Организация практико-ориентированного подхода в обучении курсантов ФСИН России
(Мишустин С. П.) («Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление», 2014, N 2)
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ КУРСАНТОВ ФСИН РОССИИ
С. П. МИШУСТИН
Мишустин Сергей Петрович, начальник кафедры режима и охраны в УИС Самарского юридического института ФСИН России.
В статье рассмотрены вопросы организации практико-ориентированного подхода в обучении курсантов ФСИН России.
Ключевые слова: практико-ориентированное обучение, курсанты ФСИН России.
Organization of practice-oriented approach in training of cadets of the Federal Service for Execution of Punishment of Russia S. P. Mishustin
Mishustin Sergey Petrovich, Head of the Department of the regime and protection in the penal system of the Samara Law Institute of the Federal Penitentiary System.
In article questions of the organization of the praktiko-focused approach in training of cadets of federal service of punishments are considered.
Key words: the practice-focused training, cadets of Federal Penitentiary Service.
В настоящее время уголовно-исполнительная система, как и многие другие сферы реализации правоохранительной деятельности, находится в процессе реформирования. С позиции кадрового обеспечения реформы УИС ФСИН России заявляет для работников такие квалификационные характеристики, которые позволили бы выполнять специальные функции по обеспечению правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах; точному и безусловному исполнению приговоров, постановлений и определений судов в отношении осужденных и лиц, содержащихся под стражей. У сотрудников должны быть сформированы знания, умения и навыки, позволяющие обеспечить как эффективное противодействие противоправному поведению со стороны осужденных, так и реализацию мер ответственности за нарушение прав осужденных и лиц, содержащихся под стражей. В настоящий момент по-настоящему конкурентоспособным будет такой специалист, который не только хорошо знает технические особенности своей профессии, но и общителен, умеет работать в стрессовой ситуации, выполнять поставленные задачи с учетом четко установленных временных рамок, управлять персоналом, представить продукт своего труда и т. д. <1>. ——————————— <1> Чхутиашвили Н. В. Новые требования рынка труда к молодым юристам // Юридическое образование и наука. 2010. N 4. С. 11.
Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) ориентированы на достижение «деятельностного» результата образовательного процесса и определяют перечень общих и профессиональных компетенций, которые позволят успешно осуществлять профессиональную деятельность. А это, в свою очередь, диктует необходимость переноса акцентов преподавания из общепрофессиональных теоретических сфер в плоскость практического выполнения профессиональных задач. Речь идет о практико-ориентированной модели организации образовательного процесса, которая предполагает, что интегрированный образовательный результат обучения достигается путем увеличения сегмента узкой специализации во всех компонентах общепрофессиональной подготовки. Исполнение служебных обязанностей требует от сотрудников подразделений безопасности и режима органов и учреждений ФСИН России знания специальных приемов и способов действий, навыков, умелого их применения. Выпускнику образовательного учреждения УИС необходимо не только овладеть глубокими научными знаниями, но и уметь использовать их для решения практических задач. Формирование и становление профессиональных качеств, характеризующих профессиональную подготовку, начинаются еще в период обучения в вузе. Возникает необходимость проведения комплекса мероприятий по дальнейшему развитию структуры профессионального образования работников УИС, подготовки высококвалифицированных специалистов и повышения качества образовательных программ, придания образовательному процессу вузов ФСИН России практико-ориентированной направленности. В Самарском юридическом институте ФСИН России практико-ориентированный подход к подготовке сотрудников в рамках специализации «Организация режима и надзора в УИС» по направлению «Правоохранительная деятельность» внедряется на протяжении последних двух лет. В настоящее время на основании распоряжения ФСИН России от 17 апреля 2013 г. N 84-р «О специализации образовательных учреждений высшего профессионального образования ФСИН России» за ФКОУ ВПО СЮИ ФСИН России закреплена специализация «Организация режима в УИС». Определены структурные подразделения ФСИН России, курирующие подготовку кадров по данной специализации: Управление режима и надзора и Управление организации деятельности тюрем и следственных изоляторов. В основу практико-ориентированной модели обучения положены знания, умения и навыки деятельности, необходимые для осуществления служебных функций в отделах безопасности и отделах режима. Процесс постоянного «приращения» элементов профессиональных компетенций в рамках учебной деятельности реализуется в течение всех пяти лет обучения и связан с последовательным освоением уровней выполнения должностных функций сначала младшего, а затем среднего начальствующего состава. В основной образовательной программе СЮИ специальные профессиональные компетенции младшего начальствующего состава формируются в течение первого, второго и третьего семестров в формате отдельных учебных дисциплин, а также в рамках факультативных занятий по подготовке младшего начальствующего состава отделов безопасности, а также системы «сквозной» практики. По окончании первого курса учащиеся демонстрируют в основном теоретическую составляющую профессиональных компетенций, связанную со знанием организационных и правовых основ деятельности МНС отделов безопасности и отделов режима. Вместе с тем результатом обучения в этот период является и опыт деятельности в должности оператора поста видеонаблюдения. В третьем семестре «приращение» «деятельностных» элементов происходит за счет их расширения и углубления: учащийся демонстрирует опыт деятельности не только оператора поста видеонаблюдения, но и младшего инспектора отдела безопасности, а функционал оператора поста видеонаблюдения выполняется применительно к любому сектору наблюдения и любому типу учреждения. Начиная с четвертого семестра обучение направлено на приобретение практических навыков, необходимых для деятельности МНС отделов режима и отделов безопасности. Формирование происходит на учебных рабочих местах учебно-тренировочного комплекса института и в исправительных учреждениях ГУФСИН России по Самарской области. Дополнительное практическое обучение каждого курсанта составляет 96 часов в год (плюс к основной образовательной программе). Начиная с седьмого семестра продолжается формирование профессиональных компетенций, необходимых для деятельности СНС отделов режима и отделов безопасности. Сохраняется междисциплинарный подход к содержанию специальных курсов, увеличивается количество часов практических занятий по отношению к другим формам аудиторной работы. Эмпирический материал для выпускных квалификационных работ накапливается в ходе реализации всех уровней системы «сквозной» практики. Таким образом, по окончании девятого семестра в результате постоянного последовательного наращивания объема компетенций, а также расширения их перечня практически заканчивается формирование компетентностной модели выпускника. В процессе государственной аттестации проверяется достижение интегрированного образовательного результата. Общим итогом в обучении будущего практического работника УИС является выпускная квалификационная работа в форме письменного научного сочинения <2>. ——————————— <2> Ракитина Л. Н. Организация работы студента-юриста над выпускной квалификационной работой и роль научного руководителя в данном процессе // Юридическое образование и наука. 2008. N 2. С. 10.
