Представительство несовершеннолетних работников
(Васильев В. А.) («Трудовое право», 2009, N 10)
ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ РАБОТНИКОВ
В. А. ВАСИЛЬЕВ
Васильев В. А., кандидат юридических наук, доцент Челябинского института Уральской академии государственной службы, заслуженный юрист РФ.
Говоря о труде несовершеннолетних работников как особом объекте правового регулирования, необходимо отметить, что он достаточно полно отражен в исследованиях теоретического характера, особенно советского периода.
В настоящее время потребность в исследовании проблем, связанных с участием несовершеннолетних в социально-трудовых отношениях, с их правовым статусом в сфере труда, с представительством их прав и интересов, не только сохранилась, она стала острее. Это обусловлено изменением трудового законодательства, особой ролью молодежи в жизни государства. Постановление ВС РФ от 3 июня 1993 г. N 5090-1 «Об Основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации» <1> определило, что государственная молодежная политика проводится в отношении граждан РФ в возрасте от 14 до 30 лет. Правовое понятие «молодежь» наряду с несовершеннолетними включает достаточно широкий круг лиц. Это нельзя не учитывать на практике. Дифференцированный подход к правовому регулированию труда и отношений, связанных с трудом, должен осуществляться в отношении не только несовершеннолетних, но и лиц более старшего возраста. Речь может идти о таком подходе к квотированию рабочих мест. ——————————— <1> Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 25. Ст. 903.
По данным Росстата, в общей массе безработных количество не достигших 20 лет составляет 10%, в возрастных категориях 20 — 24 года — 21,3%, 25 — 29 лет — 13,3%. В более старших возрастных категориях показатели следующие: 30 — 34 года — 9,6%, 35 — 39 лет — 9,2%, 44 — 49 лет — 11,9%, 50 — 54 года — 9% <2>. Как видно, у безработицы молодежное лицо, на молодых работников приходится наибольший удельный вес среди граждан, не имеющих работы и зарегистрированных в службе занятости в качестве безработных. ——————————— <2> Российский статистический ежегодник: Стат. сб. М.: Росстат, 2007. С. 137, 157.
Это не согласуется с международными трудовыми нормами. Международно-правовое регулирование труда ставит целью содействовать полной, продуктивной и свободно избранной занятости трудоспособного населения. Так, ст. 1 Конвенции N 122 «О политике в области занятости» (1964 г.) <3> обязывает государство в целях стимулирования экономического роста и развития, повышения уровня жизни, удовлетворения потребностей в рабочей силе и ликвидации безработицы и неполной занятости осуществлять в качестве главной цели активную политику, направленную на содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости. ——————————— <3> Ведомости ВС СССР. 1967. N 32. Ст. 442.
В некоторых регионах законодательная практика формируется с учетом проблем с трудоустройством как у несовершеннолетних, так и у лиц более старшего возраста. Так, Закон г. Москвы от 22 декабря 2004 г. N 90 «О квотировании рабочих мест» предусматривает, что предприятия и организации с численностью персонала свыше 100 человек обязаны предоставлять 4% рабочих мест определенным категориям российских граждан, в том числе выпускникам начальных и средних профессиональных учебных заведений в возрасте 18 — 20 лет, ищущим работу впервые. Республиканское соглашение между Федерацией профсоюзов Республики Башкортостан, объединениями работодателей и Правительством этой республики на 2008 — 2010 гг. предусматривает установление квот рабочих мест для трудоустройства молодежи в возрасте от 16 до 29 лет, граждан, уволенных с военной службы, инвалидов, лиц, освободившихся из мест лишения свободы. Необходим дифференцированный подход к правовой регламентации трудоустройства, занятости молодежи. Например, уже сегодня спрос на молодых представителей сложных профессий превышает предложение. Мировая практика работы ведущих компаний в Америке и Европе показывает, что вложение в молодежь сейчас — это умноженный на 2 эффект в будущем, на котором не стоит экономить <4>. ——————————— <4> См.: Емеленко Е. Дорогие GRP-программы, или Почему работа с молодежью стоит дорого? // Управление персоналом. 2005. N 7. С. 42 — 43.
