Историк-юрист Б. И. Сыромятников (1874 — 1947)

(Тихонов В. В.) («История государства и права», 2012, N 13)

ИСТОРИК-ЮРИСТ Б. И. СЫРОМЯТНИКОВ (1874 — 1947) <*>

В. В. ТИХОНОВ

——————————— <*> Tikhonov V. V. Historian-lawyer B. I. Syromyatnikov (1874 — 1947)

Тихонов Виталий Витальевич, научный сотрудник Института российской истории РАН, кандидат исторических наук.

В статье рассматривается научная биография историка-юриста Б. И. Сыромятникова (1874 — 1947). Показана его роль в общественной жизни, в развитии изучения истории государства и права, участие в дискуссиях советского времени.

Ключевые слова: Б. И. Сыромятников, научная биография, история государства и права.

The article considers scientific biography of historian and jurist B. I. Syromyatnikov (1874 — 1947). His role in public life, in development of research of history of state and law, participation in discussions of soviet time are showed.

Key words: B. I. Syromyatnikov, scientific biography, history of state and law.

Важной чертой историко-юридических исследований в России XIX — начала XX в. была тесная связь юристов и историков. В исторической науке сильны были традиции историко-юридического направления, в свою очередь, специалисты по истории права пристально следили за достижениями своих коллег-историков. Такие ученые, как К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин, В. И. Сергеевич, В. Н. Латкин, М. Ф. Владимирский-Буданов, А. Д. Градовский и др., внесли заметный вклад не только в развитие юридических наук, но и приобрели непререкаемый авторитет среди историков. История права стала пограничной наукой, которой занимались представители обеих дисциплин. Историко-юридические исследования в России во второй половине XIX в. сделали важный шаг вперед, перейдя от исключительно формально-юридического анализа правовых памятников к выявлению их социально-исторического контекста <1>. Такое методологическое нововведение только усилило кооперацию историков и юристов. Творческая биография Бориса Ивановича Сыромятникова (1874 — 1947) является наглядным примером отмеченных выше явлений. ——————————— <1> Иллерицкая Н. В. Историко-юридическое направление в русской историографии второй половины XIX века. М., 1998. С. 144.

Он родился 4 октября 1874 г. в семье земского врача. В 1895 г. Сыромятников поступил на юридический факультет Московского университета. Молодой человек попал в благоприятную научно-педагогическую атмосферу. Среди тех, кто учился одновременно с Сыромятниковым, были впоследствии известные ученые С. И. Викторский, М. Н. Гернет, Н. Н. Полянский. На факультете в то время преподавали такие блестящие специалисты в области права, как Ю. С. Гамбаров, Г. Ф. Шершеневич и др. Несмотря на то что на юридическом факультете были собраны выдающиеся преподаватели и ученые, истинным своим учителем Сыромятников считал знаменитого историка В. О. Ключевского. Молодой ученый занимал активную общественную позицию: он принимал деятельное участие в студенческих сходках и был в 1899 г. на некоторое время выслан в Казань <2>. Однако вскоре он вернулся в Москву, успешно окончил университет в 1900 г. и был оставлен для подготовки к профессорскому званию <3>. ——————————— <2> Государственный архив Российской Федерации. Ф. 63. 1899. Оп. 1. Д. 80. Т. 1. Л. 114 об. <3> Научно-исследовательский отдел рукописей Российской государственной библиотеки (далее — НИОР РГБ). Ф. 366. К. 30. Ед. хр. 3. Л. 1.