Основной составляющей методического обеспечения практико-ориентированного подхода является создание учебно-методических, учебных пособий, лекций. Создатели методических продуктов должны найти точки соприкосновения содержания дисциплины и функционала будущего сотрудника. Так, в рамках учебных курсов возможно написание фондовых лекций, материал которых связан со специализацией, или включение такого материала в качестве отдельных вопросов в обычные конспекты лекций. На примере опыта СЮИ ФСИН России можно отметить и востребованность издания сборников задач, материал которых содержит описание ситуаций, возникающих из наиболее типичных правоотношений с участием субъектов пенитенциарной системы, и задачные формулировки, направленные на формирование знаний, умений и навыков, предусмотренных рабочей программой учебной дисциплины. Представляется важной еще одна составляющая методического обеспечения практико-ориентированной модели образовательного процесса — создание методических материалов междисциплинарного характера: профессиональных модулей, отдельных методических разработок. Поскольку компетенции, содержащиеся в образовательных стандартах, могут рассматриваться в качестве интегрированного образовательного результата, очевидно, что междисциплинарное методическое обеспечение является наиболее эффективным инструментом реализации такого процесса. Применительно к системе высшего образования ведомственного характера в рамках ФСИН России с сожалением приходится констатировать, что вузы не имеют возможности в полном объеме использовать свободу составления общей образовательной программы, поскольку связаны примерными рабочими учебными планами по направлениям специализации, разработанными Управлением кадров ФСИН России. Поскольку содержательно эти планы придерживаются дисциплинарной логики, возможность создания профессиональных модулей ограничена и в рамках вариативной части учебных циклов. Поэтому в настоящее время кафедры института проводят междисциплинарные, межкафедральные практические занятия в форме деловых и ролевых игр на основе общих методических разработок. В такой методической разработке учебный материал различных курсов сценарно связан единой целью и планируемыми результатами обучения. В качестве инструмента оценки усвоенных знаний используются закрытые тестовые задания, а «деятельностная» составляющая оценивается с помощью бланка наблюдения за деятельностью. Учебно-материальная база практико-ориентированного обучения по профилю «Режим и надзор в УИС» включает в себя объединенные логическими и методическими связями базовые элементы — учебно-тренировочный комплекс института и полигон практического обучения на базе учреждений ГУФСИН России по Самарской области. Теоретические знания и умения, полученные на учебно-тренировочном комплексе, закрепляются в навыках выполнения должностных обязанностей сотрудников УИС, приобретаемых на рабочих местах, созданных в учреждениях ГУФСИН по Самарской области, включенных в структуру полигона практического обучения. В настоящий период практические занятия с курсантами и слушателями СЮИ ФСИН проводятся на базе ФКУ ИК-5, ИК-6, ИК-15, КП-27, ОСБ, СИЗО-1 ГУФСИН России по Самарской области. Выбор учреждений обусловлен видами режимов исполнения наказаний, а также уровнем их материально-технического состояния. Перечень учреждений согласован с руководством ГУФСИН. С этими учреждениями институтом заключены соответствующие договоры о сотрудничестве. Таким образом, внедрение практико-ориентированного подхода к подготовке специалистов для уголовно-исполнительной системы является безусловно необходимым и соответствующим требованиям новых образовательных стандартов и запросам работодателя. Логика такого подхода диктует необходимость максимального увеличения доли сегмента узкой специализации во всех формах и видах учебной и учебно-методической работы. Основное внимание, как представляется, должно быть уделено формулировке образовательных результатов, созданию адекватных средств оценки их достижения и внедрению профессионально ориентированных материалов в традиционные формы методического обеспечения учебного процесса.
Список литературы:
1. Ракитина Л. Н. Организация работы студента-юриста над выпускной квалификационной работой и роль научного руководителя в данном процессе [Текст] // Юридическое образование и наука. 2008. N 2. 2. Чхутиашвили Н. В. Новые требования рынка труда к молодым юристам [Текст] // Юридическое образование и наука. 2010. N 4.
——————————————————————