Реализации прав и интересов несовершеннолетних работников в сфере труда призвано способствовать осуществление их представительства, которое традиционно имеет большую значимость. Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (в дальнейшем — Закон о профсоюзах), ТК РФ (ст. ст. 29, 370, 372, 373 и др.) предоставили профсоюзам право на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников. Представительство, о котором идет речь, носит универсальный характер, может использоваться в коллективных и индивидуальных интересах работников. Нельзя не отметить, что защитная функция профсоюзов не в полном объеме распространяется на отдельные категории работников. Речь идет о несовершеннолетних работниках, не достигших возраста 14 лет. В соответствии со ст. 2 Закона о профсоюзах такие работники не могут вступать в профсоюзы в связи с недостижением 14-летнего возраста. Их интересы могут учитываться лишь при заключении коллективных договоров, если таковые в организации, где работают несовершеннолетние этой категории, заключаются. С одной стороны, государство устанавливает для работников этой категории комплекс специальных норм, обеспечивающих особую охрану их труда с учетом психофизиологических особенностей и связанных с запретом применения труда несовершеннолетних на определенных видах работ, прохождением ими медицинских осмотров, установлением для них норм выработки и другими особенностями регулирования труда несовершеннолетних работников, содержащимися в гл. 42 ТК РФ. С другой — работники, о которых идет речь, не имеют своих представителей по месту работы, которые могли бы представлять их права и законные интересы при реализации названных норм. В условиях достаточно активного использования в России труда несовершеннолетних, включая не достигших возраста 14 лет, вопрос о представительстве их интересов в социально-трудовых отношениях нельзя отнести к числу второстепенных. Из-за изменения экономической обстановки и усиливающегося в связи с этим социального расслоения ранняя трудовая деятельность, направленная на материальное обеспечение своей семьи, становится все более частым явлением в нашей стране… Как и во всем мире, в России раньше всех начинают трудиться дети из неимущих, неблагополучных многодетных семей <5>. ——————————— <5> Щур-Труханович Л. В. О возрасте, с которого допускается заключение трудового договора в Российской Федерации // Трудовое право. 2006. N 8. С. 52.
Ряд законодательных актов предусматривают содействие работникам, о которых идет речь, в трудоустройстве. Так, Федеральный закон от 24 июня 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» <6> (с изм. от 7 июля 2003 г. <7>) возлагает на органы и учреждения системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних обязанности по защите их прав. Включают они и заботу о трудовом и бытовом устройстве, в частности, несовершеннолетних, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений (п. 6 ч. 1 ст. 11). Федеральные законы от 24 июля 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» <8> (с изм. и доп. <9>) и от 21 декабря 1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» <10> (с изм. и доп. <11>) обязывают федеральные органы исполнительной власти субъектов РФ осуществлять мероприятия по обеспечению профессиональной ориентации и подготовки детей. ——————————— <6> СЗ РФ. 1999. N 26. Ст. 3177. <7> СЗ РФ. 2007. N 49. Ст. 6070. <8> СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3802. <9> СЗ РФ. 2007. N 27. Ст. 3215. <10> СЗ РФ. 1996. N 52. Ст. 5880. <11> СЗ РФ. 1998. N 17. Ст. 788.
ТК РФ предусматривает дополнительные гарантии для работников в возрасте до 18 лет при расторжении трудового договора (ст. 269). Их увольнение (за исключением случая ликвидации организации или прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем) допускается с согласия соответствующей государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Эти органы представляют интересы как государства, так и работников названной категории. В комиссию по делам несовершеннолетних работодатель обязан сообщать о случаях подачи несовершеннолетним заявления о расторжении трудового договора по его инициативе, что необходимо для выяснения причин подачи заявления, принятия мер к оставлению работника на прежней работе либо трудоустройства в другую организацию. Такой порядок предусмотрен ст. 11 Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 г. <12>. ——————————— <12> ВВС РСФСР. 1967. N 23. Ст. 536.
