Безопасность в приоритете

(Сухаренко А.) («ЭЖ-Юрист», 2013, N 49)

БЕЗОПАСНОСТЬ В ПРИОРИТЕТЕ

А. СУХАРЕНКО

Александр Сухаренко, юрист, г. Владивосток.

Уровень преступности, общественной и личной безопасности граждан является одним из ведущих факторов, влияющих на все сферы общественной жизни, в том числе на социально-экономическое развитие и степень доверия органам государственной власти. Именно поэтому особую важность приобретает выработка комплексных мер, направленных на профилактику правонарушений и снижение уровня преступности, включая выявление и устранение причин и условий, способствующих их совершению.

Высокая латентность

Проводимый НИИ Академии Генпрокуратуры РФ ежегодный мониторинг позволяет констатировать, что фактическая преступность более чем в восемь раз превышает зарегистрированную <1>. Иначе говоря, в 2012 году было совершено отнюдь не 2,3 млн. преступлений, а 18,4 млн. Даже если верить статистике, при общем снижении за последние 5 лет числа зарегистрированных преступлений более чем на 1 млн. раскрываемость остается низкой (45%). Кроме того, в правоохранительных органах не искоренены случаи укрытия преступлений от регистрации и учета. Так, в 2012 году прокуроры выявили и поставили на учет 152 тыс. ранее сокрытых преступлений. Среди них тяжкие и особо тяжкие, включая убийства, причинение тяжкого вреда здоровью, в том числе со смертельным исходом, и др. Наряду с этим в массовом порядке искажаются сведения о результатах расследования уголовных дел, об оставшихся нераскрытыми преступлениях, их тяжести, растет число отмененных прокурорами постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел. ——————————— <1> http://sartraccc. ru

В правовом поле

Обеспечение общественной безопасности имеет многоуровневый характер. В соответствии с п. «б» ст. 72 Конституции РФ обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности относится к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. В статье 132 Конституции РФ говорится, что осуществление охраны общественного порядка относится также и к ведению местного самоуправления. В целях модернизации правового регулирования общественных отношений в сфере обеспечения безопасности был принят Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ «О безопасности». Согласно ему государственная политика в области обеспечения безопасности является частью внутренней и внешней политики и представляет собой совокупность скоординированных и объединенных единым замыслом политических, организационных, социально-экономических, военных, правовых, информационных, специальных и иных мер. Она реализуется государственными и муниципальными органами власти на основе Стратегии национальной безопасности РФ, иных концептуальных и доктринальных документов, разрабатываемых Советом Безопасности и утверждаемых Президентом. Наряду с этим в ее реализации участвуют также граждане и общественные объединения. Деятельность по обеспечению безопасности включает в себя: — прогнозирование, выявление, анализ и оценку угроз безопасности; — определение основных направлений государственной политики и стратегическое планирование; — правовое регулирование; — разработку и применение комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявления; — применение специальных экономических мер; — разработку, производство и внедрение современных видов вооружения и спецтехники; — организацию научной деятельности; — координацию деятельности федеральных, региональных и муниципальных органов; — международное сотрудничество, а также осуществление других мероприятий в соответствии с законодательством РФ. Согласно Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года, утвержденной Указом Президента РФ от 12.05.2009 N 537, главными направлениями государственной политики в сфере обеспечения общественной безопасности на долгосрочную перспективу являются в том числе совершенствование нормативно-правового регулирования предупреждения и борьбы с преступностью, коррупцией, терроризмом и экстремизмом, расширение международного сотрудничества в правоохранительной сфере, а также создание единой системы профилактики преступности и иных правонарушений, включая мониторинг и оценку эффективности правоприменительной практики, разработку и использование специальных мер, направленных на снижение уровня коррумпированности и криминализации общественных отношений.

Слово за МВД

Правительство РФ распоряжением от 06.03.2013 N 313-р утвердило Государственную программу «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности», которая включает в себя четыре подпрограммы: «Предварительное следствие», «Полиция», «Внутренние войска МВД России» и «Обеспечение реализации государственной программы». Выполнение госпрограммы в целом предусматривается в один этап — с 2013 по 2020 год, а общий объем финансирования составляет 9,5 млрд. руб. Цель Программы — повышение качества и результативности противодействия преступности, охраны общественного порядка и собственности, обеспечение общественной безопасности и безопасности дорожного движения, а также повышение доверия к полиции со стороны населения. Основные целевые индикаторы программы: — количество тяжких и особо тяжких преступлений, уголовные дела о которых впервые приостановлены по подп. 1 — 3 ч. 1 ст. 208 УПК РФ, по отношению к 2011 году; — удельный вес возмещенного ущерба от фактически причиненного по уголовным делам, оконченным следователями, и по уголовным делам, оконченным дознавателями; — количество неразысканных преступников по отношению к 2011 году; — число тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных в общественных местах, по отношению к 2011 году; — уверенность граждан в защищенности своих личных и имущественных интересов (доля положительных оценок в числе опрошенных); — социальный риск (количество лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, в расчете на 100 тыс. населения). По итогам выполнения Программы планируется достижение таких результатов, как: — реализация принципа неотвратимости ответственности за совершенное преступное деяние за счет сокращения числа наиболее общественно опасных (тяжких и особо тяжких) преступлений, оставшихся нераскрытыми, а также числа неразысканных подозреваемых, обвиняемых, подсудимых, осужденных; — увеличение удельного веса возмещенного ущерба от фактически причиненного по оконченным уголовным делам за счет повышения эффективности работы следователей и дознавателей органов внутренних дел РФ; — повышение уровня безопасности граждан за счет сокращения числа тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных на улицах, площадях, в парках, скверах; — повышение уровня уверенности граждан в защищенности своих личных и имущественных интересов; — сохранение положительной динамики сокращения количества лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий. Правительственное распоряжение предусматривает организацию мониторинга показателей (индикаторов) реализации программы, требующих официального статистического наблюдения, и утверждение в установленном порядке методик расчета показателей (индикаторов) реализации. Учитывая, что Программа направлена на решение вопросов, относящихся к предмету совместного ведения федеральных и региональных властей, распоряжение содержит рекомендацию субъектам РФ о принятии соответствующих региональных программ.

