Виды тайны как условие трудового договора
(Иванов Д. В.)
(«Налоги» (газета), 2009, N 5)
ВИДЫ ТАЙНЫ КАК УСЛОВИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА
Д. В. ИВАНОВ
Иванов Д. В., Управление Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю, судебный пристав-исполнитель.
Как известно, содержанию трудового договора посвящена ст. 57 ТК РФ. Содержание любого договора — это права и обязанности сторон, трансформирующиеся в его условия. Содержание трудового договора состоит из двух групп договорных условий: обязательных и дополнительных. Они различаются между собой не порядком установления (он один и тот же — соглашение), а значением для существования трудового договора, который может считаться заключенным, когда согласованы важнейшие (по прежней терминологии Трудового кодекса — существенные), т. е. обязательные условия. При этом надо иметь в виду, что согласовываются только договорные условия; предусмотренные законодательством распространяются на стороны в силу юридического факта заключения трудового договора. Под обязательными условиями следует понимать условия, без которых конкретный договор не может быть заключен. Дополнительные же — условия, существование трудового договора без которых в принципе возможно, но если они включены в него, то стороны обязаны их соблюдать.
В трудовом договоре, как сказано в ст. 57 ТК РФ, могут предусматриваться дополнительные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, в частности о неразглашении охраняемой законом тайны (государственной, служебной, коммерческой и иной).
Остановимся именно на этом виде дополнительных условий трудового договора и рассмотрим, всегда ли оно может быть только дополнительным.
Изучив соответствующее законодательство, регулирующее отношения, связанные с информацией, приходим к следующим выводам.
Трудовой кодекс РФ (ст. ст. 57, 81, 243) упоминает государственную, служебную, коммерческую, иную охраняемую законом тайну и связывает с нарушением обязанности по ее сохранности юридические последствия. В то же время определение данных понятий Трудовой кодекс не содержал и не содержит. Однако идентифицировать, конкретизировать эти понятия необходимо, так как в противном случае они не смогут выполнить роль условия договора (ст. 57), основания увольнения (ст. 81) и основания привлечения к материальной (ст. 243) или дисциплинарной (ст. 192) ответственности.
Обратимся к нормативным актам, имеющим своим предметом информацию.
Пункты 3 и 4 ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [7] (далее — Закон об информации) называют те же виды тайны, что и ТК РФ: государственную, служебную, коммерческую, иную.
Государственная тайна определяется ст. 2 Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне» как защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации [4].
Закон, регулирующий отношения, связанные с коммерческой тайной, претерпевший значительные изменения в связи с введением в действие части четвертой ГК РФ [10], — Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» [6]. Коммерческая тайна, безусловно, отличается от государственной тайны: она не определена перечнем, поскольку всегда разная применительно к различным предприятиям. Сроки действия коммерческой тайны определяются в каждом конкретном случае. Государственная тайна подлежит защите со стороны государства соответствующими органами, а коммерческая тайна — службой безопасности предприятия. При этом следует иметь в виду, что коммерческие секреты могут быть государственными секретами, однако государственные секреты не могут быть коммерческой тайной, поскольку в противном случае шла бы торговля государственными интересами [9].
В п. 1 ст. 3 Закона «О коммерческой тайне» она определяется как «режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду». Статья 1225 гл. 69 части четвертой ГК РФ в числе результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации называет секреты производства (ноу-хау). Они признаются как сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны (ст. 1465). Обращает на себя внимание несоответствие в определении коммерческой тайны по Закону «О коммерческой тайне» и по соответствующим статьям части четвертой ГК РФ. Согласно п. 1 ст. 3 Закона N 98-ФЗ коммерческая тайна — это режим конфиденциальности информации (а не сама информация). В п. 2 этой же статьи коммерческая тайна, по сути дела, отождествляется с секретами производства: «информация, составляющая коммерческую тайну (секрет производства)…». Из содержания же ст. 1465 ГК РФ следует, что любая информация, в отношении которой введен режим конфиденциальности, относится к секретам производства. Можно констатировать, что единообразного определения понятия коммерческой тайны в действующем законодательстве нет. Очевидно, в трудовых отношениях должно применяться определение понятия коммерческой тайны, данное в Законе N 98-ФЗ, поскольку данный Закон, в отличие от ГК РФ, содержит нормы, регулирующие трудовые отношения, и согласно ст. 5 ТК РФ в этой части включается в трудовое законодательство.