Сыромятникова пригласили в Московский университет на должность приват-доцента на кафедру государственного права специалистом по истории русского законодательства <4>. В 1903 — 1905 гг. он совершил поездку в Европу, где стажировался во Франции, в Париже и Дижоне, посетил Берлин, неоднократно встречался и вел беседы с известным историком средневекового права Э. Глассоном, деканом факультета права Сорбонны. После возвращения из научной поездки молодой правовед был полон идей о концептуальном обновлении историко-юридических исследований. Он был сторонником тесной связи истории, права и социологии. Представления о его теоретико-методологических взглядах наглядно дает литографированный курс лекций по истории русского государственного права <5>. В основе его взглядов лежало признание обусловленности правовой системы сложившимися общественными отношениями. При этом Сыромятников очень широко трактовал понятие «источник права», признавая таковым саму жизнь, поэтому, по мнению правоведа, изучение правовой системы должно основываться на самых разнообразных документах, вплоть до народного фольклора <6>. Он ратовал за сравнительно-исторические исследования русского права, считая, что это позволит выявить не только закономерности его развития, но и наглядно покажет родственность русского и европейского пути развития. Будучи либералом-западником, он считал, что Россия неизбежно будет эволюционировать в сторону правового государства по западноевропейскому образцу. ——————————— <4> НИОР РГБ. Ф. 366. К. 24. Ед. хр. 9. Л. 1. <5> Сыромятников Б. И. История русского государственного права. М., 1909. <6> Там же. С. 60 — 61.

Начинающий исследователь работал над диссертацией о развитии русского феодализма. К 1911 г. он закончил первую часть, представлявшую собой историографический очерк под названием «Традиционная теория русского исторического развития» <7>. Не оставлял он и общественной деятельности, являясь членом правления Московского общества народных университетов, негосударственной просветительской организации <8>. ——————————— <7> НИОР РГБ. Ф. 366. К. 1. Ед. хр. 2. <8> Подробнее см.: Тихонов В. В. Б. И. Сыромятников и Московское общество народных университетов // История Московского края. Проблемы, исследования, новые материалы. Вып. 2. М., 2008. С. 228 — 237.

Диссертационная работа сулила несомненный научный успех. В ней автор категорически выступал против тех, кто отрицал существование в русской истории феодализма. Анализ государственно-правовых институтов позволил ему прийти к противоположному мнению. Диссертация уже была в наборе, когда в 1911 г. разразился конфликт между преподавателями Московского университета и министром образования Л. А. Кассо, который вмешивался в автономию университета. Сыромятников, как и многие его коллеги, в знак протеста уволился. Этот шаг на определенное время поставил крест на дальнейшем пребывании ученого в Московском университете, не говоря уже о том, что фактически был погублен труд многих лет жизни: книга о феодальных отношениях так и не увидела свет. После ухода из Московского университета историк-юрист сосредоточился на просветительской и публицистической деятельности <9>. Тем не менее он регулярно публиковал различные исследования, посвященные эволюции русского права и общественно-политической мысли <10>. Февральскую революцию 1917 г. он встретил восторженно. Его снова пригласили работать в Московский университет, он возглавил юридическую секцию народных университетов. С 1917 по 1920 г. Сыромятников официально был гласным Московской городской думы <11>. Прогнозируя дальнейшее развитие России, он писал: «Россия в настоящий момент, как страна исторически более молодая, со значительным запозданием, переживает то же самое, что пережили в свое время другие нации в соответствующий революционный период борьбы со старым самодержавным государством, на место которого они поставили государство «правовое» или, говоря иначе, государство народоправное, демократическое» <12>. Но его мечтам не суждено было сбыться. Прогнозы Сыромятникова опровергла наступившая Октябрьская революция. Эти события, а также нарастающая разруха и анархия в стране послужили причиной его глубокого разочарования в революции. ——————————— <9> Подробнее см.: Тихонов В. В. Неизвестные страницы из истории общественной деятельности Б. И. Сыромятникова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «История и политические науки». 2007. N 2. С. 35 — 40. <10> Среди его работ: Абсолютная монархия в России в XVIII в. // Книга для чтения по истории нового времени. М., 1911. Т. II. С. 511 — 548; Славянофильство // Книга для чтения по истории Нового времени. М., 1914. Т. IV. Вып. 2. С. 291 — 339; Краткий обзор и указатель литературы по истории государственной власти. М., 1913; Политическая доктрина «Наказа» П. И. Пестеля // Сборник статей, посвященных В. О. Ключевскому. М., 1909. С. 679 — 718 и др. <11> Писарькова Л. Ф. Московская городская Дума. 1863 — 1917. М., 1998. С. 502. <12> Сыромятников Б. И. Верховенство народа и Учредительное Собрание. М., 1917. С. 5.