В соответствии с п. 60 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 (в ред. от 28 декабря 2006 г.) работник, уволенный без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения, подлежит восстановлению на прежней работе. При невозможности восстановления его на прежней работе вследствие ликвидации организации суд признает увольнение незаконным, обязывает ликвидационную комиссию или орган, принявший решение о ликвидации организации, выплатить ему средний заработок за все время вынужденного прогула. Согласно ст. 237 ТК РФ работник в зависимости от обстоятельств имеет право на возмещение морального ущерба. Обращает на себя внимание тот факт, что, если не считать выборочных проверок, права работников, о которых идет речь, защищают соответствующие органы либо при трудоустройстве, либо при увольнении. Выпадает важное звено — представительство в ходе осуществления ими трудовых функций. Актуальным в связи с этим является внесение в Закон о профсоюзах изменений, предусматривающих снижение возраста для вступления в профсоюзы тем несовершеннолетним, которые приняты на работу до достижения ими возраста 14 лет. Способствовало бы выходу из ситуации возрождение на предприятиях молодежных организаций с наделением их правом осуществления представительства, защиты интересов молодых, в том числе несовершеннолетних работников. Необходимость этого связана со следующим. Профсоюзы сегодня создаются не на всех предприятиях. В случае отсутствия на предприятиях профорганизаций интересы несовершеннолетних работников представлять некому. По сути, они остаются один на один с работодателем. Что нередко означает — один на один с допускаемым в отношении их произволом. Например, привлечение детей к сельхозработам без оплаты <13>, детское рабство для сельских краев — нередкое явление. ——————————— <13> См.: Добрынина С. Час быка // Российская газета. 2005. 22 июля.
Создание представительных органов молодежи на предприятиях (в организациях) способствовало бы достижению социальной адаптации и повышению конкурентоспособности молодежи на рынке труда. Необходимо принятие федерального закона «О молодежи», в который должны быть включены положения о комитете (комиссии) по делам молодежи на предприятии (в организации), предусматривающие: — участие в решении вопросов о приеме на работу, изменении существенных условий труда работников, не достигших совершеннолетия; — участие в рассмотрении вопросов о премировании молодых работников, улучшении их социальных условий, включая предоставление кредитов на жилье, мест в общежитии и др.; — участие в разработке предложений о применении технически обоснованных трудовых затрат и создании условий для их выполнения; — направление работодателю предложений о совершенствовании оплаты труда, обеспечении соответствия заработной платы молодого работника его личному трудовому вкладу; — осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства в отношении молодых работников; — представительство прав и интересов молодых работников в органах по рассмотрению трудовых споров. К числу дискуссионных вопросов следует отнести осуществление представительства несовершеннолетних работников при переводах их на другую работу. В соответствии со ст. 57 ТК РФ изменение трудовых правоотношений допускается только по соглашению сторон и в письменной форме. Исследуя эту проблему, А. В. Буянова обоснованно отмечает, что российский законодатель не вводит в трудовое законодательство специальные нормы, предусматривающие особый порядок изменения трудовых отношений с несовершеннолетним работником, из чего следует, что положения ст. ст. 72 — 75 Кодекса применяются и к несовершеннолетним работникам. В связи с этим автор предлагает предусмотреть в законодательном порядке, что изменение трудового договора с работником, не достигшим возраста 16 лет, в порядке, предусмотренном ст. ст. 72 — 75 ТК РФ, допускается с согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) лица, не достигшего возраста 16 лет, и органа опеки и попечительства <14>. ——————————— <14> См.: Буянова А. В. Особенности правового регулирования труда несовершеннолетних работников // Трудовое право. 2005. N 6. С. 18.
С автором нельзя не согласиться в том, что неспособность лица, не достигшего возраста 16 лет, полностью осознавать значение своих действий и руководить ими накладывает специфику и на изменение трудовых отношений с несовершеннолетними. Что касается предложения об осуществлении изменения трудовых отношений с несовершеннолетними работниками лишь с согласия родителей (опекунов, попечителей) таких работников и органов опеки и попечительства, то его следует отнести к числу дискуссионных. Речь, по существу, идет о наделении их функциями контроля за соблюдением трудового законодательства, что не согласуется с принимаемыми в последнее время мерами законодательного характера по сокращению излишних проверок в сфере бизнеса. Вряд ли осуществление контроля свойственно названным органам и родителям (опекунам) несовершеннолетних. Более эффективному решению вопроса способствовало бы участие в рассмотрении названных спорных ситуаций государственной инспекции труда, представительного органа работников организации, в частности комитета (комиссии) по делам молодежи на предприятии (в организации). Дифференцированный подход к осуществлению представительства прав и интересов несовершеннолетних работников должен носить многоплановый характер, учитывать все этапы их трудовой деятельности.
——————————————————————