Современное правовое воспитание как необходимый фактор в образовательной политике России
(Васильев Ф. П., Булатова Л. А.)
(«Административное право и процесс», 2013, N 4)
СОВРЕМЕННОЕ ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК НЕОБХОДИМЫЙ
ФАКТОР В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ РОССИИ
Ф. П. ВАСИЛЬЕВ, Л. А. БУЛАТОВА
Васильев Федор Петрович, доцент кафедры УДСООП Академии управления МВД России, доктор юридических наук, полковник полиции, член Российской академии юридических наук.
Булатова Лариса Альтафовна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе средней общеобразовательной школы N 11 г. Рубцовска Алтайского края.
Статья разработана авторами на основе изучения актуального вопроса о проблемах правового воспитания детей (школьников), а также практики применения указов Президента России и различных нормативных правовых актов по рассматриваемой теме. Она адресуется широкому кругу читателей.
Ключевые слова: полиция, право, образование, учащиеся, функция, формирование.
Legal education as an indispensable factor in the educational system in Russia
F. P. Vasilyev, L. A. Bulatova
A scientific article on the basis of a study sponsored by the actual question about legal education of children (pupils) as well as the use of decrees of the President of Russia and various regulations on the subject. It is addressed to a wide range of readers.
Key words: police, law, education, students, function, formation.
Президентом России 28 апреля 2011 г. утверждены Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (Пр-1168). Определены принципы, основные направления и содержание государственной политики в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан. Они направлены на повышение уровня правовой культуры населения, формирование традиции безусловного уважения к закону, правопорядку и суду, добропорядочности и добросовестности как преобладающей модели социального поведения, а также на преодоление правового нигилизма в обществе, который препятствует развитию России как современного правового цивилизованного государства.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. также говорится, что одной из задач образования является гражданское образование и патриотическое воспитание молодежи.
Учитывая основные направления и принципы государственной политики в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, образовательные учреждения должны взять на себя развитие следующих направлений государственной политики: правовое просвещение и правовое информирование граждан (дополнительно следует учитывать Постановление Правительства России от 24 октября 2011 г. N 859 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части распределения полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию»); развитие правового образования и воспитания подрастающего поколения в образовательных учреждениях различного уровня посредством внедрения в образовательный процесс учебных курсов, программ, учебно-методических материалов, обеспечивающих получение знаний в области права.
Воспитание правовой грамотности школьников нужно рассматривать как фактор проявления правовой культуры личности. К структурным элементам правовой культуры личности относится знание системы основных правовых предписаний, понимание принципов права, глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку, убежденность в необходимости соблюдения их требований, активная жизненная позиция в правовой сфере и умение реализовывать правовые знания в процессе правомерного социально активного поведения.
В условиях правового государства возрастает роль закона в системе социальных регуляторов, происходит усиление правовых начал в поведении людей, в жизни общества и государства. Недостаточный уровень правовой культуры и правосознания, правовой нигилизм граждан России являются серьезной проблемой обеспечения реализации принципов верховенства права.
Предусмотрены меры по развитию системы правового просвещения и информирования граждан, в том числе через информационно-правовые ресурсы. На формирование правовой культуры и позитивного типа правосознания и поведения школьников оказывают влияние следующие факторы: характер воспитания и моральный климат в семье, законопослушное поведение родителей; качественный уровень воспитания и обучения в образовательных учреждениях различного типа и вида, в том числе закрепление и развитие у учащихся основ правосознания; распространение и использование доступных для восприятия информационных материалов, формирующих правовую грамотность и правосознание населения, в печатном, электронном, аудиовизуальном и ином виде, а также с помощью средств массовой информации; деятельность лиц творческих профессий и их объединений, средств массовой информации, организаторов эфирного и кабельного вещания, издательских организаций, производителей рекламной продукции, направленная на создание и распространение произведений, активно продвигающих в общественное сознание модель законопослушного поведения в качестве общественно одобряемого образца.
В настоящее время важно, чтобы учащиеся хорошо ориентировались в вопросах законности и правопорядка, ориентировались в вопросах правомерного поведения, знали правонарушения и ответственность, которая предусмотрена за них. Проблема воспитания правовой культуры в нашей стране очень актуальна. Так же как сегодня вопросы национальной безопасности страны, т. е. стратегическое сдерживание, осуществляются с использованием экономических возможностей государства, включая ресурсную поддержку сил обеспечения национальной безопасности, путем развития системы военно-патриотического воспитания граждан Российской Федерации, а также военной инфраструктуры и системы управления военной организацией государства. Эти факторы отмечены в Указе Президента России от 12.05.2009 N 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года».