Первые годы советской власти были периодом трудной адаптации к новым реалиям. Он преподавал в различных институтах и рабфаках Москвы, некоторое время работал в Казани. Из-под его пера вышло несколько исследований, хотя многое так и осталось неопубликованным. Но в 1930-е гг. ситуация изменилась. В стране вновь стал востребован научный потенциал «старых специалистов», бурное развитие высшего образования быстро привело к кадровому голоду в вузах. Сыромятникову по совокупности трудов присуждается степень доктора юридических наук, он приступает к работе в Московском государственном юридическом институте, юридическом факультете МГУ, его приглашают в Институт государства и права АН СССР. Многими забытый историк-юрист снова оказывается в центре внимания, принимая участие в ключевых научных дискуссиях того времени. Научный мир взбудоражил его доклад, прочитанный в 1940 г., о социально-экономическом строе Киевской Руси <13>. К тому времени среди историков и историков государства и права практически полным признанием пользовалась концепция академика Б. Д. Грекова о феодальном характере Древнерусского государства. Помимо научных аргументов Б. Д. Греков ссылался на мнение Ф. Энгельса о том, что германцы и славяне миновали стадию рабовладения, сразу вступив в феодальный период. Сыромятников, следуя принятым полемическим приемам, со ссылкой на «Краткий курс истории ВКП(б)», отставил положение о рабовладельческом характере киевского общества. Анализ имеющихся источников, и в первую очередь «Русской Правды», приводил докладчика к выводу о широком бытовании рабовладения, являвшегося, по его мнению, фундаментом экономики и общественных отношений того времени. Систематические ссылки докладчика на «Краткий курс» не должны вводить в заблуждение: его концепция была тесно связана с традициями русской дореволюционной науки, в которой широким признанием пользовалось мнение о рабовладении как важнейшем сегменте домонгольской экономики. В своих ранних работах он также придерживался этой точки зрения. ——————————— <13> НИОР РГБ. Ф. 366. К. 26. Ед. хр. 14. В архиве сохранился как сам доклад, так и протоколы заседания. Кроме того, тезисы доклада обнаружены в личном фонде С. В. Бахрушина (Архив РАН. Ф. 624. Оп. 5. Д. 253).

Выступление Сыромятникова, на котором присутствовал сам Б. Д. Греков и его сторонники, вызвало скандал. Последовала незамедлительная реакция в виде ответного доклада <14>. Но полемику прервала начавшаяся война. Параллельно с дискуссией Сыромятников работал над собранием законодательных памятников, которое в перспективе должно было стать учебным пособием. Объем издания, почти законченного к 1941 г., должен был составлять около 50 печатных листов. В этой работе Сыромятников, по сути, представил концепцию социально-экономической истории Древней Руси, альтернативную теориям Б. Д. Грекова. На проект издания был написан положительный отзыв академика Ю. В. Готье. В нем он замечал: «Следует по всей справедливости признать, что Б. И. Сыромятников высококвалифицированный специалист и знаток истории русского права, лучший, быть может, представитель этой научной дисциплины» <15>. Но книга из-за активного противодействия Института истории во главе с Б. Д. Грековым так и не увидела свет. В печати в виде статей появились лишь отдельные главы и разделы <16>. ——————————— <14> Горская Н. А. Борис Дмитриевич Греков. М., 1999. С. 122 — 123. К сожалению, сам текст доклада Б. Д. Грекова в архивах обнаружить не удалось. <15> НИОР РГБ. Ф. 366. К. 39. Ед. хр. 3. Л. 1. <16> Сыромятников Б. И. Из истории политических учений в России (XVI в.) // Советское государство и право. 1940. N 10. С. 21 — 42; Он же. М. М. Сперанский как государственный деятель и политический мыслитель // Советское государство и право. 1940. N 3; Он же. О «смерде» Древней Руси (к критике текстов «Русской Правды») // Московский государственный университет. Ученые записки. Вып. 116. Труды юридического факультета. Кн. 2. 1946. С. 26 — 40.

