Сравнительно-правовой анализ административно-правового регулирования аттестации научных кадров в России и зарубежных странах

(Бибик И. Е.) («Юридическое образование и наука», 2012, N 4)

СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АТТЕСТАЦИИ НАУЧНЫХ КАДРОВ В РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ <*>

И. Е. БИБИК

——————————— <*> Bibik I. E. The rather-legal analysis of the administrative-legal regulation of certification of scientific staff in Russia and foreign countries.

Бибик Ирина Евгеньевна, аспирант кафедры административного права МГЮА имени О. Е. Кутафина.

В статье рассматриваются вопросы современного состояния и реформирования системы аттестации научных кадров в России в связи с переходом на европейские стандарты в сфере образования и науки. Автор выдвигает концепцию реформирования системы аттестации научных кадров, основываясь на опыте зарубежных стран.

Ключевые слова: аттестация, научные кадры, ученые степени, ученые звания.

In the article questions of a current state and the reforming of system of certification of scientific staff in Russia in connection with transition to the European standards in an education sphere and sciences are considered. The author puts forward the concept of reforming of system of certification of scientific staff, being based on experience of foreign countries.

Key words: certification, scientific staff, academic degrees, academic ranks.

В силу конкретных исторических условий в различных странах сложились различные системы аттестации научных кадров. Вместе с тем многие передовые страны мира, несмотря на национальные различия, стремятся к некоторым общим уровням подготовки и аттестации, а также стандартам или элементам стандартов этой подготовки. Довольно широкое распространение получила двухступенчатая схема высшего образования. Первая ступень высшего образования завершается получением диплома бакалавра (например, в США, Японии, Великобритании), дипломированного инженера — в ФРГ, мэтриз — во Франции, кандидата — в Финляндии <1>. Вторая ступень указанной схемы вузовской подготовки представляет магистерский этап. На этом этапе обучения изучается определенное количество дисциплин, а также выполняются исследовательские работы под научным руководством. По результатам обучения подготавливаются диссертация или тезисы, которые рецензируются и представляются на публичную защиту. При успешном завершении программы подготовки, выполнении всех необходимых требований соискатель получает степень магистра (США, Великобритания, Франция и др.), лиценциата (Финляндия). Высшее образование везде является первым этапом на пути в науку. ——————————— <1> Карлов Н. В. О европейском опыте аттестации // Бюллетень ВАК России. 1993. N 5. С. 9 — 21.

Послевузовское образование осуществляется в аспирантских школах, где соискатели сдают дополнительные квалификационные экзамены, проводят научные исследования, а затем докладывают об их результатах на конференциях, публикуют эти результаты в научных журналах и изданиях. Изучение учебных курсов является необходимым условием выполнения программы обучения, но недостаточным для получения ученой степени. Присуждение ученой степени связано с овладением соискателем определенным объемом знаний в специальной области, с отражением в научной среде результатов собственных научных исследований. Подготовленная диссертация, содержащая результаты выполненных автором научных исследований, публично защищается с учетом данных на нее рецензий. При успешной защите диссертации соискателю присуждается ученая степень доктора (философии, по профессии, инженера и др.). На это требуется обычно от двух до четырех лет. Помимо указанного уровня подготовки в отдельных странах имеется еще один уровень подготовки, завершающийся приобретением высшей научной квалификации. Так, в ФРГ существует ученая степень «хабилитированного» доктора (Habilitation), более высокая, чем степень доктора по отраслям знаний. Двухуровневая система докторских ученых степеней имеется в Дании и Исландии <2>. Приобретению данной степени предшествуют достаточно долгий срок научной работы после получения первой докторской степени, проведение оригинального исследования, а также успешная защита диссертации. ——————————— <2> Болонский процесс: нарастающая динамика и многообразие / Под ред. проф. В. И. Байденко. М., 2002. С. 124.

Несмотря на высокий уровень самостоятельности высших учебных заведений, порядок присуждения ученых степеней регулируется соответствующим законодательством стран, находится под пристальным вниманием и даже контролем качества подготовки научных кадров государственных органов, региональных властей и авторитетных объединений ученых. Данный контроль необходим для сохранения престижа специалиста высшей научной квалификации. Западная система подготовки и аттестации научных кадров в значительной степени децентрализована, деэтапизирована, основана на соединении продолжения образования и исследования. Таким образом, она ориентирована прежде всего на подготовку специалиста, способного в дальнейшем активно и квалифицированно вести научные исследования, освоившего методологию и методику научных исследований. Главное внимание приковано к более высокому и специализированному уровню образования, многочисленным и весьма сложным экзаменам. Само исследование, диссертация в ней не являются самоцелью и даже не играют главной роли. Советская система подготовки научных и научно-педагогических кадров делала акцент не столько на подготовку исследователей, сколько на подготовку диссертаций, стремясь максимально поднять формальные требования именно к диссертации, ее рецензированию, нередко закрытому, а не к уровню подготовленности будущего научного работника и педагога. Диссертация со временем превратилась в некое самодостаточное основание для присвоения ученой степени с труднопроверяемым личным участием в ее подготовке соискателя, что вполне соответствовало интересам тех, кто для достижения ученой степени имел возможности мобилизовать труд других людей за счет финансовых или бюрократических ресурсов. Так, нередко возникало противоречие, когда, казалось, прекрасную диссертацию защищал недостаточно образованный и недостаточно подготовленный соискатель, который получал степень, но затем не всегда мог квалифицированно проводить научные исследования. Нередко степень была нужна ему не как свидетельство его подготовленности к дальнейшей научной и педагогической работе, а для занятия определенной высокооплачиваемой должности, обычно вне сферы образования и науки. На Западе ученые степени магистра и доктора философии, как правило, присваиваются теми университетами, где готовились диссертации, значение степени (диплома) и влияние ученого зависит прежде всего от содержания диссертации, реального ее значения, а также отчасти от авторитета университета, где работа выполнялась, его научных школ. В связи с реформированием существующей системы аттестации научных кадров не менее важным является вопрос о соотношении отечественной ученой степени кандидата наук и западной степени доктора философии (PhD). Возможно, ученая степень кандидата наук должна быть приравнена к степени доктора философии PhD, как записано, например, в новых казахстанских кандидатских дипломах государственного образца <3>. Институт докторов наук (высшую ученую степень), на взгляд автора, стоит не отменять, а сохранить, реформировав в докторов по профилю, и присваивать ее как вторую после доктора философии докторскую степень. В первую очередь следует сохранить высокий авторитет степени доктора наук, сложившийся в течение длительного времени. ——————————— <3> URL: http://www. educontrol. kz/ru/.

