Музеи: трансляторы прошлого технологиями будущего
(Мищук А. Н.)
(«Культура: управление, экономика, право», 2012, N 4)
МУЗЕИ: ТРАНСЛЯТОРЫ ПРОШЛОГО ТЕХНОЛОГИЯМИ БУДУЩЕГО
А. Н. МИЩУК
Мищук Анастасия Николаевна, аспирантка Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма, специалист по конкурсно-договорной документации Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры им. М. И. Глинки.
Основная функция памяти не в том, чтобы хранить прошлое,
но в том, чтобы адаптировать его таким образом,
чтобы оно обогащало настоящее и воздействовало на него.
Давид Лоуэнталь
Практически ежедневно передовые мировые компании представляют вниманию общественности свои новейшие изобретения в сфере техники (iPad, iPhone). Более усовершенствованные технологии приходят на смену своим предшественникам, отодвигая последних на задний план, раздвигая границы горизонта. Многое из того что еще двадцать лет назад казалось невозможным, на данный момент воплотилось в реальность, вошло в повсеместный обиход (Интернет), без чего уже не представляется возможным современная деятельность. Гонка технологий ведет к ускорению ритма жизни, за которым необходимо успевать во избежание отставания от реалий действительности. Людям приходится соответствовать требованиям, диктуемым эпохой. Все меньше свободного времени остается на «духовную пищу».
Тем не менее в современном мире ведется активная государственная политика, направленная на приобщение к культуре. Яркий тому пример — взаимодействие Третьяковской галереи с московским метрополитеном, а именно по Арбатско-Покровской линии уже в течение пяти лет курсирует поезд — картинная галерея «Акварель». Указанный симбиоз является показательным примером того, как великое искусство «идет в народ», преследуя информативно-образовательные цели, приобщая к шедеврам мирового наследия, побуждая к реальному посещению учреждений культуры.
Можно с уверенностью утверждать, что учреждения культуры, несмотря на неумолимое течение жизни и ограниченность свободного времени, востребованы. Подтверждением этого является колоссальный интерес и вовлеченность миллионов посетителей музеев во всем мире к проводимой ежегодной акции «Ночь в музее».
Особо следует отметить выставки, проводимые Государственным музеем изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, пользующиеся большим спросом вне зависимости от проводимых акций, показателем чего являются огромные очереди в музей, чтобы полюбоваться работами Дали, Караваджо, Блейка и др.
Неподдельный интерес в текущем году был вызван мероприятиями, связанными со 100-летием Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина и Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры им. М. И. Глинки.
Музей им. А. С. Пушкина на данный момент планирует расширение, связанное с реализацией концепции «музейного городка», что предполагает собой обширное строительство рядом с памятниками культуры и даже непосредственно на их территории, здания сродни Музею Помпиду в Париже или Музею современного искусства на Манхэттене. Здание должно будет включать в себя различные площади для постоянных и периодических экспозиций с трансформирующимися залами, лекционными помещениями, медиатеками, под стать зарубежным аналогам.
Современные передовые техника (жидкокристаллические экраны, сенсорные дисплеи) и технологии (зоны Wi-Fi) начинают активно работать на учреждения культуры. Внедрение технических новаторств модернизирует музеи, библиотеки, архивы и т. д. С их помощью происходит информативная трансляция объектов культурного наследия, а также информации, с ними связанной.
Для большего продвижения культуры в жизнь людей необходимо более тесное сотрудничество музеев между собой и со СМИ. Важным также представляется создание базы оперативно обновляемых сводных обобщающих данных учреждений культуры по субъектам Российской Федерации в качестве интернет-ресурса, для того чтобы потенциальным посетителям выбрать в режиме on-line интересуемые мероприятия. Это позволяет создать, образно говоря, конкуренцию между учреждениями за посетителей и формировать более востребованный контент. Не следует пренебрегать шефством над образовательными учреждениями, где очень кстати пришлись бы обучающие цифровые информационные ресурсы.
Опыт зарубежных коллег указывает на то, что смещая акцент в сторону традиции и наследия, не следует упускать из виду новаторский потенциал культуры. Особо можно выделить опыт города Туманного Альбиона — Монмут, который стал первым в мире, практически самостоятельно производящим самопрезентацию, повествуя туристам и горожанам о своей истории при наличии у слушателей телефона.
