Пропаганда безопасности дорожного движения: обзор форм и методов деятельности

(Войтенков Е. А.)

(«Административное право и процесс», 2011, N 7)

ПРОПАГАНДА БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ: ОБЗОР ФОРМ

И МЕТОДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Е. А. ВОЙТЕНКОВ

Войтенков Евгений Алексеевич, заместитель начальника управления ОАО «СТБ», докторант кафедры истории государства и права Московского университета МВД России, кандидат юридических наук, член Ассоциации юристов России.

На официальном уровне признано, что проблема безопасности дорожного движения является проблемой государственной важности, которая оказывает существенное влияние на развитие современной России. Вместе с тем за последние 20 лет общество во многом утратило многие моральные ценностные ориентиры, что в том числе затронуло и сферу безопасности дорожного движения.

Ключевые слова: правовая культура, безопасность дорожного движения, средства массовой информации, пропаганда.

Propaganda of security of road traffic: review of forms and methods of activity

E. A. Vojtenkov

It is recognized at the official level that the problem of security of road traffic is a problem of state importance which has a material impact on development of contemporary Russia. In the meantime for the recent 20 years the society lost many moral landmarks, this fact among others touches upon the sphere of security of road traffic.

Key words: legal culture, security of road traffic, means of mass media, propaganda.

Вопросам формирования правосознания участников дорожного движения и стереотипов правомерного поведения всегда уделялось повышенное внимание. В первой половине XX в. деятельность в этом направлении получила название «пропаганда безопасности дорожного движения». Несмотря на то что в разное время методы такой пропаганды были различными, статистика показывает, что целенаправленная и систематическая работа в этой области неизменно дает положительные результаты и оказывает существенное влияние на аварийность на автомобильном транспорте.

В целом суть пропаганды безопасности дорожного движения сводится к систематическому разноплановому информационному воздействию на участников дорожного движения и имеет целью формирование у широкого круга участников дорожного движения как стереотипов допустимого и возможного поведения, так и стереотипов безоговорочного отказа от возможных неправомерных поступков.

Обращаясь к рассмотрению различных способов информационного воздействия на участников дорожного движения, можно выделить различные его формы в зависимости от степени вовлеченности в участие в дорожном движении.

На начальных этапах автомобилизации нашей страны методы пропаганды безопасности дорожного движения ограничивались проведением разъяснительных бесед в средних школах сотрудниками Госавтоинспекции, организацией специальных тематических выставок, проведением занятий с трудовыми коллективами автотранспортных организаций.

С увеличением количества транспортных средств в целом и ростом доли владельцев автомобилей стали применяться несколько иные формы работы — тематические публикации в печатных изданиях, привлечение для работы в данном направлении специальных агитмашин, организация радиопередач. В советский период наиболее всесторонне, полно и разнообразно направление пропаганды безопасности дорожного движения получило свое развитие с конца 60-х годов XX в., что во многом связано с комплексным подходом к решению задач безопасности дорожного движения в целом. В этот период для повышения правовой культуры участников дорожного движения использовались практически все доступные методы и формы работы. Разнообразие таких форм и методов объясняется несколькими причинами:

— во-первых, методы, применяемые ранее, становились менее эффективны с появлением все большего количества индивидуальных автовладельцев, подготовка к участию в дорожном движении не носила централизованный характер, что закономерно влекло к появлению на дорогах водителей с разным уровнем подготовки;

— во-вторых, существенно расширились материально-технические возможности «инструментария», применяемого для осуществления пропаганды безопасности дорожного движения;

— в-третьих, во второй половине XX в. были проведены специализированные комплексные научные исследования, в том числе и в области пропаганды безопасности дорожного движения.

Необходимо признать, что на сегодняшний день эффективность работы по пропаганде безопасности дорожного движения оставляет желать лучшего. После распада СССР в начале 90-х годов в обществе не были сформированы ценностные моральные ориентиры, которые обеспечили бы воспитание участников дорожного движения в духе неукоснительного соблюдения правовых норм. Именно на 90-е годы XX в. приходится всплеск проявлений грубости, хамства, взаимного неуважения участниками дорожного движения, что неизбежно ведет к негативным последствиям.

В современных условиях, когда информационные технологии за последние 20 лет фактически совершили качественный рывок вперед, а степень вовлеченности общества в участие в дорожном движении продолжает расти, на наш взгляд, требуется пересмотр подходов к решению вопросов пропаганды безопасности дорожного движения.

Представляется, что информационное воздействие на общество в рамках пропаганды безопасности дорожного движения должно носить систематический, разноплановый и инновационный характер, при этом должен быть достигнут разумный компромисс между внедрением дорогостоящих современных технологий и рациональностью расходования бюджетных средств.

При этом видится перспективным и разумным на современном этапе развития общества приступить к долгосрочной программе формирования правосознания граждан в духе соблюдения предписания правовых норм в области безопасности дорожного движения. Вот только несколько актуальных направлений работы в этой области. Крайне важным представляется формирование азов правовой культуры граждан на более раннем этапе развития личности. Для этого специальные образовательные программы могут быть реализованы уже на уровне начальной и средней школы в целях воспитания младшего поколения.

В рамках подготовки начинающих водителей и курсантов автошкол представляется целесообразным внести изменения в существующие программы обучения, дополнив их дополнительными учебными блоками по правовому воспитанию обучающихся, а также демонстрации наглядных фото — и видеоматериалов с мест дорожно-транспортных происшествий для формирования у учеников установки на недопустимость нарушения Правил дорожного движения.

Безусловно, важным и наиболее массовым инструментом информационного воздействия на население является внедрение различных форм социальной рекламы, которая может быть реализована в виде специализированных видеороликов в кинотеатрах и на телевидении, различных мультимедийных решений, реализованных на интернет-сайтах государственных органов, а также путем размещения различной печатной продукции.

Таким образом, можно заключить, что в последние годы инструментарий для реализации различных форм пропаганды безопасности дорожного движения существенно расширился.

——————————————————————