Не остаться в стороне

Несмотря на отсутствие федерального закона, на территории России действует более 45 тыс. общественных формирований правоохранительной направленности общей численностью свыше 454 тыс. человек, в том числе в 14,2 тыс. народных дружин — около 190 тыс. человек, 895 казачьих дружин — около 62 тыс. человек, а также более 42 тыс. внештатных сотрудников полиции. Только в 2012 году с их участием было раскрыто 32,4 тыс. преступлений, выявлено 459,6 тыс. административных правонарушений и задержано 357,5 тыс. правонарушителей. В настоящее время в 63 субъектах РФ действуют нормативно-правовые акты, регламентирующие участие граждан в обеспечении правопорядка. При привлечении общественности к решению данной задачи особое внимание уделяется формированию круглосуточных постов и групп патрулирования в местах массового пребывания граждан, общественных пунктов охраны порядка, советов профилактики правонарушений. Федеральный законопроект, принятый Госдумой во втором чтении в ноябре, учел особенности субъектов, тем более что разработчики провели мониторинг действия региональных законов. Согласно документу участие граждан в охране общественного порядка может осуществляться в таких основных формах, как: — содействие полиции и другим правоохранительным органам, которое предполагает право граждан на добровольной основе участвовать в мероприятиях по охране общественного порядка; — добровольческая деятельность, которая ограничена участием граждан в мероприятиях по поиску пропавших без вести лиц, жизни и здоровью которых может угрожать опасность или в отношении которых могут совершаться противоправные деяния; — сотрудничество на внештатной основе с полицией, когда граждане на добровольной и долговременной основе участвуют в охране общественного порядка. Речь идет и об участии граждан в деятельности общественных объединений правоохранительной направленности, сформированных по их инициативе в пределах территории проживания, нахождения собственности, работы или учебы; — участие граждан в деятельности народных дружин на территории поселений или городских округов во взаимодействии с органами госвласти субъектов РФ, местного самоуправления, полицией и иными правоохранительными органами. В законопроекте подчеркивается, что граждане, участвующие в охране общественного порядка, не вправе выдавать себя за сотрудников полиции и иных правоохранительных органов, а также осуществлять деятельность, отнесенную законодательством к исключительной компетенции этих органов. С другой стороны, государственные и муниципальные органы не вправе привлекать граждан для содействия в мероприятиях по охране общественного порядка, заведомо предполагающих угрозу их жизни и здоровью. Штраф за невыполнение законных требований народного дружинника или внештатного сотрудника полиции составит от 500 до 2,5 тыс. руб. Одновременно планируется наказывать предупреждением или штрафом в размере от 1 тыс. до 3 тыс. руб. за совершение народным дружинником или внештатным сотрудником полиции действий, явно выходящих за пределы их полномочий, повлекших нарушение прав и законных интересов граждан или организаций. Те же действия, совершенные должностными лицами, возглавляющими органы управления народными дружинами (штабы), повлекут предупреждение или штраф в размере от 1,5 тыс. до 5 тыс. руб.

Концептуальный подход

В конце ноября 2013 года Президент России утвердил Концепцию общественной безопасности в РФ <2>, которая представляет собой систему взглядов на обеспечение общественной безопасности как части национальной безопасности страны. Она является основополагающим документом стратегического планирования, определяющим государственную политику в сфере обеспечения общественной безопасности. ——————————— <2> http://kremlin. ru

Согласно Концепции под общественной безопасностью понимается состояние защищенности человека и гражданина, материальных и духовных ценностей общества от преступных и иных противоправных посягательств, социальных и межнациональных конфликтов, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Среди основных угроз общественной безопасности в документе названы терроризм, экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности России, преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, увеличение количества преступлений, совершенных под влиянием указанных веществ и алкогольных напитков, коррупция, незаконная миграция, ухудшение технического состояния объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств, гидротехнических сооружений, вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций на ядерно и радиационно опасных объектах и опасных производственных объектах и ряд других. Концепция определяет цели, задачи и принципы обеспечения общественной безопасности, а также основные направления деятельности по ее обеспечению. Реализовать ее планируется в два этапа: с 2013 по 2016 год и с 2017 по 2020 год. Предполагается, что в случае успешной реализации Концепция будет способствовать: — укреплению правопорядка, сохранению гражданского мира, политической и социальной стабильности в обществе; — повышению эффективности защиты жизни, здоровья, конституционных прав и свобод человека и гражданина на территории России; — дальнейшему развитию системы обеспечения общественной безопасности в РФ; — усилению роли государства как гаранта безопасности граждан, прежде всего несовершеннолетних; — повышению эффективности деятельности сил обеспечения общественной безопасности; — снижению уровня криминализации общественных отношений; — повышению защищенности населения от последствий проявления терроризма и экстремизма; — совершенствованию нормативно-правового регулирования в сфере профилактики правонарушений, коррупции, терроризма и экстремизма. Наряду с этим продолжается обсуждение проектов Стратегии кибербезопасности РФ и Концепции информационной безопасности детей, направленных на создание государственной системы защиты от существующих киберугроз.

——————————————————————