О совершенствовании правового положения сотрудников органов внутренних дел Кыргызской Республики
(Кулбаев А. К., Коомбаев А. А.) («Административное право и процесс», 2012, N 5)
О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
А. К. КУЛБАЕВ, А. А. КООМБАЕВ
Кулбаев Аслан Касымалиевич, заместитель начальника Академии МВД Кыргызской Республики, кандидат юридических наук, доцент.
Коомбаев Абдиш Абазович, докторант Академии управления МВД России, кандидат юридических наук.
Правовое положение сотрудника органов внутренних дел Кыргызской Республики определено положениями Основного Закона, Законом КР «Об органах внутренних дел Кыргызстана» и другими подзаконными актами. Вместе с тем его статус, в рамках общего понимания, представляет собой закрепленное положение в обществе. Авторы предлагают пути совершенствования правового статуса сотрудников ОВД Кыргызстана с учетом сложившейся ситуации в стране.
Ключевые слова: единый порядок прохождения службы, категории, сотрудники полиции, сотрудники МВД, разграничение функций, профессионализм.
On improvement of legal status of employees of agencies of internal affairs of the Ky’rgy’z Republic A. K. Kulbaev, A. A. Koombaev
Legal status of employee of the agencies of internal affairs of the Ky’rgy’z Republic is determined by provisions of the Fundamental Law, Law of the Ky’rgy’z Republic «On the Agencies of Internal Affairs of Ky’rgy’stan» and other sublegal acts. Alongside with that his status within the frames of general understanding is his consolidated status in the society. The authors propose the ways of improvement of legal status of employees of the Agencies of Internal Affairs of Ky’rgy’zstan taking into consideration the current situation in the country.
Key words: uniform procedure of passing the service, categories, employees of police, employees of the Ministry of Internal Affairs, delimitations of functions, professionalism.
Ныне действующие конституции Кыргызской Республики и других стран СНГ не содержат специальных указаний, определяющих место органов внутренних дел в механизме государства, в частности в системе правоохранительных органов; все же в этих странах имеется конституционное основание для организации их деятельности. Таким конституционным основанием, например, в Кыргызской Республике, являются задачи по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране общественного порядка, борьбе с преступностью и раскрытия преступлений <1> и обеспечению национальной безопасности <2>. Поэтому органы внутренних дел, входя в систему Министерства внутренних дел Кыргызской Республики, также являются частью исполнительного органа власти, чем и определяется их место в системе государственного аппарата Кыргызской Республики. Вместе с тем органы внутренних дел наряду с другими государственными структурами, основной задачей которых является реализация функций правоохранительного свойства <3>, относятся к правоохранительным органам Кыргызской Республики. Следует отметить и то, что органы внутренних дел представляют собой самую крупную часть правоохранительной системы, которая имеет непосредственные массовые контакты с различными организациями, учреждениями, а также населением. ——————————— <1> Ботоева Ч. К. Государственный аппарат: вопросы теории и практики. Бишкек, 2008. С. 45. <2> Конгантиев М., Жаглин А., Иманкулов Т. Органы внутренних дел в системе национальной безопасности Кыргызской Республики. Бишкек, 2010. С. 128. <3> Обеспечение прав и свобод человека в деятельности органов внутренних дел Кыргызской Республики: Учеб. пособие / А. М. Джоробекова, Ч. А. Мусабекова, А. К. Шагивалиев и др. Бишкек, 2004. С. 50.
Анализ задач и функций органов внутренних дел свидетельствует о том, что они выполняют наибольший объем обязанностей и наделены большим кругом полномочий. В связи с этим ОВД Кыргызстана были и остаются многофункциональным правоохранительным органом, несмотря на то, что многие функции милиции в последние годы были переданы другим структурам. Следующим признаком, который свойственен в настоящее время системе органов внутренних дел Кыргызстана, является его единство, которое заключается в том, что: а) все составные части органов внутренних дел входят в систему МВД КР; б) несмотря на решение каждой из составных частей органов внутренних дел своих специфических задач, все они выполняют общие для всей системы МВД КР задачи в целом, направленные на обеспечение личной безопасности граждан и общественной безопасности, охрану собственности и общественного порядка, раскрытие преступлений; в) для сотрудников всех частей органов внутренних дел установлен единый порядок прохождения и единый статус лиц рядового и начальствующего состава, включая внутренние войска. Итак, согласно Закону об органах внутренних дел и Положению о прохождении службы все аттестованные служащие считаются сотрудниками ОВД, и независимо от выполняемых функций и занимаемых должностей на них одинаково распространяются: права и обязанности, включая право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия; ограничения и запреты; порядок прохождения службы; характер ответственности; гарантии правовой и социальной защиты и др. То есть будь ты сотрудник уголовного розыска, преподаватель учебного заведения, инспектор отдела кадров, водитель, курсант и т. д., — у всех одинаковое правовое положение. Такая уравниловка соответствовала советской идеологии, где во всем присутствовал массовый подход в боевой и политической подготовке, направленный на внешнего врага. В современных условиях на первый план должен выдвигаться профессионализм, чтобы каждый выполнял качественно возложенные на него конкретные функции (права, обязанности и др.). Для того чтобы создать нормальные, справедливые условия