Заметным научным событием стала публикация монографии, посвященной идеологии государства Петра I <17>. Книгу предварял обстоятельный историографический обзор проблемы, на тот момент наиболее полный в советской науке. Истоки абсолютизма Сыромятников находил в Московском царстве, развитие которого привело к равновесию между двумя ведущими общественными силами — дворянством и посадом. На этом равновесии и зародилась абсолютистская империя Петра, построенная на принципах просвещенной монархии. Главной основой идеологии петровского государства стало стремление построить жизнь на ясных указаниях и предписаниях, где каждый подданный четко знает свое место и роль. Все это автор обозначил термином «регулярное государство». Важной чертой внутренней политики Петра Великого исследователь считал антидворянские тенденции в законодательстве. ——————————— <17> Сыромятников Б. И. «Регулярное» государство Петра Первого и его идеология. Ч. 1. М.-Л., 1943.

Книга Сыромятникова была нехарактерна для советской историографии, в первую очередь потому, что опиралась, в основном, на достижения дореволюционных историков и правоведов. Во многом в ней повторялась концепция, впервые изложенная самим же историком в одной его дореволюционной статье <18>. ——————————— <18> Сыромятников Б. И. Абсолютная монархия в России в XVIII в. // Книга для чтения по истории нового времени. Т. II. М., 1911. С. 511 — 548.

Исследование вызвало активную полемику. На монографию появились как положительные, так и отрицательные рецензии. Она стала предметом обсуждения на знаменитом совещании историков в ЦК ВКП(б) в 1944 г. <19>. Уже немолодого ученого обвинили ни много ни мало в антипатриотических попытках «протаскивания» буржуазных теорий и возрождении идей одиозной «школы М. Н. Покровского». В отчаянии он даже написал письмо И. В. Сталину <20>. ——————————— <19> Подробнее см.: Константинов С. В. Несостоявшаяся расправа (о совещании историков в ЦК ВКП(б) в мае — июле 1944 г.) // Власть и общественные органы России в первой трети XX столетия. М., 1995. С. 254 — 268; Бранденберг Д. Л., Дубровский А. М. Итоговый документ совещания историков в ЦК ВКП(б) в 1944 г. // Археографический ежегодник. 1998. М., 1999. С. 148 — 163. <20> НИОР РГБ. Ф. 366. К. 37. Ед. хр. 5. Л. 1 — 14.

Историк-правовед умер 12 января 1947 г. После его смерти в журнале «Советское государство и право» появился некролог, в котором отмечались его огромные заслуги перед исторической и юридической наукой. Его подход к изучению историко-правовых проблем назывался новаторским и прогрессивным по сравнению с «формально-юридической школой» <21>. ——————————— <21> Б. И. Сыромятников [Некролог] // Советское государство и право. 1947. N 2. С. 87 — 88.

Сейчас наблюдается заметный рост интереса к судьбе и научному наследию историка-юриста. О нем публикуются статьи и монографии <22>, переиздаются его труды <23>. ——————————— <22> Муравьев В. А. Борис Иванович Сыромятников // Историки России. Биографии. М., 2001. С. 524 — 530; Беленький И. Л. Борис Иванович Сыромятников // Россия и современный мир. 2002. N 4. С. 204 — 213; Tikhonov V. V. The Russian state and the interpretation of History during the Second World War: the Impact of B. I. Syromyatnikov’s «The «Regulated» State and Peter the Great and its ideology» // Power and culture. Vol. II: Identity, Ideology, Representation. Pisa, 2007. P. 159 — 170; Тихонов В. В. Историк «старой школы»: Научная биография Б. И. Сыромятникова. Pisa, 2008; Он же. Жизнь и научная деятельность Б. И. Сыромятникова // История и историки. 2007. Историографический вестник. М., 2009. С. 281 — 308; Дурновцев В. И. Б. И. Сыромятников и проблема «Россия и Запад» в русской историографии в начале XX века // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. 2009. N 142. С. 19 — 23. <23> Дурновцев В. И., Тихонов В. В. Жизнь и труды историка Б. И. Сыромятникова. М.: Канон-плюс, 2011. 480 с.

——————————————————————