Квалификация и профессиональный уровень прокурорских работников

(Петров А. В.)

(«Законность», 2012, N 2)

КВАЛИФИКАЦИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

ПРОКУРОРСКИХ РАБОТНИКОВ

А. В. ПЕТРОВ

Петров Александр Викторович, прокурор г. Астрахани Астраханской области, советник юстиции.

В статье освещены вопросы организации работы по повышению квалификации и профессионального уровня прокурорских работников на примере прокуратуры города, в результате чего существенно увеличена эффективность надзорной деятельности, что способствовало успешному выполнению стоящих перед органами прокуратуры задач.

Ключевые слова: прокурор; квалификация работника; обучение кадров; профессиональная подготовка; методика обучения.

Advanced training and raising professional level of prosecutors

A. V. Petrov

The article highlights issues of organization of work on advanced training and raising professional level of public prosecutors on the example of the prosecutors office of the city. As a result, efficiency of prosecutors activity grows and it promotes to a successful execution of the prosecutors office goals.

Key words: public prosecutor; advanced training; personnel training; professional training; methodology of training.

Эффективная организация работы по повышению квалификации и профессионального уровня прокурорских работников, основанная на системном подходе, — залог успешного выполнения стоящих перед органами прокуратуры задач.

Вопросы повышения квалификации и профессионального уровня прокурорских работников регламентируются Приказом Генерального прокурора РФ от 4 октября 2010 г. N 373 «О совершенствовании системы подготовки, повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников органов прокуратуры Российской Федерации».

Положения Приказа предписывают исходить из того, что основными целями профессиональной подготовки являются развитие у работников органов прокуратуры профессионально-психологических качеств и навыков, необходимых для успешного решения конкретных практических задач; совершенствование стиля и методов работы руководителей органов прокуратуры по управлению, обучению и воспитанию подчиненных работников, внедрению в практику передовых форм и методов работы, основ научной организации труда.

Деятельность прокурора районного и городского звена в силу своей специфики не сводится исключительно к организации работы подчиненного коллектива по реализации надзорных полномочий. Прокурор одновременно решает несколько задач. Особая роль при этом отводится вопросам организации работы по повышению квалификации и профессионального уровня прокурорских работников.

Нельзя недооценивать это обстоятельство и отодвигать указанную деятельность на последний план. С самого начала работа прокурора города, района, не организовавшего на месте должным образом систему повышения профессионального уровня прокурорских работников на регулярной основе, особенно молодых специалистов, обречена на провал.

Руководители прокуратур городов и районов знают, как необоснованное прокурорское реагирование, неправильная оценка характера нарушения дают повод для нападок на прокурорскую систему. В основе большей части ошибок и просчетов в работе прокуратур — именно недооценка руководителями значения повышения профессионального уровня и мастерства работников прокуратуры.

В условиях динамично обновляющегося законодательства, при возрастающих требованиях к профессиональной подготовке прокурорских работников поиск, применение эффективных форм и методов повышения квалификации, развитие профессиональных, в особенности психологических качеств и навыков у прокурорских работников, углубленное изучение ими законодательства, судебной и следственной практики становится насущной необходимостью и является залогом эффективной и результативной работы.

Законом о прокуратуре повышение квалификации включено в круг служебных обязанностей прокуроров.

Вопросам организации работы по повышению квалификации и профессионального уровня прокурорских работников в прокуратуре г. Астрахани уделяется значительное внимание, и в этой работе накоплен определенный опыт.

Здесь можно выделить несколько составляющих.

1. Многогранная деятельность органов прокуратуры требует серьезного знания оперативными работниками действующего законодательства, вносимых в него изменений и дополнений.

Помимо изучения законодательства, нормативных правовых актов на основе планов индивидуальной и коллективной учебы, в прокуратуре города с установленной периодичностью проводятся межведомственные учебно-методические семинары. На семинары приглашаются представители различных органов власти и учреждений в зависимости от рассматриваемой и подлежащей обсуждению темы семинара. Как правило, такие семинары проводятся с федеральными и мировыми судьями, сотрудниками органов внутренних дел, различных государственных контролирующих органов в первую очередь по вопросам правоотношений, возникающих в финансово-кредитной, налоговой сферах, в сфере закупок товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд, а также по отдельным вопросам уголовно-судебной, административной, налоговой и арбитражной практики.

Тематика таких семинаров шире тематики семинаров, проводимых только для прокурорских работников, поскольку обсуждаются актуальные вопросы, касающиеся функций различных органов. Такие семинары наряду с повышением квалификации кадров способствуют также более тесной координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, являются одной из форм такой координации.

