Не остаться без оплаты
(Шайхутдинов С.)
(«ЭЖ-Юрист», 2013, N 50)
НЕ ОСТАТЬСЯ БЕЗ ОПЛАТЫ
С. ШАЙХУТДИНОВ
Сергей Шайхутдинов, юрист, г. Ижевск.
Стоимость работ по договору подряда может составлять весьма крупную сумму, и соответственно убытки, возникающие у подрядчика при неполучении платы за выполненную работу, могут быть значительными. Один или несколько таких неоплаченных договоров подряда могут существенно подорвать платежеспособность подрядчика и даже привести к его несостоятельности. Для того чтобы этого не произошло, необходимо еще на этапе заключения договора подряда учесть множество факторов, позаботиться о включении в него условий, которые подстрахуют подрядчика. Расскажем о некоторых конкретных мерах.
Выполнение работ для госнужд
Субъекты, финансируемые из государственного или муниципального бюджета, участвуют в гражданском обороте наравне с другими (частными) субъектами. Это означает, что такие субъекты могут выступать в роли заказчика выполнения работ по договору подряда.
Отношения, связанные с выполнением работ для государственных или муниципальных нужд, регулируются Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (а с 01.01.2014 будут регулироваться Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).
Данный Закон для выполнения работ для государственных или муниципальных нужд предусматривает заключение государственного (муниципального) контракта по результатам конкурса.
В соответствии со сложившейся арбитражной практикой в случае, если договор строительного подряда не заключался либо если такой договор признан судом незаключенным, фактически выполненные работы все равно подлежат оплате. При этом суды взыскивают стоимость работ как неосновательное обогащение (Постановление ФАС ВВО от 06.05.2010 по делу N А31-4659/2009) либо как стоимость выполненных работ по фактически сложившимся подрядным правоотношениям (Определение ВАС РФ от 14.10.2008 N 13095/08, Постановление Президиума ВАС РФ от 20.09.2011 N 1302/11).
Однако при выполнении работ для государственных или муниципальных нужд при отсутствии заключенного государственного или муниципального контракта позиция судов прямо противоположная. По таким делам суды отказывают во взыскании стоимости работ (Постановления Президиума ВАС РФ от 04.06.2013 N 37/13, от 28.05.2013 N 18045/12).
Отказ во взыскании стоимости работ мотивируется, как правило, тем, что обратный подход открыл бы возможность для недобросовестных исполнителей работ и государственных (муниципальных) заказчиков приобретать незаконные имущественные выгоды в обход Закона N 94-ФЗ. Никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения. Выполнение работ без государственного (муниципального) контракта, подлежащего заключению в случаях и в порядке, предусмотренных Законом N 94-ФЗ, свидетельствует о том, что лицо, выполнявшее работы, не могло не знать, что работы выполняются им при очевидном отсутствии обязательства.
Следует также учитывать, что бюджетных средств, как правило, всегда недостаточно, а их расходование строго регламентировано, поэтому надеяться на то, что выполненные без контракта работы будут оплачены добровольно, вряд ли обоснованно.
Таким образом, при выполнении работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик лишен возможности взыскать неосновательное обогащение либо стоимость работ по фактически сложившимся подрядным отношениям. Поэтому, если подрядчику не удалось в установленном порядке заключить государственный (муниципальный) контракт, от выполнения работ целесообразно вообще отказаться, даже если заказчик обещает их оплату.
Поэтапная оплата
В пункте 1 ст. 711 ГК РФ установлено правило, согласно которому, если договор подряда не предусматривает предварительную оплату выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок.
Означает ли данное правило, что если в договоре подряда не предусмотрена оплата этапов работ, то в случае, если окончательная сдача результатов работы не будет осуществлена либо работа не будет выполнена в установленный в договоре срок, подрядчик лишается права на оплату фактически выполненных работ? Да, именно по такому пути и идет судебная практика. Так, ВАС РФ в Определении от 24.03.2010 N ВАС-3165/10 со ссылкой на ст. 711 ГК РФ указал: поскольку обязанность оплатить выполненные работы до окончательной сдачи их результатов у ответчика не возникла, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для взыскания задолженности.
Напротив, если стороны в договоре подряда согласовали поэтапную оплату работ, то для возникновения обязательства заказчика по оплате фактически выполненных работ факт завершения объекта строительством (окончательная сдача работ) значения иметь не будет (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2011 N 17АП-1824/2011-ГК по делу N А71-12317/2010).
Конечно, данное правило не работает, если выполнение работ прекращено досрочно по инициативе заказчика. В указанном случае в действие вступает ст. 717 ГК РФ о пропорциональной оплате работы, выполненной до отказа заказчика от договора. Однако, если прекращение выполнения работы происходит по инициативе или по вине подрядчика, применяется правило, указанное в ст. 711 ГК РФ.
Таким образом, подрядчику важно при подготовке и заключении договора подряда придерживаться следующих рекомендаций.
В договоре подряда необходимо, во-первых, указать, что является этапом выполненных работ. Таким этапом может быть, например, объем работ, указанный в актах и справках по форме КС-2 и КС-3. Во-вторых, важно предусмотреть в договоре подряда обязательство заказчика по поэтапной оплате выполненных работ, а не по окончании всех работ по договору.
Если указанные рекомендации соблюдены, законодательство и судебная практика позволяют подрядчику получить оплату части выполненной работы, если по каким-либо причинам окончательная сдача-приемка работ не состоится (например, в случае досрочного прекращения договора по инициативе или по вине подрядчика).
К сожалению, реалии деятельности многих строительных организаций свидетельствуют о том, что зачастую компании принимают к работе заказ, не уделяя должного внимания надлежащему заключению договора подряда. Однако желание заработать и небрежное отношение к «бумажной работе» может обернуться против подрядчика и принести большие убытки.
Так, при работе с государственными или муниципальными заказчиками первостепенное значение имеет заключение договора в порядке, установленном Законом N 94-ФЗ. Кроме того, заказчик должен предусмотреть для себя возможность получить плату за выполненные работы на случай, если к моменту окончания работ сдача окончательного результата работ не произойдет, путем включения в договор условия о поэтапной оплате работ.
——————————————————————