Служебная (как и коммерческая) тайна раньше определялась ныне не действующей ст. 139 ГК РФ. О служебной тайне говорится в Указе Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188 «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера» [3]. О порядке отнесения сведений к служебной (в частности) тайне сказано в ст. 9 Закона «Об информации…». Заметим, некоторые Законы: Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ (в ред. от 29.03.2008) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [5] в пп. 7 п. 1 ст. 15, Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» в пп. 6 п. 1 ст. 12 [8] — говорят, собственно, не о служебной тайне как таковой, а об обязанностях госслужащего (муниципального служащего) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство, то есть конфиденциальную информацию.
Часть четвертая ГК РФ ввела новое понятие: служебный секрет производства (ст. 1470). Говоря о соотношении служебной тайны и служебного секрета производства, мы отмечаем общее (и то и другое понятие связаны с содержанием трудовой функции работника) и существенные различия. Если очень коротко, то в гражданском праве термин «служебный» применяется в ином смысле — только как результат интеллектуальной деятельности, тогда как служебная тайна в трудовом договоре может не иметь никакого отношения к личности работника.
В законе нет четкого определения понятия служебной тайны. Мы определили бы ее следующим образом: служебная тайна — это конфиденциальные сведения, не относящиеся к государственной тайне, ставшие известными работнику в связи с исполнением его должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство, перечень которых определяет работодатель и доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами.
Профессиональная тайна согласно п. 5 ст. 9 Закона «Об информации…» — информация, полученная гражданами (физическими лицами) при исполнении ими профессиональных обязанностей или организациями при осуществлении ими определенных видов деятельности (профессиональная тайна), подлежит защите в случаях, если на эти лица федеральными законами возложены обязанности по соблюдению конфиденциальности такой информации. Таким образом, профессиональная тайна — сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством.
Профессиональная тайна «рассыпается» на множество видов тайны по определенным профессиям (банковская, врачебная и т. п.) либо перечисляется как сведения, полученные работником при выполнении своих трудовых обязанностей, не подлежащие разглашению (связь; нотариусы; адвокаты и др.). Например, «нотариус выполняет свои обязанности в соответствии с настоящими Основами, законодательством субъектов Российской Федерации и присягой. Нотариус обязан хранить в тайне сведения, которые стали ему известны в связи с осуществлением его профессиональной деятельности» (ч. 2 ст. 16 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. [1]).
В отличие от ранее действовавшего законодательства ст. 57 ТК не ограничивает возможность включения в трудовой договор условия о неразглашении служебной или коммерческой тайны случаями, предусмотренными законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Такое условие в соответствии с ч. 3 ст. 57 ТК может предусматриваться (по соглашению сторон) в трудовом договоре с любым работником независимо от характера трудовой функции, обусловленной договором, если исполнение трудовых обязанностей связано с использованием сведений, составляющих коммерческую или служебную тайну [2]. Это можно сказать, как нам кажется, применительно к любому виду охраняемой законом тайны и вообще — конфиденциальной информации.
Учитывая интересующую нас тему, заявленную в названии, мы приходим к следующим выводам и вносим некоторые предложения, которые, возможно, могли бы привлечь внимание законодателя:
1. Необходимо легально определить понятие коммерческой, служебной, профессиональной тайны применительно к целям трудового законодательства.
2. Условием трудового договора может быть любая информация, отвечающая признакам конфиденциальности (п. 7 ст. 2 Закона «Об информации…»).
3. Конфиденциальная информация может быть не только дополнительным, но и обязательным условием трудового договора. Кроме того, она может быть и производным условием, имея в виду ч. 5 ст. 57 ТК РФ: «По соглашению сторон в трудовой договор могут также включаться права и обязанности работника и работодателя, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, а также права и обязанности работника и работодателя, вытекающие из условий коллективного договора, соглашений».
Литература
1. Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 10. Ст. 357.
2. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. Ю. П. Орловского. Юридическая фирма «Контракт»; Издательский дом «ИНФРА-М», 2004.
3. СЗ РФ. 1997. N 10. Ст. 112.
4. СЗ РФ. 1997. N 41. Ст. 8220 — 8235.
5. СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215.
6. СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3283.
7. СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3448.
8. СЗ РФ. 2007. N 10. Ст. 1152.
9. Соловьев Э. Я. Коммерческая тайна и ее защита. М.: Ось-89, 2001. С. 5.
10. Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. 2006. N 52 (ч. 1). Ст. 5497.
——————————————————————