Монмут — одно из самых древних поселений на Британских островах, существующее с II — III веков нашей эры. Сейчас этот город полон QR-кодов, которые нанесены на объекты. При наведении трубки на них происходит переадресация к необходимому интернет-ресурсу, повествующему о здании. Плюсом такого виртуального города-гида является возможность получения новейшей информации на любом языке мира из Wikipedia. Городские власти способствовали реализации проекта путем обеспечения бесплатного доступа к Интернету через Wi-Fi.
Представляя свои культурные центры как туристический ресурс, государства должны заботиться об инвестиции в культуру, что напрямую взаимосвязано с увеличением привлекательности мест для туристов, а как следствие — приведет к повышению уровня благосостояния населения.
Именно диалог разных культур позволяет музею оставаться востребованным в обществе. Музейные театрализованные и интерактивные экскурсии, массовые мероприятия, лекции-беседы, акции, мастер-классы, межмузейные обменные выставки, виртуальные экспозиции, конференции, взаимодействие с индустрией культурного туризма помогают музею шагать в ногу со временем.
Воспринимая передовые веяния технического прогресса, особо актуальным и применимым для учреждений культуры оказался процесс оцифровки материалов из фондов, открыв новую страницу во взаимодействии между государствами в сфере свободного доступа к культурному наследию. Это, например, касается наследия Рахманинова, находящегося как на территории Российской Федерации, так и Соединенных Штатов Америки. Именно оцифровка позволила почитателям композитора ознакомиться с ранее неизвестными в каждой из сторон произведениями до начала сотрудничества.
В музеях России, по подобию зарубежного опыта, идет постепенное внедрение современной музейной информационной системы — КАМИС, обеспечивающей решение широкого круга музейных задач: учет и хранение, каталогизация, подготовка выставок и экспозиций.
Упоминая о диалоге культур, в свете передовой международной практики хотелось отметить опыт Англии касаемо музеев. Во-первых, в каждом посещаемом учреждении культуры при входе можно получить бесплатный путеводитель по объекту посещения (pocket plan) как минимум на пяти языках, выбор остается за посетителем. Во-вторых, в Великобритании ощутима крепкая связь школ с музеями. Ученики, располагаясь в залах музея, увлеченно знакомятся с экспонатами, не теряя ни секунды времени заполняют выпускаемые музеем информационно-контролирующие материалы, которые будут проверять преподаватели. Например, в National Maritime Museum (Greenwich) этот материал представляет собой картонный лист, красочно оформленный, на одной стороне которого изображен отдельный экспонат, указано его место расположения в музее и задан вопрос, с ним связанный. Только поближе ознакомившись, детально рассмотрев экспонат, ученик сможет заполнить оборотную сторону листа, на котором некоторая информация про объект уже сообщается в помощь посетителю. Получается, что при проведении периодических внеклассных занятий ученику прививается внимательность, происходит обучение, и он без проблем «ориентируется на местности».
Снова, проводя параллели с Западом, стоит акцентировать внимание на немаловажном для учреждений культуры вопросе, связанном с финансированием, лежащим в плоскости экономики. Несмотря на положительные для музеев п. 3 ч. 2 ст. 55, п. 14.1 ч. 2 ст. 55 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», зачастую остается необходимость в больших денежных средствах. Эрмитаж и Государственный музей-заповедник «Петергоф» взяли на вооружение передовой мировой опыт, решив не просто получать субсидии из бюджета, а по образу и подобию зарубежных учреждений культуры заставить свободные средства работать себе на благо. Они оба передали деньги из фонда целевого капитала, который формируется за счет пожертвований, в руки управляющей компании для дальнейших инвестиций (эндаумент-фонды). Основная суть заключается в том, что деньгами распоряжаются экономисты, а музей получает доходы, которые вправе направить на уставные цели по своему усмотрению (например, на реставрацию). Эксперты же такой подход назвали революцией, констатируя, что культура начинает рассматриваться не только как человеческое наследие, а как актив, который должен приносить прибыль.
Более простой способ получения доходов можно проследить на примере музея Madame Tussaud’s (London) — когда посетителям после прохождения залов экспозиций, перед выходом из музея предоставляется возможность приобрести себе на память фотографию, оформленную в фирменную декорированную папку или получить за небольшую плату фото на обозначенный посетителем e-mail адрес.
Следовательно, музеи перешли на новый виток своего развития, используя помимо традиционных способов трансляции культурного наследия технику и технологии будущего.
——————————————————————