В последние годы проблема безнадзорности, беспризорности детей школьного возраста стала одной из главных. Рост правонарушений и преступности в обществе, а следовательно, и в среде школьников, увеличение числа неблагополучных семей, а также семей, находящихся в социально опасном положении и не занимающихся воспитанием, содержанием детей, является основанием воспитания правовой культуры как учащихся, так и их родителей.
Для формирования позитивного правосознания, воспитания в детях внимательности к людям, готовности к дружбе, сотрудничеству, уважения к окружающим, СМИ, теле — и радиоканалы должны демонстрировать и распространять опыт положительных примеров социально активного поведения в обществе. В настоящее время телеканалы, СМИ, Интернет демонстрируют много криминальной хроники (убийства, насилие, кровь и др.), что отрицательно сказывается на неустойчивой, формирующейся психике ребенка. Количество и качество таких передач должно быть минимальным и подвергаться контролю.
Практическая направленность правового воспитания, формирования законопослушного гражданина предполагает, что недостаточно иметь юридическую информацию, важно уметь грамотно ею пользоваться. Только тогда право защищает человека. В процессе учебы школьники должны освоить специальные умения и навыки, научиться законным и нравственным способам защиты прав и свобод.
Основными задачами должны стать создание целостного представления о правилах поведения в общественных местах, об умении различать хорошие и плохие поступки, о соблюдении дисциплины в школе, о личной ответственности за антиобщественные деяния, предусмотренные уголовным и административным правом. Правовая культура учащихся должна способствовать развитию, становлению и укреплению гражданской позиции, отрицательному отношению к правонарушениям, предупреждению опасности необдуманных действий, свойственных подростковому возрасту, которые могут привести к совершению преступлений. В связи с этим следует выделить основные направления по формированию правовой культуры детей — будущего поколения в правовом государстве: разработка образовательных, воспитательных, социально-педагогических технологий, методов; отбор учебного материала, способствующего формированию правовой грамотности школьников; организация работы лектория правовых знаний; развитие деятельности ученического самоуправления в школе; реализация системы просветительских и социально-педагогических мероприятий, адресованных учащимся, родителям, педагогам; социально-психологический мониторинг с целью выявления и коррекции имеющихся отклонений в семейном воспитании и личностном развитии школьника; изучение и обобщение передового правового и социально-педагогического опыта в рамках реализации программы; привлечение к работе в решении поставленных задач всех существующих служб общеобразовательных учреждений, работающих с учащимися и их родителями по вопросам правового воспитания и формированию личностных качеств школьников.
Правовое воспитание приобретает актуальность в подростковом возрасте, когда подростки могут сознательно воспринимать сущность законов.
Проблема воспитания правовой культуры в нашей стране актуальна. В настоящее время важно, чтобы учащиеся хорошо ориентировались в вопросах законности и правопорядка, ориентировались в вопросах правомерного поведения, знали правонарушения и ответственность, которая предусмотрена за них.
В последние годы проблема безнадзорности, беспризорности детей школьного возраста стала одной из главных. Рост правонарушений и преступности в обществе, а следовательно, и в среде школьников, увеличение числа неблагополучных семей, а также семей, находящихся в социально опасном положении и не занимающихся воспитанием, содержанием детей, является основанием воспитания правовой культуры, как учащихся, так и их родителей.
Репродуктивное усвоение правовой информации нельзя рассматривать как основную задачу воспитания правосознания школьников, так как современное российское законодательство очень изменилось. Кроме того, правовые знания нужны школьникам не сами по себе, а как основа поведения в различных житейских ситуациях.
Таким образом, в школьном правовом воспитании необходима такая педагогическая технология, которая отвечала бы потребностям самого ученика, общества и учитывала закономерности формирования правового сознания. Практическая направленность правового воспитания, формирования законопослушного гражданина предполагает, что недостаточно иметь юридическую информацию, важно уметь грамотно ею пользоваться. В процессе учебы школьники должны освоить специальные умения и навыки, научиться законным и нравственным способом защиты прав и свобод.
——————————————————————