Важно найти баланс в решении двух задач: открыть для молодежи новые возможности и сохранить определенные критерии для отбора наиболее способных и талантливых среди будущих докторов философии (PhD). Вполне возможно создание механизма присвоения второй докторской степени, чтобы это происходило примерно через 5 — 6 лет после защиты диссертации на степень доктора философии по научному докладу или совокупности научных работ. Необходимо отметить, что на Западе в явном или неявном виде существуют аналоги отечественной степени доктора наук. Так, в германской традиции академических степеней степень хабилитированного доктора по своему статусу выше степени доктора философии. Присуждению степени хабилитированного доктора предшествует пять — десять и более лет успешной научно-исследовательской деятельности после получения степени доктора философии. В отличие от степени доктора философии, присуждение степени хабилитированного доктора не требует подготовки и защиты диссертации, но требует выполнения других условий (публикация солидных научных статей и монографии, подготовка научного доклада и т. д.). Институт второй (следующей после PhD) докторской степени (с некоторыми особенностями в квалификационных требованиях и процедуре присвоения) существует и в ряде других европейских стран: в Великобритании, Дании, Франции, Болгарии, Венгрии и др. В отличие от Германии, в англосаксонских странах (США, Канада, Великобритания и др.) статусное различие среди докторов философии имеет неявную форму. В этих странах существует так называемая система тенура (tenure), означающая гарантированное пребывание в академической позиции для обладателей степени доктора философии. Университет присваивает тенур наиболее квалифицированным докторам философии, которые имеют авторитетные научные публикации и другие научные достижения. Фактически обладающие тенуром доктора философии имеют реально более высокий научный, административный и иной статус, чем не обладающие им доктора философии. Требования к соискателям ученой степени DSc (доктора наук или доктора по профилю, или хабилитированного, т. е. признанного доктора) по сравнению с требованиями к современным докторским диссертациям в количественном отношении и в отношении всевозможных сроков, по мнению автора, целесообразно уменьшить. Разрешить следует защиту в форме научного доклада о проведенном исследовании, о совокупности опубликованных работ. В то же время, не снижая требований к уровню научного исследования, повысить требования международного характера (публикации за рубежом и в международных журналах, отзывы и оппонирование зарубежных коллег, прохождение зарубежной стажировки, участие в конференциях в зарубежных странах и т. д.). Если степень хабилитированного доктора (или какой-то ее аналог) будет введена, то ее можно будет присвоить нынешним докторам наук. Если же нынешних докторов наук наряду с кандидатами приравнять к докторам философии, то они будут рассматривать это как понижение своего научного статуса. Это может вызвать недовольство и ненужное напряжение в научной среде страны. Наилучший выход в этой ситуации видится во введении степени хабилитированного доктора и, как было сказано, переаттестации докторов наук в хабилитированные доктора. Рассмотренные вопросы требуют комплексного подхода, тщательной проработки и поэтапного внедрения. Движение к европейским стандартам должно быть системным, устойчиво эволюционным, продуманным с учетом особенностей собственной культуры, исторического опыта, евразийской специфики. Министерству образования и науки РФ, вузам и НИИ, диссертационным советам, профессиональным и научным сообществам, отдельным ученым на современном этапе предстоит многоплановая работа по совершенствованию институтов, правил и практики аттестации научных кадров. Образование и наука в России активно развиваются, и следует сделать все необходимое, чтобы в результате реформ были приобретены дополнительные импульсы движения вперед и создана более надежная система выявления, поддержки и развития талантливой молодежи.

Литература

1. Карлов Н. В. О европейском опыте аттестации // Бюллетень ВАК России. 1993. N 5. 2. Болонский процесс: нарастающая динамика и многообразие / Под ред. проф. В. И. Байденко. М., 2002. 3. Мацкевич И. М. Подготовка научно-педагогических кадров в области юриспруденции // Юридическое образование и наука. 2010. N 1. 4. Нысанбаев А., Ударцев С. Подготовка и аттестация научных кадров и европейские стандарты // Синергетика образования / Южное отделение Российской академии образования / Председатель ред. совета А. П. Стуканов. М., Ростов: Ростовский гос. университет, 2005. Вып. 3.

——————————————————————