Примерная тематика межведомственных учебно-методических семинаров предварительно разрабатывается с учетом рекомендаций прокуратуры области, местных правоохранительных органов исходя из потребностей обмена опытом работы, выработки единого подхода к толкованию и применению сложных вопросов права, судебной, прокурорской и следственной практики.

Кроме того, в них включаются разбор выступлений, обсуждение спорных правовых вопросов, их усвоение способствует устранению недостатков в работе и решению конкретных служебных задач.

Работа каждой прокуратуры строится на основе планов работы, составляемых на конкретные полугодия. Большинство плановых мероприятий включает в себя организацию различного рода надзорных проверок исполнения законодательства.

В работе прокуратуры практикуется проведение межведомственных научно-методических семинаров по теме, которой предшествует тематическая проверка исполнения законодательства в соответствии с планом работы.

Это способствует более глубокому, всестороннему, а самое главное — предварительному изучению прокурорскими работниками законодательства, исполнение которого запланировано проверить.

Такой метод в работе с кадрами способствовал повышению как эффективности, так и результативности надзорной деятельности.

2. При проведении в прокуратуре города коллективной учебы с оперативными работниками применяется дифференцированный подход. Его суть заключается в том, что оперативный работник докладывает конкретную тему, исполнение законодательства по которой не входит в круг его должностных обязанностей в соответствии с распоряжением об их распределении. Например, помощник прокурора, в основные обязанности которого входит осуществление надзора за процессуальной деятельностью органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, предварительно изучает и докладывает методику проведения проверок исполнения бюджетного, природоохранного и иного законодательства.

Цель такого подхода — стремление добиться овладения оперативными работниками методикой проведения различных проверок исполнения законодательства, поэтапное ознакомление со всеми видами прокурорской деятельности, изучение нормативных правовых актов и ведомственных организационно-распорядительных документов, оперативное ориентирование при взаимозаменяемости, обучение терминологии и др.

3. Как отмечалось выше, новеллы в действующее законодательство вносятся с заметной периодичностью. Учитывая предназначение прокуратуры как надзорного органа, следует признать, что здесь важным фактором является знание оперативными работниками действующих норм законодательства, своевременное изучение вносимых в него изменений и дополнений.

В связи с этим, преследуя цель коллективного и своевременного изучения таких новшеств, выработки подхода к работе в новых условиях, на каждое полугодие составляется график докладов оперативными работниками изменений в законодательство.

Ответственный работник предварительно проводит выборку произошедших изменений в законодательстве (активно при этом используется правовая система «КонсультантПлюс»), затем их систематизацию и после этого делает доклад на семинаре, раскрывая их содержание. Одновременно обсуждаются и прорабатываются вопросы применения закона в новых условиях.

В свою очередь это одна из форм контроля прокурором знания подчиненными новшеств законодательства.

4. Помимо изучения методических рекомендаций, информационных писем, обзоров практики Генеральной прокуратуры РФ и прокуратуры области, а также материалов ежемесячного правового научно-практического журнала «Законность», пленумов и постановлений Верховного Суда РФ, изучаются статьи и научные публикации, размещенные в журналах по юридической тематике: «Уголовное право», «Юрист», «Черные дыры» в российском законодательстве», «Следователь», в которых научные и практические работники освещают достаточно серьезные вопросы правоприменительной практики, проблемы и пути их решения. Их изучение, безусловно, способствует расширению диапазона знаний прокурорских работников, позволяет находить выход из тупиковых ситуаций.

5. Новшество в работе — проверка знаний оперативными работниками изучаемого ими законодательства путем проведения тестирования.

Механизм тестирования схож с тестированием в широком смысле слова, когда на поставленный вопрос представлено несколько вариантов ответов. Пока такое тестирование проводится на бумажных носителях. В перспективе запланировано придать ему электронную форму, примерно такую, которая действует в Институте повышения квалификации руководящих кадров Академии Генеральной прокуратуры РФ (входящее и выходящее тестирование).

В процессе работы с кадрами основное внимание уделяется молодым специалистам, не имеющим достаточного практического опыта и навыков работы.

Наибольшую сложность для них, как показал анализ работы с кадрами, представляет поддержание в суде государственного обвинения. Одних только знаний, полученных в вузах, недостаточно для того, чтобы грамотно и эффективно поддержать в суде государственное обвинение, проявить ораторские способности, логично выстроить тактику представления доказательств в суде и уверенно держать себя в судебном заседании, убедительно выступить в прениях сторон.

Ответственные задачи решаются прокуратурой города, района в сфере, связанной с судебной деятельностью. Участвуя в рассмотрении судами дел, прокурор должен обеспечить квалифицированное поддержание государственного обвинения, реальную защиту прав и свобод человека и гражданина, публичных интересов.