труда, необходим дифференцированный подход, в основе которого пребывание гражданина на службе ОВД должно определяться в зависимости от объема и характера выполняемых функций, а именно разделения на четыре условные категории: 1) сотрудники полиции, те, кто служит в подразделениях, непосредственно выполняющих задачи, определенные Законом об ОВД, т. е. выполняют полицейские функции (назовем категория «А») — это оперативные службы, участковые инспекторы, строевые подразделения (патрульно-постовая служба, дорожная полиция и др.); 2) работники МВД (категория «Б») — служащие в следственных, экспертных подразделениях, службе охраны (система ГУГССО); 3) работники МВД (категория «В») — служащие в подразделениях, осуществляющих организационные, экономические, образовательные функции (кадровые, штабные, финансово-хозяйственные, учебные заведения и т. п.); 4) граждане, привлекаемые на службу в полицию (вольнонаемный состав) для осуществления определенных задач — (категория «Г»). Исходя из того, в какой из вышеперечисленных категорий служит работник органов внутренних дел, необходимо определить условия и порядок его пребывания на службе в органах внутренних дел. Категория «А» — приоритетная и «чисто» полицейская служба. С их численностью устанавливаются силы полиции, способность решать задачи по обеспечению общественного порядка и борьбы с преступностью. Условия пребывания на службе и пакет социальных гарантий определяются исходя из тягот службы. Первоочередной задачей Правительства КР для служащих этой категории — решить вопрос о компенсации за работу в ночное время, в выходные и праздничные дни, а также за сверхурочную работу. Категория «Б» — осуществляющая специфические функции полиции по расследованию преступлений, производству судебных экспертиз, охране государственных и других видов собственности. В уголовном процессуальном законе следователь занимает ведущее положение по расследованию преступлений, и при принятии решений он самостоятелен, правомочен давать указания, письменные поручения органу дознания (полиции) <4>. Эксперт, обладающий специальным познанием, не заинтересованный в уголовном деле субъект. ——————————— <4> Пиюк А. В. Правовое положение следователя в современном уголовном процессе России // Российский следователь. 2011. N 3. С. 34.
Таким образом, правовой статус следователя и эксперта, предусмотренный УПК, не позволяет относить их к полицейской категории «А», тем более находиться в их подчинении. Существующие проблемы органов следствия во многом определены именно этой несовместимостью, т. е. несоответствием организационного построения с законодательством (УПК), в том числе бытующим недоверием судьи и участников процесса к заключению эксперта ОВД. Служба следователей, экспертов должна быть регламентирована специальным пунктом (или главой) Закона о полиции, как особых служащих. Должна быть предусмотрена отличительная форменная одежда, специальные звания и другие атрибуты. Вынесение законного, обоснованного решения суда по уголовным делам прямо зависит от результатов работы следственных органов. Поэтому усилия государства по разрешению проблем судебных органов (кадровые, экономические и др.) должны касаться и следственных работников. Исходя из основных функций службы МВД по охране государственных и других видов собственности (ГУГССО), условия пребывания их работников на службе также не могут быть равнозначными со служащими категории «А». Категория «В». К представителям этой категории, осуществляющей организационные, экономические, образовательные и иные функции, могут быть отнесены кадровые, штабные, финансово-хозяйственные подразделения, учебные заведения и другие службы МВД, не относящиеся к категориям «А» и «Б». Бесспорно, значимость их работы в жизнедеятельности всех служб ОВД весьма существенна, поскольку от ее эффективности зависит результативность органов внутренних дел (полиции). Бытующее мнение о полной разаттестации служащих этой категории, по нашему мнению, не может быть реализовано сейчас и в ближайшее время, так как влечет больше негативных факторов, чем позитивных, что обусловлено в первую очередь финансовыми и социальными проблемами. Привлекателен в этом отношении опыт МВД Китая, где тоже от всеобщей милитаризации перешли к профессионализации. Так, в полицейской академии Китая преподаватели носят полицейскую форму, которая кроме отличительных эмблем отличается и по цвету погон. Профессорско-преподавательский состав занят только преподавательской деятельностью, критерии оценки его работы зависят от знаний и преподавательского мастерства. Чего не скажешь об учебных заведениях МВД КР, где, допустим, доцент кафедры, кроме своей преподавательской деятельности, должен бегать, прыгать, владеть приемами самбо, знать технические характеристики оружия и метко стрелять, знать все приказы, инструкции, иметь строевую выправку и т. д. Просто «универсальный преподаватель-полицейский», но это не всегда так, отсюда и формальности, фальсификация. Профессионалу-преподавателю приходится терпеть такую несправедливость, когда профессиональную пригодность оценивают по формальным признакам. Главное и единственное условие оценки служащих категории «В» — это высокий профессионализм. В Законе о полиции и других нормативных актах об организации и деятельности ОВД их служба должна быть обозначена специальным пунктом (или главой), которая регламентировала бы пребывание на службе, присвоение званий, пакет социальных гарантий и др., с учетом особенностей выполняемых функций. Категория «Г» — условия пребывания на службе в ОВД граждан (вольнонаемный состав), привлекаемых для осуществления определенных задач, должны быть немедленно улучшены, решен вопрос о повышении их заработной платы.
——————————————————————