Приказ Генерального прокурора РФ от 4 октября 2010 г. N 373 предписывает исходить из того, что основной целью профессиональной подготовки прокурорских работников является развитие у работников профессионально-психологических качеств и навыков, необходимых для успешного решения конкретных практических задач.

Во исполнение этого Приказа, а также Приказа Генерального прокурора РФ от 20 ноября 2007 г. N 185 «Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства», который предписывает организовать надежную систему профессиональной учебы, постоянно совершенствовать учебно-методический процесс, привлекать к участию в проведении учебных мероприятий опытных практических работников, изучать и распространять положительный опыт работы, внедрять в практику хорошо зарекомендовавшие себя формы обучения, в том числе деловые игры, в прокуратуре города повышенное внимание уделяется вопросам качества поддержания в суде государственного обвинения, в первую очередь прокурорскими работниками, не имеющими достаточного практического опыта участия в судебных процессах.

С этой целью в прокуратуре города на системной основе проводятся межведомственные учебно-методические семинары, на которых предметно изучаются различные вопросы, возникающие при поддержании в суде государственного обвинения. К проведению таких семинаров регулярно привлекаются опытные практические работники, психологи, ветераны органов прокуратуры, преподаватели образовательных учреждений высшего профессионального образования юридического профиля.

В частности, проведены семинарские занятия с участием прокуроров управления по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами прокуратуры области и психологов: «Особенности ораторского искусства и способности убеждения во время публичного выступления», «Этические основы судебных прений и особенности речи государственного обвинителя в суде, методика ее построения», «Особенности допроса несовершеннолетнего и установления с ним психологического контакта в процессе осуществления уголовного преследования».

Проведение семинаров заметно облегчило работу прокуроров по участию в судебных процессах, в особенности молодых специалистов, помогло им снять стресс и психологически почувствовать себя более уверенно, углубить знания.

Занятия по этим темам показали перспективность такой формы работы как с начинающими, так и имеющими достаточный срок пребывания в должности оперативными работниками; позволили молодым работникам быстрее приобрести знания и освоить навыки, необходимые государственному обвинителю, а работникам, имеющим достаточный стаж, не утратить интерес к своей работе, проверить правильность используемых подходов к решению профессиональных задач.

В процессе обучения кадров организовано взаимодействие с образовательными учреждениями высшего профессионального образования юридического профиля.

Часто приглашаются на занятия авторитетные ученые и преподаватели, проводятся научно-практические конференции. Так, у нас побывали и прочитали лекции преподаватели Астраханского государственного университета. Большой интерес вызвал семинар по вопросам использования знаний психологии при поддержании в суде государственного обвинения.

Не менее важную роль в процессе обучения отводим самоподготовке по индивидуальным планам, которая приемлема для всех категорий работников и, безусловно, должна проводиться под постоянным контролем руководителя прокуратуры.

Каждый работник, независимо от опыта и занимаемой должности, в конце полугодия составляет план индивидуальной подготовки на следующее полугодие. Один экземпляр такого плана направляется в кадровую службу прокуратуры области для сведения и контроля. Непосредственный контроль за ходом выполнения плана самоподготовки осуществляется прокурором с проверкой соответствующих конспектов.

При планировании самостоятельной учебы учитывается несколько критериев:

— изучение нового законодательства, отдельных вопросов надзорной практики, актуальных для прокуратуры города, методических пособий, информационных писем, обзоров практики вышестоящих прокуратур, постановлений и разъяснений Пленумов Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ;

— регулярное ознакомление с правовыми и периодическими изданиями;

— изучение правоприменительной практики, положительного опыта работы, научно-практических комментариев, юридической литературы.

При составлении плана важно учитывать, чтобы он не был перегружен, «захламлен» изучением ненужного материала и практики, не являющейся актуальной для конкретной прокуратуры. Целесообразно планировать изучение современных работ по определенной проблеме, сравнивать их с ранее издававшимися. Это позволит критически осмыслить изучаемую тему. Руководитель прокуратуры должен оказать помощь каждому подчиненному в выборе планируемых тем, подборе изучаемой литературы, после чего утвердить согласованный с ним план.

В работе прокуратуры города используется такой метод, как проведение оперативного совещания с работниками перед составлением ими планов индивидуальной учебы в целях оказания методической помощи, на котором рекомендуется включение для самостоятельного изучения необходимых нормативных актов. При этом следует учитывать, что предложение прокурором самостоятельно изучить прокурорскому работнику конкретную тему, особенно молодому специалисту, поможет наиболее эффективно устранить пробелы в профессиональной подготовке.

Такая организация работы с кадрами в прокуратуре города существенно повлияла на эффективность ее деятельности как единого живого организма, позволила повысить качество надзора и соответственно увеличить количество выявленных нарушений закона.

——————————————————————